26 мая 2021 г. |
дело N А83-20805/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.05.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Месеняшиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства сельского хозяйства Республики Крым и Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.02.2021,
принятое по иску Министерства сельского хозяйства Республики Крым (ОГРН 1149102017514, ИНН 9102012139, 295034, Республика Крым, город Симферополь, улица Киевская, дом 81)
к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Егорову Юрию Степановичу (ОГРНИП 316910200084251, ИНН 911001993185)
о расторжении соглашения и взыскании суммы гранта,
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Службы финансового надзора Республики Крым (ОГРН 1149102017536, ИНН 9102012153; 295051 Республика Крым, город Симферополь, бульвар Ленина, дом 5/7),
в присутствии:
индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Егорова Ю.С.
в отсутствие Министерства сельского хозяйства Республики Крым, Службы финансового надзора Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым (далее - Минсельхоз Республики Крым) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Егорову Юрию Степановичу (далее - ИП Егорову Ю.С.) с исковым заявлением, в котором просит расторгнуть соглашение от 25.04.2017 N 41-НФ об осуществлении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства - получателя гранта в форме субсидии на создание и развитие хозяйства на территории Республики Крым сроком на 5 лет; взыскать с ИП Егорову Ю.С. грант в сумме 2200000,00 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 05.10.2020 суд привлек к участию в деле третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Службу финансового надзора Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.02.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда от 12.02.2021, Минсельхоз Республики Крым и Служба финансового надзора Республики Крым обратились в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Апелляционные жалобы мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела. Апеллянты указывает, что ответчиком не соблюдены условия предоставления гранта, предусмотренные пунктом 1.6.13 Порядка предоставления грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам Республики Крым в рамках мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 - 2020 годы, утвержденные постановление Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 56 (в ред. от 16.03.2017) (далее - Порядок), ввиду предоставления недостоверных сведений. Так, Егоров Ю.С. зарегистрирован в ЕРГИП в качестве индивидуального предпринимателя 03.03.2015, а 11.03.2016 в ЕРГИП внесена запись о прекращении деятельности Егорова Ю.С. в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. в течение 1 года и 13 дней, что превышает срок 6 месяцев, установленной данной нормой Порядка. Таким образом, при получении гранта Егоровым Ю.С. были предоставлены ложные сведения в части осуществления предпринимательской деятельности в течении последних трех лет. В данном случае имеет место нарушение ответчиком условий получения гранта, что влечет возврат денежных средств.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 апелляционные жалобы приняты к производству.
ИП Егоров Ю.С. отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Минсельхоз Республики Крым, Служба финансового надзора Республики Крым, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 20.05.2021 представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей Минсельхоз Республики Крым, Службы финансового надзора Республики Крым.
В судебном заседании 20.05.2021 ответчик возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Между Минсельхозом Республики Крым и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Егоровым Юрием Степановичем (далее - ИП Егоров Ю.С.) заключено соглашение от 25.04.2017 N 41-НФ об осуществлении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства - получателя гранта в форме субсидии на создание и развитие хозяйства на территории Республики Крым сроком на 5 лет (далее - Соглашение).
В соответствии Соглашением ИП Егорову Ю.С. выдан грант в размере 2200000,00 руб. (далее - грант). Грант предоставлен Минсельхоз Республики Крым в соответствии с Порядком.
В силу раздела 4 Соглашения начинающий фермер несет ответственность за достоверность представленных документов и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае нарушения начинающим фермером условий соглашения и требований Порядка, полученный грант подлежит возврату в бюджет.
Платежным поручением от 27.06.2017 N 403321 на сумму 2200000,00 руб. Минсельхоз Республики Крым перечислило ИП Егорову Ю.С. сумма гранта.
Выездной проверкой Службы финансового надзора Республики Крым (акт от 18.07.2019 N 09.1-14/892) установлен факт нарушения ИП Егоровым Ю.С. подпункта 1.6.13 пункта 1.6 раздела 1 Порядка, в частности, Егоров Ю.С. 03.03.2015 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, а 11.03.2016 в ЕГРИП внесена запись о прекращении деятельности Егорова Ю.С. в качестве индивидуального предпринимателя, то есть в течение 1 года и 13 дней, что превышает срок 6 месяцев, установленный данной нормой Порядка.
По результатам выездной проверки в адрес Минсельхоз Республики Крым направлено представление Службы финансового надзора Республики Крым от 18.07.2019 N 09.1-14/892 о необходимости взыскания с ИП Егорова Ю.С. гранта в сумме 2200000,00 руб.
Минсельхоз Республики Крым, полагая, что Соглашение подлежит расторжению, а грант возврату в бюджет Республики Крым, направило в адрес ответчика требование от 03.09.2019 N 2-МФ о необходимости произвести возврат средств гранта в полном объеме.
Поскольку требование о возврате ИП Егоровым Ю.С. суммы гранта не исполнено, Минсельхоз Республики Крым обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции руководствовался статьями 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями статей 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), и исходил из того, что Порядком регулируются не только действия заявителей и получателей субсидии, но и процедура работы конкурсной комиссии по рассмотрению заявок претендентов. Грант был предоставлен по результатам принятия соответствующего положительного решения конкурсной комиссии, которая фактов недостоверности предоставленных им сведений не выявила.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела, заслушав пояснения ответчика, проверив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции признает обоснованными следующие выводы суда первой инстанции.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Соответствующий Порядок предоставления грантов в форме субсидий на создание и развитие КФХ начинающим фермерам в рамках мероприятия "Развитие малых форм хозяйствования" основного мероприятия "Содействие достижению целевых показателей отраслей АПК" государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы, утверждены постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 N 56 (в редакции от 16.03.2017).
Согласно пункту 3.6 Порядка основанием для отказа в допуске к участию в конкурсном отборе являются, в том числе, несоответствие заявителя условиям, указанным в пункте 1.6 раздела 1 настоящего Порядка; несоответствие требований к заявителям по условиям подачи заявок в конкурсную комиссию для признания их участниками программы поддержки начинающих фермеров.
Пунктом 1.6.1. Порядка установлен критерий, согласно которому заявитель не должен осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением КФХ, главой которого он является. Заявитель может подать заявку на участие в Конкурсном отборе, если период предпринимательской деятельности в совокупности составлял не более 6 месяцев в течение последних трех лет.
Пунктами 4.3, 4.4 Соглашения предусмотрено, что в случае установления Министерством фактов необоснованного (нецелевого) использования гранта, представления получателем недостоверной информации в формах отчетности, а также в случае неисполнения обязательств, предусмотренных условиями соглашения, Министерством составляется акт, на основании которого с привлечением членов Конкурсной комиссии принимается решение о возврате гранта, о чем в течение 5 рабочих дней Министерство письменно уведомляет получателя. Получатель в течение 10 дней с даты получения указанного уведомления обязан вернуть грант в бюджет Республики Крым.
Единственным основанием иска об истребовании суммы гранта и расторжения соглашения указывается факт предоставления Егоровым Ю.С. для участия в конкурсном отборе недостоверных сведений о периоде деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
22.03.2017 глава КФХ Егоров Ю.С. (ОГРНИП 316910200084251), дата регистрации 18.03.2016 обратился с заявлением на участие в конкурсном отборе участников ведомственной целевой программы, представив пакет документов и указав, среди прочего, что не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех.
Однако Егоров Ю.С. 03.03.2015 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП 315910200201343), а 11.03.2016 в ЕГРИП была внесена запись о прекращении деятельности Егорова Ю.С. в качестве индивидуального предпринимателя, то есть в течение 1 года и 13 дней Егоров Ю.С. ранее осуществлял предпринимательскую деятельность, что превышает срок 6 месяцев, установленный нормой 1.6.1 Порядка.
Из буквального содержания Порядка видно, что заявитель не должен осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя. То есть, в целях применения Порядка предоставления гранта, юридически значим не факт регистрации, а факт осуществления предпринимательской деятельности.
Заявители апелляционных жалоб ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции положений статьи 78 БК РФ, поскольку несоответствие Егоровым Ю.С. требованиям, предъявляемым к претендентам на получение гранта, в любом случае следует рассматривать как нарушение им условий предоставления государственной финансовой помощи.
Отклоняя данный довод, суд апелляционной инстанций руководствуется нормами, установленными Порядком, которыми регулируются не только действия заявителей и получателей субсидии, но и работы конкурсной комиссии по рассмотрению заявок претендентов.
В обязанности комиссии входит, в том числе, рассмотрение пакета документов и проверка отраженных в них сведений.
Из материалов дела следует, что грант был предоставлен Егорову Ю.С. по результатам принятия соответствующего положительного решения конкурсной комиссии, которая фактов недостоверности предоставленных им сведений не выявила.
Сведения на сайте http://egrul.nalog.ru открыты. Единый государственный реестр юридических лиц является общедоступным официальным интернет ресурсом.
Решение комиссии о выделении гранта в установленном порядке недействительным признано не было. Результаты конкурса не аннулированы.
Предъявляемые в рамках настоящего спора возражения по указанным в иске основаниям возникли у истца по истечении срока свыше года после выделения этих денежных средств.
Осуществление заявителем предпринимательской деятельности является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсном отборе. Если же заявитель прошёл конкурсный отбор и с ним заключено соглашение о предоставлении гранта, возврат денежных средств осуществляется лишь ввиду нецелевого использования денежных средств, а также условий их предоставления, к которым осуществление предпринимательской деятельности не относится.
При этом Министерством не оспаривалось, что Егоров Ю.С., как глава КФХ в соответствии с бизнес-планом произведены целевые траты для реализации установленной программы, предоставлены отчеты о расходовании полученных денежных средств в соответствии с целями их предоставления, цели государственного финансирования достигнуты.
Доказательств расходования выделенных денежных средств на иные, не связанные с целями выделения гранта истцом не выявлено, доказательства обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, основания для удовлетворения требования истца о расторжении соглашения и возврате гранта отсутствуют.
Соответствующая правовая позиция по делу со сходными обстоятельствами изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.2018 N 305-ЭС18-12180, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 18.12.2020 по делу N А83-20812/2019.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.02.2021 по делу N А83-20805/2019 оставить без изменения; апелляционные жалобы Министерства сельского хозяйства Республики Крым и Службы финансового надзора Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-20805/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО ЕГОРОВ Ю. С.
Третье лицо: СЛУЖБА ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ