г. Москва |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А41-64874/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от ООО "ПКФ Строй-ИНС": Ильченко Н.С. - генеральный директор по выписке из ЕГРЮЛ лично (по паспорту);
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПКФ Строй-ИНС"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 16 марта 2021 года по делу N А41-64874/20,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПКФ Строй-ИНС"
к Министерству имущественных отношений Московской области
об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПКФ Строй-ИНС" (далее - заявитель, общество, ООО "ПКФ Строй-ИНС") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Московской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) об обязании исключить объект с кадастровым номером 50:04:0020511:403 из "Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного распоряжением Министерства от 24.11.2015 N 13ВР-1999, а также исключить объект из Перечня, утвержденного 24.11.2016 N 13ВР-1800 на 2017 год и Перечня, утвержденного 27.11.2017 N 13ВР-1746 на 2018 год.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2021 года по делу N А41-64874/20 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 146-149).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ПКФ Строй-ИНС" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя министерства, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "ПКФ Строй-ИНС" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя ООО "ПКФ Строй-ИНС", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество является собственником объекта недвижимого имущества: нежилого здания - магазина, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, г. Яхрома, ул. Ленина, д. 44, кадастровый номер 50:04:0020511:403, площадью 818,5 кв. м.
Вышеназванное нежилое здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного распоряжением Министерства от 24.11.2015 N 13ВР-1999.
Ссылаясь на то обстоятельство, что нежилое здание включено в Перечень в связи с допущенной Дмитровским филиалом ГУП МО "Московское Бюро технической инвентаризации" в 2005 годах, 2006 годах технической ошибкой, в указании площади объекта вместо 818, 5 кв.м - 1067, 6 кв.м., общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области произвести действия, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по заявлению общества о внесении изменений площади объекта недвижимости нежилого здания с общей площади 1 067, 6 кв.м на площадь 818, 5 кв.м.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2017 года по делу N А41-74945/17 заявление удовлетворено.
29 мая 2019 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области внесло изменения в кадастровый паспорт объекта с общей площади 1 067, 6 кв.м на площадь 818, 5 кв.м.
Письмом от 15.11.2019 N 15исх-32971 министерство сообщило обществу об исключении из "Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного распоряжением Министерства от 27.11.2018 N 15ВР-1632, и об отказе в исключении из "Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного распоряжением Министерства от 24.11.2016 N 13ВР-1800, на 2017 год, Перечня, утвержденного распоряжением Министерства от 24.11.2015 N 13ВР-1999 на 2016 год.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ПКФ Строй-ИНС" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27 (далее - Положение), Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере имущественно-земельных отношений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской области.
Пунктами 13.5, 13.5 (1), 13.5 (2) Положения установлено, что министерство осуществляет следующие полномочия:
- организация учета и ведение реестра имущества, находящегося в собственности Московской области, а также ведение иных реестров и баз данных по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства;
- определение в соответствии с законодательством Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направление перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
- определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения в соответствии с порядком, установленным Правительством Московской области.
Особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, на территории Московской области установлены Законом Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области" (далее - Закон N 150/2003-ОЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона N 150/2003-ОЗ налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется, в том числе в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 кв. м, включенных в перечень, формирование которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 375 НК РФ).
В пункте 1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость в том числе в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В силу пункта 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 3 пункта 1 статьи 378.2 указанного Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) в целях данной статьи признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов дела, во исполнение вышеприведенных положений министерство издало распоряжения от 24.11.2015 N 13ВР-1999, от 24.11.2016 N 13ВР-1800, от 27.11.2017 N 13ВР-1746, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость соответственно на 2016, 2017 и 2018 годы, в которые включен спорный объект (здание - магазина, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, г. Яхрома, ул. Ленина, д. 44, кадастровый номер 50:04:0020511:403).
Частью 10 статьи 378.2 НК РФ установлено, что выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, внесение изменений в Перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части возможности включения нового объекта налогообложения, после истечения налогового периода, на который данный Перечень был утвержден, действующим законодательством не предусмотрено.
В связи с изложенным министерство не располагало правовыми основаниями для удовлетворения заявления общества (подано по истечении налогового периода, на который данный Перечень был утвержден) и включение спорного объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016, 2017 и 2018 годы.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции со ссылкой на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2016 N 46-АПГ16-6, от 22.12.2017 N 45-АПГ17-19, распоряжение вместе с Перечнем обладают признаками нормативного правового акта, так как регулируют правоотношения, связанные с выявлением и включением соответствующего объекта недвижимого имущества в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, адресованы неопределенному кругу лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что требование об обязании министерства исключить из Перечня пункты, в которых указан спорный объект, является неправильным способом защиты.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2021 года по делу N А41-64874/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-64874/2020
Истец: ООО "ПКФ СТРОЙ - ИНС"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Московской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ