г. Москва |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А40-253909/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ГЕФЕСТСТРОЙ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.03.2021 по делу N А40-253909/20
по заявлению ООО "ГЕФЕСТСТРОЙ"
к ОАТИ г. Москвы
об оспаривании постановления
в присутствии:
от заявителя: |
Лыков О.А. по дов. от 29.06.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГЕФЕСТСТРОЙ" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ОБЪЕДИНЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИНСПЕКЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ (далее - заинтересованное лицо, административный орган, ОАТИ) о признании незаконным постановления от 27.11.2020 N 20-44-И01-00589/01.
Решением суда от 16.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, исследовав доводы жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.10.2020 ОАТИ было проведено визуальное обследование объекта, расположенного по адресу: г.Москва, Петровско-Разумовский пр., д. 12. В ходе которого были выявлены признаки правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 КоАП г.Москвы.
В связи с обнаружением правонарушения в отношении ООО "ГЕФЕСТСТРОЙ" был составлен протокол об административном правонарушении, выдано предписание.
27.11.2020 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении в присутствии представителя заявителя - Лыкова О.А. (доверенность от 26.11.2020 б/н).
По результатам рассмотрения материалов дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, должностным лицом ОАТИ было вынесено постановление N 20-44-И01-00589/01 о привлечении ООО "ГЕФЕСТСТРОЙ" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 КоАП города Москвы.
ООО "ГЕФЕСТСТРОЙ" обжаловало постановление N 20-44-И01-00589/01 у заместителя начальника ОАТИ, решением от 16.12.2020 N 20-44-И01-00589/01 постановление оставлено в силе. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, посчитав, что состав вменяемого правонарушения административным органом доказан, процедура привлечения Общества к ответственности соблюдена.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.18 КоАП Москвы нарушение установленных Правительством Москвы правил производства земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства, в том числе отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытии, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня составления протокола.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Как следует из материалов дела административным органом направлено в адрес Общества уведомление от 01.10.20 исх. 20-44-И01 о явке представителя для составления протокола об административном правонарушении 12.11.2020, направлено почтовым отправлением (ШПИ 80095153784095).
Согласно сведениям сайта "Почты России" указанное почтовое отправление возвращено адресату 08.11.2020, а также 08.11.20 вручено Обществу.( л.д.45)
Общество получение указанного извещения отрицает, представило справку из отделения почтовой связи от 29.04.20 о том, что указанное почтовое отправление 08.11.20 было вручено оператором связи неустановленному лицу.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу, что Общество не было извещено о времени и месте составления протокола, следовательно, при составлении протокола было нарушено его право на защиту.
Нарушение требований статьи 28.2 КоАП РФ, касающиеся обеспечения процессуальных гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности, носит существенный характер.
В статье 26.11 КоАП РФ предусмотрено, что лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Соответственно, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела на основе имеющихся доказательств, в силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ отражаются в постановлении по делу об административном правонарушении. При этом решение по делу должно быть мотивированным (подпункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ).
Данные нормы, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе в Определениях от 29.05.2014 N 1011-О, от 20.12.2018 N 3123-О, гарантируют права участников производства по делам об административных правонарушениях и выполнение задач данного производства.
Вынесение мотивированного решения по делу предполагает оценку всех исследованных по делу доказательств, которая должна быть приведена в постановлении (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 N 2468-О).
При названных обстоятельствах, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2021 по делу N А40-253909/20 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ОАТИ г. Москвы по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания от 27.11.20 N 20-44-И01-00589/01.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-253909/2020
Истец: ООО "ГЕФЕСТСТРОЙ"
Ответчик: ОБЪЕДИНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИНСПЕКЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ