г. Челябинск |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А07-14139/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, открытого акционерного общества "Зирганская машинно-технологическая станция" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2021 по делу N А07-14139/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
Ахияртдиновой Зайтуны Аскатовны - Газизова А.Р. (паспорт, доверенность от 07.12.2020, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Зирганский Элеватор" - Бикмухаметов Р.С. (паспорт, доверенность от 29.09.2020, диплом);
открытого акционерного общества "Зирганская Машинно-Техническая станция" - Мансуров А.Р. (паспорт, доверенность от 18.06.2020, диплом).
Ахияртдинова Зайтуна Аскатовна (далее - заявитель-1, Ахияртдинова З.А.), общество с ограниченной ответственностью "Зирганский элеватор" (далее - заявитель-2, ООО "Зирганский элеватор"), открытое акционерное общество "Зирганская машинно-технологическая станция" (далее - заявитель-3, ОАО "Зигранская МТС") обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, УФАС по РБ, Управление) о признании незаконным (недействительным) решения от 15.06.2020 N ТО 002/01/17-2289/2019.
Определениями от 20.08.2020, от 23.09.2020 дела N А07-14139/2020, N А07-15180/2020 и А07-19226/2020 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, делу присвоен номер N А07-14139/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Аукционная компания "Башкортостан", Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземимущество РБ), ИП Глава КФХ Масагутов А.Р., ООО "Агрофирма "Идель", Администрация муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан, ОАО "Чишминское" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2021 (резолютивная часть решения объявлена 08.02.2021) заявленные требования удовлетворены.
Решение от 15.06.2020 N ТО 002/01/17-2289/2019 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан признано незаконным (недействительным), как несоответствующее Федеральному закону N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
С Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в пользу индивидуального предпринимателя Ахияртдиновой Зайтуны Аскатовны взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Из бюджета Ахияртдиновой Зайтуне Аскатовне возвращена государственная пошлина в сумме 5 700 рублей, излишне уплаченная чек-ордером ПАО Сбербанк N 118 от 17.06.2020 года.
В удовлетворении заявленных требований ООО "Зирганский элеватор", ОАО "Зигранская МТС" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о признании незаконным (недействительным) решения от 15 июня 2020 года N ТО 002/01/17-2289/2019 отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, третье лицо - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и ОАО "Зигранская МТС" обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просили решение суда первой инстанции отменить, признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15.06.2020 по делу N ТО002/01/17-2289/2019 в части установления следующих обстоятельств:
"Как следует из материалов дела 16.10.2018 ООО "Зирганский элеватор", предложив наибольшую цену среди других участников торгов, признан победителем торгов. При этом предложение АО "Чишминское" поступило позже предложения ООО "Зирганский элеватор". В этой связи Комиссия не усматривает признаки антиконкурентного соглашения в действиях ООО "Аукционная компания "Башкортостан".
Также Комиссия считает недоказанным, что вышеуказанные действия арбитражного управляющего Ахияртдиновой З.А. являются следствием заключения антиконкурентного соглашения".
В обоснование доводов апелляционных жалоб апеллянты ссылаются на то, что на момент направления обращения Минземимуществом РБ в Башкортостанское УФАС, определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.07.2019 по делу А07-7986/2014 в законную силу не вступило, ввиду чего полагать, что обращение представляет собой способ преодоления преюдиции, у суда не имелось.
Полагают, что вывод Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2021 по делу N А07-14139/2020 о необходимости применения ст. 69 АПК РФ на основании судебных актов по делу N А07-7986/2014 ошибочен и основан на неверном толковании норм права и оценке фактических обстоятельств спора. Установленная арбитражным судом при рассмотрении дела N А07-7986/2014 недоказанность согласованности действий группы лиц не является преюдициальным обстоятельством по отношению к событию нарушения антимонопольного законодательства при рассмотрении дела N А07-14139 об оспаривании решения антимонопольного органа.
Судом принят во внимание довод, установленный в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 по делу N А07-7986/2014, о наличии признаков прямой или косвенной заинтересованности между ООО "Аврора Плюс", ООО "Аукционная компания "Башкортостан", ООО "Стройресурс", а также между ООО "Зирганский элеватор" и ООО "Аукционная компания "Башкортостан". Однако ошибочно сделан вывод, что наличие такой заинтересованности не повлекло создание антиконкурентного соглашения.
Отмечает, что ОАО "Зирганская МТС" при полном отсутствии экономической целесообразности произвело отчуждение части недвижимого имущества элеватора, в результате которого нормальное осуществление деятельности по приему и хранению зернопродуктов без вышеуказанных объектов невозможно. В этой связи ОАО "Чишминское" приняло участие в торгах на этапе со значительным снижением цены, поскольку требуются дополнительные расходы на строительство аналогичных объектов, реализованных Махияновым Р.З.
Полагают, что получив полный контроль за активами элеваторного комплекса с 15.04.2016, ООО "Зирганский элеватор" осуществляло деятельность по хранению зерна на территории активов ОАО "Зирганская МТС" с апреля 2016 года по ноябрь 2018 года, что являлось составной частью схемы введения в имущественный оборот контролируемого юридического лица с целью формирования выручки и финансовых показателей как сельхозтоваропроизводителя для последующего выкупа в собственность элеваторного комплекса.
20.08.2018 по договору купли-продажи в собственность ООО "Зирганский элеватор" перешла ранее отчужденная в пользу ООО "Аврора плюс" часть неделимого недвижимого имущества элеватора. Приобретя его у последнего, ООО "Зирганский элеватор" становится обладателем конкурентного преимущества перед потенциальными покупателями.
Все вышеуказанные действия привели к обстоятельствам, способствующим ограничению конкуренции и ограничению количества потенциальных покупателей, а в итоге формируют пониженный спрос на имущество и искусственное занижение его цены.
Полагают, что сам факт владения земельным участком для ООО "Зирганский элеватор" (договор субаренды) не свидетельствует о том, что правообладатель земли является лицом, имеющим преимущественное право приобретения имущества должника-сельскохозяйственной организации.
Заключительной стадией антиконкурентного соглашения в отношении комплекса элеватора является заключение договора купли-продажи между Ахияртдиновой З.А. и ООО "Зирганский элеватор" 16.10.2018 по результатам торгов в отношении элеваторного комплекса в нарушение статьи 179 Закона о банкротстве. Победителем торгов в форме публичного предложения по лоту N 47 (элеваторный комплекс по адресу: РБ. Мелеузовский район, п. Зирган, ул. Гагарина, д. 1) в соответствии с Протоколом о результатах торгов от 16.10.2018 определено ООО "Зирганский элеватор". Имущество, оцененное в соответствии с Отчетом об оценке N131/17 от 30.06.2017 ООО "Оценочная компания "Стандарт" в размере 354 790 000 руб., было реализовано за 92 650 000 руб. В этот же день (16.10.2018) между конкурсным управляющим Ахияртдиновой З.А. и ООО "Зирганский элеватор" заключен договор купли-продажи лота N 47.
Ссылаются на то, что бывший конкурсный управляющий Ахияртдинова З.А., Союз арбитражных управляющих "Саморегулируемая организация "Северная Столица" (представитель в Республике Башкортостан Ахметов У.А.), ООО "Зирганский элеватор" (Рамазанов М.Р., Сабашев P.P.), ООО "Аукционная компания "Башкортостан" (Бабенышев К.В., Рамазанов М.Р.), ООО "Аврора плюс" (Даянова Т.Д., Бабенышев К.В.), ООО "Мелеузовский элеватор" (Даянова Т.Д., Мухамедьянов Н.Ф.) являются заинтересованными лицами по продаже имущественного комплекса Зирганского элеватора именно в пользу ООО "Зирганский элеватор", а не какому-либо иному лицу, в том числе обладающим преимущественным правом приобретения имущества должника в соответствии с положениями ст. 179 Закона о банкротстве.
До начала судебного заседания заявители Ахияртдинова З.А. и ООО "Зирганский Элеватор" представили в арбитражный апелляционный суд отзывы на апелляционные жалобы, в которых отклонили доводы апелляционных жалоб, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда; в судебное заседание представители заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан; представители третьего лица - Министерства земельных и имущественных отношений Республики; представители третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Аукционная компания "Башкортостан", Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, индивидуального предпринимателя Глава крестьянского фермерского хозяйства Масагутова А.Р., общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Идель", Администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан, открытого акционерного общества "Чишминское" - не явились.
С учетом мнения явившихся представителей сторон, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц участвующих в деле.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, отзывах на них.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 12536 от 09.08.2019 с жалобой на действия по организации и проведению реализации имущества АО "Зирганская МТС", способствовавшие заключению соглашения, ограничивающего конкуренцию.
На основании представленных Министерством документов и сведений земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан приказом N 314 от 09.09.2020 было возбуждено дело N ТО 002/01/17-2289/2019 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 19 февраля 2020 года по делу N ТО 002/01/17-2289/2019 было принято заключение об обстоятельствах о нарушениях ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ при проведении торгов по лоту N 47 по продаже имущества АО "Зирганская МТС".
По результатам рассмотрения дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан принято решение от 15 июня 2020 года по делу N ТО 002/01/17-2289/2019, согласно которому арбитражный управляющий Ахияртдинова Зайтуна Аскатовна признана нарушившей ч. 1 ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, выразившегося в нарушении порядка определения победителя торгов по мотиву того, что действия арбитражного управляющего Ахияртдиновой Зайтуны Аскатовны, выразившиеся в заключении договора с ООО "Зирганский элеватор" 16.10.2018, то есть в день объявления его победителем, не подтвердившего статус занимающегося производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, а также владельца земельными участками, непосредственно прилегающими к земельному участку должника, привели к нарушению порядка определения победителя торгов и не соответствующими ч. 3 ст. 179 Закона о банкротстве.
Указанным решением антимонопольный орган отклонил доводы о наличии в действиях ООО "Аукционная компания "Башкортостан" признаков антиконкурентного соглашения с ООО "Зирагнский элеватор", Ахияртдиновой З.А. и что допущенные Ахияртдиновой З.А. нарушения являются следствием заключенного антиконкурентного соглашения с ООО "Зирганский элеватор".
Не согласившись с данным решением, Ахияртдинова Зайтуна Аскатовна, ООО "Зирганский элеватор" и АО "Зигранская МТС" обратились в суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований ООО "Зирганский элеватор" и АО "Зигранская МТС", суд первой инстанции исходил из того, что доводы общества "Зирганская МТС" были предметом оценки судов по делу N А07-7986/2014, кроме того, в рамках настоящего спора данными заявителями не доказано нарушение их прав и законных интересов оспариваемым решением от 15 июня 2020 года N ТО 002/01/17-2289/2019.
Удовлетворяя требования Ахияртдиновой З.А., суд первой инстанции исходил из того, что Управление не доказало вменяемое заявителю Ахияртдиновой З.А. нарушение пункта 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено Федеральным законом. Таким образом, антимонопольный орган должен доказать, что вменяемые организатору торгов действия привели (могли привести) к созданию участнику (участникам) закупки преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации.
В силу части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 19 февраля 2020 года по делу N ТО 002/01/17-2289/2019 было принято заключение об обстоятельствах о нарушениях ст. 17 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ при проведении торгов по лоту N 47 по продаже имущества АО "Зирганская МТС".
УФАС по РБ принято решение от 15 июня 2020 года по делу N ТО 002/01/17-2289/2019, согласно которому действия арбитражного управляющего Ахияртдиновой Зайтуны Аскатовны привели к нарушению порядка определения победителя торгов и не соответствуют ч. 3 ст. 179 Закона о банкротстве.
Между тем, обжалуемым решением суда первой инстанции установлено, что Управление не доказало вменяемое заявителю Ахияртдиновой З.А. нарушение пункта 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Вопреки указанному выводу, апеллянты ссылаются на то, что действия арбитражного управляющего Ахияртдиновой З.А. являются следствием заключения антиконкурентного соглашения.
Однако, указанное обстоятельство было проверено в рамках дела N А07-7986/2014.
Доводы апеллянтов о том, что вывод Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2021 по делу N А07-14139/2020 о необходимости применения ст. 69 АПК РФ на основании судебных актов по делу N А07-7986/2014 ошибочен, судебной коллегией отклоняется, поскольку основан на неверном толковании норм права, поскольку в рамках дела А07-7986/2014 судами рассматривалась как законность проведения торгов по лоту N 47, так и правомерность определения ООО "Зирганский элеватор" победителем данных торгов и последующего заключения с ним 16.10.2018 договора купли-продажи.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Исходя из смысла статьи 69 АПК РФ, преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Преюдиция распространяется на установление судом тех или иных обстоятельств, содержащихся в судебном акте, вступившем в законную силу, если последние имеют правовое значение и сами по себе могут рассматриваться как факт, входивший в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Таким образом, свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее, что имеется в данном случае.
На основании изложенного, судебная коллегия признает вступившие в законную силу судебные акты, принятые в результате рассмотрения дела А07-7986/2014, преюдициальными для настоящего дела.
Из положений статьи 179 Закона о банкротстве следует, что цена лота формируется исключительно на торгах, а лицо, обладающее преимущественным правом может воспользоваться им по результатам торгов, направив соответствующее уведомление конкурсному управляющему, при этом договор подлежит заключению по цене торгов с первым заявившимся лицом, обладающим таким правом.
Ахияртдиновой З.А. в материалы дела N А07-7986/2014 представлены ответы на ее запросы от органов местного самоуправления со сформированным указанными государственными органами списком лиц, обладающих преимущественным правом выкупа имущества.
Согласно представленным в материалы дела ответам, в числе лиц, обладающих преимущественным правом выкупа, было ООО "Зирганский элеватор", которое участвовало в торгах и выразило намерение приобрести имущество, сформированное в лоте N 47, в преимущественном порядке.
Принимая во внимание, что ООО "Зирганский элеватор" было признано победителем торгов, его заявление о наличии преимущественного права выкупа поступило в адрес конкурсного управляющего Ахияртдиновой З.А. первым (иного заявителем не доказано), договор купли-продажи правомерно заключен с ООО "Зирганский элеватор".
Победитель торгов определялся организатором торгов - ООО "Аукционная компания "Башкортостан".
ООО "Зирганский элеватор" на момент проведения торгов владело на праве аренды земельным участком, прилегающим к земельным участкам, принадлежащим предприятию-должнику, что подтверждено представленными в дело договорами субаренды земельных участков и письмом Администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан за N 143 от 31.08.2018, а также соответствовало признакам лиц, обладающих преимущественным правом выкупа имущества должника-сельскохозяйственной организации, определенных в пункте 2 статьи 179 Закона о банкротстве.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что в спорной ситуации имеют место согласованные действия группы лиц и фактический сговор при заключении сделок по реализации части имущественного комплекса должника до проведения торгов в конкурсной производстве, создание общества "Зирганский элеватор" как этап подготовки к последующей сдаче в аренду всего элеваторного комплекса должника, создание статуса лица, обладающего преимущественным правом приобретения элеваторного комплекса - в интересах совершения группой лиц сделок и действий по выкупу в собственность Рамазанова М.Р. и его ООО "Зирганский элеватор" всего элеваторного комплекса, судебной коллегией отклоняются, поскольку противоречат судебным актам, принятым в рамках преюдициального дела N А07-7986/2014, которыми установлено отсутствие доказанности согласованности действий группы лиц и их фактического сговора по реализации имущества должника (путем совершения сделки в 2015 году и затем при проведении торгов в 2018 году, и при последующем распределении поступивших в конкурсную массу денежных средств), которое причинило бы вред конкурсной массе (имущественным правам кредиторов и должника).
Несогласие апеллянтов с тем, что победителем торгов было признано ООО "Зирганский элеватор", предложив наибольшую цену среди других участников торгов, в то время как было еще одно предложение АО "Чишминское", было также предметом рассмотрения в рамках дела N А07-7986/2014.
Так, в ходе рассмотрения указанного дела было установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.02.2016 года по делу N А07-7986/2014 ОАО "Зирганская МТС" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества была открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена Ахияртдинова Зайтуна Аскатовна.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.07.2019 по делу N А07-7986/2014, оставленного без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 года и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16.07.2020 года, принятых по результату рассмотрения в рамках дела о банкротстве АО "Зирганская МТС" обособленного спора по заявлениям конкурсного кредитора Галимова Р.Р., конкурсного управляющего АО "Зирганская МТС", Минземимущества Республики Башкортостан, предпринимателя главы КФХ Масагутова А.Р. о признании недействительными торгов по продаже имущества АО "Зирганская МТС" по лоту N 47, а также о признании недействительными: договора купли-продажи от 16.10.2018 N 47 (лот N 47), заключенного между АО "Зирганская МТС" и ООО "Зирганский элеватор" и договора купли-продажи от 16.11.2015, заключенного между АО "Зирганская МТС" и ООО "Аврора Плюс", судами были установлены следующие обстоятельства.
25.08.2017 в ЕФРСБ и в печатном издании "Йешлек" N 34, а также 26.08.2017 в газете "Коммерсантъ" было опубликовано сообщение о проведении 16.10.2017 открытых торгов в электронной форме по продаже имущественного комплекса ОАО "Зирганская МТС", сформированного в лот N 1, с установлением начальной цены продажи 3 561 741 034 руб. на электронной торговой площадке "Российский аукционный дом". Указанные сообщения содержали информацию о том, что имущество реализуется в порядке статьи 179 Закона о банкротстве.
Кроме того, конкурсным управляющим Ахияртдиновой З.А. в адрес лиц, занимающихся производством или переработкой сельхозпродукции и владеющих земельными участками, непосредственно прилегающими к земельным участкам ОАО "Зирганская МТС" были направлены уведомления о преимущественном праве приобретения имущества должника.
Данные торги были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок заинтересованных лиц.
Повторные торги по продаже имущественного комплекса ОАО "Зирганская МТС" были назначены на 01.12.2017, начальная цена продажи была установлена в размере 3 205 566 930,60 руб., о чем соответствующие информационные сообщения были опубликованы в ЕФРСБ 20.10.2017, в газете "Йешлек" N 42 от 20.10.2017 и в газете "Коммерсантъ" N 197 от 21.10.2017.
Данные торги также были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок.
Лица, обладающие преимущественным правом выкупа имущества должника, соответствующим правом не воспользовались, кредиторы обратились с предложением о реализации имущества отдельными лотами.
Определением от 28.12.2017 были разрешены разногласия между конкурсным управляющим ОАО "Зирганская МТС" Ахияртдиновой З.А. и залоговым кредитором ПАО "Сбербанк России". Абзацы 2-14 пункта 2.3 Положений о порядке, сроках и условиях продажи имущества ОАО "Зирганская МТС", утвержденных комитетом кредиторов ОАО "Зирганская МТС" от 28.07.2017 и залоговым кредитором ПАО "Сбербанк" утверждены в редакции конкурсного управляющего:
"С учетом требований статьи 179 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливаются следующие этапы продажи имущества должника:
Первый этап. Продажа предприятия (единым лотом) на первых и повторных торгах в порядке, установленном пунктами 4 - 19 статьи 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В случае, если предприятие Должника не было продано на первом этапе - реализация согласно второго этапа.
Второй этап. Продажа имущества на первых и повторных торгах в соответствии со статьями 110, 111, 139 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Третий этап. Продажа имущества посредством публичного предложения в соответствии со статьями 110, 111, 139 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Порядок продажи имущества ОАО "Зирганская МТС", не обремененного залогом имущества, был утвержден комитетом кредиторов 28.07.2017, при этом решение комитета кредиторов оспорено не было.
Комитетом кредиторов АО "Зирганская МТС" от 28.04.2018 года были внесены соответствующие изменения в Положение, которое было утверждено в новой редакции.
Согласно пункту 2.3 Положения, утвержденного комитетом кредиторов 28.04.2018 года, начальная цена продажи имущества, выставляемого на торги, необремененного правами залоговых кредиторов, определена независимым оценщиком ООО "Оценочная компания "Стандарт", отражена в Приложениях N 1- N 24. Продажа имущества посредством публичного предложения осуществляется на электронной торговой площадке - ООО "Аукционы Федерации", www.alfalot.ru.
02.11.2017 между ООО "Аукционы Федерации" (оператор) и ООО "Аукционная компания "Башкортостан" (организатор) заключен договор о проведении торгов, согласно которому Оператор оказывает Организатору комплекс услуг по созданию и проведению электронных процедур для проведения торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве согласно Регламента электронной площадки "Альфалот", (далее Регламент), размещенного в сети Интернет по адресу: http://www.alfalot.ru/public/help/reglameN t/.
27.02.2018 в ЕФРСБ (сообщение N 2492033), в газете "Йешлек" N 9 от 02.03.2018 и 03.03.2018 в газете "Коммерсантъ" N 38 (сообщение N 16030266736) были размещены информационные сообщения о проведении 16.04.2018 года аукциона в электронной форме с открытой формой подачи предложений о цене приобретения по продаже имущества ОАО "Зирганская МТС", согласно которому имущество должника реализовывалось отдельными лотами.
В состав данного имущества вошло и имущество должника, сформированное в лот N 47.
Начальная стоимость была определена в размере 363 346 374 руб., шаг аукциона - 5%, задаток в размере 20%.
В сообщениях указано, что к реализации имущества ОАО "Зирганская МТС" применяется порядок, установленный пунктами 2, 3 статьи 179 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно отчетам ООО "Стандарт" N 131/17 от 20.04.2017, рыночная стоимость имущества, сформированного в лот N 47, составила 354 790 000 руб.
В связи с тем, что вышеуказанный аукцион не состоялся, на 29.06.2018 года был назначен повторной аукцион по продаже имущества ОАО "Зирганская МТС", сформированного в самостоятельные лоты, о чем соответствующая информация была размещена 18.05.201 в ЕФРСБ (сообщение N 2709314), в газете "Коммерсантъ" N 85 от 19.05.2018 (сообщение N 16030275486) и в газете "Йешлек" N 20 от 18.05.2018.
Начальная цена продажи лота N 47 была установлена в размере 327 011 736 руб. 60 коп., шаг аукциона - 5%, задаток в размере 20%.
Указанные торги по лоту N 47 также не состоялись по причине отсутствия заявок заинтересованных в приобретении данного имущества лиц.
Поскольку имущество ОАО "Зирганская МТС" не было реализовано на первых и повторных торгах, конкурсный управляющий Ахияртдинова З.А. приступила к его продаже на торгах посредством публичного предложения.
На электронной торговой площадке по заявке организатора торгов были созданы торги N 0004408 в форме публичного предложения по продаже имущества ОАО "Зирганская МТС", в том числе и по лоту N 47.
Информационным сообщением N 16030281807 в газете "Коммерсантъ" N 128 от 21.07.2018, N 2883614 от 20.07.2018 в ЕФРСБ на 25.07.2018 были объявлены торги по продаже имущества должника в форме публичного предложения по следующим условиям: Начальная цена продажи - 90% от первоначальной продажной цены (здесь и далее цена на первых торгах). Шаг снижения начальной цены продажи имущества - 5% от первоначальной продажной цены. Срок, по истечении которого последовательно снижается начальная цена, устанавливается длительностью 5 календарных дней. Минимальная цена продажи - 10% от первоначальной продажной цены.
Согласно графику снижения цены были определены следующие временные интервалы снижения начальной цены (периоды проведения торгов) и следующие ценовые показатели, характерные для определенного периода проведения торгов:
06.08.2018-11.08.2018 - 327 011 736,60 руб.;
11.08.2018-16.08.2018 - 308 844 417,90 руб.;
16.08.2018-21.08.2018 - 290 677 099,20 руб.;
21.08.2018-26.08.2018 - 272 509 780,50 руб.;
26.08.2018-31.08.2018 - 254 342 461,80 руб.;
31.08.2018-05.09.2018 - 236 175 143,10 руб.;
05.09.2018-10.09.2018 - 218 007 824,40 руб.;
10.09.2018-15.09.2018 - 199 840 505,70 руб.;
15.09.2018-20.09.2018 - 181 673 187,00 руб.;
20.09.2018-25.09.2018 - 163 505 868,30 руб.;
25.09.2018-30.09.2018 - 145 338 549,60 руб.;
30.09.2018-05.10.2018 - 127 171 230,90 руб.;
05.10.2018-10.10.2018 - 109 003 912,20 руб.;
10.10.2018-15.10.2018 - 90 836 593,50 руб.;
15.10.2018-20.10.2018 - 72 669 274,80 руб.;
20.10.2018-25.10.2018 - 54 501 956,10 руб.;
25.10.2018-30.10.2018 - 36 334 637,40 руб.
Срок начала торгов в форме публичного предложения был изменен с 27.07.2018 на 06.08.2018. Информация об изменении срока начала приема заявок была размещена в газете "Коммерсантъ" N 138 от 04.08.2018 (сообщение N 16030282712), а также в ЕФРСБ 26.07.2018 (сообщение N 2898159), то есть заблаговременно до даты начала приема заявок.
С изменением срока начала приема заявок на более поздний для целей участия в торгах также последовательно были изменены и этапы снижения цены в календарной последовательности, также на более поздний. Кроме того, электронная торговая площадка также содержала сведения об изменении как даты начала приема заявок, так и даты окончания периода приема заявок.
На 15 этапе публичных торгов по лоту N 47 для целей участия в торгах на электронную торговую площадку заявки поступили от двух претендентов - ООО "Зирганский элеватор" (12.10.2018 года в 12:06:58 часов) с ценовым предложением в размере 92 650 000 руб. и ОАО "Чишминское" (12.10.2018 года в 14:02:32 часов) с ценовым предложением 92 500 000 руб.
До 15 этапа интервала снижения цены каких-либо заявок от претендентов на приобретение лота N 47 не поступало.
Согласно протоколу о результатах проведения открытых торгов по лоту N 47 от 16.10.2018, протоколу об определении участников торгов по лоту N 47 от 16.10.2018, сформированных программными средствами оператора электронной площадки Альфалот, победителем торгов было признано ООО "Зирганский элеватор", подавшее заявку первым и предложившее 92 650 000 руб., что превышало цену, установленную для данного этапа предложения (90 836 593,50 руб.), и цену предложения ООО "Чишминское" (92 500 000 руб.), подавшее заявку позднее.
По итогам проведения торгов АО "Зирганская МТС" в лице конкурсного управляющего Ахияртдиновой З.А. 16.10.2018 заключило с победителем ООО "Зирганский элеватор" договор купли-продажи объектов недвижимого имущества N 47.
Учитывая даты и время поступления заявок, а также ценовые предложения участников торгов, суды не усмотрели нарушений при выборе победителя торгов - ООО "Зирганский элеватор".
Кроме того, решением по делу N А07-7986/2014 установлено, что ООО "Зирганский элеватор" на момент проведения торгов соответствовало признакам лица, обладающего преимущественным правом выкупа имущества должника - сельскохозяйственной организации, определенных в пункте 2 статьи 179 Закона о банкротстве.
В подтверждение данного обстоятельства ООО "Зирганский элеватор" представило в материалы дела N ТО 002/01/17-2289/2019 доказательства, в том числе договор субаренды, отчетность по форме 4-СХ, письмо администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан N 143 от 31.08.2018.
Иные доводы, заявленные апеллянтами, были предметом рассмотрения в рамках дела N А07-14139/2020, вследствие чего не могут быть рассмотрены в рамках настоящего спора.
Все доводы и аргументы заявителей апелляционных жалоб проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2021 по делу N А07-14139/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, открытого акционерного общества "Зирганская машинно-технологическая станция" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Зирганская машинно-технологическая станция" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 10.03.2021 N 41.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14139/2020
Истец: Ахияртдинова Зайтуна Аскатовна
Ответчик: Управление ФАС России по РБ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН, УФАС РФ по РБ
Третье лицо: Администрация муниципального района Кугарчинского района РБ, Масагутов Ахсан Рашитович, МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ОАО "ЧИШМИНСКОЕ", ООО "АУКЦИОННАЯ КОМПАНИЯ "БАШКОРТОСТАН", ООО "ЗИРГАНСКИЙ ЭЛЕВАТОР", ООО АГРОФИРМА "ИДЕЛЬ", ОАО "Зирганская Машинно-технологическая станция"