г. Хабаровск |
|
26 мая 2021 г. |
А04-1928/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании:
представителя федерального казенного учреждения "Дирекция космодрома "Восточный" Сигаенко В.В. по доверенности от 11 января 2021 года
представителя акционерного общества "31 государственный проектный институт специального строительства" Лебедевой Г.А. по доверенности от 11 января 2021 года
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "31 Государственный проектный институт специального строительства", федерального казенного учреждения "Дирекция космодрома "Восточный"
на решение от 18 марта 2021 года
по делу N А04-1928/2019
Арбитражного суда Амурской области
по иску администрации закрытого административно - территориального образования Циолковский Амурской области
к федеральному казенному учреждению "Дирекция космодрома "Восточный", федеральному государственному унитарному предприятию "Главное военно-строительное управление по специальным объектам"
об обязании совершить действия
третьи лица без самостоятельных требований относительно предмета спора - Прокурор космодрома "Восточный", государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области, федеральное государственное унитарное предприятие "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие закрытого административно территориального образования Циолковский Амурской области, открытое акционерное общество "ИПРОМАШПРОМ", общество с ограниченной ответственностью "Завод металлотентовых конструкций "ТЕНКО", общество с ограниченной ответственностью "Научно-Технический Центр "Эталон", общество с ограниченной ответственностью "МКБ", общество с ограниченной ответственностью "ЭНТРОРОС", акционерное общество "31 государственный проектный институт специального строительства"
установил: администрация закрытого административно - территориального образования Циолковский Амурской области обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к федеральному казенному учреждению "Дирекция космодрома "Восточный" (далее - ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный"), в котором просит обязать ответчика совершить действия, направленные на устранение выявленных недостатков теплосетей и объектов котельной ГП-201 согласно акту комиссионного обследования технического состояния теплосетей и объектов котельной ГП-201 от 2 июля 2018 года за свой счет или средств, полученных на основании решений суда от федерального государственного унитарного предприятия "Главного военно-строительного управление по специальным объектам", в срок до наступления отопительного периода 2019-2020 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Прокурор космодрома "Восточный", государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области, федеральное государственное унитарное предприятие "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие закрытого административно территориального образования Циолковский Амурской области, открытое акционерное общество "ИПРОМАШПРОМ", общество с ограниченной ответственностью "Завод металлотентовых конструкций "ТЕНКО", общество с ограниченной ответственностью "Научно-Технический Центр "Эталон", общество с ограниченной ответственностью "МКБ", общество с ограниченной ответственностью "ЭНТРОРОС", акционерное общество "31 государственный проектный институт специального строительства".
Определением от 14 мая 2019года суд удовлетворил ходатайство истца и привлек к участию в деле в качестве соответчика федеральное государственное унитарное предприятие "Главное военно-строительное управление по специальным объектам" (далее - ФГУП "ГВСУ по специальным объектам").
Определением суда от 5 июня 2019 года по делу произведена процессуальная замена третьего лица - федерального космического агентства его правопреемником - государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос".
Истец неоднократно уточнял предмет исковых требований.
В результате судом приняты и рассмотрены следующие исковые требования:
- обязать ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" произвести замену шести комплектов газоходов горизонтального и вертикального исполнения дымовых труб в соответствии с рекомендациями, изложенными в экспертном заключении общества с ограниченной ответственностью "НТЦ "Эталон" от 4 сентября 2018 года о техническом состоянии газ воздушных труб котельной ГП-201 и с учетом результатов заключения эксперта N 27-0920 от 14 декабря 2020 года, проведенной судебной экспертизы общества с ограниченной ответственностью "Амурский областной союз экспертов";
- обязать ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" произвести замену шести комплектов газоходов горизонтального и вертикального исполнения дымовых труб в соответствии с рекомендациями, изложенными в экспертном заключении общества с ограниченной ответственностью "НТЦ "Эталон" от 4 сентября 2018 года о техническом состоянии газ воздушных труб котельной ГП-201 и с учетом результатов заключения эксперта N 27-0920 от 14 декабря 2020 года, проведенной судебной экспертизы общества с ограниченной ответственностью "Амурский областной союз экспертов".
Определением суда от 24 июня 2019 года производство по настоящему делу приостановлено до разрешения и вступления в законную силу судебных актов по делу N А40-317690/2018 по иску ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" к ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" об обязании произвести замену шести комплектов газоходов горизонтального и вертикального исполнения дымовых труб в соответствии с рекомендациями, изложенными в экспертном заключении о техническом состоянии газовоздушных трактов и вытяжных труб котельной ГП201.
После вступления в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 7 июня 2019 года по делу N А40- 317690/2018 производство по делу возобновлено.
Решением суда от 18 марта 2021 года исковые требования удовлетворены. Надлежащим ответчиком признано ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный". В иске к ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" отказано.
ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части признания учреждения надлежащим ответчиком, приняв новый судебный акт об удовлетворении иска к ФГУП "ГВСУ по специальным объектам". В обоснование указано неполное выяснение судом обстоятельств дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Судом необоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что гарантийные обязательства по объекту строительства, в том числе и по теплосетям и объектам котельной ГП-201 возникли у ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" из контракта N 874-ИВ006/13/203, в том числе по поставленному на объект оборудованию, соответственно, именно данное лицо обязано отвечать по настоящему иску. Судом неправильно применены положения части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А40-317690/2018, не могут быть признаны не подлежащими доказыванию в силу преюдиции, поскольку состав лиц, участвующих в деле, иной. Вывод суда о доказанности факта ненадлежащего строительного контроля со стороны ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", основанный на приговоре Свободненского городского суда Амурской области от 17 марта 2020 года по уголовному делу N 1-2/2020, ошибочен, поскольку на момент принятия судом обжалуемого судебного акта приговор суда не вступил в законную силу.
Представитель ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы полностью поддержал.
Акционерное общество "31 государственный проектный институт специального строительства" также обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит исключить из мотивировочной части решения суда вывод суда о преюдициальном значении фактов, установленных судебными актами по делу N А40-317690/2018, согласно которым недостатки результата работ, выполненных на основании контракта N 874-ИВ006/13/203, возникли вследствие проектной ошибки, допущенной проектным институтом - открытым акционерным обществом "ИПРОМАШПРОМ". В обоснование указано нарушение судом норм процессуального права, в частности положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель акционерного общества "31 государственный проектный институт специального строительства" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы полностью поддержал.
Истец извещен, представитель в судебное заседание не явился. В отзывах заявил о несостоятельности доводов апелляционных жалоб, просил оставить решение суда в обжалуемой части без изменения, как законное и обоснованное.
ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" извещено, представитель не явился. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя предприятия. В отзыве соответчик заявил о несостоятельности доводов апелляционных жалоб, просил оставить решение суда в обжалуемой части без изменения, как законное и обоснованное.
Третьи лица извещены, представители не явились. Отзывы не представлены.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта в силу следующих обстоятельств.
14 июня 2013 года между Федеральным космическим агентством (государственный заказчик), ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" (заказчик-застройщик) и ФГУП "Спецстройтехнологии" при Федеральном агентстве специального строительства" (генподрядчик) заключен государственный контракт N 874-ИВ006/13/203 на выполнение работ для федеральных государственных нужд "Космодром "Восточный". Строительство объектов жилищного фонда Российской Федерации с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального и культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории (Амурская область, Свободненский район, ЗАТО Углегорск).
Дополнительным соглашением от 21 июня 2017 года N 11 к контракту изменено наименование генподрядчика - на ФГУП "ГВСУ по специальным объектам".
Дополнительным соглашением от 17 сентября 2014 года N 3 к контракту государственный заказчик исключен из числа сторон контракта, а заказчик-застройщик (ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный") стал именоваться, как заказчик.
Функции государственного заказчика в полном объеме его прав и обязанностей переданы заказчику.
Федеральное космическое агентство на основании Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2015 N 666 упразднено с передачей всех прав Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Государственный контракт заключен в соответствии с подпрограммой "Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" федеральной целевой программы "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года N 188, распоряжением Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года N 562-рп "О единственном исполнителе подрядных работ при создании космодрома "Восточный".
Распоряжением Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года N 562-рп Спецстрой России определен как единственный исполнитель подрядных работ по созданию космодрома "Восточный", а право на размещение заказов на выполнение данных работ предоставлено Госкорпорации "Роскосмос".
Из контракта у генподрядчика возникло обязательство выполнить работы, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с проектной и рабочей документацией и другими условиями контракта, в соответствии с условиями контракта на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами (пункт 2.3 контракта).
Разработанной для выполнения строительства по контракту проектной документацией предусмотрено строительство котельной ГП-201 на объекте с шестью водогрейными котлами типа ТТ100, обеспечивающей подачу теплоносителя на объекты жилищного фонда и соцкультбыта (жилые дома, дет. сад и пр.).
В соответствии с пунктом 15.2 контракта гарантийные сроки на качество выполненных работ, материалов и оборудования, смонтированного на объекте, начинаются с даты подписания акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, и устанавливаются: на оборудование - в соответствии с паспортом завода-изготовителя на это оборудование; на результат работ - в течение пяти лет.
Акт приемки законченного строительством объекта (Котельная ГП-201) N 299 утвержден приемочной комиссией 30 июня 2017 года.
21 марта 2018 года обнаружено разрушение газохода водогрейного котла N 4 котельной ГП-201. На горизонтальных участках газоходов других котлов наблюдался провис труб вследствие большого расстояния между опорами, о чем свидетельствует Рекламационный акт N Р-1 от 26 марта 2018 года.
Для установления причин разрушения газохода котельной ГП-201 ООО "НТЦ "Эталон" по заказу ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" проведено обследование, по результатам которого подготовлено соответствующее заключение от 4 сентября 2018 года (далее - заключение по обследованию котельной ГП-201). В ходе обследования, наряду с другими выявленными повреждениями, обнаружена деформация горизонтального участка газохода водогрейного котла N 3. Состояние горизонтального участка газохода водогрейного котла N 4 также классифицировано как аварийное.
Приведенные обстоятельства установлены судами при рассмотрении дела N А40-317690/2018.
При рассмотрении данного дела судами исследовалось и оценивалось в качестве надлежащего доказательства заключение общества с ограниченной ответственностью "НТЦ "Эталон" от 4 сентября 2018 года о техническом состоянии газоходов воздушных труб котельной ГП201. В соответствии с выводами, сделанными по результатам обследования, причиной возникновения деформаций горизонтальных участков явилась недостаточная несущая способность обечаек от воздействия атмосферного давления при возникновении разряжения в газоходе, создаваемого естественной тягой вертикального газоотводящего ствола. Недостаточная несущая способность внутренних обечаек, обусловлена совокупностью следующих факторов: применение необоснованно заниженной толщины металла равной 1 мм для трубы высотой 60 м наряду с отсутствием компенсирующих мероприятий, обеспечивающих необходимую жесткость конструкции; пониженной прочностью узлов сочленения соединительных элементов, вызванных продольными надрезами металлического листа на конце обечайки и деформацией внутрь с помощью ручного ударного инструмента; завышенной величиной пролета между опорами и наличием прогиба участка газохода между опорами; разрушением соединительных хомутов в местах сочленения соединительных элементов. Колебания, возникающие в обечайках газоходов, под воздействием пульсаций потока уходящих газов при наличии прогиба участка газохода, дефектов и повреждений, указанных выше дополнительно ослабили прочность сочленения соединительных элементов, чем обусловлены деформации горизонтальных участков газоходов котлов N 3 и N 4 именно между опорами.
Ослабления прочности сочленения соединительных участков, а, следовательно, и снижение и без того недостаточной несущей способности обечаек, установлено и по результатам обследования газоходов котлов N 1, 2, 5, 6.
Заказ материалов для строительства в соответствии с государственным контрактом входит в обязанности ФГУП "ГВСУ по специальным объектам", которое поставило трубы металлические дымовые, изготовителем которых является ООО "Завод металлотентовых конструкций "ТЕНКО".
В выданном заводом-изготовителем паспорте в разделе "назначение изделия" указано - "трубы металлические дымовые предназначенные для отвода дымовых газов котельных установок, работающих на природном газе, мазуте, угле каменном и буром, и других видах топлива".
Согласно заключению по обследованию котельной ГП-201 в нарушение требования таблицы Ц2 СП 28.13330.2012 "Защита строительных конструкций от коррозии" в качестве материала изготовления внутренних обечаек принята листовая легированная сталь марки AISI 430, соответствующая отечественной стали марки 12X17. Данные марки стали относятся к ферритному классу сталей и не обеспечивают требуемой коррозионной стойкости к серной кислоте, образующейся при сжигании мазута. Коррозионные повреждения внутренних обечаек ведут к дальнейшему снижению их несущей способности, в дальнейшем при появлении повреждений в виде сквозной коррозии листовой стали внутренних обечаек - к нарушению их герметичности.
На основании вышеуказанного заключения по обследованию котельной ГП-201 20 сентября 2018 года составлен рекламационный акт N 1/1. Сочетание двух факторов: применение легированной стали ферритного класса марки AISI 430, не обладающей коррозионной стойкостью к серной кислоте, и толщины стенки внутренних обечаек равной 1 мм не обеспечивает показатели долговечности горизонтальных участков и вертикальных газоотводящих стволов, сопоставимых со сроком службы водогрейных котлов ТТ-100 N 1-6, который согласно паспорту, составляет 20 лет. При этом согласно пункту 3 табл. 14 а СП 43.13330.2012 "Сооружения промышленных предприятий" рекомендуемый срок службы такого типа дымовых труб составляет 40 лет.
В заводских паспортах N 72 и N 73 на трубы металлические дымовые в разделе 5 "Сведения о приемке" указано, что "труба металлическая дымовая ТДСУ-100x3-60 м изготовлена в соответствии с конструкторской и нормативно-технической документацией на данный тип трубы, соответствует ТУ 5263-004-87663900-2012 и признана годной для монтажа и эксплуатации", однако на данный тип трубы в указанных технических условиях завода-изготовителя, разработанных 10 апреля 2012 года, обозначение ТДСУ -отсутствует.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что о паспорт на заводское изделие "труба металлическая дымовая" содержит недостоверную информацию.
Согласно пункту 6.3.4 контракта до начала производства работ заказчик обязан предоставить генподрядчику всю необходимую документацию, в том числе рабочую документацию со штампом "В производство работ".
Пунктом 6.3.2 контракта установлено, что заказчик обязан рассматривать образцы материалов, изделий и оборудования и документов, удостоверяющих их качество.
Судами было установлено, что ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" выдало ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" в производство работ проектно-сметную документацию, предусматривающую строительство котельной ГП-201 с шестью водогрейными котлами.
ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" письмом от 27 октября 2014 N 38/5268 уведомило заказчика о наличии замечаний к проектной сметной документации (далее - ПСД) котельной ГП-201 и потребовало внести соответствующие изменения. В свою очередь заказчик выдал генподрядчику в производство работ откорректированную ПСД от 13 января 2016 года, которая предусматривает применение соответствующих металлических труб (Р-3х1000 мм, Н-60-м; Р-2х450мм, Н-30-м).
Генподрядчик производил работы на основании выданной заказчиком в производство работ ПСД.
Заключение о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации получено генподрядчиком 30 декабря 2016 года, указанное заключение утверждено 119 Отделом государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России.
Согласно акту рабочей комиссии о приемке оборудования после комплексного опробования от 11 апреля 2017 года оборудование, входящее в состав сооружения ГП201 котельной жилищного фонда г. Циолковский прошло комплексное опробование, включая необходимые пусконаладочные работы в течение 139 дней.
Решением рабочей комиссии, отраженным в акте, установлено, что комплекс котельной ГП-201 считается готовым к эксплуатации на проектных параметрах. Акт приемки законченного строительством объекта (Котельная ГП-201) N 299 утвержден приемочной комиссией 30 июня 2017 года.
В соответствии с пунктом 15.8 контракта генподрядчик не несет ответственности в период гарантийного срока за ущерб, причиненный объекту третьими лицами или ненадлежащей эксплуатацией объекта и оборудования.
Суды, оценивая заключение ООО "НТЦ "Эталон", установили, что причиной деформации горизонтальных участков газоходов водогрейных котлов явилась, кроме прочего, "недостаточная несущая способность обечаек от воздействия атмосферного давления", что указывает на наличие проектной ошибки, допущенной проектным институтом - ОАО "Ипромашпром", разработавшим проект строительства объекта.
Суды, отказывая в иске ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" к ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" в рамках дела N А40-317690/2018, исходили из доказанности надлежащего выполнения генподрядчиком работ на объекте, отсутствия вины подрядчика в возникновении повреждений и оснований для возложения на него обязанности по устранению указанных истцом повреждений.
Приняв во внимание как установленные вышеизложенные обстоятельства по делу N А40-317690/2018, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска к соответчику.
С целью разрешения возникшего между сторонами спора относительно причин произошедшего разрушения шести комплектов газоходов горизонтального и вертикального исполнения дымовых труб котельной ГП -201 и возможности ее эксплуатации с восстановленными газоходами, судом назначена судебная экспертиза определением от 11 августа 2020 года, проведение которой поручено экспертам Больбот Алексею Владимировичу, Ваненко Александру Юрьевичу.
По итогам проведенной экспертизы суду представлено экспертное заключение N 27-0920 от 14 декабря 2020 года, согласно которому эксперты при ответе на поставленные перед ними вопросы NN 1-3 указали о невозможности дать ответ, по вопросу N 4 указали, что толщина стенок труб вертикальных и горизонтальных газоходов должна составлять 3,948 мм, эксплуатация котельной ГП-201 с толщиной стенок труб газоходов горизонтального и вертикального исполнения менее расчетной, в настоящее время является небезопасной без проведения реконструкции и замены.
25 июля 2018 года главой администрации ЗАТО Циолковский Амурской области вынесено Распоряжение N 320 о приеме объектов из федеральной собственности в муниципальную согласно акту приема-передачи недвижимого имущества.
Определением Арбитражного суда Московской области от 29 июля 2019 года по делу N А40-57638/19-3-384 по иску ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" к ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" о расторжении государственного контракта судом утверждено мировое соглашение по условиям которого, государственный контракт от 14 июня 2013 года N 874-ИВ006/13/203 на выполнение работ для федеральных государственных нужд Космодром "Восточный", строительство объектов жилищного фонда РФ с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального и культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории расторгнут по соглашению сторон.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 июня 2014 года N 35 "О последствиях расторжения договора", условия договора, которые в силу своей природы предполагают их применение и после расторжения договора (например, гарантийные обязательства в отношении товаров или работ по расторгнутому впоследствии договору), либо имеют целью регулирование отношений сторон в период после расторжения (например, гарантийные обязательства в отношении товаров или работ по расторгнутому впоследствии договору; условие о рассмотрении споров по договору в третейском суде, соглашения о подсудности, о применимом праве и т.п.), сохраняют свое действие и после расторжения договора; иное может быть установлено соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона РФ от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа.
Согласно статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Истец в период действия гарантийного срока является законным владельцем котельной ГП-201, соответственно, заинтересован в техническом состоянии, безопасной и надлежащей ее эксплуатации.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному и обоснованному выводу о наличии у истца права заявлять требование об устранении выявленных нарушений, допущенных в отношении результата работ - котельной ГП-201 недостатков.
Согласно пункту 6.3.4 контракта до начала производства строительно-монтажных работ ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" (заказчик) обязалось передать ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" (генподрядчик) всю необходимую для строительства объекта документацию, в том числе проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, рабочую документацию (со штампом "В производство работ").
Пунктом 6.3.2 контракта предусмотрена обязанность ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" рассматривать образцы материалов, изделий и оборудования, и документов, удостоверяющих их качество, в течение десяти (десяти) дней с момента их получения от генподрядчика. В случае необходимости подтверждения качества материалов, изделий и оборудования проводятся исследования и/или экспертиза используемых материалов, изделий, оборудования.
Согласно пункту 2.2 Устава ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", утвержденного распоряжением Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" от 13 февраля 2016 года N 9-реп (далее по тексту - Устав) предметом деятельности Дирекции является обеспечение системной реализации подпрограммы "Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный", законности и своевременности реализации работ по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры космодрома "Восточный".
В соответствии с пунктами 2.3.6, 3.2 Устава Дирекция выполняет функции по контролю над работами при строительстве объектов наземной космической инфраструктуры космодрома, в том числе за соблюдением сроков и качеством выполнения работ, в рамках, заключенных госконтрактов в сфере строительства объектов космодрома.
Согласно разделу 6 государственного контракта заказчик осуществляет строительный контроль выполнения работ с надлежащим качеством, используя при этом качественные критерии, заложенные в существующих в Российской Федерации строительных нормах и правилах, технических условиях и стандартах, применяемых в строительстве, условиям контракта, а также приемку выполненных работ.
ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" не представлено доказательств, позволяющих установить, что недостатки (дефекты) газоходов возникли вследствие нормального износа либо неправильной эксплуатации котельной ГП-201.
Доводы ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" о том, что надлежащим ответчиком является ФГУП "ГВСУ по специальным объектам", у которого из контракта возникло гарантийное обязательство в отношении результата работ и оборудования, признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку истец не является стороной правоотношений по государственному контракту от 14 июня 2013 года N 874-ИВ006/13/203 на выполнение работ для федеральных государственных нужд "Космодром "Восточный".
Требование об исполнении гарантийных обязательств при наличии установленных законом условий их наступления может быть предъявлено ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" заказчиком - ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" в соответствии с условиями контракта.
Доводы ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" о неправильном применении положения части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и о том, что обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А40-317690/2018, не могут быть признаны не подлежащими доказыванию в силу преюдиции, поскольку состав лиц, участвующих в деле, иной, судом апелляционной инстанции признаны несостоятельными.
По смыслу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные при рассмотрении арбитражным судом одного дела, не имеют преюдициального характера для стороны в другом деле как лица, не участвовавшего в ранее разрешенном споре.
Лицами, участвующими в деле N А40-317690/2018, являлись: ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" (истец), ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" (ответчик), общество с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Эталон" (третье лицо без самостоятельных требований), администрация ЗАТО Циолковский (третье лицо без самостоятельных требований).
Основной состав лиц, участвующих в настоящем деле: администрация ЗАТО Циолковский (истец), ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" (ответчик), ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" (соответчик).
Таким образом, в основном составе лиц, участвующих в настоящем деле, в том числе лиц, отвечающих по иску, в отношении которых судом применена преюдиция, участвуют те же лица, что и в деле N А40-317690/2018.
Следовательно, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А40-317690/2018, имеют преюдициальное значение для указанных лиц.
Доводы ответчика о необоснованности вывода суда о доказанности факта ненадлежащего строительного контроля со стороны ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", поскольку последний основан на приговоре Свободненского городского суда Амурской области от 17 марта 2020 года по уголовному делу N 1-2/2020, который на момент принятия судом обжалуемого судебного акта не вступил в законную силу, судом апелляционной инстанции также не приняты.
Выводы суда о доказанности факта ненадлежащего строительного контроля со стороны ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" основаны не только на приговоре Свободненского городского суда Амурской области от 17 марта 2020 года по уголовному делу N 1-2/2020, а на результатах оценки всех собранных по делу доказательств.
По условиям контракта ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", являясь заказчиком, обязано было контролировать ход строительства объекта и соблюдение генподрядчиком условий контракта, и в силу пункта 2 статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации, обнаружив при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступлений от условий контракта, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом генподрядчику.
Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.
Доводы заявителя апелляционной жалобы - акционерного общества "31 государственный проектный институт специального строительства" о том, что судом необоснованно признан установленным и не подлежащим доказыванию факт возникновения недостатков результата работ, выполненных на основании контракта N 874-ИВ006/13/203, вследствие проектной ошибки, также не могут быть приняты во внимание.
Действительно, акционерное общество "31 государственный проектный институт специального строительства" не участвовало в деле N А40-317690/2018.
Отказывая истцу в иске к ФГУП "ГВСУ по специальным объектам", суд правомерно, на что указано выше, признал не подлежащими доказыванию и опровержению обстоятельства, установленные судами по делу N А40-317690/2018, о причинах деформации горизонтальных участков газоходов водогрейных котлов.
Выводы судов основаны на результатах оценки собранных по делу доказательств, в том числе заключения общества с ограниченной ответственностью "НТЦ "Эталон" от 4 сентября 2018 года о техническом состоянии газоходов котельной ГП-201.
Заключение эксперта по результатам проведения судебной экспертизы, назначенной при рассмотрении иного судебного дела, а равно заключение эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, не могут признаваться экспертными заключениями по рассматриваемому делу.
Такое заключение может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со статьей 89 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 апреля 2014 года N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе").
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств, позволяющих суду проверить и установить, что недостатки результата работ, выполненных на основании контракта N 874-ИВ006/13/203, возникли не вследствие проектной ошибки, а по другим причинам, суду не представлено.
Таким образом, выводы заключения общества с ограниченной ответственностью "НТЦ "Эталон" от 4 сентября 2018 года документально обществом не опровергнуты.
При таких обстоятельствах оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения судебного акта в обжалуемой части.
Учитывая результат рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе ответчику не возмещаются.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 18 марта 2021 года по делу N А04-1928/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1928/2019
Истец: Администрация ЗАТО Циолковский
Ответчик: ФГУП "Главное-военно-строительное управление по специальным объектам", ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный"
Третье лицо: АО "ЦЭНКИ", Госкорпарация "Роскосмос", Муниципальное унитароное жилищно-эксплуатационное предприятие закрытого административно-территариального образования Циолковский Амурской области, ОАО "ИПРОМАШПРОМ", ООО "Амурский областной союз экспертов" - Больбот Алексей Владимирович, Ваненко Александр Юрьевич, ООО "Завод металлотентовых конструкции "ТЕНКО", Прокурор космодрома "Восточный", Территориальное управление Федерального агенства по управлению имуществом в Амурской области, ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", Шестой арбитражный апелляционный суд (1928/19 3т)
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5918/2022
29.09.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4703/2022
29.09.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4645/2021
26.05.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2344/2021
18.03.2021 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-1928/19
12.10.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5003/20