город Ростов-на-Дону |
|
25 мая 2021 г. |
дело N А32-40159/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2021 по делу N А32-40159/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хранитель"
(ИНН 2310158305, ОГРН 1112310006764)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хранитель" (далее - заявитель, ООО "Хранитель", общество) обратилось с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) от 17.05.2019 N 1897.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.12.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и при его вынесении законные права и интересы заявителя нарушены не были, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований общества не имеется.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.06.2020 решение от 27.09.2019 и постановление от 24.12.2019 отменены, дело передано на вое рассмотрение в суд первой инстанции. При направлении дела на новое рассмотрение суд кассационной инстанции указал, что судами надлежащим образом не исследованы документальные доказательства и фактические обстоятельства дела, имеющие значение для надлежащего рассмотрения спора. В материалах дела отсутствуют квитанции на оплату услуг общества, в том числе за спорный период и более ранний период, а также платежные документы по жилому помещению N 91 спорного МКД, на которые ссылаются суды. Суды не указали, на основании каких документов сделан вывод о нарушении обществом части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), а также пунктов 148 (7) - 148 (8) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Суды не указали доказательства того, что плата за вывоз мусора включалась ранее (до 01.01.2019) в размер по содержанию и текущему ремонту жилого (нежилого помещения), не проверили доводы общества о том, что плата за вывоз мусора не включалась ранее в размер по содержанию и текущему ремонту жилого (нежилого помещения), а являлась дополнительной услугой. Указанный довод на его соответствие (несоответствие) действительности судами не проверен и не получил правовой оценки.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2021 предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 17.05.2019 N 1897 признано незаконным и отменено полностью как несоответствующее Жилищному Кодексу РФ. С Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в пользу ООО "Хранитель" взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлине. Решение мотивировано тем, что предписание не соответствует фактическим обстоятельствам и нормам законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Хранитель", ссылаясь на то, что отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Краснодар, ул. Заполярная, 35 корпус 6 (далее - МКД), проведенного в форме очно-заочного голосования 17.10.2015, управляющей организацией для управления МКД выбрано общество.
На основании распоряжения от 18.04.2018 N 1906Л инспекция с целью рассмотрения мотивированного представления от 18.04.2019 N 1030 по результатам рассмотрения обращения от 20.03.2019 провела внеплановую документарную проверку общества, в ходе которой установила, что 17.05.2018 общество заключило договор N 14008/УК-КК на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и иными отходами 4 - 5 классов опасности, не относящихся к ТКО, с региональным оператором - АО "Мусороуборочная компания".
В соответствии с приложением N 5 к договору управления МКД утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт жилого (нежилого помещения), установлена плата за вывоз ТБО бункером в размере 3500 рублей за бункер.
Однако, после заключения обществом договора с региональным оператором, размер платы за услугу вывоз ТБО сохранился в части вывоза строительного мусора и предъявлялся собственникам помещений в период с 01.01.2019 по 31.03.2019.
В платежные документы, предъявляемые заявителем собственникам помещений в МКД к оплате, включены: плата за коммунальную услугу вывоз ТКО (в соответствии с договором N 14008/УК-КК) и плата за вывоз строительного мусора (на основании решения ОСС).
Согласно представленным платежным документам по жилому помещению N 91 в МКД в период с 01.01.2019 размер платы за коммунальную услугу по ТКО для указанного жилого помещения составил в 184,14 рублей в месяц (70,60 руб./чел (2,31 куб. м / 12 мес. * 366,74 рублей) + 113,54 рублей (начисление платы за вывоз строительного мусора производился исходя из количества вывезенных бункеров, их стоимости, поделенной на общую площадь дома и умноженную на площадь помещения).
По итогам проверки составлен акт проверки от 17.05.2019 N 2203, обществу выдано предписание от 17.05.2018 N 1897, в соответствии с которым предписано произвести перерасчет путем снижения размера платы за услуги вывоза ТБО в части оплаты за вывоз строительного мусора собственникам и пользователем помещений спорного МКД с 01.01.2019 по 31.03.2019, срок исполнения предписания 17.07.2019.
Полагая, что указанное предписание является недействительным, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Частью 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2012 N 125 должностные лица Государственной жилищной инспекции имеют право выдавать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений. Аналогичные полномочия также вытекают из Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденном постановлением главы администрации Краснодарского края от 5 октября 2006 года N 861.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу положений части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", к числу стандартов управления многоквартирными домами отнесены организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Как указано в части 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Судом первой инстанции установлено, что инспекция сделала вывод о двойном взыскании с жителей МКД стоимости услуг по вывозу строительного мусора, который после 01.01.2019 подлежал вывозу в составе ТКО (ТБО) по договору с региональным оператором по обращению с отходами.
В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
При этом, в силу пункта 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Текущий ремонт - это меры, направленные на поддержание несущих конструкций здания и инженерных коммуникации в исправном состоянии и др. Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкции на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1447-ст, крупногабаритные отходы - отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.
Исходя из комплексного анализа норм федерального законодательства, под крупногабаритными отходами понимаются ТКО, образующиеся у физических лиц, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для накопления ТКО.
С учетом положений Правил обращения с ТКО в части определения крупногабаритных отходов, их складирования, а также постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются крупногабаритные отходы), крупногабаритные отходы должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
При этом, отходы при капитальном ремонте жилых помещений не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
Аналогичная позиция приведена в письме Минстроя России от 25.09.2018 N 43298-ОГ/06 "Об отходах, образующихся при уборке придомовой территории и от текущего ремонта жилых помещений" и Письме Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО".
В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, отходы из жилищ крупногабаритные (7 31 110 02 21 5) в составе вида отходов "Отходы из жилищ" (7 31 100 00 00 0) относятся к подтипу "Отходы коммунальные твердые" (7 31 000 00 00 0). При этом группы отходов, связанных с ремонтом зданий, относятся к "Отходы строительства и ремонта" (8 00 000 00 00 0). Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене, поскольку региональные операторы в рамках установленного единого тарифа обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель осуществляет управление МКД N 35 корпус 6 по адресу: г. Краснодар, ул. Заполярная, на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД, проведенного в форме очно-заочного голосования 17 октября 2015 года.
В соответствии с приложением N 5 к договору управления МКД утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт жилого (нежилого помещения), установлена плата за вывоз ТБО бункером в размере 3500 рублей за бункер. Тариф за содержание и текущий ремонт установлен в размере 21,22 рубля/м2.
09 января 2017 года общество и ООО "ТрансАльянс-Юг" заключили договор N 24/Б8 на оказание услуг по вывозу отходов. Дополнительным соглашением к указанному договору установлено, что под отходами стороны понимают строительный мусор, относящийся к IV классу опасности, который образуется в ходе деятельности общества, а также обслуживаемых им юридических и физических лиц. Стоимость вывоза определена в 3500 руб./контейнер 8м2, что соответствует решению собственников помещений МКД.
Приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 09.01.2017 N 1 акционерному обществу "Мусороуборочная компания" присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО по Краснодарской зоне деятельности (включает город Краснодар и Динской район).
17 мая 2018 года общество и АО "Мусороуборочная компания" заключили договор N 14008/УК-КК на оказание услуг по обращению с ТКО и иными отходами 4-5 классов опасности, не относящихся к ТКО.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
Предельные тарифы в области обращения с ТКО утверждены приказом региональной энергетической комиссии-департаментом цен и тарифов Краснодарского края от 5 апреля 2017 года N 2/2017-ТКО (с последующими изменениями и дополнениями).
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется в соответствии с пунктом 148(34) Правил N 354, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 Правил N 354, а именно исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции, суд первой инстанции исследовал представленные в материалы дела платежные документы по помещениям N 31 и 91 МКД, а также расчет оплат за ТБО за спорный период и предшествующий ему календарный год, а также расчеты вывезенного строительного мусора за указанные периоды.
Судом первой инстанции установлено, что на протяжении 2018 года плата за вывоз ТБО изменялась. Так, применительно к помещению N 31, с января 2018 года плата за вывоз ТБО не превышала 3 рубля за м2. В мае 2018 года тариф увеличился и превысил 4 рубля за м2 (от 4,18 до 4,80). В январе - марте 2019 года стоимость услуги снова увеличилась до 5,40 руб. за м2, и была одинаковой в спорные три месяца (211,14 рублей по квартире N 31). В апреле 2019 года, по истечении спорного периода, стоимость вывоза ТКО стала рассчитываться исходя из количества проживающих людей и снизилась до 70,60 руб. по квартире N 31 (то есть по тарифу регионального оператора).
Оценив перечисленные документы и обстоятельства в совокупности с доводами сторон, суд первой инстанции установил, что вариабельность размера платы за вывоз ТБО (ТКО) связана с количеством вывозимого строительного мусора, то есть с объемом услуг, оказанных ООО "ТрансАльянс-Юг" в рамках согласованной с жителями МКД стоимости вывоза контейнера 8м2. Так, согласно сведениям, предоставленным обществом и не опровергнутым инспекцией, в январе 2018 года вывезено 4 контейнера, в феврале-апреле 2018 года - 4,5 контейнера, мае-июне 2018 года - 8,5 контейнеров, в июле 2018 года - 6 контейнеров, в августе - декабре 2018 года - 5 контейнеров, в спорный период (январь-март 2019 года) - 9 контейнеров.
Из представленных в материалы дела платежных поручений подтверждается оплата услуг ООО "ТрансАльянс-Юг", в том числе за спорный период (поручения от 04.02.2019 N 66, от 04.03.2019 N 124, от 02.04.2019 N 194).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что совокупность перечисленных доказательств подтверждает довод общества о включении в состав оплаты за вывод ТБО стоимости вывоза строительного мусора, которое осуществлялось как до начала спорного периода (01.01.2019), так и в спорном периоде.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы апелляционной жалобы инспекции об отнесении спорных отходов к крупногабаритным отходам, то есть отходам от текущего ремонта жилых помещений, которые подлежат вывозу региональным оператором, поскольку инспекция не представила доказательства фактического отнесения указанного сторонами договора строительного мусора к отходам от текущего ремонта жилых помещений. Документальное подтверждение вывоза строительного мусора региональным оператором АО "Мусороуборочная компания" в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, в том числе установку в спорный период контейнеров 8м2, в материалах дела также отсутствует.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности вывода инспекции о включении платы за вывоз строительного мусора в период до 01.01.2019 в размер по содержанию и текущему ремонту жилого (нежилого помещения), а также взыскании с жителей МКД в спорный период платы за вывоз строительного мусора в двойном размере.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что предписание от 17.05.2019 N 1897, в соответствии с которым произвести перерасчет путем снижения размера платы за услуги вывоза ТБО в части оплаты за вывоз строительного мусора собственникам и пользователем помещений спорного МКД с 01.01.2019 по 31.03.2019, не соответствует фактическим обстоятельствам и приведенным выше нормам законодательства.
Поскольку предписание в указанной части устанавливает обязанность совершения определенных действий, его неисполнение влечет возможность привлечения к административной ответственности, обжалованный ненормативный акт затрагивает законные интересы заявителя и нарушает его права в сфере экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2021 по делу N А32-40159/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40159/2019
Истец: ООО "ХРАНИТЕЛЬ"
Ответчик: ГЖИ Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8751/2021
25.05.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7054/2021
10.03.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40159/19
24.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2692/20
24.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21201/19
27.09.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40159/19
23.08.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40159/19