г. Хабаровск |
|
27 мая 2021 г. |
А04-9553/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Белогорского муниципального округа
на решение от 9 марта 2021
по делу N А04-9553/2020
Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТеплоКом"
к администрации Возжаевского сельсовета
о взыскании 1 682 181 рублей
третьи лица без самостоятельных требований относительно предмета спора - министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, администрация муниципального образования Белогорского района, администрация Белогорского муниципального округа,
установил: общество с ограниченной ответственностью "ТеплоКом" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации Возжаевского сельсовета о взыскании долга в размере 1 682 181 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, администрация муниципального образования Белогорского района, администрация Белогорского муниципального округа.
Решением суда от 9 марта 2021 иск удовлетворен.
Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, приняв новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование указано неполное выяснение судом обстоятельств дела. Расходы концессионера подлежат возмещению за счет выручки от реализации выполненных работ, оказанных услуг по регулируемым ценам (тарифам); не представлены доказательства расходов истца на выполнение работ. Согласно пункту 4 соглашения о прекращении концессионного соглашения от 1 августа 2019 года концессионер обязан за свой счет выполнить мероприятия по созданию и реконструкции, в том числе по осуществлению переустройству, механизации и автоматизации производства, модернизации и замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, в соответствии с техническим заданием; в соглашении указано, что стороны не имеют друг к другу взаимных претензий относительно выполнения условий концессионного соглашения; таким образом, концессионное соглашение расторгнуто сторонами без условий об обязанности концедента возместить расходы концессионера.
Истец в отзыве заявил о несостоятельности доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Лица, участвующие в деле извещены, представители не явились.
Ответчиком представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
1 декабря 2018 года между муниципальным образованием Возжаевский сельсовет (концедент), Амурской областью, в лице министра ЖКХ Амурской области Гордеева Сергея Николаевича (субъект Российской Федерации) и истцом (концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Возжаевский сельсовет.
Из соглашения у концессионера возникло обязательство за свой счет реконструировать имущество (осуществить мероприятия по модернизации и замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным), состав и описание которого приведены в разделе II Соглашения (далее - объект соглашения), право собственности на которое принадлежит муниципальному образованию Возжаевский сельсовет (концеденту), и осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Пунктом 2 раздела II соглашения предусмотрено, что объектом соглашения является котельная N 492, 1977 года постройки балансовой стоимостью на 16 декабря 2010 года 30 714 807 рублей, расположенная по адресу: с. Возжаевка, Военный городок N 1, которая подлежит реконструкции в соответствии с заданием и основными мероприятиями, указанными в приложении N 2 к соглашению.
В соответствии с заданием на выполнение мероприятий в рамках концессионного соглашения концессионер также обязался выполнить мероприятия по реконструкции объекта теплоснабжения и замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования котельной, в том числе замену котла N 2 ДЕ-25-14 и замена котла N 3 ДЕ-25-14 стоимостью 10 179,69 тыс. рублей; замену блоков подогревателей сетевой воды в количеству двух штук стоимостью 1 949,85 тыс. рублей; замену сетевого насоса 1Д500 в количестве одной штуки стоимостью 1 289,84 тыс. рублей; замену экономайзера, дымососа, вентилятора дутьевого котла N 2, N 3 стоимостью 5 874,75 тыс. рублей; устройство технологического узла учета теплоносителя стоимостью 962,676 тыс. рублей; замену фильтров ХВО стоимостью 2 895,691 тыс. рублей, замену оборудования мазуто-насосной стоимостью 2 580,66 тыс. рублей; ремонт кровли здания котельной стоимостью 1 546,788 тыс. рублей; замену КИП и А котлов N 1,3 стоимостью 1 713, 836 тыс. рублей; ремонт емкости для хранения мазута, инв. N 512, V = 3000 кв. м стоимостью 1 182,924 тыс. рублей; ремонт емкости для хранения мазута, инв. N 512 стоимостью 1 182,924 тыс. рублей; ремонта баков аккумуляторов, объем 400 куб. м в количестве двух штук стоимостью 321,029 тыс. рублей; ремонт запорной арматуры котла N 1 стоимостью 72,083 тыс. рублей; ремонт запорной арматуры котла N 2 стоимостью 63,31 тыс. рублей; ремонт запорной арматуры котла N 3 стоимостью 63,31 тыс. рублей; замену технологических трубопроводов стоимостью 5 376,735 тыс. рублей; устройство коммерческого учета по потребителям стоимостью 3 467,116 тыс. рублей; устройство скважины Н - 120 - 140 м стоимостью 2 798,301 тыс. рублей; капитальный ремонт дымовой трубы, ремонт здания, ремонт кровли мазутной станции стоимостью 956,535 тыс. рублей; учет котельного топлива стоимостью 820,104 тыс. рублей; ремонт деаэратора стоимостью 1 028,587 тыс. рублей. Всего работ на сумму 46 326,744 тыс. рублей.
Пунктом 69 соглашение установлено, что соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до 31 декабря 2028 года.
Концессионер обязался обеспечить сдачу в эксплуатацию объекта соглашения с технико-экономическими показателями, указанными в инвестиционной программе, в срок, предусмотренный приложением N 2, и передать концеденту по акту, в том числе документы, относящиеся к передаваемому объекту.
Концедент обязался принять объект соглашения и иное имущество, указанные в приложении N 1 к настоящему соглашению, в срок, установленный в пункте 72 настоящего соглашения (пункт 43 соглашения).
Разделом XI концессионного соглашения предусмотрена обязанность муниципального образования Белогорского района, в том числе по возмещению экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении, в области государственного регулирования тарифов решения об изменении долгосрочных тарифов и (или) необходимой валовой выручки концессионера, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности Концессионера и предусмотренных концессионным соглашением в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, водоотведения, водоснабжения, и (или) долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, установленных органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении, и (или) решения об установления тарифов концессионера на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, отличных от долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, установленных либо согласованных органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов субъекта Российской Федерации, участвующего в Концессионном соглашении, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок возмещения расходов концессионера при досрочном расторжении соглашения определен в приложении N 11 к концессионному соглашению от 1 декабря 2018 года, в соответствии с которым возмещение расходов концессионера осуществляется концедентом в объеме, в котором указанные средства не возмещены концессионеру на момент расторжения соглашения за счет выручки от реализации выполненных работ, оказанных услуг по регулируемым ценам (тарифам) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).
Концедент обязался обеспечить компенсацию расходов концессионера за счет средств бюджета муниципального образования Белогорского района в срок не позднее шести месяцев с момента расторжения соглашения путем принятия соответствующего правового акта, предусматривающего бюджетные ассигнования на возмещение концессионеру расходов в согласованном сторонами размере.
Во исполнение условий концессионного соглашения от 1 декабря 2018 года концедент передал концессионеру, а концессионер принял по акту (приложение N 3 к соглашению) здание котельной, расположенное по адресу, Амурская область, Белогорский район, с. Возжаевка, Военный городок N 1 инв. N 1/492 балансовой стоимостью 30 714 807 рублей (дата ввода в эксплуатацию - 1977 год) общей площадью 2 086,9 кв. м, а также наружные сети теплоснабжения.
Сторонами составлен акт приема-передачи документов, подтверждающих право собственности на объект концессионного соглашения и иного имущества и необходимых для исполнения соглашения (приложение N 4 к соглашению от 01 декабря 2018 года).
01 августа 2019 года концессионное соглашение от 1 декабря 2018 года прекращено по соглашению сторон с 1 августа 2019 года.
В соответствии с пунктом 4 концессионного соглашения концессионер обязан за свой свет выполнить мероприятия по созданию и реконструкции, в том числе по осуществлению переустройства, механизации и автоматизации производства, модернизации и замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования, новым более производительным оборудованием, в соответствии с техническим заданием, указанным в приложении N 2, в сроки, указанные в разделе 9 и утвержденной редакции откорректированной инвестиционной программой от 1 августа 2019 года.
Обязательства и мероприятия по инвестиционной программе на 2018-2019 год признаны выполненными концессионером в полном объеме на сумму 67 731 202 рублей. В части выполнения и качества работ стороны претензий друг к другу не имеют.
Сторонами составлен акт приема-передачи объекта концессионного соглашения - здания котельной, расположенного по адресу, Амурская область, Белогорский район, с. Возжаевка, Военный городок N 1 инв. N 1/492 балансовой стоимостью 30 714 807 руб. (дата ввода в эксплуатацию - 1977 год) общей площадью 2 086,9 кв. м и наружные сети теплоснабжения возвращены концессионером концеденту (Приложение N 1 к соглашению).
Сторонами составлен акт приема-передачи объектов по соглашению прекращения концессионного соглашения, в соответствии с которым концедент принял, а концессионер передал приобретенное оборудование.
На основании концессионного соглашения истцом выполнены работы по ремонту кровли здания котельной стоимостью 1 546 788 рублей, что подтверждается актом о приемке выполненных работ (КС-2) от 26 декабря 2018 года N 5, справкой о стоимости выполненных работ (КС-3) от 26 декабря 2018 года N 5; работы по ремонту запорной арматуры котла N 1 котельной на сумму 72 083 рублей, что подтверждается актом о приемке выполненных работ (КС-2) от 11 декабря 2018 года N 2, справкой о стоимости выполненных работ (КС-3) от 11 декабря 2018 года N 2; работы по ремонту запорной арматуры котла N 2 котельной на сумму 63 310 рублей, что подтверждается актом о приемке выполненных работ (КС-2) от 15 декабря 2018 года N 3, справкой о стоимости выполненных работ (КС-3) от 15 декабря 2018 года N 3.
По основанию досрочного расторжения сторонами концессионного соглашения 1 декабря 2018 года истец предъявил ответчику претензию от 1 декабря 2020 года N 55 о возмещении расходов на создание объекта концессионного соглашения.
В досудебном порядке спор не урегулирован.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно квалифицировал отношения сторон, как основанные на концессионном соглашении, регулируемые положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), а также общими нормами законодательства об обязательствах.
Заключенное между сторонами концессионное соглашение от 1 декабря 2018 года носило смешанный характер, поскольку содержало в себе элементы договора подряда и договора возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Статьями 711 и 720 названного Кодекса предусмотрено, что заказчик обязан оплатить выполненную подрядчиком работу после сдачи результатов работы в сроки и в порядке, предусмотренные условиями договора.
В силу указанных правовых норм возникновение обязанности по оплате работ закон связывает с фактами их выполнения и принятием результата работ заказчиком.
По материалам дела судом установлено, что работы общей стоимостью 1 682 181 рублей выполнены истцом и приняты ответчиком без замечаний, что подтверждается актами формы N КС-2 и N КС-3, а также актом приема-передачи объектов по соглашению прекращения концессионного соглашения от 1 декабря 2018 года.
1 августа 2019 года концессионное соглашение от 1 декабря 2018 года прекращено по соглашению сторон в соответствии подпунктом 2 пункта 5 статьи 13 ФЗ-115 "О концессионных соглашениях" с 1 августа 2019 года.
Пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон, по общему правилу, прекращаются.
Статьей 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ предусмотрено, что в случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, за исключением понесенных концедентом расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. В случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), возмещение расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения осуществляется исходя из размера расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент расторжения концессионного соглашения. Порядок и срок осуществления указанного возмещения определяются в соответствии с условиями концессионного соглашения.
Соглашением сторон от 1 декабря 2018 года также предусмотрена обязанность по возмещению экономически обоснованных расходов концессионера за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов концессионера при досрочном расторжении соглашения определен в приложении N 11 к концессионному соглашению от 1 декабря 2018 года.
Концедент обязался обеспечить компенсацию расходов концессионера за счет средств бюджета муниципального образования Белогорского района в срок не позднее шести месяцев с момента расторжения соглашения путем принятия соответствующего правового акта, предусматривающего бюджетные ассигнования на возмещение концессионеру расходов в согласованном сторонами размере.
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 27 июля 2018 года N 64-пр/т "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год - ООО "ТеплоКом" установлен одноставочный тариф на тепловую энергию с 27 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года - в размере 4967,61 рублей - за 1 Гкал.
Согласно протоколу заседания Правления управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области N 55-18/т от 27 июля 2018 года стоимость и сроки начала строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию производственных объектов, объем незавершенных капитальных вложений при расчете необходимой валовой выручки управлением не учитывались, в связи с отсутствием утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы регулируемой организации (пункт 4 Протокола).
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области oт 31 мая 2019 года N 59-пр/т "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2019-2023 гг. О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифе Амурской области от 7 декабря 2018 года N 141-пр/т" установлен тариф на тепловую энергию на 2019 год в размере 4967,61 рублей - за 1 Гкал.
Согласно протоколу заседания Правления управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 31 мая 2019 года N 46-19/т, установлен объем полезного отпуска тепловой энергии (мощности) - 15 656,79 Гкал/год, на основании которого рассчитан тариф, утвержденный приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 31 мая 2019 года N 59-пр/т.
В расчет тарифа включена, в том числе и инвестиционная составляющая (таблица N 10 к концессионному соглашению от 1 декабря 2018 года), а именно: на 2018 год в размере 2055,52 тыс. рублей, на 2019 год в размере 3274,94 тыс. рублей, на 2020 год в размере 2798,30 тыс. рублей, на 2021 год в размере 3496,62 тыс. рублей и т.д.
Таким образом, на протяжении всего периода действия концессионного соглашения, вложенные инвестиции должны были вернуться истцу за счет инвестиционной составляющей установленного тарифа.
Такая возможность возмещения своих затрат истцом утрачена в связи с расторжением концессионного соглашения.
Учитывая изложенное, довод жалобы о том, что расходы истца подлежат возмещению за счет выручки от реализации выполненных работ, оказанных услуг по регулируемым ценам (тарифам), признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Поскольку доказательства возмещения понесенных концессионером расходов на выполнение поименованных работ в материалах дела отсутствуют, а концессионное соглашение от 1 декабря 2018 года расторгнуто ранее истечения 2019 года, суд пришел к правильному и обоснованному выводу о правомерности искового требования истца в заявленном размере.
Доводы жалобы о недоказанности несения истцом затрат на выполнение работ обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку опровергаются представленными суду доказательствами.
Подлежит отклонению судебной коллегией ссылка ответчика на пункт 4 соглашения о прекращении концессионного соглашения от 1 августа 2019 года, поскольку порядок возмещения расходов концессионера при досрочном расторжении соглашения определен в приложении N 11 к концессионному соглашению, согласно которому концедент обязуется обеспечить компенсацию расходов концессионера за счет средств бюджета муниципального образования Белогорского района в срок не позднее шести месяцев с момента расторжения соглашения путем принятия соответствующего правового акта, предусматривающего бюджетные ассигнования на возмещение концессионеру расходов в согласованном сторонами размере.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел фактических и правовых оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 9 марта 2021 года по делу N А04-9553/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9553/2020
Истец: ООО "ТеплоКом"
Ответчик: Администрация муниципального образования Возжаевского сельсовета
Третье лицо: Администрация Белогорского муниципального округа, Администрация Муниципального образования Белогорского района, Министерство ЖКХ Амурской области