г. Вологда |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А05-12683/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 мая 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 февраля 2021 года по делу N А05-12683/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ёрга" (ОГРН 1172901008477, ИНН 2901287056; адрес: 163002, Архангельская область, город Архангельск, проспект Московский, дом 33, помещение 32; далее - ООО "Ёрга", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (ОГРН 1042900051094, ИНН 2901061108; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Логинова, дом 29; далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в направлении сообщения об отказе в предоставлении субсидии от 18.05.2020, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Правила N 576); об обязании инспекции включить заявителя в реестр на получение субсидии в соответствии с Постановлением N 576; об обязании инспекции произвести действия, предусмотренные пунктом 7 Правил N 576, с даты обращения заявителя за предоставлением субсидии.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24 февраля 2021 года заявленные требования удовлетворены: оспариваемые действия налогового органа признаны незаконными; на инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, совершив предусмотренные Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, действия в 10-дневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу; также с ответчика в пользу общества взыскано 3 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению подателя жалобы, рассматриваемая субсидия не может быть предоставлена заявителю, поскольку по состоянию на 01.03.2020 в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) вид его деятельности - "Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания" (код ОКВЭД 56.10.1) не был указан в качестве основного вида деятельности, а соответствующие изменения в ЕГРИП налогоплательщика внесены только 25.08.2020. Считает, что положения Правил N 576 не подразумевают расширенного толкования. Указывает на то, что по состоянию на 01.03.2020 основным видом деятельности общества согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, являлась "Торговля оптовая алкогольными напитками, кроме пива и пищевого этилового спирта" (код по ОКВЭД 46.34.2), при этом данный вид деятельности не входит в перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации. В связи с этим считает правомерным отказ в предоставлении субсидии.
Общество в отзыве на апелляционную с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, от налогового органа поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своего представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в инспекцию с заявлением от 13.05.2020 о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами N 576, за апрель 2020 года.
Инспекция сообщением от 18.05.2020 отказала в предоставлении субсидии, предусмотренной указанными Правилами, в связи с тем, что отрасль, в которой ведётся деятельность заявителя, не относится к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 12.10.2020 N 07-10/1/13312 жалоба общества на незаконные действия инспекции по отказу в предоставлении субсидии оставлена без удовлетворения.
ООО "Ёрга", не согласившись с действиями по направлению инспекцией сообщения об отказе в предоставлении субсидии, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, впоследствии уточненным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом правомерно руководствовался следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 утверждены Правила N 576 предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Указанные Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включённым по состоянию на 1 марта 2020 года в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 Правил N 576 устанавливает, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Согласно пункту 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению 2;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведётся деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3 000 рублей;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
В указанный Перечень включена класс "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" (код ОКВЭД 2 - 56), включающий в себя:
- подкласс и группу "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания" (коды ОКВЭД 2 - 56.1 и 56.10);
- подгруппу "Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания питания" (код ОКВЭД 2 - 56.10.1);
Исходя из обстоятельств настоящего дела, на основании заявления о внесении изменений в сведения об обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ (форма N Р14001), запись об изменении основного кода ОКВЭД в ЕГРЮЛ ООО "Ёрга" на 56.10.1 "Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания питания" произведена 25 августа 2020 года, то есть после 1 марта 2020 года.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, по состоянию на 1 марта 2020 года код ОКВЭД 56.10.1 был включён в ЕГРЮЛ в качестве дополнительного вида деятельности общества.
Представленными в материалы дела документами также подтверждается, что ООО "Ёрга" с 2019 года осуществляет деятельность в сфере услуг ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания питания, отражая сведения об этом в налоговой отчётности (декларациях) по единому налгу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2019 - 2020 годы (код вида предпринимательской деятельности "11") (том 1, листы 29 - 42, 106 - 114).
Так, согласно приложению 5 к приказу ФНС России от 26.06.2018 N ММВ-7-3/414@ "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в электронной форме", действовавшей до 01.01.2021, код вида предпринимательской деятельности с номером "11" соответствует коду "Оказание услуг общественного питания через объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей".
Учитывая, что право на получение субсидии предоставлено лицам, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, указанным в пункте 1 Правил N 576, и общество с 2019 года фактически осуществляло такую деятельность ещё до 1 марта 2020 года, отказ инспекции в предоставлении субсидии является незаконным.
Оспариваемые действия налогового органа носят формальный характер, что противоречит целям и задачам государственной поддержи субъектов малого и среднего бизнеса, пострадавших в связи с введением ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой инфекции COVID-19.
Само по себе указание во втором абзаце пункта 1 Правил N 576 на то, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, не отменяет обязанность налогового органа осуществлять проверку заявления на предмет выполнения условий для включения в реестр, указанных в пункте 3 Правил N 576.
Аналогичная правовая позиция изложена в судебных актах по делу N А05-5898/2020.
В связи с этим суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании приведённых нормативных положений.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 февраля 2021 года по делу N А05-12683/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12683/2020
Истец: ООО "Ёрга"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Архангельску
Третье лицо: Карпов Николай Сергеевич