г. Чита |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А19-1706/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2021 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Куклина О.А., судей Бушуевой Е.М., Юдина С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2021 года по делу N А19-1706/2021 по иску Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 380000022) к Министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1083808001122, ИНН 3808172165) о взыскании 679 586,40 руб.,
и установил:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (далее - ПАО "Иркутскэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (далее - министерство, ответчик) о возмещении 679 586,40 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23.03.2021 иск удовлетворён. С Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области в пользу ПАО "Иркутскэнерго" взыскано 679 586,40 руб. в качестве возмещения убытков, 16 592 руб. в качестве возмещения расходов истца по уплате государственной пошлины, всего 696 178,40 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
По мнению заявителя, судом не указано, каким нормам законодательства противоречат действия (бездействие) министерства, которые суд считает незаконными. По мнению заявителя, судом первой инстанции не рассмотрены и не оценены доводы министерства об отсутствии его вины в причинении вреда обществу.
Как указывает заявитель, в целях реализации мероприятий Программы между областным государственным казённым учреждением "Управление капитального строительства Иркутской области" (далее - УКС Иркутской области) и открытым акционерным обществом "Ленгидропроект" (далее - ОАО "Ленгидропроект") заключён государственный контракт от 21.03.2011 N 34 на выполнение работ по проведению корректировки технического проекта "Богучанская ГЭС на реке Ангара", этап "Водохранилище и охрана окружающей среды". По окончании работ, выполненных ОАО "Ленгидропроект" в соответствии с государственным контрактом N 34, подготовлена проектная документация.
Заявитель отмечает, что проектная документация, на основании которой в рамках Программы осуществлялось строительство объекта, была подготовлена специализированной организацией и получила положительное заключение государственной экспертизы, строительство объекта производила также специализированная организация, следовательно, у министерства отсутствовали основания подвергать сомнениям качество подготовки проектной документации и качество строительства объекта.
Заявитель полагает, что судом вышеуказанные обстоятельства не оценены и не исследованы.
Заявитель обращает внимание на то, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства сброса загрязняющих веществ в реку Ангару сверх установленного норматива сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод в 2019 году.
По мнению заявителя, признание арбитражным судом первой инстанции доказательством наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) министерства и убытками истца протокола совещания от 15.01.2016 противоречит части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку данный протокол содержит мнение присутствующих на совещании лиц.
С точки зрения заявителя, вывод суда о том, что невыполнение Министерством мероприятий Программы повлекло за собой причинение убытков истцу, построен лишь на предположении. Суд безосновательно счёл, что в случае своевременного исполнения Программы и строительства нового руслового рассеивающего выпуска истец прекратил бы сброс в водный объект сточных вод, содержащих загрязняющие вещества сверх установленного норматива, а, следовательно, не вносил бы плату в повышенном размере.
Заявитель указывает на отсутствие в материалах дела доказательств того, что недостижение показателей Программы в установленные сроки лишило истца возможности в 2019 производить сбросы сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, в соответствии с установленными нормативами.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы апеллянта отклонил, решение суда считает законным и обоснованным.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее: постановлением правительства Иркутской области от 03.09.2012 N 480-пп утверждена долгосрочная целевая программа "Подготовка зоны затопления части территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС" на 2012 -2013 годы (далее - Программа).
Целью Программы являлось выполнение отдельных мероприятий по подготовке зоны затопления части территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС, в частности, решение экологических проблем, связанных с подготовкой зоны затопления (пункт 2 раздела 1 Программы).
Согласно подпункту 1 пункта 6 раздела 3 Программы в план мероприятий по подготовке ложа Богучанской ГЭС к затоплению включалось выполнение отдельных мероприятий, входящих в состав технического проекта "Зона затопления Богучанской ГЭС. Иркутская область". Этап "Водохранилище и охрана окружающей среды" на территории Усть-Илимского района Иркутской области. Корректировка технического проекта "Богучанская ГЭС на реке Ангара", в том числе: Система водоотведения. Инвестиционный проект "Зона затопления Богучанской ГЭС. Иркутская область". Этап "Водохранилище и охрана окружающей среды" на территории Усть-Илимского района Иркутской области. Корректировка технического проекта "Богучанская ГЭС на реке Ангара".
В рамках данной Программы планировалось выполнить мероприятия по строительству руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимск и реконструкцию участка напорного канализационного коллектора в п. Невон.
Строительство руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимск было намечено в г. Усть-Илимске в водоохранной зоне р. Ангары (200 м) и зоне влияния Богучанского водохранилища (до отметки 212 м) в районе ул. Заводская, где находится существующий русловой рассеивающий выпуск канализационно-очистных сооружений.
Основной причиной строительства нового руслового рассеивающего выпуска является изменение условий рассеивания стоков для Богучанского водохранилища. Трасса проектируемого руслового рассеивающего выпуска начинается от существующего колодца К-105 и заканчивается подводным оголовком.
Протяжённость нового участка сбросного коллектора составляет 621,77 м, в том числе береговой части - 126,77 м, подводной - 495 м.
Также планировалось произвести реконструкцию участка напорного канализационного коллектора в п. Невон.
Общая протяженность напорного канализационного коллектора - 4,6 км. Протяженность участка реконструкции напорного канализационного коллектора составляет 200 м. Реконструкция участка напорного канализационного коллектора была намечена в районе ул. Мичурина п. Невон Усть-Илимского района в водоохранной зоне р. Невонка (100 м) и зоне влияния Богучанского водохранилища (до отметки 212 м).
В соответствии с пунктом 1.2.1 приложения N 1 к Программе в качестве целевых показателей результативности указанного мероприятия установлено: приведение к нормативным требованиям напорного коллектора в п. Невон; приведение к нормативным требованиям канализационно-напорной станции в п. Невон; приведение к нормативным требованиям выпуска канализационно-очистных сооружений в г. Усть-Илимске.
Согласно Положению о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формировании, и реализации, утверждённому постановлением правительства Иркутской области от 26.07.2013 N 282-пп, ответственный исполнитель государственной программы - это орган государственной власти Иркутской области, определённый правительством Иркутской области в качестве ответственного за разработку и реализацию государственной программы.
В силу пункта 7 указанного Положения ответственный исполнитель организует реализацию государственной программы, координирует деятельность соисполнителей и участников государственной программы, несёт ответственность за достижение целевых показателей государственной программы, а также за достижение ожидаемых конечных результатов её реализации.
В соответствии с разделом 5 Программы ("Механизм реализации программы и контроль за ходом её реализации") в неё включены мероприятия, входящие в состав технического проекта. Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для реализации Программы, является министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, министерство лесного комплекса Иркутской области, министерство культуры и архивов Иркутской области.
Контроль над исполнением Программы возложен на министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.
До настоящего времени, мероприятия, предусмотренные пунктом 6 раздела 3 Программы, в частности, строительство руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимск, не выполнены.
ПАО "Иркутскэнерго" является гарантирующей организацией для централизованного водоснабжения и водоотведения на территории г. Усть-Илимска с 2013 года на основании постановления администрации г. Усть-Илимска от 21.01.2013 N 19.
Участок системы водоотведения канализационно-очистных сооружений "Левый берег" эксплуатируется ПАО "Иркутскэнерго" с 11.11.2005 на основании договора аренды, с 22.12.2011 принадлежит ему на праве собственности.
По итогам неоднократно проведённых министерством совещаний, в том числе с участием представителей истца, установлено, что построенный рассеивающий выпуск сточных вод КОС левого берега является "неработоспособным", так как происходит излив на поверхность земли через колодец, находящийся на берегу р. Ангары (протокол совещания от 15.01.2016). В пункте 5 протокола от 15.01.2016 указано, что Программой подтверждена необходимость реализации мероприятий по доочистке сточных вод на канализационных очистных сооружениях (КОС) левого берега, строительству канализационной насосной станции (КНС) для обеспечения требуемых скоростей на выпуске сточных вод, но в состав проекта объекты не включены. Невыполнение указанных мероприятий приводит к сверхлимитным сбросам загрязняющих веществ и сверхлимитным платежам ПАО "Иркутскэнерго" за превышение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в р. Ангара, что в конечном итоге создаёт предпосылки для приостановления работы очистных сооружений.
По утверждению истца, до настоящего времени, мероприятия, предусмотренные разделом 3 Программы, в частности строительство руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимск, не выполнены. В связи с неисполнением ответчиком обязанностей по обеспечению достижения целевых показателей государственной Программы, истец, являясь гарантирующей организацией для централизованного водоснабжения и водоотведения на территории г. Усть-Илимска в 2018 году, вынужденно осуществлял сброс сточных вод в водный объект (р. Ангара) с превышением нормативов допустимого сброса по фосфатам. В связи с оплатой в 2018 год сверхлимитных платежей истец понёс убытки в размере 512 158,56 руб.
В целях соблюдения претензионного порядка урегулирования спора истец обратился к ответчику с претензией от 05.08.2020 N 518-23/4665, в которой просил ответчика перечислить денежные средства в размере 679 586,40 руб., составляющие сверхлимитные платежи в 2019 году по сбросу сточных вод в водный объект (р. Ангара) с превышением допустимого сброса по фосфатам, из-за неисполнения Министерством обязанностей по обеспечению достижения целевых показателей государственной программы.
В связи с тем, что ответчиком не произведена компенсация платежей в указанном размере, истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам: заявляя требование о возмещении убытков, истец должен доказать факт наличия убытков, противоправность поведения ответчика, причинно-следственную связь между первыми двумя элементами, а также размер вреда. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех указанных элементов.
На основании решения Министерства природных ресурсов Иркутской области, зарегистрированного в Енисейском бассейновом водном управлении, о предоставлении водного объекта в пользование от 26.12.2014 N 38-16.01.03.00.-Р-РСВХ-С-2014-01832/00, ПАО "Иркутскэнерго" осуществляется сброс сточных вод в р. Ангара с использованием водоотводящих сооружений, в том числе канализационных очистных сооружений левого берега (КОС левого берега г. Усть-Илимска).
Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродонадзора) по Иркутской области от 25.11.2015 N 1890-од ПАО "Иркутсэнерго" выдано разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивным веществ) и микроорганизмов в водные объекты (р. Ангара, Усть-Илимское водохранилище), утверждённое на срок с 25.11.2015 по 04.02.2020 Енисейским бассейновым водным управлением.
В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.
ПАО "Иркутскэнерго" представило в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродонадзора) по Иркутской области декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, сумма платы за сверхлимит по загрязняющему веществу (фосфатам) составила 679 586,40 руб. Истцом указанная плата осуществлена в полном объёме, что подтверждено имеющимися в материалах дела платёжными поручениями.
На основании изложенного следует признать, что факт наличия убытков, выразившихся в необходимости оплаты сверхлимитного количества загрязняющих веществ (фосфатов), допустимых к сбросу в реку Ангару, и размер этих убытков (679 586,40 руб.) материалами дела подтверждены.
Судом первой инстанции также установлено, что контроль над исполнением Программы был возложен на министерство. В рамках мероприятий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 6 раздела 3 Программы, планировалось выполнить строительство руслового рассеивающего выпуска канализационно-очистных сооружений левого берега г. Усть-Илимск и реконструкцию участка напорного канализационного коллектора в п. Невон. Основной причиной строительства нового руслового рассеивающего выпуска является изменение условий рассеивания стоков для Богучанского водохранилища.
Обращаясь с настоящим иском, истец указал на неисполнение ответчиком государственной программы, в подтверждении чего представил протокол совещания от 15.01.2016, проведённого министерством с участием представителей истца, согласно которому построенный рассеивающий выпуск сточных вод КОС левого берега является неработоспособным, так как происходит излив сточных вод на поверхность земли через колодец, находящийся на берегу р. Ангары. На данном совещании была установлена необходимость реализации мероприятий по доочистке сточных вод на канализационных очистных сооружениях (КОС) левого берега, строительства канализационной насосной станции (КНС) для обеспечения требуемых скоростей на выпуске сточных вод.
Указанные мероприятия не были изначально включены в состав проекта. Однако их невыполнение приводит к сверхлимитным сбросам загрязняющих веществ и дополнительным платежам ПАО "Иркутскэнерго" за превышение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в р. Ангара. Вместе с тем, доказательств принятия мер для надлежащего исполнения обязательства по внесению соответствующих изменений в проектную документацию в части строительства канализационной насосной станции, явившейся основной причиной неработоспособности объекта, то есть обязательств по контролю реализации целевой программы, ответчиком не представлено. Соответственно, факт противоправного бездействия ответчика является установленным.
В связи с тем, что ответчиком не осуществлены указанные выше мероприятия, истец произвёл превышающий нормативы сброс загрязняющих веществ (фосфатов) в р. Ангару и вынужден был понести в связи с этим упомянутые выше расходы. То есть убытки истца состоят в прямой причинной связи с противоправным поведением ответчика.
Надлежащих доказательств отсутствия своей вины в провале реализации Программы и, следовательно, в возникновении убытков у истца ответчик в дело не представил.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении иска является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2021 года по делу N А19-1706/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия путём подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Куклин |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1706/2021
Истец: ПАО Иркутское энергетики и электрификации "Иркутскэнерго"
Ответчик: Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области