г. Пермь |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А71-11095/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Борзенковой И.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от истца: Русинов П.В., паспорт, доверенность от 11.01.2021 N 00003-05/3, диплом,
от ответчика: Андреевских И.Н., паспорт, доверенность от 15.10.2020, диплом,
от третьих лиц: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика индивидуального предпринимателя Данилова Игоря Юрьевича
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 05 февраля 2021 года
по делу N А71-11095/2020
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ОГРН 1021801656854, ИНН 1835016228)
к индивидуальному предпринимателю Данилову Игорю Юрьевичу (ОГРН 315183700000326, ИНН 182501950000)
третьи лица: государственный контрольный комитет Удмуртской Республики (ОГРН 1021801506000, ИНН 1833017106), Министерство финансов Удмуртской Республики
о взыскании 1 350 000 руб. предоставленного гранта,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, г. Ижевск (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Данилову Игорю Юрьевичу (далее - ответчик) о взыскании 1 350 000 руб. предоставленного гранта.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.12.2020 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: 1. Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики, 2. Министерство финансов Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.02.2021 (резолютивная часть решения объявлена 29.01.2021) исковые требования удовлетворены. С индивидуального предпринимателя Данилова Игоря Юрьевича в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, г. Ижевск взыскано 1 350 000 руб. предоставленного гранта; в доход федерального бюджета 29 500 руб. государственной пошлины, в том числе, государственная пошлина по обеспечению иска.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что после расходования средств гранта ответчик 01.10.2017 предоставил в министерство отчет о целевом расходовании с подтверждающими документами; таким образом, об использовании гранта с нарушениями истец имел возможность узнать 01.10.2016, но претензия была направлена ответчику 30.06.2020, в суд истец обратился 14.09.2020, то есть пропуском срока исковой давности; обязательство по созданию рабочих мест не просрочено; уменьшение поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС) связано с падежом, а не с отчуждением КРС; нарушения в том, что до получения гранта Минсельхоз УР предприниматель получал субсидию от Минэкономики УР, нет, поскольку они являются разными мерами господдержки; ответчик продолжает осуществление сельскохозяйственной деятельности, включен истцом в перечни крестьянских фермерских хозяйств (далее - КФХ) за 2016-2019 годы; несоблюдение истцом ветеринарного законодательства не является основанием для возврата гранта; таким образом, бюджетные средства потрачены ответчиком по целевому назначению, удовлетворение исковых требований влечет изъятие собственных средств ответчика, что является мерой ответственности, не соразмерной правонарушению при отсутствии ущерба бюджету субъекта.
Истец и Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики с жалобой не согласны по основаниям, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу. Решение суда считают законным и обоснованным, просят оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании апелляционного суда представители истца и ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в 2016 году предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства осуществлялось в соответствии с Положением о предоставлении грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2015 года N 597 "Об утверждении положений о предоставлении грантов и субсидий в рамках реализации подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - Положение N 597).
На основании решения конкурсной комиссии, Министерством был сформирован список участников подпрограммы, утвержденный Приказом от 23 мая 2016 года N 250 "Об утверждении списка участников подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" и о предоставлении грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства", в который вошел индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Данилов Игорь Юрьевич.
Для участия в конкурсном отборе на получение гранта ответчиком была представлена заявка с указанием на необходимость получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 350 000 руб. (т. 1 л.д. 47-51), а также представлен план по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению деятельности, предусматривающей увеличение объема реализуемой сельскохозяйственной продукции (бизнес-план).
По результатам проверки представленных документов Министерством принято решение о выдаче гранта, в связи с чем и на основании п. 25 Положения N 597, между истцом и ответчиком (Грантополучатель) 27 мая 2016 года заключено соглашение о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (т. 1 л.д.52-58) (далее - Соглашение).
В силу п. 1.1 Соглашения Министерство предоставляет Грантополучателю денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 350 000 рублей, в том числе, за счет средств федерального бюджета 1 170 000 рублей, за счет средств бюджета Удмуртской Республики 180 000 рублей (далее - Грант) путем перечислений на банковский счет, предназначенный для зачисления Гранта (далее - Банковский счет), открытый в российской кредитной организации, а Грантополучатель принимает указанные денежные средства и использует их на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными Положением и настоящим Соглашением.
Согласно разделу 1 Соглашения Грант используется исключительно в соответствии с планом расходов согласно приложению к настоящему Соглашению, являющимся неотъемлемой частью Соглашения (далее - план расходов). Грант предоставляется Грантополучателю на безвозвратной и безвозмездной основе из средств бюджета Удмуртской Республики и средств федерального бюджета, подлежит возврату в бюджет Удмуртской Республики в случаях, предусмотренных действующим законодательством, Положением, а также настоящим Соглашением. Ожидаемым результатом предоставления Гранта является реализация бизнес-плана, представленного Грантополучателем в соответствии с Положением на конкурс по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств в целях реализации подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
В порядке п.2.3. Соглашения Грантополучатель обязан:
2.3.1. Оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов.
2.3.2. Использовать Грант исключительно по целевому назначению в соответствии с планом расходов, согласно приложению к настоящему Соглашению, являющимся неотъемлемой его частью.
2.3.3. Предоставлять по запросу Министерства письменные объяснения, отчеты и документы, касающиеся приобретения, пользования и распоряжения имуществом, выполненных работ, оказанных услуг, включенных в план расходов.
2.3.4. Использовать Грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его Банковский счет.
2.3.5. В течение 3 рабочих дней после открытия Банковского счета представить в Министерство реквизиты Банковского счета и выписку о перечислении на Банковский счет собственных средств и (или) заемных средств, в размере предусмотренном планом расходов.
2.3.6. В течение действия Соглашения создать не менее 2 (двух) постоянных рабочих мест.
2.3.7. Осуществлять деятельность в течение не менее 5 лет после получения Гранта.
2.3.8. Представлять в Министерство ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчеты о расходовании средств Гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по формам, утвержденным Министерством, и по мере выполнения бизнес-плана (плана расходов) документы, подтверждающие целевое использование Гранта.
2.3.9. Грантополучатель соглашается на осуществление Министерством, Министерством финансов Удмуртской Республики и Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики проверок соблюдения Грантополучателем условий, целей и порядка предоставления Гранта и обязуется обеспечить беспрепятственный доступ представителей Министерства, Министерства финансов Удмуртской Республики и Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики к имуществу, приобретенному за счет Гранта, давать объяснения, предоставлять отчеты и документы, касающиеся приобретения, пользования и распоряжения этим имуществом, а также относительно выполненных работ, оказанных услуг за счет средств Гранта.
2.3.10. В случае установления по итогам проверок фактов нецелевого использования Гранта, представления недостоверных документов или сведений для получения Гранта, нарушения условий предоставления Гранта, предусмотренных Положением и (или) настоящим Соглашением, осуществить возврат предоставленного Гранта путем перечисления в бюджет Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня получения письменного уведомления Министерства.
2.3.11. Обеспечивать достоверность сведений в документах (копиях документов), предоставленных в соответствии с настоящим Соглашением и Положением.
2.3.13. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязуется в течение действия Соглашения быть зарегистрированным и постоянно проживать на территории муниципального образования Удмуртской Республики по месту нахождения и регистрации Грантополучателя, которое является единственным местом трудоустройства главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Как указано в п.3.1. Соглашения сторона, не исполнившая свои обязательства по настоящему Соглашению или исполнившая свои обязательства ненадлежащим образом, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях нецелевого использования Гранта, установления факта представления недостоверных документов или сведений для получения Гранта, нарушения условий предоставления Гранта, предусмотренных Положением и (или) настоящим Соглашением, средства Гранта взыскиваются в бюджет Удмуртской Республики (п. 3.2 Соглашения).
Грантополучатель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в заявке и документах, представленных Грантополучателем для получения Гранта, за целевое использование Гранта, а также за достоверность, полноту и своевременность представления в Министерство сведений и соблюдение условий, установленных Положением и настоящим Соглашением (п.3.3. Соглашения).
В силу п. 5.4 Соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Грантополучателем своих обязательств по Соглашению, Соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке Министерством путём письменного уведомления Грантополучателя. Соглашение считается расторгнутым по истечении 5 (пяти) дней после получения Грантополучателем письменного уведомления о расторжении Соглашения.
Согласно плану расходов (приложение к Соглашению), ответчик должен был направить средства Гранта на приобретение 25 голов нетелей на общую сумму 1 500 000 руб., из которых 1 350 000 руб. - грант, 150 000 руб. - собственные средства.
Во исполнение условий Соглашения истец по платежным поручениям N 74481 от 01.07.2016 на сумму 180 000 руб. и N 246421 от 15.06.2016 на сумму 1 170 000 руб. перечислил на счет ответчика (Грантополучателя) средства Гранта в сумме 1 350 000 руб. 00 коп. (т.1 л.д. 59-60).
24 марта 2020 года в рамках исполнения условий Соглашения Министерством была проведена плановая выездная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления ответчику гранта.
По результатам указанной проверки был составлен Акт N 16 от 24.03.2020.
На проверку в подтверждение целевого использования средств гранта представлены оригиналы следующих документов, свидетельствующих о приобретении имущества:
- договор купли-продажи сельскохозяйственных животных от 01 июля 2016 года б/н заключен с ООО "АгроЯр", предмет договора - телки случного возраста в количестве 20 голов, счет на оплату от 12 июля 2016 года N 5 на сумму 1 398 450,00 рублей, товарная накладная от 01 июля 2016 года N 125 на сумму 1 398 450,00 рублей, акт приема-передачи животных о передаче 20 голов телок случного возраста массой 9 323 килограмм на сумму 1 398 450,00 рублей, ветеринарная справка от 05 июля 2016 года серии 218 N 1174710, платежное поручение от 15 июля 2016 года N 1 на сумму 1 398 450,00 рублей;
- договор купли-продажи крупного рогатого скота от 11 июля 2016 года б/н заключен с гражданкой Поздеевой Г.В., предмет договора - телки случного возраста в количестве 2 (двух) голов, акт приема-передачи животных от 11 июля 2016 года, ветеринарная справка от 14 июля 2016 года серии 218 N 1175006, платежное поручение от 02 августа 2016 года N 1 на сумму 101 550,00 рублей.
В акте проверки отражено, что оригиналы документов соответствуют документам, представленным в Министерство. ИП ГКФХ Даниловым И.Ю. за счет средств гранта приобретено 22 головы телок случного возраста, что является нарушением п. 34 Положения N 597, п. 1.2. Соглашения, поскольку планом расходов развития крестьянского (фермерского) хозяйства предусмотрено приобретение 25 голов нетелей. На момент проверки в животноводческом помещении беспривязным способом содержится 8 голов крупного рогатого скота (в том числе 2 теленка). К зданию нет подъездных путей. В коровнике отсутствует система навозоудаления, освещение, подсобные помещения захламлены и частично затоплены водой. В нарушение п. 36 Положения N 597 и п. 2.3.14 Соглашения ИП ГКФХ Даниловым И.Ю. не обеспечено сохранение поголовья скота приобретенного за счет средств гранта.
В нарушение п. 2.3.6. Соглашения ИП ГКФХ Даниловым И.Ю. не созданы два постоянных рабочих места.
30.06.2020 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в адрес ответчика направлена претензия N 04043-013 о возврате средств гранта, в которой истец также указал о расторжении Соглашения в одностороннем порядке на основании п. 5.4 Соглашения, в связи с чем ответчику предложено в течение 10 рабочих дней со дня получения данной претензии перечислить в бюджет сумму гранта в размере 1 350 000 руб. (т. 1 л.д. 68-69).
Кроме того, 30.09.2020 истцом в адрес ответчика направлено уведомление о расторжении Соглашения о предоставлении Гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в одностороннем порядке (т. 2 л.д. 59-60).
Поскольку ответчик добровольно средства полученного гранта не возвратил, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании гранта, так как факт нецелевого использования ответчиком полученного Гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства подтвержден материалами дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В абзаце 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее- БК РФ) предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст. 78 БК РФ, в соответствии с п. 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подп. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В силу п. 4 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Порядок и условия предоставления гранта определены положением о предоставлении грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2015 г. N 597.
Согласно п.33 Положения N 597 в случае возникновения необходимости внесения изменений в план расходов участник подпрограммы направляет в Министерство письменное обращение с указанием причин и оснований изменения плана расходов, документы, подтверждающие обоснованность вносимых изменений, план расходов с учетом вносимых изменений.
Изменения в план расходов могут быть внесены не более 5 раз в течение периода реализации плана расходов, при этом не допускается: 1) уменьшать общую стоимость расходов, предусмотренных планом расходов; 2) изменять виды приобретаемого имущества, выполняемых работ и услуг; 3) уменьшать количество приобретаемого имущества (п. 34 Положения N 597).
Пунктом 37 указанного Положения N 597 (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что Участник подпрограммы обязан использовать грант по целевому назначению в соответствии с настоящим Положением и заключенным с ним соглашением.
В силу п. 40 Положения N 597 (в редакции, действовавшей в спорный период) в случаях нецелевого использования гранта, установления факта представления недостоверных документов или сведений для получения гранта, нарушения условий предоставления гранта, а также нарушения условий, предусмотренных соглашением, участник подпрограммы обязан возвратить в бюджет Удмуртской Республики средства гранта. Министерство в случае выявления нецелевого использования гранта, установления факта представления недостоверных документов или сведений для получения гранта, нарушения условий предоставления гранта, а также нарушения условий, предусмотренных соглашением, направляет участнику подпрограммы письменное уведомление о необходимости возврата суммы гранта.
В соответствии с п. 41 Положения N 597 Участник подпрограммы в течение 10 дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить указанные средства в бюджет Удмуртской Республики. В случае неперечисления средств в указанный срок Министерство принимает меры для их принудительного взыскания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Контроль за целевым использованием гранта и соблюдения условий предоставления грантов осуществляется Министерством (п. 42 Положения N 597).
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что обстоятельства нарушения ответчиком условий заключенного Соглашения подтверждаются представленными в материалы дела документами, в том числе, Актом проверки от 24.03.2020, который подписан со стороны ответчика без возражений и замечаний, а также Актом от 14.01.2021, который был составлен уже в ходе судебного разбирательства на основании определения суда от 17.12.2020 о проведении совместного осмотра имущества и анализа документов, представленных в обоснование целевого использования гранта.
Какие-либо документы, опровергающие сведения, отраженные в указанных актах ответчиком не представлены (ст. 65 АПК РФ).
Из материалов дела следует, что по результатам осмотра имущества и анализа документов, представленных ответчиком в обоснование целевого использования гранта, составлен Акт от 14 января 2021 года, который подтвердил выводы, указанные в Акте по результатам контрольного мероприятия от 24 марта 2020 года N 16.
Кроме того, как отражено в Акте от 14.01.2021, произвести качественный осмотр здания принадлежащего ответчику на праве собственности, в котором, согласно бизнес-плану предполагалось содержание КРС и производство продукции животноводства, не представилось возможным, в связи с отсутствием подъездных и иных путей. В ходе проведения совместного осмотра, ответчик не отрицал, что данное животноводческое здание не эксплуатируется, скот в нем отсутствует, и ремонт не производился. Осмотр представленных животных КРС, расположенных по адресу: УР, Ярский район, д. Цыпья, ул. Садовая, д. 19 показал, что у находящихся в ветхих постройках КРС в количестве 17 голов отсутствуют ушные бирки, скот содержится в условиях без систем навозоудаления, поения, кормления, освещения, доения. Находящиеся в данном хозяйстве коровы в количестве 8 голов, истощены, гигиенически не ухожены, отсутствуют признаки молочного стада. Документы, подтверждающие право собственности (приобретения) животных, по учету молока, учету движения животных к проверке не представлены. Постройки используются на основании договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 23 сентября 2019 года б/н заключенного с Даниловой Надеждой Елизаровной. Осмотр здания, принадлежащего на праве собственности ИП ГКФХ Данилову И.Ю. в деревне Байран Ярского района, не произведен в связи с отсутствием подъездных и иных путей. ИП ГКФХ Даниловым И.Ю. представлен договор купли-продажи сельскохозяйственных животных от 24 ноября 2020 года б/н, заключенный с ООО "Озерки плюс", предмет договора - поставка нетелей в количестве 10 голов на сумму 855 000,00 рублей. На момент осмотра поставка животных не произведена, предпродажная подготовка скота не осуществляется, оплата отсутствует.
При рассмотрении дела судом первой инстанции подробно исследовал и отразил в судебном акте нарушения Положения N 597 и Соглашения, послужившие основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Кроме того, суд установил, что в соответствии с п. 2.3.8. Соглашения ответчик обязуется предоставлять в Министерство ежеквартально отчет, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Однако с момента получения гранта, ответчиком в Министерство был представлен только отчет от 05 января 2020 года по состоянию на 01 января 2020 года. Отчеты за предыдущие годы в Министерство не подавались, документального подтверждения ответчиком в материалы дела не представлено.
По указанному мотиву апелляционный суд признает несостоятельным довод жалобы о том, что после расходования средств гранта ответчик 01.10.2017 предоставил в Министерство отчет о целевом расходовании с подтверждающими документами, в связи с чем об использовании гранта с нарушениями истец имел возможность узнать 01.10.2016, но претензия была направлена ответчику 30.06.2020, в суд истец обратился 14.09.2020, то есть пропуском срока исковой давности.
При рассмотрении дела суд первой инстанции также принял во внимание, что ИП ГКФХ Данилову И.Ю. в 2015 году была уже предоставлена субсидия как начинающему предпринимателю на создание и развитие собственного бизнеса в размере 300 000 рублей (на приобретение коров) от Министерства экономики Удмуртской Республики в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса по предоставлению субсидий начинающим предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 сентября 2012 года N 399.
При подаче заявки в конкурсную комиссию Министерства для признания его участником подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" ИП ГКФХ Данилов И.Ю. в заявке на грант (пункт 13) указал, что не являлся получателем бюджетных средств на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, что является нарушением п.п. 2.2 условий подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 197.
Таким образом, ответчик в заявке на грант (пункт 13) указал не достоверные сведения, в связи с чем в соответствии с пунктом 40 Положения N 597 в случае установления факта представления недостоверных документов или сведений для получения гранта денежные средства подлежат возврату в бюджет Удмуртской Республики в полном объеме.
Принимая во внимание, что материалами дела подтверждены факты нарушения ответчиком условий Соглашения, установленных при предоставлении Гранта, суд первой инстанции обоснованно признал требования истца законными и подлежащими удовлетворению.
Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства. Основания для иной оценки представленных в дело доказательств апелляционный суд не усматривает.
Проверив позицию ответчика, суд апелляционной инстанции отмечает, что все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает.
Новых доводов и доказательств, не известных суду первой инстанции и способных повлиять на оценку обстоятельств дела, ответчиком не приведено.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 февраля 2021 года по делу N А71-11095/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11095/2020
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики
Ответчик: Данилов Игорь Юрьевич
Третье лицо: Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики, Министерство финансов УР г.Ижевск