г.Москва |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А40-204303/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козиным О.О.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЧЕРНОГОЛОВКА" МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2021 по делу N А40-204303/20
по иску МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЧЕРНОГОЛОВКА" МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ" (ИНН 5031007809)
к ООО "ХАРТИЯ" (ИНН 7703770101)
о признании дополнительного соглашения действующим и обязании исполнить соглашение.
При участии в судебном заседании:
от истца: Антонова Е.А. по доверенности от 28.12.2020 N 064,
от ответчика: Радаева Ж.Н. по доверенности от 11.05.2021 N 68/Ю-2021.
УСТАНОВИЛ:
Решением суда от 17.03.2021 в удовлетворении первоначального иска о признании дополнительного соглашения действующим и обязании исполнить соглашение - отказано, признано недействительным Дополнительное соглашение от 01.12.2018 к Договору N 0087-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному между сторонами, с истца в пользу ответчика присуждена компенсация расходов по оплате госпошлины в размере 6.000,00 рублей.
При этом суд первой инстанции исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований в названной части.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой в которой просил отменить решение суда, в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт, считает, что спорное дополнительное соглашение соответствует нормам Закона.
Ответчик в порядке ст.262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) направил отзыв на апелляционную жалобу, считает, что решение суда первой инстанции обоснованно, а жалоба не подлежит удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, приняв по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в обосновании первоначальных исковых требований истец указывал, что на основании предписаний Заместителя министра ЖКХ МО, Фединой О.Н., от 24.10.2018 г. N 11679 и от 23.11.2018 г. N 13399, между ООО "Хартия" (региональным оператором, действующим на территории Московской области) и МУП "УЭ" одновременно заключены:
договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 0087-2019/МО от 01.12.2018 г.;
дополнительное соглашение, которым в договор по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами добавлен пункт следующего содержания: "22.1 За неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате настоящего договора, возникшие в связи с неоплатой или неполной оплатой собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, использующих коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении которых потребитель осуществляет функции управления, указанной коммунальной услуги (далее задолженность), потребитель не несет. Взыскание задолженности в досудебном претензионном порядке, в судебном порядке, в том числе на стадии исполнительного производства, осуществляется региональным оператором".
Региональный оператор взял на себя обязанность по взысканию задолженности по неоплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами относиться к числу публичных договоров (ст. 426 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и тому подобное (п.4 ст. 426 ГК РФ)).
"03" декабря 2018 года Общество с ограниченной ответственностью "МосОблЕИРЦ" с одной стороны и МУП "УЭ" и ООО "Хартия" с другой стороны заключили договор об организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги N 812ТКО-0086, которым установлена обязанность МосОблЕИРЦ перечислять платежи, принятые от плательщиков за услуги "Обращение с ТКО", на реквизиты истца. Договор действует с 01.05.2019 года. С 01.01.2019 года по 01.05.2019 года сбор платежей за услуги "Обращение с ТКО" осуществлялся МУП "УЭ" и перечислялся на счет истца.
МУП "УЭ", владея информацией о начислениях и оплатах за период с 01.01.2019 года по 01.05.2019 года, обратилось к мировому судье 151 судебного участка Ногинского судебного района Московской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с конечного потребителя (физического лица) задолженности по оплате за вывоз ТКО.
"03" июля 2020 года Определением мирового судьи 151 судебного участка Ногинского судебного района Московской области было отказано в принятии заявления МУП "УЭ" о выдаче судебного приказа, так как заявителем не представлено доказательство оказания услуги по обращению с ТКО и заключено дополнительное соглашение, которым определено взыскание задолженности с конечных потребителей (собственников ТКО), следовательно у предприятия отсутствует право на взыскание задолженности за вывоз ТКО с конечных потребителей.
"14" сентября 2020 года МУП "УЭ" направило в адрес ООО "Хартия" претензию об исполнении взятых на себя обязательств. 28.09.2020 года поступил ответ на претензию, в котором ООО "Хартия" сообщает, что данное требование не соответствует действующему законодательству, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
ООО "Хартия" возражает против удовлетворения первоначальных исковых требований, поддерживает доводы встречного искового заявления в полном объеме.
В обоснование встречных исковых требований ООО "Хартия" указывает, что на основании Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и результатов конкурсного отбора, протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области от 19.04.2018 Истец (ООО "Хартия") является Региональным оператором на территории Ногинской зоны Московской области, то есть единственным лицом, уполномоченным на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Ногинской зоны субъекта Российской Федерации.
Ответчик (МУП "УЭ") является управляющей организацией многоквартирных домов на территории городского округа Черноголовка Московской области.
Между ООО "Хартия" (Региональный оператор) и МУП "УЭ" (Потребитель) заключен договор N 0087-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Далее - Договор).
Данный Договор заключен согласно ч. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
Согласно Договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции дополнительного соглашения от 01.12.2018, п. 22.1 изложен в следующей редакции:
"За неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате Договора, возникших в связи с неоплатой или неполной оплатой собственниками и/или пользователями помещений в многоквартирных домах, использующих коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении которых потребитель является исполнителем коммунальной услуги, потребитель ответственности не несет.
Взыскание задолженности в досудебном претензионном порядке, в судебном порядке, в том числе на стадии исполнительного производства, осуществляется региональным оператором".
ООО "Хартия" указывало, что дополнительное соглашение к договору о внесении в договор п. 22.1 о том, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме обязательств по оплате оказанных услуг, управляющая организация (потребитель) ответственности не несет, а также определяющее обязанность Регионального оператора (истца) по взысканию задолженности в досудебном претензионном порядке, в судебном порядке, в том числе на стадии исполнительного производства, является ничтожным в силу закона.
ООО "Хартия" полагало, что названное условие противоречит ст. 426 ГК РФ, а также лишает ООО "Хартия" права на судебную защиту интересов, что противоречит п. 3 ст. 4 АПК РФ и п. 2 ст. 3 ГПК РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, верно оценил в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального, процессуального права сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, принял по делу правомерный и обоснованный судебный акт, досконально описав необходимые обстоятельства дела, согласно которым сделал правильные выводы.
В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.310 ГК РФ).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч.1 ст.65, ч.2 ст.9 АПК РФ).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что дополнительное соглашение к Договору о внесении в Договор п. 22.1 о том, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме обязательств по оплате оказанных услуг управляющая организация (потребитель) ответственности не несет, а также определяющее обязанность Регионального оператора (Истца) по взысканию задолженности в досудебном претензионном порядке, в судебном порядке, в том числе на стадии исполнительного производства, является ничтожным в силу Закона.
Так, на основании Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и результатов конкурсного отбора, протокола о результатах проведения конкурсного отбора Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области от 19.04.2018 ООО "Хартия" является Региональным оператором на территории Ногинской зоны Московской области, то есть единственным лицом, уполномоченным на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Ногинской зоны субъекта Российской Федерации.
МУП "УЭ" является управляющей организацией многоквартирных домов на территории городского округа Черноголовка Московской области.
Между ООО "Хартия" (Региональный оператор) и МУП "УЭ" (Потребитель) заключен договор N 0087-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Далее -Договор).
Данный Договор заключен согласно ч. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами "(далее - Правила N1156)).
Согласно Договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции дополнительного соглашения от 01.12.2018, п. 22.1 изложен в следующей редакции:
"За неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате Договора, возникших в связи с неоплатой или неполной оплатой собственниками и/или пользователями помещений в многоквартирных домах, использующих коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении которых потребитель является исполнителем коммунальной услуги, потребитель ответственности не несет.
Взыскание задолженности в досудебном претензионном порядке, в судебном порядке, в том числе на стадии исполнительного производства, осуществляется региональным оператором".
Следовательно дополнительное соглашение к договору о внесении в договор п. 22.1 о том, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме обязательств 4 по оплате оказанных услуг, управляющая организация (потребитель) ответственности не несет, а также определяющее обязанность Регионального оператора по взысканию задолженности в досудебном претензионном порядке, в судебном порядке, в том числе на стадии исполнительного производства, является ничтожным в силу Закона.
Согласно п. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для Регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно п. 1,2 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны (п. 5 ст. 426 ГК РФ).
Обязанность по приобретению коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг, возложена на МУП "УЭ" в силу прямого указания закона.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (ч.2 ст.5, п.10 ч.1 ст.4 ЖК РФ).
Как следует из частей 1,2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Далее - Правила N354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Управляющая организация как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9,подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвуют эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Таким образом, МУП "УЭ" приняло на себя обязательство управлять многоквартирными жилыми домами, в том числе решать вопросы содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных жилых домах, заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями на приобретение коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг, оплачивать указанные ресурсы.
В соответствии с п. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Таким образом, взаиморасчеты физических лиц с Региональным оператором правомерны только при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений (п. 8 ст. 155, ст. 162 ЖК РФ), либо при принятии на общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора о предоставлении услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с Региональным оператором (ст. 157.2 ЖК РФ).
Доказательств, свидетельствующих о выборе собственниками (пользователями) коммунальных услуг в многоквартирных домах, находящихся в управлении МУП "УЭ" непосредственного способа управления либо принятия решения о внесении платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую Региональному оператору, МУП "УЭ" в адрес ООО "Хартия" не направлялось и в материалы дела по первоначальному исковому заявлению не представлено.
Кроме того, наличие между сторонами заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусматривающего иной порядок оплаты, чем закрепленный в ЖК РФ, Правилах N 354 не имеет правового значения
Потребителем услуг по обращению с ТКО по смыслу законодательства об обращении с отходами и жилищного законодательства Российской Федерации является Исполнитель услуги, в лице управляющей организации, что прямо согласуется со ст. 161,162 ЖК РФ, допускающей управление многоквартирным жилым домом управляющей организацией. Вышеуказанное также прямо следует из пункта 13,31,32 Правил N 354.
На основании вышеизложенного, потребитель коммунальной услуги, являющийся обязанным лицом заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором, в свою очередь по договору и жилищному законодательству обязанный оплатить Региональному оператору оказанные услуги, в то же время является исполнителем коммунальной услуги для конечных потребителей (плательщиков /абонентов) в лице собственников жилых помещений многоквартирного дома.
В соответствии с пп.д) п.31,п.32, пп. з) п.69, пп. м) п.148(22), п.148(24) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан сообщать потребителю о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В этой связи, согласно пп.г) п. 148(23) Правил N 354 Исполнитель вправе уведомлять потребителя о наличии задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами или задолженности по уплате неустоек (штрафов, пеней) посредством передачи смс-сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, посредством размещения на официальной странице исполнителя в сети Интернет либо посредством передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи. Руководствуясь п.119 Правил N 354 исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги, в том числе направлять уведомления.
На основании вышеизложенных норм, исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации имеет исключительное право требования, предусмотренного законом, оплаты коммунальной услуги с собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Также, положением пункта 4 статьи 421 ГК РФ.предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст.422).
В силу пункта 4 статьи 401 ГК РФ заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.
Согласно пункту 6 постановления Пленума ВС РФ 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по общему правилу, стороны обязательства вправе по своему усмотрению ограничить ответственность должника (п.4 ст.421 ГК РФ).
Однако заключение такого соглашения не допускается, и оно является ничтожным, если нарушает законодательный запрет (пункт 2 статьи 400 ГК РФ) или противоречит существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства (например, ничтожными являются условия договора охраны или договора перевозки об ограничении ответственности профессионального исполнителя охранных услуг или перевозчика только случаями умышленного неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства).
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума ВС РФ 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств" если в пределах, установленных п.4 ст.401 ГК РФ, в заранее заключенном соглашении указаны обстоятельства, устраняющие или ограничивающие ответственность должника за неумышленное нарушение обязательства, то на него возлагается бремя доказывания их наступления.
Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности не освобождает от ответственности за умышленное нарушение обязательства (п.4 ст.401 ГК РФ).
Таким образом, как упомянуто выше, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что дополнительное соглашение к Договору о внесении в Договор п. 22.1 о том, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме обязательств по оплате оказанных услуг управляющая организация (потребитель) ответственности не несет, а также определяющее обязанность Регионального оператора по взысканию задолженности в досудебном претензионном порядке, в судебном порядке, в том числе на стадии исполнительного производства, является ничтожным в силу Закона.
При этом, названное условие противоречит ст. 426 ГК РФ, а также фактически лишает ООО "Хартия" права на судебную защиту своих интересов, что противоречит п. 3 ст. 4 АПК, РФ, п. 2 ст; 3 ГПК РФ, как следствие, является ничтожным в силу вышеизложенных норм Закона.
В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно абзацу второму, пункта 3 статьи 166 ГК РФ, допустимо предъявление исков о признании недействительной ничтожной сделки без заявления требования о применении последствий ее недействительности, если истец имеет законный интерес в признании такой сделки недействительной.
Законный интерес ООО "Хартия" в признании недействительным дополнительного соглашения Договору N 0087-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами о внесении в договор п. 22.1 определяющего условия том, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме обязательств по оплате оказанных услуг управляющая организация (потребитель) ответственности не несет, а также определяющее обязанность Регионального оператора (ООО "Хартия") по взысканию задолженности в досудебном претензионном порядке, в судебном порядке, в том числе на стадии исполнительного производства, заключается в том, что в силу вышеизложенных правовых норм у ООО "Хартия" имеется законное право требования оплаты оказанных ООО "Хартия" услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами только с МУП "УЭ", как с исполнителя коммунальной услуги по отношению к конечным потребителям.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил N 1156.
Доводы МУП "УЭ" о том, что им в отзыве на встречное исковое заявление было указано то, что некоторые конечные потребители по собственной инициативе оплачивают услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно на счет 000 "Хартия" и МУП "УЭ" как исполнитель коммунальной услуги, не может препятствовать потребителю вносить платежи напрямую Региональному оператору, являются несостоятельными, так как в отзыве МУП "УЭ" ссылается на второй абзац п. 148 (40) "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, согласно которого внесение потребителем платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за указанную коммунальную услугу перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Однако МУП "УЭ" не указало первый абзац названной статьи, согласно которого потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными- отходами непосредственно региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, который оказывает такую услугу исполнителю, либо через указанных таким-региональным оператором платежных агентов или банковских платежных агентов, если решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию о принятом решении.
Также МУП "УЭ" не представило доказательств фактической оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами конечными потребителями непосредственно Региональному оператору, а также подтверждения неосновательного обогащения Регионального оператора, в связи с такими оплатами.
В силу положений части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354, согласно пункта 148(3) которых исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отсутствие прямых договоров, может выступать лицо из числа, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) Правил N 354, т.е. управляющая организация, товарищество (кооператив). Согласно пункту 148(7) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
Согласно п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по - соглашению. сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В силу п. 148 (2) Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключенный в письменной форме, должен соответствовать настоящим Правилам. В случае несоответствия указанного договора настоящим Правилам он считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "а" пункта 8(1) Правил N 1156, Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с ЖК РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляется Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенным с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. В силу п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, законодатель ставит возможность осуществления прямых с расчетов с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимость от волеизъявления потребителей, выраженного в виде решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного в установленном порядке.
В рассматриваемом случае в материалы судебного дела, а также в адрес Регионального оператора МУП "УЭ" не представил доказательства, подтверждающие наличие волеизъявления собственников, пользователей помещений в МКД на передачу функций исполнителя коммунальных услуг Региональному оператору.
В силу п. 148 (1) Правил N 354 Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения по внесению платы непосредственно Региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляют Региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "е" пункта 148(11) настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя:
1. фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный
2. телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;
3. адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляется коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами;
4. сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5. сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с настоящими Правилами, за предыдущие 12 месяцев;
6. реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
Названные сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП "УЭ" в адрес Регионального оператора не направлялись, и не могли быть переданы ввиду отсутствия волеизъявления собственников, пользователей помещений в МКД на передачу функций исполнителя коммунальных услуг Региональному оператору.
Таким образом, взаиморасчеты физических лиц с Региональным оператором правомерны только при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений (п. 8 ст. 155, ст. 162 ЖК РФ), либо при принятии на общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора о предоставлении услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с Региональным оператором (ст. 157.2 ЖК РФ).
На основании вышеизложенных норм, исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации имеет исключительное право требования, предусмотренного законом, оплаты коммунальной услуги с собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Доводы подателя жалобы, направлены на переоценку доказательств и обстоятельств дела, исследованных судом первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются согласно ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2021 по делу N А40-204303/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-204303/2020
Истец: МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЧЕРНОГОЛОВКА" МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ"
Ответчик: ООО "ХАРТИЯ"