г. Воронеж |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А08-5707/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Семенюта Е.А.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шацких Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Центр экологической безопасности" Белгородской области: Татаренкова В.Н., представителя по доверенности N 10 от 13.01.2021, паспорт РФ;
от акционерного общества "Тепловая компания": генерального директора Шестакова А.А., выписка из ЕГРЮЛ, приказ о вступлении в должность генерального директора от 02.04.2019, паспорт РФ,; Борисовского А.В., представителя по доверенности б/н от 01.03.2021, паспорт РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "БЕЛ-ВЭЙСТ": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области апелляционную жалобу акционерного общества "Тепловая компания" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.02.2021 по делу N А08-5707/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Центр экологической безопасности" Белгородской области (ИНН 3114011097, ОГРН1163123092604) к акционерному обществу "Тепловая компания" (ИНН 3114011629, ОГРН 1193123009298), при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "БЕЛ-ВЭЙСТ" (ОГРН 1163123092043, ИНН 3119008891), о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр Экологической Безопасности" Белгородской области (далее - ООО "ЦЭБ", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Тепловая компания" (далее - АО "Тепловая компания", ответчик) о взыскании долга по оплате за коммунальную услугу "обращение с твердыми коммунальными отходами" за период с 01.01.2019 по 30.04.2020 в размере 114 412 руб. 44 коп., неустойки за период с 11.02.2019 по 11.05.2020 в размере 13 631 руб. 43 коп.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.02.2021 исковые требования ООО "ЦЭБ" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, АО "Тепловая компания" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного иска в полном объеме.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель общества с ограниченной ответственностью ООО "БЕЛ-ВЭЙСТ" (далее - ООО "БЕЛ-ВЭЙСТ", третье лицо) не явился.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Генеральный директор и представитель АО "Тепловая компания" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "ЦЭБ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва ООО "ЦЭБ" на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 01.01.2019 по результатам конкурсного отбора ООО "ЦЭБ" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Белгородской области сроком на 10 лет. Организация осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности на основании соглашения с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области от 01.06.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Белгородской области.
Публичные оферты для физических и юридических лиц опубликованы в газете "Белгородские известия" 18.12.2018, а также на официальном сайте ООО "ЦЭБ".
Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области приказами от 14.12.2018 N 33/95, от 19.12.2019 N 35/19 "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО "Центр Экологической Безопасности" Белгородской области, оказывающего услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Белгородской области", с 01.01.2019 по 31.12.2019 утвержден единый тариф в размере 533, 44 руб. за куб. м., с 01.01.2020 по 31.12.2022 - в размере 510, 38 руб. за куб. м.
Ответчик осуществляет свою деятельность на территории Новооскольского городского округа Белгородской области.
Ссылаясь на то обстоятельство, что у АО "Тепловая компания" образовалась задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.04.2020 в размере 114 412 руб. 44 коп., ООО "ЦЭБ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности и пени.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу удовлетворении заявленных исковых требований.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ "Об отходах производства и потребления") и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно п. 1 ст. 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 2 ст. 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В свою очередь, в соответствии с п. 4 ст. 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно п. 5 ст. 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления" договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В силу п. 8 ст. 23 Федерального закона N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно п. 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор осуществляет обращение с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных с собственниками, владельцами либо уполномоченными законом лицами зданий, строений, помещений, в которых образуются твердые коммунальные отходы.
В соответствии с п. 8.18 Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем и соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По смыслу положений ст. 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также Правил N 1156 следует, что правоотношения между региональным оператором и потребителем (отходообразователем) могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в силу п. 8 (4) Правил N 1156 является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (публичная оферта).
Как следует из материалов дела, публичные оферты для физических и юридических лиц опубликованы в газете "Белгородские известия" 18.12.2018, а также на официальном сайте ООО "ЦЭБ".
Согласно п. 8 (17) Правил N 1156, в случае если потребитель не обратился к региональному оператору с заявкой для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением необходимого перечня документов, договор считается заключенным на условиях типового договора.
Таким образом, в силу п. 8 (17) Правил N 1156 договор с потребителем АО "Тепловая компания", которое находится на территории Белгородской области, считается автоматически заключенным 01.01.2019 на условиях, предложенных региональным оператором.
По условиям опубликованных договоров (оферт) начисление платы за услуги производится автоматически по нормативам образования твердых коммунальных отходов, утвержденным приказом департамента ЖКХ Белгородской области от 19.12.2018 N 188 (п. 5.2 договора).
В случае если потребитель не согласен с объемом твердых коммунальных отходов, установленным в договоре, в договор могут быть внесены изменения при условии подтверждения объема соответствующими документами.
При этом согласно Постановлению Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" коммерческий учет отходов по количеству и объему контейнеров (то есть по факту) возможен только при наличии у потребителя индивидуального контейнера и контейнерной площадки. В противном случае расчет может быть осуществлен только по нормативу накопления.
В соответствии с п. 2.4 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу п. 2.7 договора услуга считается оказанной и подлежит оплате потребителем, если потребитель не представил в письменной форме мотивированный отказ от подписания акта оказанных услуг.
В п. 5.2 договора указано, что в случае, если потребитель не выразил своего намерения заключить договор на иных условиях, то для расчета ежемесячной платы за оказанные услуги применяется норматив накопления твердых коммунальных отходов, установленный приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области от 19.12.2018 N 188 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области".
В Приложении N 2 к приказу департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области от 19.12.2018 N 188 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области" (п. 10) установлен норматив накопления ТКО для административных зданий, учреждений, организаций и офисов - 1,5 куб. м на 1 сотрудника организации.
Согласно информации ГУ "Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" по состоянию на 01.07.2019 среднесписочная численность сотрудников АО "Тепловая компания" составляет 113 человек, по состоянию на 01.10.2019 среднесписочная численность составляет 99 человек, по состоянию на 01.01.2020 составляет 105 человек.
Факт осуществления региональным оператором - ООО "ЦЭБ", являющимся единственной организацией, уполномоченной в соответствии с законодательством оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Белгородской области, вывоза твердых коммунальных отходов с общественной контейнерной площадки по адресу: Белгородская обл., г. Новый Оскол, ул. Лермонтова, 111, в спорный период подтверждается материалами дела, в том числе информацией спутниковой навигационной системы "ГЛОНАСС", а также актами доставки твердых коммунальных отходов на полигон.
Возражая против удовлетворения заявленного иска, АО "Тепловая компания" ссылалось на то обстоятельство, что ООО "ЦЭБ" не оказывало ответчику услуги по вывозу твердых коммунальных отходов в 2019 и в 2020 годах, у ответчика не образуются твердые коммунальные отходы, кроме того у АО "Тепловая компания" имеется зарегистрированная в установленном порядке контейнерная площадка по адресу: Белгородская обл., г. Новый Оскол, ул. Лермонтова, 113, в связи с чем, по мнению ответчика, учет отходов следовало осуществлять по количеству и объему контейнеров, а не по нормативу.
В ходе судебного разбирательства дела ответчиком представлена информация о том, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Новый Оскол, ул. Лермонтова, д. 113, внесена в реестр контейнерных площадок Новооскольского городского округа.
Вместе с тем, установив, что АО "Тепловая компания" в рассматриваемый период ограничивало доступ на территорию организации специализированного транспорта ООО "БЕЛ-ВЭЙСТ" для вывоза твердых коммунальных отходов из мест накопления (данное обстоятельство подтверждено ответчиком), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности факта оказания ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором с общественной контейнерной площадки, расположенной в непосредственной близости от территории ответчика по адресу: Белгородская область, г. Новый Оскол, ул. Лермонтова, д. 111.
Довод ответчика об отсутствии у него твердых коммунальных отходов верно отклонен судом области как несостоятельный.
Согласно ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Судом первой инстанции установлено, что в рассматриваемый период принадлежащее ответчику здание эксплуатировалось.
Следовательно, у АО "Тепловая компания" в любом случае образовывались твердые коммунальные отходы в результате жизнедеятельности сотрудников.
Надлежащих доказательств того, что ответчик осуществлял самостоятельную переработку твердых коммунальных отходов, либо того обстоятельства, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в рассматриваемый период ответчику оказывал иной оператор, АО "Тепловая компания" не представлено (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Таким образом, обстоятельство оказания истцом таких услуг ответчиком не опровергнуто.
При этом арбитражный суд области указал, что поскольку стороны не урегулировали имеющиеся между ними разногласия, соответствующие изменения в публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе в части сведений о контейнерной площадке ответчика не внесены.
По расчету истца стоимость не оплаченных ответчиком услуг за период с 01.01.2019 по 30.04.2020 составила 114 412 руб. 44 коп.
Объем и стоимость оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за указанный период определен региональным оператором расчетным путем исходя из нормативов образования твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом департамента ЖКХ Белгородской области от 19.12.2018 N 188, и единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО "ЦЭБ" на 2019 и на 2020 годы, установленных приказами Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14.12.2018 N 33/95, от 19.12.2019 N 35/19.
Доказательств оплаты услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.04.2020 АО "Тепловая компания" не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.04.2020 в размере 114 412 руб. 44 коп.
В связи с нарушением ответчиком срока оплаты оказанных услуг ООО "ЦЭБ" начислило неустойку в соответствии п. 7.2 типового договора за период с 11.02.2019 по 11.05.2020 в размере 13 631 руб. 43 коп.
В силу п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными залогом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В п. 7.2 договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Проверив представленный истцом расчет неустойки за период с 11.02.2019 по 11.05.2020 на сумму в размере 13 631 руб. 43 коп., суд первой инстанции правильно признал его верным.
Ответчиком данный расчет не оспорен, ходатайство о снижении суммы неустойки на основании ст. 333 ГК РФ не заявлено, доказательств оплаты начисленной неустойки в материалы дела не представлено.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд области пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований ООО "ЦЭБ" в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы АО "Тепловая компания" о незаключенности договора, о том, что услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанный период истцом ответчику не оказывалась, о наличии у него своей зарегистрированной контейнерной площадки с двумя контейнерами, находящимися в собственности, о необходимости начисления оплаты по количеству контейнеров, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, были предметом исследования арбитражного суда области, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Как следует из пояснений представителей АО "Тепловая компания" по апелляционной жалобе контейнерная площадка на территории АО "Тепловая компания" была зарегистрирована в сентябре 2019 года.
Данное обстоятельство подтверждается имеющимся в материалах дела информационным письмом Управления городского хозяйства администрации Новооскольского городского округа Белгородской области N 45-5-1-1290и от 11.09.2019.
Таким образом, с января по август 2019 года у истца отсутствовали основания для вывоза отходов с контейнерной площадки на территории АО "Тепловая компания".
Впоследующем, как пояснили представители АО "Тепловая компания", между сторонами происходило согласование формы пропуска для транспортной компании, производящей вывоз твердых коммунальных отходов, машины приезжали всего два раза, мусора накапливается мало, в основном пластик и бумага. До 01.01.2019 у АО "Тепловая компания" имелся договор с другим оператором (N 49 от 01.01.2015), мусор вывозился с территории АО "Тепловая компания" два раза в месяц "по вызову". В спорный период никакая специализированная организация мусор не вывозила, пластик и бумага передавались детям или пенсионерам для сдачи в пункты приема, между сторонами велись переговоры об урегулировании разногласий по договору, которые до настоящего времени не разрешены, в суд стороны по вопросу урегулирования разногласий не обращались.
Представитель ООО "ЦЭБ" пояснил, что форма пропуска была согласована в протоколе разногласий в октябре 2019 года, с пропуском сотрудники ООО "БЕЛ-ВЭЙСТ" приезжали на территорию АО "Тепловая компания", что подтверждается "навигацией", однако представители АО "Тепловая компания" ссылались на обстоятельство отсутствия мусора. По мнению представителя ООО "ЦЭБ", является неправдоподобным отсутствие мусора у ответчика, поскольку за 2,5 года спорных отношений сторон он не мог не накапливаться.
Таким образом, в период действия типового договора у АО "Тепловая компания" образовывались твердые коммунальные отходы в результате деятельности предприятия, между тем, отсутствуют доказательств их вывоза и утилизации иным уполномоченным лицом. Пояснения представителей ответчика о передаче пластика и бумаги детям или пенсионерам для сдачи в пункты приема не подтверждаются какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами.
Исходя из имеющихся в материалах дела доказательств и пояснений представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности позиции истца, предъявившего требования к ответчику, поскольку не исключается обстоятельство складирования АО "Тепловая компания" твердых коммунальных отходов на иных площадках, обслуживаемых ООО "ЦЭБ", в том числе по адресу: Белгородская обл., г. Новый Оскол, ул. Лермонтова, 111.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на её заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.02.2021 по делу N А08-5707/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-5707/2020
Истец: ООО "ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: ООО "БЕЛ-ВЭЙСТ"