г. Пермь |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А71-15420/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Трефиловой Е.М.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица, Административной комиссии при Администрации Устиновского района г. Ижевска,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А71-15420/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские
коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470)
к Административной комиссии при Администрации Устиновского района г. Ижевска (ОГРН 1061840038480, ИНН 1834037779)
об отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - заявитель, ООО "УКС") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии при Администрации Устиновского района г. Ижевска (далее - административная комиссия, административный орган) о назначении административного наказания от 05.11.2020 N 630/2020, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.5 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее - Закон N 57-РЗ), в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 04.03.2021, мотивированное решение изготовлено 16.03.2021), постановление административной комиссии при Администрации Устиновского района города Ижевска от 05.11.2020 N 630/2020 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", признано незаконным и отменено; в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замену заявителя по делу с общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" на Публичное акционерное общество "Т Плюс" автодорога Балтия Красногорский район Московской области (далее - ПАО "Т Плюс").
Не согласившись с судебным актом, административный орган обратился в апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить, постановление о назначении административного наказания от 05.11.2020 N 630/2020 оставить без изменения.
В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что невыполнение установленной обязанности по предварительной мойке (очистке) колес и кузова транспортного средства, выезжающего с площадки, на которой производятся земляные работы, не является длящимся правонарушением, нарушения правил благоустройства зафиксированы в разное время, в связи с чем привлечение заявителя оспариваемым постановлением к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.5 Закона N 57-РЗ не является повторным привлечением за одно и то же нарушение.
ПАО "Т Плюс" в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу указало, что административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.5 Закона N 57-РЗ, не относится к длящимся правонарушениям, однако, по мнению заявителя, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене, поскольку вынесено с нарушением территориальной подведомственности, кроме того, в деле не имеется доказательств, подтверждающих вину общества в совершении вмененного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.10.2020 в период времени с 08 час. 54 мин. до 09 час. 10 мин. членом административной комиссии проведен осмотр территории с юго-восточной стороны дома N 6 по ул. Берша г. Ижевска, в ходе которого установлено, что с места производства земляных работ при строительстве тепловых сетей к строящемуся объекту: "Комплекс многоквартирных жилых домов вдоль ул. Архитектора П.П. Берша" (Железно Ижевск) осуществляется вынос грязи, транспортные средства, выезжают с площадки, на которой производятся строительные работы, без предварительной мойки (очистки) колес и кузова, что повлекло загрязнение проезжей части ул. Архитектора П.П. Берша в г. Ижевске. Тем самым нарушены требования Правил благоустройства города Ижевска, утвержденных решением Городской думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308 (далее - Правила благоустройства N 308). Нарушения зафиксированы в акте осмотра территории (объекта) от 23.10.2020 с фототаблицами и картой-схемой.
27.10.2020 в адрес общества поступило извещение-вызов от 27.10.2020 на 29.10.2020 на 09 час. 00 мин. на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.5 Закона N 57-РЗ.
По факту выявленного нарушения 29.10.2020 в 9 час. 00 мин. членом административной комиссии в отсутствии представителя (защитника) общества составлен протокол N 18УР 20022138 об административном правонарушении по части 1 статьи 11.5 Закона N 57-РЗ.
Копия протокола, содержащего уведомление о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, назначенного на 05.11.2020 в 10 час. 00 мин., вручена представителю общества 03.11.2020.
05.11.2020 административной комиссией в присутствии представителя общества по доверенности N 51400-04-23/009 от 20.01.2020 Останиной Н.Ю. материалы дела об административном правонарушении рассмотрены, вынесено постановление о назначении административного наказания N 630/20, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.5 Закона N57-РЗ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Признавая постановление незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что административное правонарушение, выявленное административной комиссией 21.10.2020 с 09 час. 42 мин. до 10 час. 00 мин. и 23.10.2020 в период времени с 08 час. 54 мин. до 09 час. 10 мин. является одним длящимся административным правонарушением; на момент вынесения постановления о назначении административного наказания от 05.11.2020 N 630/2020, оспариваемого в настоящем деле, постановление о назначении административного наказания от 05.11.2020 N 629/2020 не вступило в законную силу, в связи с чем заявитель не мог быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.5 Закона N 57-РЗ дважды за одно и то же правонарушение постановлением о назначении административного наказания от 05.11.2020 N 630/2020.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.5 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" нарушение требований правил благоустройства территорий поселений, городских округов, касающихся обеспечения чистоты и порядка, связанных с хранением и содержанием транспортных средств, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно: выезд транспортного средства с площадок, на которых проводятся строительные, земляные и иные работы, без предварительной мойки (очистки) колес и кузова, повлекший загрязнение территории муниципального образования, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Решением Городской Думы г. Ижевска от 28.06.2012 N 308 утверждены Правила благоустройства города Ижевска (далее - Правила благоустройства), которыми установлены обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске.
Согласно п.п. 3.2.1 п. 3.2. Правил благоустройства в целях обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске запрещается: загрязнять и засорять территорию, здания, строения города, объекты благоустройства.
В соответствии с п. 4.2. Правил благоустройства ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе на территориях, где ведется строительство - лица, получившие разрешение на строительство.
В силу п.п. 4.8.5. Правил благоустройства строительные площадки рекомендуется обеспечить благоустроенной проезжей частью не менее 20 метров у каждого выезда с оборудованием для очистки колес.
В соответствии с п. 8.1.3. Правил благоустройства в целях обеспечения чистоты и порядка на территории города Ижевска физическим и юридическим лицам независимо от форм собственности запрещается: выезд транспортных средств с площадок, на которых проводятся строительные, земляные работы, без предварительной мойки (очистки) колес и кузова, создающих угрозу загрязнения территории города Ижевска.
Судом установлено, что Администрацией Устиновского района города Ижевска обществу "УКС" выдано разрешение на производство земляных работ на территории города Ижевска N 1212 от 12.08.2020 для строительства тепловых сетей от ТК-3, расположенной с юго-западной стороны здания ул. Спортивная, 111б до ТК-6, расположенной с восточной стороны здания ул. Спортивная, 113 от H19 расп. В 25-м на север от здания ул. Восточная магистраль, 5 до границы МО г. Ижевск, к строящемуся объекту: "Комплекс многоквартирных жилых домов вдоль ул. Архитектора П.П. Берша" (ЖК "Железно") 2 этап, с благоустройством территории.
Следовательно, заявитель как лицо, получившее разрешение на проведение земляных работ, является лицом, ответственным за соблюдение Правил благоустройства на территории, где ведется строительство.
Из представленных в дело доказательств следует, что 23.10.2020 в период времени с 08 час. 54 мин. до 09 час. 10 мин. членом административной комиссии проведен осмотр территории с юго-восточной стороны дома N 6 по ул. Берша г. Ижевска, в ходе которого установлено, что с места производства земляных работ при строительстве тепловых сетей к строящемуся объекту: "Комплекс многоквартирных жилых домов вдоль ул. Архитектора П.П. Берша" (Железно Ижевск) осуществляется вынос грязи, транспортные средства, выезжают с площадки, на которой производятся строительные работы, без предварительной мойки (очистки) колес и кузова, что повлекло загрязнение проезжей части ул. Архитектора П.П. Берша в г. Ижевске.
Факт нарушения Правил благоустройства подтверждается актом осмотра от 23.10.2020 с фотоснимками, схемой осмотра территории (объекта) к нему, протоколом об административном правонарушении от 27.10.2020.
Приведенные в заявлении и в отзыве на апелляционную жалобу доводы общества о недоказанности того обстоятельства, что земляные работы по прокладке тепловых сетей проводились на том участке территории, где был зафиксирован факт правонарушения, подлежат отклонению, как опровергаемые имеющимися в материалах дела доказательствами. Так, на представленных фотоснимках, являющихся приложением к акту осмотра от 23.10.2020, наглядно усматривается факт загрязнения улиц (территории) при выезде со строительной площадки при производстве работ по строительству тепловых сетей к строящемуся объекту: "Комплекс многоквартирных жилых домов вдоль ул. Архитектора П.П. Берша" (ЖК "Железно), на которые ООО "УКС" получено разрешение. На фотоснимках зафиксировано, что примыкающее непосредственно к строительной площадке асфальтовое покрытие имеет следы загрязнения от проезжающих транспортных средств. Доказательства предотвращения выезда транспортных средств с места производства вышеуказанных земляных работ без предварительной мойки (очистки) колес и кузова, заявителем в материалы дела не представлены.
На основании изложенного, наличие в действиях (бездействии) заявителя события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.5 Закона N 57-РЗ, суд апелляционной инстанции признает доказанным.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершении вмененного правонарушения установлена административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении о назначении административного наказания.
Доказательств принятия заявителем всех возможных и зависящих от него мер по соблюдению обязательных для исполнения правил благоустройства, обеспечению чистоты и порядка на территории Удмуртской Республики в материалы дела не представлено.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения заявителем действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, судом не установлено.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.5 Закона УР N 57-РЗ.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не являются достаточными для вывода о законности оспариваемого постановления.
Как ранее установлено, оспариваемым постановлением от 05.11.2020 N 630/2020 заявитель привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.5 Закона N 57-РЗ, выразившегося в загрязнении проезжей части ул. Архитектора П.П. Берша в г. Ижевске в результате выноса грязи транспортными средствами, выезжающими с места производства земляных работ при строительстве тепловых сетей к строящемуся объекту: "Комплекс многоквартирных жилых домов вдоль ул. Архитектора П.П. Берша" (ЖК "Железно"), выявленного 23.10.2020 в период времени с 08 час. 54 мин. до 09 час. 10 мин.
При этом, как правильно установлено судом первой инстанции, за совершение административного правонарушения, выразившегося в загрязнении проезжей части ул. Архитектора П.П. Берша в г. Ижевске в результате выноса грязи транспортными средствами, выезжающими с места производства земляных работ при строительстве тепловых сетей к строящемуся объекту: "Комплекс многоквартирных жилых домов вдоль ул. Архитектора П.П. Берша" (ЖК "Железно"), выявленного 21.10.2020 в период времени с 09 час. 42 мин. до 10 час. 00 мин., постановлением N 629/2020, вынесенным административной комиссией также 05.11.2020, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.5 Закона N 57-РЗ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Также следует отметить, что протоколы об административном правонарушении по делу N 629/2020 и по делу N 630/2020 по тому же нарушению, тому же адресу, в отношении одного лица составлены административной комиссией 29.10.2020, соответствующие по результатам указанных протоколов постановления о назначении административного наказания вынесены также в один день 05.11.2020.
В силу части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же правонарушение.
Из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007 (вопрос N 21) следует, что в соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения.
Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.
Таким образом, повторное привлечение общества к административной ответственности за невыполнение установленной правилами благоустройства обязанности по предварительной мойке (очистке) колес и кузова транспортного средства, выезжающего с площадки, на которой производятся земляные работы, возможно только после вступления постановления в законную силу по первому эпизоду.
Между тем, на момент вынесения постановления о назначении административного наказания от 05.11.2020 N 630/2020, оспариваемого в настоящем деле, постановление о назначении административного наказания от 05.11.2020 N 629/2020 не вступило в законную силу.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, предусмотренном той же статьей закона субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятенльствах, установив, что порядок привлечения заявителя к административной ответственности существенно нарушен, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое постановление незаконным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании положений КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу А71-15420/2020, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть вынесена 04.03.2021, мотивированное решение изготовлено 16.03.2021), оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15420/2020
Истец: ООО "Удмуртские коммунальные системы"
Ответчик: Административная комиссия при Администрации Устиновского района г. Ижевска
Третье лицо: ПАО "Т Плюс"