г. Москва |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А40-26778/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Титовой И.А., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 6",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2021 по делу N А40-26778/18,
по исковому заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 6" (ОГРН 1022700931220)
к федеральному казенному учреждению "Дирекция космодрома "Восточный" (ОГРН 1127746756631)
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства Российской Федерации
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Печенкин С.Н. по доверенности от 26.02.2021,
от ответчика: Некрасова А.Ю. по доверенности от 11.01.2021,
от третьих лиц: 1) Самоховец М.А. по доверенности от 29.12.2020, 2) не явился, извещен, 3) Ухов К.А. по доверенности от 08.04.2019,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное военно-строительное управление N 6" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к федерального казенного учреждения "ДИРЕКЦИЯ КОСМОДРОМА "ВОСТОЧНЫЙ" о взыскании 1 915 112 946,45 руб. задолженности по государственному контракту N873-МВ002/13/217 от 11.07.2013, 538 203 212,89 руб. неустойки за период с 01.07.2015 по 19.02.2021.
Судом в порядке ст.51 АПК РФ были привлечены государственная корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", Минфин РФ, Федеральное казначейство Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 11.03.2021, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2021 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" (заказчик) и ФГУП "ГВСУ N 6" (ранее - ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России") (генподрядчик) был заключен государственный контракт от 11.07.2013 г. N 873-ИВ002/13/217 на выполнение работ для федеральных государственных нужд Космодром "Восточный". "Строительство железных дорог космодрома (1 очередь) II этап". Амурская обл., Свободненский район, ЗАТО Углегорск.
ФГУП "ГВСУ N 6" был выполнен комплекс работ на сумму 4 153 291 157, 81 рублей в рамках государственного контракта от 11.07.2013 г. N 873-ИВ002/13/217 на выполнение федеральных государственных нужд космодрома "Восточный". "Строительство железных дорог космодрома (1 очередь) II этап". Амурская обл., Свободненский район, ЗАТО Углегорск, подтвержденную первичными акцептованными документами.
Письмом N 3/5474 от 10.10.2017 г. в ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" были направлены счета на оплату выполненных работ. В ответ письмом исх. N 381/2100 от 20.10.2017 г. было отказано в оплате выполненных работ, в том числе и по объекту "Строительство железных дорог космодрома (1 очередь) II этап" ссылаясь на то, что выполненные работы оплачены за счет субсидии, выделенной Правительством РФ согласно Постановлению N 533 от 02.06.2015.
Письмом 8/6103 от 29.11.2017 года повторно были направлены счета на оплату за выполненные работы в адрес ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный". Однако, ответа в ФГУП "ГВСУ N 6" не поступало.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.06.2015 N 533 субсидия из федерального бюджета была предоставлена в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией мероприятий по завершению в 2015 году строительства объектов космодрома "Восточный", предназначенных для запуска космического аппарата ракетой-носителем типа Союз-2", а не как указано в письме ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" исх. N N 381/2100 от 20.10.2017 г. на оплату выполненных работ.
Объёмы недофинансированных выполненных работ подтверждаются документами ф.КС-2, и ф.КС-3 подписанными сторонами на общую сумму 1.915.112.946,45 руб.
Вместе с тем пунктом 3.1 контракта до получения положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию была определена приблизительная цена контракта на основании расчета цены контракта в объеме, не превышающем размер бюджетных ассигнований, в размере 4.112.400.000 рублей.
Так же согласовано, что после получения положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию стороны обязаны заключить дополнительное соглашение к контракту, в котором определят твердую цену контракта на основании заключения государственной экспертизы в пределах бюджетных ассигнований.
Сторонами к контракту было заключено 8 дополнительных соглашений.
Дополнительным соглашением от 15.09.2014 N 2 "Государственный заказчик" был исключен из числа сторон контракта с передачей его прав и обязанностей в полном объеме "заказчику-застройщику", который стал именоваться "заказчик".
Дополнительное соглашение N 6 к контракту между заказчиком (ответчиком) и генподрядчиком (истцом) было заключено 30 декабря 2015 года.
Данное дополнительное соглашение было заключено, в том числе, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2015 г. N 533.
В соответствии с Постановлением N 533 и Постановлением Правительства от 25 декабря 2015 г. N 1425 в подпрограмму внесены уточнения в части распределения сметной стоимости по 5 объектам капитального строительства по 2 направлениям финансирования (средства ФЦП-15 и средства субсидии), в связи с чем были приведены в соответствии принятым решениям параметры госконтрактов по 5 объектам, заключенным между Дирекцией и ФГУП "ГВСУ N 6".
Во исполнение данного постановления между Спецстроем России и истцом было заключено соглашение N 1 о предоставлении субсидии.
Пунктами 1.1 - 1.2 соглашения N 1 установлено, что субсидия предоставлена истцу для финансирования обеспечения затрат в отношении объектов, состав которых определен в приложении N 1 к соглашению N 1. В этот список объектов входит и спорный объект.
Из условий дополнительного соглашения N 6 в том числе следует, что согласована твердая цена госконтракта, которая составила 6 184 295,8 тыс. рублей и распределилось следующим образом: за счет средств ФЦП-15 - 3 041 695,8 тыс. рублей; за счет средств субсидии - 3 142 600,0 тыс. рублей.
Правомерность заключения дополнительного соглашения N 6 была подтверждена позицией Минэкономразвития России, Минфина России, Счетной Палатой Российской Федерации.
Также, в рамках предоставления информации по использованию средств субсидии, ФГУП "ГВСУ N 6" направляло в адрес Дирекции отчеты по использованию субсидии (письмо от 22.06.2018 N 8/1937), где генподрядчиком подтверждено расходование средств субсидии в том числе по объекту Ж/Д 2 этап в размере 2.093.993,5 тыс. рублей.
Кроме того, Федеральным казначейством была проведена выездная проверка целевого расходования ФГУП "ГВСУ N 6" в 2015 году средств субсидии, предоставленной в целях завершения строительства объектов космодрома "Восточный". Актом выездной проверки от 12.08.2016 подтверждено расходование средств по объекту Ж/Д 2 этап в размере 2 093 993,5 тыс. рублей.
Федеральное казначейство своим письмом от 24.10.2016 г. N 16-03-03/16 подтвердило перечисление и использование средств субсидии истцом.
Минэкономразвития России (Письмо с исх. от 31 августа 2016 г. N 26325-ЕЕ/Д17) поддержал позицию Минфина России (Письмо с исх. от 29 декабря 2015 г. N 10-12-06/77258) и подтвердил, что выделенная ФГУП "ГВСУ N 6" субсидия является составной частью сметной стоимости объектов капитального строительства космодрома "Восточный", в разрезе которых она представлена.
Именно по этой причине после выдачи истцу субсидии последовало сокращение объема бюджетных ассигнований Роскосмоса, изначально предусмотренного на мероприятия федеральной целевой программы.
Сокращение средств ФЦП означает, что субсидия выдавалась не дополнительно, а вместо средств ФЦП.
В 2016 году Спецстрой России (его правопреемник в последствии -Минобороны России), несмотря на вышеизложенные цели предоставления субсидии, обратился в Арбитражный суд города Москвы с исками к Дирекции и ФГУП "ГВСУ N 6" о признании недействительными дополнительных соглашений N 6, в том числе по спорному объекту.
Таким образом, дополнительное соглашение N 6 это технический документ, который упорядочивал финансирование строительства из различных источников и признание его недействительным, не отменяло действие нормативных актов, регулирующих выделение субсидии.
Дополнительное соглашение N 6 от 30.12.2015 г. было признано недействительным.
Вместе с тем фактическими действиями ФГУП "ГВСУ N 6" исполняло условия данного дополнительного соглашения, и, следовательно, предоставленная истцу субсидия была использована на оплату стоимости выполненных работ.
Истец заявляет требования об оплате принятых работ согласно справкам о стоимости выполненных работ и затрат по ф. N КС-3.
Дирекцией было проавансировано выполнение работ на общую сумму 2.170.006.900 рублей.
Оплата Дирекцией за выполненные работы произведена в размере 719.604.134,65 рублей.
Кроме того, истец своим письмом от 22.06.2018 N 8/1937 подтвердил использование субсидии по спорному объекту в размере 2.093.993.486,48 рублей.
Таким образом, общая сумма, полученная истцом за выполненные работы, составляет 4 983 604 521,13 рубль.
При этом стоимость самих работ, выполненных истцом, составляет 4.455.227.393,59 рублей.
Справки о стоимости выполненных работ и затрат по ф. N КС-3 с 49 (часть) по 150 оплачивали в рамках восемнадцати подписанных Актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов. В качестве правового основания подписания актов указаны - письмо Минфина РФ от 29.12.2015 N 10-12-06/77258, распоряжение Госкорпорации Роскосмос от 17.04.2017 N 4.
Данные акты подписаны на основании форм КС-2 и КС-3, на которых проставлен штамп: "В счет погашения ранее полученной субсидии".
На принятые работы по справкам ф. КС-3 N N 151 - 172 также планируется подписание актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов.
Таким образом, работы истца по КС-3 N N 1 - 172 являются оплаченными полностью.
Истец утверждает, что в соответствии с условиями государственного контракта в адрес Дирекции сопроводительным письмом от 07.09.2020 N 01/07-09 были направлены для подписания акты по ф. N КС-2 и справки по ф. N КС-3 на общую сумму 351 340 787,50 рублей.
Ответчик пояснил, что данные документы не приняты Дирекцией и не подписаны, поскольку имеют многочисленные замечания, противоречащие условиям государственного контракта, что отражено в письме Дирекции от 18.11.2020 N 860/3876.
Однако, доказательств ненадлежащего качества выполнения не представлено, но любом случае, размер субсидии покрывает стоимость и этой части работ.
При указанных обстоятельствах иск удовлетворению не подлежал.
Истец утверждает, что у ответчика имеется долг по контракту в размере 1.488.501.951,96 руб.
Вместе с тем ответчик возражает против указанного довода истца по следующим причинам.
Дирекцией перечислен аванс в размере 2.170.006.900 руб., производилась оплата выполненных работ в сумме 719.604.134,65 руб.
Истец использовал субсидию в счет оплаты работ по объекту в размере 2.093.993.486,48 руб.
Общая сумма, полученная истцом за выполненные работы, составила 4.983.604.521,13 руб., стоимость работ - 4.455.227.393,59 руб.
Справки о стоимости выполненных работ и затрат по КС-3 с 49 (часть) по 150 оплачены в рамках 18 актов о приемке-передаче объектов нефинансовых активов, подписанных на основании форм КС-2 и КС-3 со штампом "В счет погашения ранее полученной субсидии".
Следовательно, работы истца по КС-3 N 1 - 172 являются оплаченными полностью.
Данная позиция прослеживается в материалах дела и в обращениях Дирекции в адрес ФГУП "ГВСУ N 6" от 20.10.2017 N 381/2100 и от 13.12.2017 N 381/2563.
Причем, в последнем обращении ответ дан на претензию истца, оформленную с учетом письма N 8/6103 от 29.11.2017, на которое, по мнению ФГУП "ГВСУ N 6", от ответчика ответа не поступало.
Таким образом, если ответчиком оплачены все работы, выполненные истцом, следовательно, оплачена в полном объеме и часть этих работ - по КС N 57 - 150, о которых высказался истец, то есть какая-либо задолженность ответчика отсутствует.
Данная позиция подтверждена и в оспариваемом истцом решении суда.
Истец утверждает, что ответчиком должна быть оплачена задолженность в размере 351340 787,50 руб.
Дирекцией в ответе от 18.11.2020 N 860/3876 отказано в их приемке к оплате с подробным изложением причин такого отказа и приложением подтверждающих документов (два реестра): предоставленные документы не соответствуют регламенту предоставления КС-2, предусмотренному контрактом (отсутствуют информационные письма, подпись инспектора ИТН, инженера ПТО и др.); предъявляемые к оплате работы взяты по остаточным выполненным объемам по разделительным ведомостям; часть объемов работ не соответствует локальным сметным расчетам, прошедшим Главгосэкспертизу, что является недопустимым для определения фактических объемов выполненных работ; отсутствует исполнительная документация, подтверждающая выполнение работ; часть работ вообще не выполнялась, но предъявляется к оплате.
Таким образом, довод истца о том, что ответчиком не заявлены мотивированные возражения против подписания направленных актов КС-2, является несостоятельным и не соответствует материалам дела и взаимоотношениям сторон.
Размер использованной истцом субсидии полностью покрывает стоимость и части работ в сумме 351 340 787,50 руб. (что обосновывалось выше и нашло подтверждение также в оспариваемом решении суда), поэтому долга Дирекции в указанной сумме не имеется.
Исходя из установления в настоящем деле факта покрытия размером субсидии всего объема работ, выполненных истцом, выводы суда Алтайского края в рамках дела о банкротстве, на которые ссылается ответчик, не имеют правового и доказательственного значения.
Кроме прочего, акты Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17600/2018, не могут быть приняты во внимание исходя из установленного факта покрытия субсидией всего объема выполненных истцом работ.
Предметом дела N А03-17600/2018 стало урегулирование отношений между истцом и третьей стороной ООО "Строительная компания "Сибпромстрой" по поводу договора подряда, заключенного во исполнение государственного контракта истца и ответчика по настоящему делу, и в рамках которого установлены приемка и выполнение работ в указанной сумме 351 340 787,50 руб., что и предъявлено истцом ответчику.
Выполнение субподрядчиком и приемка работ генеральным подрядчиком по договору подряда между ними не приравнивается автоматически к соответствию данных работ требованиям заказчика по контракту между ним и генеральным подрядчиком и не порождает обязательства заказчика в обязательной приемке тех же работ.
Таким образом, неправомерным и не соответствующим судебной практике является довод ФГУП "ГВСУ N 6" об обязании заказчика (Дирекции в настоящем споре) принять и оплатить вышеописанные работы, уже принятые генеральным подрядчиком (истцом в настоящем споре) по другому договору с третьей стороной.
Истец считает отказ ответчика от принятия работ по КС-2 N 151 - 172 необоснованным и не содержащим надлежащей мотивировки.
Справки о стоимости выполненных работ и затрат по ф. N КС-3 с 49 (часть) по 150 оплачивали в рамках восемнадцати подписанных актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов. В качестве правового основания подписания актов указаны письмо Минфина РФ от 29.12.2015 N 10-12-06/77258, распоряжение Госкорпорации "Роскосмос" от 17.04.2017 N 4.
Данные акты подписаны на основании форм КС-2 и КС-3, на которых проставлен штамп "В счет погашения ранее полученной субсидии".
Таким образом, работы истца по КС-3 N 151 - 172 являются оплаченными полностью.
В связи с этим рассматриваемый довод истца признается несостоятельным.
В связи с тем, что долг отсутствует, то незаконна и не подлежит возмещению заявляемая ко взысканию истцом неустойка.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 11.03.2021 г.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2021 по делу N А40-26778/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
И.А. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-26778/2018
Истец: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 6"
Ответчик: ФКУ Дирекция космодрома Восточный
Третье лицо: ГК ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС"