г.Москва |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А40-185584/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
С.Л.Захарова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.02.2021 по делу N А40-185584/20 (120-1210)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: Ольховая Ю.В.
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Нагорный В.И. по дов. от 29.12.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, Управление Росреестра по Москве, Управление) от 07.07.2020 N 77/009/211/2020-285 об отказе в государственной регистрации.
Решением суда от 17.02.2021, принятым по настоящему делу, заявленные Департаментом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований в полном объеме, ссылаясь на законность оспариваемого отказа в государственной регистрации.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Управления - без удовлетворения.
Представители ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя заявителя, поддержавшего свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 19.03.2020 между Департаментом и Ольховой Ю.В. заключен договор аренды N М-01-055245 (далее также - договор аренды) земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004008:5567 площадью 181кв.м с адресным ориентиром: г.Москва, ул.Новослободская, вл.65, стр.1 (далее также - земельный участок).
На означенном земельном участке расположено нежилое здание 1917 года постройки с кадастровым номером 77:01:0004008:1097 площадью 244,9 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Новослободская, вл.65, стр.1, принадлежащее на праве собственности Ольховой Ю.В. (запись от 24.10.2019 N 77:01:0004008:1097-77/011/2019-4).
28.03.2020 Ольховая Ю.В. через МФЦ Района Тимирязевский, САО обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации прав указанного договора аренды с приложением необходимых документов.
Уведомлением от 07.04.2020 N 77/009/211/2020-285 Управление приостановило проведение государственной регистрации договора аренды по следующим основаниям: по информации, имеющейся в ЕГРН, здание с кадастровым номером 17:01:0004008:1097 частично расположено за пределами земельного участка; наличие на земельном участке нежилого здания, принадлежащего на праве собственности иному лицу; отсутствие заявления Департамента о государственной регистрации договора аренды; на регистрацию представлен договор аренды в единственном экземпляре.
В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий, в Управление были представлены дополнительные документы.
Вместе с тем уведомлением от 07.07.2020 N 77/009/211/2020-285 Управление отказало в государственной регистрации договора аренды.
Данное решение об отказе явилось основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п.3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.5).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании ч.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно положениям ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.3 ч.1). Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (п.2 ч.4). Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на положения настоящего закона (ч.6).
Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 означенной статьи образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Спорный земельный участок сформирован и 22.01.2016 поставлен на государственный кадастровый учет.
На основании сведений государственного кадастра недвижимости пересечение границ указанного земельного участка с границами здания с кадастровым номером 77:01:0004008:1097 отсутствует.
Сведения о границах земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости Управлением Росреестра по Москве на основании межевых планов, подготовленных аттестованным кадастровым инженером в результате специальных геодезических работ с учетом требований Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке".
Таким образом, земельный участок поставлен на кадастровый учет с проведением необходимых кадастровых работ, границы земельного участка определены с нормативной точностью, действовавшей на момент проведения межевания.
Согласно сведениям государственного информационного ресурса - информационной системы "Реестр единых объектов недвижимости" (распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП утверждено Положение об информационной системе Реестра единых объектов недвижимости города Москвы) здание с кадастровым номером 77:01:0004008:1097 полностью находится в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004008:5567.
Кроме того, ранее означенный земельный участок был предоставлен ГУП "М.ПРОГРЕСС" по договору аренды от 24.10.2018 N М-01-053245 для эксплуатации нежилого здания под предпринимательство. Договор был зарегистрирован в установленном порядке 08.11.2018 N 77:01:0004008:5567-77/011/2018-2.
В связи с переходом права собственности на здание с кадастровым номером 77:01:0004008:1097 от ГУП "М.ПРОГРЕСС" к Ольховой Ю.В., указанный договор расторгнут (запись от 30.12.2019 N 77:01:0004008:5567-77/011/2019-5).
Отклоняя как необоснованный довод Управления о нахождении на земельном участке иного объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности третьим лицам, суд первой инстанции правомерно указал, что согласно рапорту проверки Госинспекции по недвижимости от 19.03.2020 N 9010743 на земельном участке расположено здание 1917 года постройки с кадастровым номером 77:01:0004008:1097 площадью 244,9кв.м по адресу: г.Москва, ул.Новослободская, вл.65, стр.1, принадлежащее на праве собственности Ольховой Ю.В. Сведения о наличии в границах земельного участка иных объектов недвижимости, принадлежащих третьи лицам, отсутствуют. При этом регистрирующий орган также не указал, какой именно объект расположен в границах спорного земельного участка.
Что касается ссылок Управления на отсутствие заявления Департамента о государственной регистрации договора аренды и представление договора аренды в единственном экземпляре, то суд первой инстанции также обоснованно указал, что данные недостатки были устранены Департаментом 16.04.2020 путем подачи заявления с приложением дополнительных документов, в том числе договора аренды в 2-х экземплярах.
Таким образом, представленные на государственную регистрацию документы в настоящем случае соответствовали требованиям действующего законодательства и содержали всю необходимую информацию для осуществления регистрационных действий.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, которое противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку лишает его права по осуществлению полномочий собственника.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем регистрации договора аренды земельного участка.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2021 по делу N А40-185584/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-185584/2020
Истец: ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Росреестр по г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Ольховая Юлия Викторовна
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21482/2021
09.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21482/2021
25.05.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19684/2021
17.02.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-185584/20