г. Владивосток |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А24-6319/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Т.А. Солохиной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью У "Жилремсервис",
апелляционное производство N 05АП-2679/2021
на решение от 24.03.2021
судьи Е.Ю. Лебедевой
по делу N А24-6319/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью У "Жилремсервис" (ИНН 4101148498, ОГРН 1114101007470)
о признании незаконным решения Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН 4101156604, ОГРН 1134101001429) от 02.12.2020 об отказе в заключении соглашения и предоставлении субсидии в целях возмещения затрат, связанных с дезинфекцией мест общего пользования в многоквартирных домах
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилремсервис", индивидуальный предприниматель Стеценко Мария Михайловна,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью У "Жилремсервис" (далее - заявитель, ООО У "Жилремсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным решения Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - заинтересованное лицо, Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда, Управление) от 02.12.2020 об отказе в заключении соглашения и предоставлении субсидии в целях возмещения затрат, связанных с дезинфекцией мест общего пользования в многоквартирных домах.
Решением суда от 24.03.2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 24.03.2021, общество просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО У "Жилремсервис".
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на предоставление исчерпывающего пакета документов для подтверждения права получения субсидии, ссылаясь на договор об осуществлении деятельности по приему платежей от 01.02.2012, заключенного с ООО УК "Жилремсервис" и указание в платежных поручениях на конкретный договор и распоряжение ООО У "Жилремсервис".
Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа отзыв на доводы апелляционной жалобы не представило.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Общество осуществляет на территории Петропавловск-Камчатского городского округа деятельность по управлению многоквартирными домами, на основании соответствующих договоров управления МКД.
18.11.2020 общество обратилось в Управление с заявлением о заключении соглашения о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат по выполнению работ по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах и (или) мет общего пользования в многоквартирных домах и (или) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в Петропавловск-Камчатском городском округе в 2020 году, в порядке, утвержденном постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.04.2020 N 805. Одновременно обществом в подтверждение выполненных работ по дезинфекции были приложены документы, в том числе: копия договора N 1229/20 от 20.09.2019 на проведение дезинфекционных мероприятий, копия дополнительного соглашения N 1 от 01.05.2020, копии платежных поручений, копия договора об осуществлении деятельности по приему платежей от 01.02.2012.
По результатам рассмотрения представленного пакета документов, Управлением принято решение, оформленное письмом от 02.12.2020, об отказе ООО У "Жилремсервис" в заключении соглашения и отказе в предоставлении субсидии из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в целях частичного возмещения затрат в связи с выполнением работ по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах и (или) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в Петропавловск-Камчатском городском округе в 2020 году.
В качестве мотивов отказа Управлением в том числе со ссылкой на пункт 2.6.9 Порядка указано, что обществом представлены платежные поручения ООО УК "Жилремсервис".
Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным и нарушающим права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, решением которого в удовлетворении требований отказано.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Цель выделения субсидий юридическим лицам определена федеральным законодателем как возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30.04.2020 N 805 утверждены условия и порядок предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях частичного возмещения затрат в связи с выполнением работ по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах и (или) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в Петропавловск-Камчатском городском округе в 2020 году (далее - Порядок N 805).
Указанный порядок разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в рамках реализации мероприятия "Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям), индивидуальным предпринимателям" подпрограммы 7 "Повышение качества условий жизни жителей Петропавловск-Камчатского городского округа" муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа", утвержденной Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13.10.2016 N 1985 (далее - муниципальная программа).
В соответствии с пунктом 1.3 названного Порядка субсидии носят целевой характер, не могут быть израсходованы на цели, не предусмотренные настоящим Порядком, и предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.
Главным распорядителем средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, осуществляющим предоставление субсидий в пределах бюджетных ассигнований является Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (пункт 1.4 Порядка N 803).
Получателями субсидии являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие управление многоквартирными домами на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, выполняющие работы или заключившие договор о выполнении работ по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах и (или) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в Петропавловск-Камчатском городском округе, включенных в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в Петропавловск-Камчатском городском округе и приобретшие в целях выполнения указанных работ дезинфицирующие средства (далее - получатели субсидии) (пункт 1.5 Порядка).
Согласно пункту 1.6 Порядка N 803 возмещению подлежит часть понесенных получателями субсидии расходов в связи с выполнением работ по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах, протирания поручней, перил, дверных и оконных ручек, выключателей, панелей домофонов и лифтов, почтовых ящиков, подоконников в местах общего пользования многоквартирных домов в Петропавловск-Камчатском городском округе (далее - места общего пользования) и (или) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в Петропавловск-Камчатском городском округе после заключения соглашения о предоставлении субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения части затрат в связи с выполнением работ по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах и (или) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных в Петропавловск-Камчатском городском округе (далее - соглашение), в целях реализации мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Камчатского края:
- на приобретение дезинфицирующих средств в случае выполнения работ по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах и (или) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов собственными силами и (или) подрядной организацией на основании заключенного договора в регламентированные сроки проведения влажной уборки, установленные договором управления многоквартирным домом и (или) документами, на основании которых осуществляется деятельность по управлению многоквартирным домом;
- на оплату выполненных работ по дезинфекции в случае их выполнения на основании письма и (или) предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю подрядной организацией и (или) специализированной подрядной организацией, имеющей санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим и нормативным правилам, в установленные в них сроки, на основании заключенного договора.
Условия и порядок предоставления субсидии отражены в разделе 2 Порядка.
В соответствии с пунктом 5.6 Порядка N 805 к заявлению о предоставлении субсидии прилагаются следующие документы:
2.6.1 надлежащим образом заверенная копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или надлежащим образом заверенная копия листа записи единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), надлежащим образом заверенная копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или листа записи единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);
2.6.2 надлежащим образом заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;
2.6.3 надлежащим образом заверенные копии учредительных документов (для юридических лиц);
2.6.4 информация получателя субсидии о соответствии получателя субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, требованиям, предусмотренным пунктом 2.3 настоящего Порядка, по форме, согласно приложению 2 к настоящему Порядку;
2.6.5 надлежащим образом заверенная копия договора управления многоквартирным домом и (или) документа, на основании которого осуществляется деятельность по управлению многоквартирным домом;
2.6.6 надлежащим образом заверенная копия страницы технического паспорта на многоквартирный дом, содержащая данные об уборочной площади многоквартирного дома;
2.6.7 копия письма и (или) предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (при наличии);
2.6.8 надлежащим образом заверенная копия договора на приобретение дезинфицирующих средств (при наличии);
2.6.9 документы (кассовые чеки, платежные поручения, счета, счетафактуры, товарные накладные, товарные чеки), подтверждающие произведенные расходы в случае выполнения работ, указанных в подпункте 1.6.1 настоящего Порядка, либо надлежащим образом заверенные копии указанных документов. Документы (кассовые чеки, платежные поручения, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ, акты оказанных услуг), подтверждающие произведенные расходы на оплату выполненных работ, указанных в подпункте 1.6.2, либо надлежащим образом заверенные копии указанных документов (в ред. постановления Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.05.2020 N 910);
2.6.10 расчет затрат на проведение дезинфекционных мероприятий, подписанный уполномоченным получателем субсидии и скрепленный печатью получателя субсидии при ее наличии (в ред. постановления Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 11.09.2020 N 1608);
2.6.11 надлежащим образом заверенные копии актов выполненных работ и (или) отчетов о выполненных работах, подписанные уполномоченным лицом получателем субсидии и скрепленные печатью получателя субсидии при ее наличии, в случае выполнения работ, указанных в подпункте 1.6.1 настоящего Порядка (в ред. постановления Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29.05.2020 N 910);
2.6.12 надлежащим образом заверенная копия договора о выполнении работ по дезинфекции, в случае выполнения работ силами подрядной организации.
Таким образом, субсидии юридическим лицам из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Оценив оспариваемое решение в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленные обществом документы в полной мере не подтверждали произведенные обществом затраты на выполнение о дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах и (или) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Делая указанный вывод, коллегия учитывает, что в нарушение пункта 2.6.9 Порядка N 803, закрепляющим предоставление платежных документов, подтверждающих произведенные расходы, ООО У "Жилремсервис" представлены платежные документы иного лица - ООО УК "Жилремсервис", с которым обществом заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей от 01.02.2012.
Заявитель ссылается на то, что в платежных поручениях указывалось, что оплата производится по распоряжению ООО У "Жилремсервис" по конкретному договору от 20.09.2019 N 1229/20 за оказанные услуги по дезинфекции ИП Стеценко М.М.
Рассмотрев представленные обществом с заявлением о заключении соглашения о предоставлении субсидии документы суд приходит к следующему.
20.09.2019 между ИП Стеценко М.М. (Исполнитель) и ООО У "Жилремсервис" (Заказчик) заключен договор на проведение дезинфекционных мероприятий, которые включают в себя комплекс организационных, профилактических, истребительных мер, с целью ликвидации или снижения численности грызунов и уменьшению их вредного воздействия на человека и окружающую среду на объектах Заказчика.
В соответствии с договором от 01.02.2012 об осуществлении деятельности по приему платежей ООО У "Жилремсевис" (Заказчик) поручает, а ООО УК "Жилремсевис" (Исполнитель) принимает на себя обязанность по ведению бухгалтерского учета, операций по начислению, обработке платежей населения за жилье и коммунальные услуги, начислений пени, приема денежных средств по оплате за жилье и коммунальные услуги, пени, от собственников и нанимателей, проживающих в жилых домах, находящихся на обслуживании Заказчика, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
Наличие писем о перечислении денежных средств за дезинфекцию, направленные обществом в адрес ООО УК "Жилремсервис" и платежных поручений, плательщиком которых поименовано ООО УК "Жилремсервис", в разрезе ссылок заявителя исполнение обязательств третьим лицом согласно статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеет правового значения для получения субсидии, поскольку последняя носит целевой характер и денежные средства, составляющие субсидию не могут быть направлены на цели, не предусмотренные Порядком.
Заявителем жалобы не учтено, что получение субсидии возможно только при строгом соблюдении Порядка N 805. Общество, претендующее на получение субсидии, обязано представить соответствующие документы. На момент подачи заявления о предоставлении субсидии обществом не был представлен финансовый документ, подтверждающий спорые затраты, которые подлежат возмещению средствами субсидии.
Оснований ставить под сомнение обоснованность и правомерность выводов Управления, изложенные в оспариваемом отказе, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные в дело доказательства, установив необходимые для разрешения спора обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений (часть 7 статьи 71 АПК РФ).
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что при оценке представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции допущены нарушения требований статьи 71 АПК РФ.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
При принятии обжалуемого судебного акта арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя жалобы.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы коллегия относит на заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанной с ее подачей, в размере 1500 руб.
В остальной части государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 24.03.2021 по делу N А24-6319/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью УК "Жилремсервис" из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы за общество с ограниченной ответственностью У "Жилремсервис", по платежному поручению от 05.04.2021 N 234 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-6319/2020
Истец: ООО У "Жилремсервис"
Ответчик: Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
Третье лицо: ИП Стеценко Мария Михайловна, ООО УК "Жилремсервис"