г. Томск |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А03-15048/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Хайкиной С.Н.
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н., без использования средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (N 07АП-3065/2021(1)) на решение от 18.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15048/2020, принятое по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края к обществу с ограниченной ответственностью "Меркурий" о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27 - ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в общем размере 3 500 руб.,
при участии в судебном заседании:
- без участия (извещены),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее - Пенсионный фонд, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее - ООО "Меркурий", Общество) о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27 - ФЗ 2 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в общем размере 3 500 руб.
Решением от 18.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит принятый по делу судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указав, что страхователем нарушено законодательство Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, поскольку сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды: январь, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 года, февраль, марта 2019 года представлены с нарушением срока. У суда имелись основания для восстановления пропущенного срока для взыскания штрафной санкции в судебном порядке.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников арбитражного процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Судом установлено и материалами дела подтверждено следующее.
ООО "Меркурий" является страхователем в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", имеет регистрационный номер - 032010125418 и обязан представлять сведения о каждом застрахованном лице.
13.05.2019 ООО "Меркурий" представлен отчет по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетные периоды февраль и март 2019 года в отношении 1 застрахованного лица за каждый период. Расчеты были представлены в Управление по телекоммуникационным каналам связи (л.д. 10, 13).
25.10.2019 Обществом представлен отчет по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период январь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица. Расчет был представлен в Управление по телекоммуникационным каналам связи (л.д. 19).
25.10.2019 Обществом представлены отчеты по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за отчетные периоды: август, сентябрь, октябрь ноябрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица за каждый период. Расчеты были представлены в
Управление по телекоммуникационным каналам связи. Сведения в отношении одного застрахованного лица по форме СЗВ-М "дополняющая" за периоды: август, сентябрь, октябрь ноябрь 2018 года представлены с исправлением ошибок и (или) несоответствий по истечении пяти рабочих дней с момента получения уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий, направленного страхователю по телекоммуникационным каналам связи 15.03.2019 (л.д. 22, 25, 31, 34, 42, 46).
Пенсионным фондом на основании представленных сведений по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за отчетные периоды август, сентябрь, октябрь ноябрь 2018 года, по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетные периоды январь 2018 года, февраль, март 2019 года составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в которых указаны время и место рассмотрение материалов проверки с учетом представленных страхователем документов (л.д. 10, 13, 19, 22, 31, 34).
Акты проверки были направлены страхователю заказными письмами (л.д. 16, 28, 37, 43).
Общество на рассмотрение материалов проверки не явилось.
Установив, что ООО "Меркурий" нарушен порядок предоставления отчетности, Пенсионным фондом вынесены решения:
- N 032S19190007824 от 20.06.2019 о привлечении страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) в виде финансовых санкций в размере 500 руб. (отчетный период февраль 2019 года) (л.д. 11);
- N 032S19190007825 от 20.06.2019 о привлечении страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в размере 500 руб. (отчетный период март 2019 года) (л.д. 14);
- N 032S19190015686 от 12.12.2019 о привлечении страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в размере 500 руб. (отчетный период январь 2018 года) (л.д. 20);
- N 032S19190015688 от 12.12.2019 о привлечении страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в размере 500 руб. (отчетный период сентябрь 2018 года) (л.д. 23);
- N 032S19190015687 от 12.12.2019 о привлечении страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в размере 500 руб. (отчетный период август 2018 года) (л.д. 26);
- N 032S19200001777 от 27.02.2020 о привлечении страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в размере 500 руб. (отчетный период октябрь 2018 года) (л.д. 32);
- N 032S19200001778 от 27.02.2020 о привлечении страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в размере 500 руб. (отчетный период ноябрь 2018 года) (л.д. 35).
В подтверждение направления страхователю решений в материалы дела представлены списки внутренних почтовых отправлений (л.д. 17, 29, 38, 44).
Пенсионным фондом страхователю выставлены требования (л.д. 12, 15, 21, 24, 27, 33, 36) с указанием сроков добровольной уплаты финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Требования направлены страхователю заказным почтовым отправлением согласно списку внутренних почтовых отправлений (л.д. 18, 30, 45).
Поскольку в установленный срок требования не исполнены, а сумма штрафа в общем размере превысила 3 500 руб. и Обществом не уплачена, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статьи 17 Закона N 27-ФЗ, статьи 46 НК РФ, исходил из того, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате с момента когда общий размер штрафа превысил 3 000 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 29, части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с Федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если Федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Частями 4, 6 статьи 215 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения представляются страхователем ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем).
Часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию Учреждения взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу положений статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа перечисленных норм права следует, что к отношениям по взысканию штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Пункты 1 - 3 статьи 48 НК РФ, подлежавшие применению к спорной ситуации по аналогии на дату обращения Учреждения в арбитражный суд (14.07.2020 согласно оттиску почтового штемпеля) с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 и вопросе 1 Разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике, Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2019, предусматривали минимальный размер накопленной задолженности предъявляемых ко взысканию налогов, страховых взносов, пеней и штрафов а также устанавливали моменты начала течения шестимесячного срока для обращения уполномоченного органа в суд при достижении либо в случае недостижения указанного порогового значения взыскиваемой задолженности, независимо от того, обращается Учреждение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа или с исковым заявлением (заявлением о взыскании штрафа).
Согласно положениям абзацев второго, третьего статьи 48 НК РФ в редакции, действовавшей на дату обращения Учреждения в суд, заявления о взыскании финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть рассмотрены арбитражным судом при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3000 рублей либо истек указанный в абзаце третьем пункта 2 статьи 48 НК РФ трехлетний срок исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого уполномоченным органом.
Федеральным законом от 20.07.2020 N 237-ФЗ статья 17 Закона N 27-ФЗ дополнена частями 18 - 20, содержащими аналогичные положения о минимальном размере накопленной задолженности, при достижении которого возможно обращение в суд с требованием о взыскании (3 000 рублей), и о сроке взыскания накопленной задолженности, общий размер которой превысил 3 000 рублей, - в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций. Согласно данной норме права указанный срок также составляет шесть месяцев и подлежит исчислению со дня, когда сумма накопленной задолженности превысила 3 000 рублей.
Указанная минимальная сумма накопленной задолженности при взыскании санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ является неизменной до настоящего времени.
По смыслу приведенных норм и разъяснений к ним учитываемая при определении накопленной задолженности сумма, подлежащая взысканию, вопреки выводам апелляционного жалобы, определяется исходя из накопленной и предъявленной ко взысканию, а не из признанной судом обоснованной и фактически взысканной суммы.
С учетом требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц должны быть представлены за отчетные периоды: январь 2018 года не позднее 15.02.2019, февраль 2019 года не позднее 15.03.2019, март 2019 года не позднее 15.04.2019.
Судом установлено, что Общество сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетные периоды январь 2018 года, февраль и март 2019 года в отношении 1 застрахованного лица за каждый период представило с нарушением установленного законом срока. Указанное обстоятельство Обществом не оспорено.
Таким образом, факт совершения Обществом правонарушения выразившегося в непредставлении сведений по форме СЗВ-М с типом "исходная" в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, подтверждается материалами дела.
Сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетные периоды: август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 года представлены страхователем в установленный срок, что подтверждается протоколами проверки отчетности (л.д. 69-72).
Между тем, 15.03.2019 по телекоммуникационным каналам связи Пенсионным фондом Обществу направлено уведомление о выявленных несоответствиях в представленных на застрахованных лиц сведениях по формам СЗВ-СТАЖ за 2018 год и СЗВ-М за все отчетные периоды 2018 года по состоянию на 11 марта 2019 года.
Сведения в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-М (дополняющая) за отчетные периоды: август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 года были поданы страхователем по истечении пяти дней с момента получения уведомления.
Доказательств, опровергающих доводы заявителя, а также подтверждающих наличие обстоятельств, объективно препятствовавших страхователю своевременно представить необходимые сведения, свидетельствующие об отсутствии вины в непредставлении сведений в установленный срок, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, у Пенсионного фонда имелись основания для привлечения страхователя к ответственности в соответствии со статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ учете в системе обязательного пенсионного страхования за несвоевременное предоставление отчетности.
Расчет Пенсионного фонда проверен, признан верным, размер финансовых санкций
заявителем определен в соответствии с требованиями закона.
Установив, что общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде финансовой санкции в сумме 3 500 руб. На основании указанных решений Пенсионный фонд направил в адрес Общества требования об уплате штрафа, Обществу предложено уплатить сумму штрафа в добровольном порядке.
Как правильно установлено судом первой инстанции, после нарушения срока предоставления сведений по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" (во исполнение уведомления от 15.03.2019) за отчетные периоды август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 года, СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период январь 2018 года (сведения представлены 25.10.2019) задолженность страхователя превысила 3000 руб.
С этого момента у Управления возникло право на взыскание задолженности в судебном порядке.
В силу прямого указания, содержащегося в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, Управление должно было обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Срок добровольной уплаты финансовых санкций был установлен в требованиях до 21.04.2020. С настоящим заявлением Управление обратилось в суд 26.10.2020, то есть по истечении установленного срока (не позднее 24.10.2020). Таким образом, материалами дела подтверждается, что срок обращения в арбитражный суд настоящим заявлением Управлением пропущен.
Поскольку заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением 26.10.2020, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске Учреждением срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ, что явилось самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в части указанной суммы санкции.
Правовых оснований не согласиться с позицией арбитражного суда, судебная коллегия не усматривает.
Апелляционный суд также не нашел оснований для восстановления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа.
Так, в ходатайстве Пенсионный фонд указывает на то, что в октябре 2020 года работники юридического отдела болели и соблюдали карантинные мероприятия. Между тем, соответствующих доказательств в подтверждение этому доводу в материалы дела апеллянтом не представлены.
Между тем, Пенсионным фондом не учтено, что в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций возможно было обратиться в период с 21.04.2020 по 21.10.2020, в связи с чем апеллянт необоснованно ссылается на неблагоприятную эпидемиологическую обстановку в регионе в октябре 2020 года.
Обстоятельств, препятствующих обращению в суд с настоящим заявлением в мае, июне, июле, августе, сентябре 2020 года, Управлением не приведено. О наличии каких-либо иных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд, Управлением не указано, из материалов дела судом не усматривается.
Введение мер по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, в том числе на территории Алтайского края (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций) не может в рассматриваемом случае являться уважительной причинной пропуска срока с учетом длительного периода, в течение которого Пенсионный фонд мог обратиться в суд (6 месяцев). Кроме того, в указанный шестимесячный период какие - либо ограничения в части способа подачи документов (нарочно, почтой, в электронном виде) отсутствовали. Таким образом, приведенные Управлением причины в обоснование пропуска срока на обращение в суд не могут быть признаны уважительными апелляционным судом и подлежат отклонению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении вопроса были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15048/2020 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
С.Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15048/2020
Истец: ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Барнауле
Ответчик: ООО "Меркурий"