Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 сентября 2021 г. N Ф03-4629/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
27 мая 2021 г. |
А04-9390/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новый город" на решение от 08.04.2021 по делу N А04-9390/2020 Арбитражного суда Амурской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новый город" (ОГРН 1172801010513, ИНН 2807005949) к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области (ОГРН 1042800035541, ИНН 2801100184) об оспаривании постановления, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Бузикова Евгения Евгеньевна, Белов Владимир Данилович, Глушенкова Елену Евгеньевна, Васильева Надежда Дмитриевна, Бузмакова Любовь Александровна, Соловьева Валентина Николаевна, Андроникова Наталья Анатольевна, Курачева Галина Александровна, Шушунова Надежда Миновна,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новый город" (далее - ООО "УК "Новый город", Общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Свободному и Свободненскому району главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области (далее - ГУ МЧС России по Амурской области, Отдел надзорной деятельности, административный орган) от 01.12.2020 N 150 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в сумме 150 000 рублей.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А04-9390/2020; определением суда от 09.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Бузикова Евгения Евгеньевна, Белов Владимир Данилович, Глушенкова Елену Евгеньевна, Васильева Надежда Дмитриевна, Бузмакова Любовь Александровна, Соловьева Валентина Николаевна, Андроникова Наталья Анатольевна, Курачева Галина Александровна, Шушунова Надежда Миновна.
Решением от 08.04.2021 суд в удовлетворении заявленного требования отказал.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "УК "Новый город" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Доводы жалобы ООО "УК "Новый город" по существу повторяют доводы, изложенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сведены к несогласию с выводами суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 28.04.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие; отзывы не представили.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам относительно законности и обоснованности судебного акта, обоснованности апелляционной жалобы.
В период с 05.11.2020 по 24.11.2020 на основании распоряжения Отдела надзорной деятельности от 02.11.2020 N 63 в отношении ООО "УК "Новый город" проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности на объектах защиты, расположенных по адресам: Амурская область г. Свободный, ул. Ленина, д. 52, ул. Ленина, д. 56.
В ходе проверочных мероприятий были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- не обеспечен исправный подъезд (проезд) к многоквартирному жилому дому N 52 и 56 по ул. Ленина, г. Свободного Амурской области (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, пункт 75);
- тупиковый проезд, во дворе дома N 52 по ул. Ленина г. Свободного Амурской области, не имеет площадки для разворота пожарной техники размером не менее 15x15 метров (пункт 8.13 свода правил 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям");
- в многоквартирном жилом доме N 52 по ул. Ленина г. Свободного Амурской области выход с лестничной клетки на чердак не обеспечен закрепленной стальной стремянкой (пункт 7.7 свода правил 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям").
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 24.11.2020 N 63.
По итогам проверки Отдел надзорной деятельности выдал предписание от 24.11.2020 N 63/1/1, которым обязал Общество устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, государственный инспектор Отдела надзорной деятельности 26.11.2020 составил в отношении управляющей компании, в присутствии законного представителя ООО "УК "Новый город", протокол об административном правонарушении N 150, а постановлением от 01.12.2020 N 150 главный государственный инспектор Отдела надзорной деятельности привлек Общество к административной ответственности на основании указанной нормы с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Несогласие Общества с вышеуказанным постановлением явилось основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 указанной статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективную сторону вменяемых Обществу правонарушений составляет, в том числе, нарушение требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Общие вопросы правового регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 37 Закона N 69-ФЗ, на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (статья 20 Закона N 69-ФЗ).
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (часть 1 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
В силу пунктов 1, 2 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, в том числе, при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Законом N 123-ФЗ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (части 2, 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Закона N 69-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила N 390), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, а именно: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 161 статьи ЖК РФ, при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ определено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из материалов дела следует, что 01.12.2019 и 01.03.2020 между собственниками всех помещений многоквартирных домов N 56 и N 52, по адресу: Амурская область, г. Свободный, улица Ленина и ООО "УК "Новый город" были заключены договоры оказания услуг.
В силу вышеуказанных договоров управляющая компания приняла на себя обязанность оказывать услуги и работы по обслуживанию общего имущества и мест общего пользования в МКД N 52, 56 по ул. Ленина, г. Свободный, Амурской области.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации, в который, в том числе, входят и работы по обеспечению требований пожарной безопасности.
Правовые нормы, регулирующие управление многоквартирным домом, направлены в первую очередь на защиту интересов собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, целью управления многоквартирным домом является сохранение имущества собственников, реализация их правомочий. Суть обязательства управляющей организации состоит не в совершении отдельных юридических и фактических действий в отношении имущества, а в осуществлении комплексного управления этим имуществом, деятельность управляющей организации складывается из совокупности всех юридических и фактических действий, ею предпринимаемых. Исполнение обязательства управляющей организацией состоит в обеспечении эффективного управления доверенным ей имуществом.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливающие, в частности, порядок определения состава общего имущества в многоквартирном доме и исчисления размера расходов на его содержание. В силу подпункта "а" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме.
Подпунктами "а" и "б" пункта 10 Правил предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, наряду с другими требованиями, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и меры пожарной безопасности.
Судом первой инстанции принято во внимание наличие у ООО "УК "Новый город" лицензии N 028 000223 от 15.05.2018, в соответствии с которой Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 42 указанных Правил определено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Данное обстоятельство дает основание полагать, что Общество является ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности по отношению к собственникам домов N 52, N 56 по ул. Ленина, г. Свободный, Амурской области.
Наряду с этим, как следует из представленных Обществом документов, расчеты по договору проходят платежными документами, где включены условия по содержанию жилья.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку в договор оказания услуг входят функции обслуживания и управления, то, следовательно, Общество отвечает не только за содержание придомовой территории, но и за соблюдение пожарной безопасности.
Доводы Общества о том, что ему неправомерно вменены указанные нарушения, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку, как установлено судом и следует из акта проверки от 24.11.2020, Обществом не обеспечен исправный подъезд (проезд) к многоквартирным жилым домам N 52, N 56 по ул. Ленина г. Свободного Амурской области (пункт 1 акта).
При этом пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме") руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.
Аналогичные требования содержатся в пункте 71 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", согласно которому не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.
Из пояснений Общества следует, что железобетонная балка, мешающая проезду (подъезду), находящаяся в районе многоквартирного дома N 56, не находится на придомовой территории многоквартирного дома N 56 по ул. Ленина.
Однако, как установлено судом первой инстанции и следует из официального ответа Администрации г. Свободного от 17.02.2021 N 01-09-448, указанная железобетонная балка, расположенная на земельном участке с КН 28:05:010920:12 относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Ссылки заявителя на то, что придомовая территория многоквартирного дома N 52 по ул. Ленина сформирована и спроектирована в 1963 году с учетом тротуаров, хозяйственных построек, гаражей, зеленных насаждений, малых форм и тому подобного, в связи с чем, полагает, что в рассматриваемом случае пункт 8.13 Свода правил 4.13130.2013 от 24.04.2013 не применим к объемно-планировочному проектированию придомовой территории многоквартирного жилого дома правомерно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Так, согласно пункту 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу пункта 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Свод правил 4.13130.2013 разработан в соответствии со статьями 4, 5, 90 Закона N 123-ФЗ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования и обеспечения подъездов (проездов) пожарной техники к месту возможного пожара.
Период постройки и введения в эксплуатацию спорного объекта недвижимости не освобождает собственника или иное лицо уполномоченное владеть, распоряжаться, эксплуатировать от соблюдения действующих (введенных после сдачи дома в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности. Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
Следовательно, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты собственник или лицо уполномоченное владеть, распоряжаться, пользоваться обязан в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом N 123-ФЗ и нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе СП 4.13130.2013.
Ранее действовал СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", согласно которого, тушение возможного пожара и проведение спасательных работ обеспечиваются конструктивными, объемно-планировочными, инженерно-техническими и организационными мероприятиями. К ним так же относятся устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и пoдъeздaми или специальных, согласно п. 8.2 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (с изменениями N 1, 2), - проезды для основных и специальных пожарных машин следовало предусматривать в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01, СНиП 11-89. СНиП 11-97.
Вместе с тем, согласно пункту 2.9* СНиП 2.07.01-89* въезды на территорию микрорайонов и кварталов, а также сквозные проезды в зданиях следует предусматривать на расстоянии не более 300 м один от другого, а в реконструируемых районах при периметральной застройке - не более 180 м. Примыкания проездов к проезжим частям магистральных улиц регулируемого движения допускаются на расстояниях не менее 50 м от стоп-линий перекрестков. При этом до остановки общественного транспорта должно быть не менее 20 м. Для подъезда к группам жилых зданий, крупным учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям - второстепенные проезды, размеры которых следует принимать в соответствии с таблицей 8 настоящих норм. Микрорайоны и кварталы с застройкой 5 этажей и выше, как правило, обслуживаются двухполосными, а с застройкой до 5 этажей - однополосными проездами. На однополосных проездах следует предусматривать разъездные площадки шириной 6 м и длиной 15 м на расстоянии не более 75 м одна от другой. В пределах фасадов зданий, имеющих входы, проезды устраиваются шириной 5,5 м. Тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.
Согласно приложению N 1 п. 2* СНиП 2.07.01-89* при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение.
Нарушения требований пожарной безопасности в системе обеспечения проездов (подъездов) для пожарной техники к месту возможного пожара снижают оперативное реагирование подразделений пожарной охраны, препятствуют своевременному проникновению личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий и сооружений, приводят к увеличению ущерба от пожара, а так же к травматизму и гибели людей при пожаре.
Общество в своих пояснениях указало на наличие разворотной площадки для пожарной техники во дворе многоквартирного дома с тупиковым проездом, соответствующий всем требованиям.
При этом, как установлено судом первой инстанции, и документально не оспорено заявителем, в настоящее время место для разворотной площадки в результате облагораживания придомовой территории заросшая (засаженная) древесно-кустарниковой растительностью и пересечена бордюрным камнем, что не соответствует требованиям безопасности движения транспортных средств, в том числе пожарной техники. Данные обстоятельства неизбежно создают препятствие для движения пожарной техники и выходу ее из строя.
Наряду с указанными доводами, в обоснование своих возражений относительно вменения нарушения в части отсутствия выхода с лестничной клетки на чердак (отсутствия закрепленной стальной стремянки) заявитель указал на наличие в первом подъезде дома N 52 металлической лестницы - выход на чердак кровли, что соответствует нормам установленным Сводом правил 4.13130.2013.
Указанный довод правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку лестница, ведущая в чердачное помещение дома N 52 по ул. Ленина, г. Свободный, была предусмотрена проектом, о чем говорит наличие люка в потолочном перекрытии, а также фрагменты отставших металлических конструкций лестницы в поручнях лестничной клетки.
Согласно пункту 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012., при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещённости, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Аналогичные требования изложены в пункте 23 действующих на сегодняшний день Правил Противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479.
Демонтаж лестницы, ведущей в чердачное помещение, в случае возникновения пожара, создает угрозу успешной деятельности подразделений пожарной охраны при ликвидации возгорания в чердачном помещении.
При указанных обстоятельствах, административным органом обоснованно сделан вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "УК "Новый город" события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Факт нарушения Обществом требований пожарной безопасности, перечисленных в предписании от 24.11.2020 N 63/1/1, акте проверки, установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, в материалы дела не представлены.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт совершения ООО "УК "новый город" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Установленный в статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Наказание за совершенное административное правонарушение установлено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ для юридических лиц в минимальном размере, основания для пересмотра размера штрафа отсутствуют.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 20.4, отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Исключительных обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, свидетельствующих о малозначительности допущенного Обществом правонарушения, судом при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановление ГУ МЧС России по Амурской области N 150 от 01.12.2020 о назначении административного наказания является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Арбитражный суд первой инстанции правильно и в полном объеме установил фактические обстоятельства дела, надлежащим образом исследовал доказательства, дал им правильную правовую оценку, принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.04.2021 по делу N А04-9390/2020 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9390/2020
Истец: ООО "Управляющая компания "Новый город"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Амурской области
Третье лицо: Андроникова Н. А., Белова В. Д., Бузикова Е. Е., Бузмакова Л. А., Васильева Н. Д., Глушенкова Е. Е., Курачева Г. А., Соловьев В. Н., Шушунова Н. М., Шестой арбитражный апелляционный суд (9390/20-аж,2т; 3531/16-а.ж,1т)