27 мая 2021 г. |
А83-12391/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.05.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кравченко В.Е., судей Кузняковой С.Ю., Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Веселова Е.Н.,
при участии в судебном заседании:
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - Янчук А.Ю., представителя по доверенности от 12.01.2021 N 07/01/77,
от Администрации г. Евпатории Республики Крым: Гаврилова - Гавриловой Т.Д., представителя по доверенности от 09.12.2020 N 3589/02-29,
от Общества с ограниченной ответственностью "Ривьера" - Коршуна Е.А. представителя по доверенности от 11.01.2021,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 декабря 2020 года по делу N А83-12391/2020,
по заявлению Администрации г. Евпатории Республики Крым к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: МКУ "Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым"; общества с ограниченной ответственностью "Ривьера"; общества с ограниченной ответственностью "Украинская инвестиционная группа" о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
13.07.2020 Администрация города Евпатории Республики Крым (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр Республики Крым, орган регистрации, заинтересованное лицо), в котором просит:
- признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, оформленный письмом от 28.10.2019 No28/11338/01-35/1 "О рассмотрении обращения";
- обязать Государственный комитет по регистрации и кадастру Республики Крым снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 90:18:020102:369, 90:18:020102:370, 90:18:020102:371, 90:18:020102:372, 90:18:020102:373, 90:18:020102:374, 90:18:020102:375, 90:18:020102:376, 90:18:020102:377, 90:18:020102:378, 90:18:020102:379, 90:18:020102:380, 90:18:020102:381, 90:18:020102:382, 90:18:020102:383 и восстановить записи в Едином государственном реестре недвижимости о государственном кадастровом учете земельных участков с кадастровыми номерами 90:18:020102:293, 90:18:020102:294, 90:18:020102:295, 90:18:020102:3;
- обязать Государственный комитет по регистрации и кадастру Республики Крым произвести государственную регистрацию прекращения права муниципальной собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым на земельные участки с кадастровыми номерами 90:18:020102:369, 90:18:020102:370, 90:18:020102:371, 90:18:020102:372, 90:18:020102:373, 90:18:020102:374, 90:18:020102:375, 90:18:020102:376, 90:18:020102:377, 90:18:020102:378, 90:18:020102:379, 90:18:020102:380, 90:18:020102:381, 90:18:020102:382, 90:18:020102:383 и восстановить записи в Едином государственном реестре недвижимости о регистрации права муниципальной собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым на земельные участки с кадастровыми номерами 90:18:020102:293, 90:18:020102:294, 90:18:020102:295, 90:18:020102:3;
- обязать Государственный комитет по регистрации и кадастру Республики Крым восстановить в Едином государственном реестре недвижимости записи о регистрации договоров аренды: от 08.09.2016 N 329, земельного участка с кадастровым номером 90:18:020102:293; от 08.09.2016 N 330, земельного участка с кадастровым номером 90:18:020102:294; от 08.09.2016 N 328, земельного участка с кадастровым номером 90:18:020102:295; от 24.08.2016 N 302-п, земельного участка с кадастровым номером 90:18:020102:3.
Заявление мотивировано тем, что отказ органа регистрации в снятии с государственного кадастрового учета земельных участков, образованных на основании постановления органа местного самоуправления, которое впоследствии было отменено, является незаконным.
Арбитражный суд первой инстанции, с учетом объема заявленных требований, субъектного состава и обстоятельств дела, руководствуясь статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ "Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым" (далее - ДИЗО), общество с ограниченной ответственностью "Ривьера" (далее - ООО "Ривьера") и общество с ограниченной ответственностью "Украинская инвестиционная группа" (далее - ООО "Украинская инвестиционная группа").
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.12.2020 по делу N А83-12391/2020 (судья - Колосова А.Г.) заявление Администрации города Евпатории Республики Крым удовлетворено.
Удовлетворяя требования Администрации, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что у заявителя отсутствует иной способ защиты своих прав, поскольку в данном случае имеет место законодательный пробел, который при отсутствии прямого запрета, а также при отсутствии иных способов разрешения указанной ситуации с помощью норм, предусматривающих порядок снятия земельного участка с кадастрового учета, не может являться препятствием участникам гражданского оборота в реализации их законных прав на принадлежащие им земельные участки.
Не согласившись с указанным судебным актом, Госкомрегистр Республики Крым обжаловал его в апелляционном порядке в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, просить отменить решение суда от 11.12.2020, считает, что основания для удовлетворения заявленных требований у суда отсутствовали. Апеллянт, ссылаясь на недоказанность в порядке главы 24 АПК РФ незаконности действий регистрирующего органа при рассмотрении обращения Администрации, указывает на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу (вх. от 12.02.2021 N 21 АП-369/21, л.д. 105-109, том 3) ООО "Ривьера" просило оставить решение суда без изменений, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, мотивируя свою правовую позицию наличием всех документов и обстоятельств для совершения Госкомрегистром Республики Крым регистрационных действий, связанных с аннулированием предыдущих записей и восстановлением сведений о муниципальной собственнике. При этом считает, что избранный Администрацией способ защиты (восстановление положения, существовавшего до нарушения права через пресечение действий, его нарушающих), реализуемый субъектом права, направлен на необходимость беспрепятственного осуществления муниципальным органом своих гражданских прав, что корреспондирует с положениями статей 4,12 Гражданского кодекса РФ и частью 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании 20 мая 2021 года представители Госкомрегистра Республики Крым, заявителя и ООО "Ривьера", с учетом представленных в материалы дела дополнительных письменных пояснений, поддержали свои правовые позиции, в обоснование доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав пояснения участников судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции установил следующие юридически значимые обстоятельства настоящего дела.
16.04.2007 между Заозерненским поселковым советом и ООО "Ривьера" был заключен договор аренды земельного участка, согласно которому предприятию были переданы в аренду сроком на 49 лет два земельных участка, расположенные по адресу: город Евпатория, пгт Заозерное, ул. Аллея Дружбы, 3, общей площадью 211 439 кв.м, в том числе: земельный участок площадью 13,9499 га с кадастровым номером 0110945300:01:002:0010 (целевое назначение - коммерческое), а также земельный участок площадью 7,1940 га с кадастровым номером 0110945300:01:002:0033 (целевое назначение - рекреация) для строительства и обслуживания аквапарка.
Данный договор был зарегистрирован в Крымском региональном филиале государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра" при Госкомземе Украины, о чем в государственном реестре земель Украины совершена запись от 19.09.2007 под N 040700200134.
После подписания 18.03.2014 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов вышеуказанные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет под кадастровыми номерами 90:18:020102:2 (участок площадью 139 499 кв.м) и 90:18:020102:3 (участок площадью 71 940 кв.м), с видом разрешенного использования "развлечения" (код 4.8).
В отношении данных земельных участков в порядке переоформления прав, в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" между ДИЗО Администрации г. Евпатории Республики Крым и ООО "Ривьера" заключены договоры аренды от 24.08.2016 N 302-п - земельного участка, общей площадью 71 940 кв.м, кадастровый N 90:18:020102:3, расположенного по адресу: пгт Заозерное, ул. Аллея Дружбы, 3, вид разрешенного использования: развлечения, код 4.8, ограничения, предусмотренные статьями 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, в границах водоохранной зоны), и N196-п - земельного участка, общей площадью 139 499 кв.м, кадастровый N 90:18:020102:2, расположенного по адресу: пгт Заозерное, ул. Аллея Дружбы, 3, вид разрешенного использования: развлечения, код 4.8.
В дальнейшем земельный участок площадью 139 499 кв.м (кадастровый номер 90:18:020102:2) был разделен на три новых участка: земельный участок площадью 70 269 кв.м с кадастровым номером 90:18:020102:293, земельный участок площадью 4 565 кв.м с кадастровым номером 90:18:020102:294, земельный участок площадью 645 65 кв.м с кадастровым номером 90:18:020102:295.
В соответствии с положениями статей 11.4, 11.8 Земельного кодекса РФ, в связи с образованием путем раздела из земельного участка с кадастровым N 90:18:020102:2, новых земельных участков договор аренды от 16.05.2016 N 196-п перезаключен.
При этом, между ДИЗО Администрации г. Евпатории Республики Крым и ООО "Ривьера" заключены новые договоры аренды:
- договор аренды земельного участка от 08.09.2016 N 329 в отношении земельного участка, общей площадью 70 269 кв.м, с кадастровым N 90:18:020102:293, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, пгт Заозерное, ул. Аллея Дружбы, 3, вид разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка, код 2.5., сроком действия до 18.09.2056,
- от 08.09.2016 N 330 в отношении земельного участка общей площадью 4 565 кв.м, с кадастровым N 90:18:020102:294, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, пгт Заозерное, ул. Аллея Дружбы, 3, вид разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка, код 2.5., сроком действия до 18.09.2056;
- от 08.09.2016 N 328 в отношении земельного участка общей площадью 64 565 кв.м, с кадастровым N 90:18:020102:295, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, пгт Заозерное, ул. Аллея Дружбы, 3, вид разрешенного использования - отдых (рекреация), код 5.0, сроком действия до 18.09.2056.
Все договоры аренды земельных участков, арендуемых ООО "Ривьера" по адресу: пгт Заозерное, ул. Аллея Дружбы, 3, зарегистрированы Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
25.04.2017 Администрацией было принято постановление N 1118-п "О разрешении на подготовку документации по планировке территории (в составе проект планировки и проект межевания территории), включающей земельные участки с кадастровыми номерами 90:18:020102:293, 90:18:020102:294, 90:18:020102:295, 90:18:020102:3, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, пгт Заозерное".
10.04.2018 Администрацией принято постановление N 677-п "О разделе земельных участков с кадастровыми номерами 90:18:020102:293, 90:18:020102:294, 90:18:020102:295, 90:18:020102:3, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, пгт Заозерное" на 15 новых участков.
На основании данного постановления 13.04.2018 в Едином государственном реестре недвижимости (далее- ЕГРН) были прекращены права муниципальной собственности на земельные участки КН 90:18:020102:293, 90:18:020102:294, 90:18:020102:295, 90:18:020102:3 и поставлены на государственный кадастровый учет новые земельные участки с регистрацией права за муниципальным образованием, а именно:
- земельный участок общей площадью 8 334 кв.м., КН 90:18:020102:369, вид разрешенного использования: среднеэтажная жилая застройка, код 2.5, обслуживание жилой застройки, код 2.7;
- земельный участок общей площадью 7 153 кв.м., КН 90:18:020102:370, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, код 4.9;
- земельный участок общей площадью 3 996 кв.м., КН 90:18:020102:371, вид разрешенного использования: общественное использование объектов капитального строительства;
- земельный участок общей площадью 11 290 кв.м., КН 90:18:020102:372, вид разрешенного использования: среднеэтажная жилая застройка, код 2.5, обслуживание жилой застройки, код 2.7;
- земельный участок общей площадью 9 200 кв.м., КН 90:18:020102:373, вид разрешенного использования: среднеэтажная жилая застройка, код 2.5, обслуживание жилой застройки, код 2.7;
- земельный участок общей площадью 11 596 кв.м., КН 90:18:020102:374, вид разрешенного использования: среднеэтажная жилая застройка, код 2.5, обслуживание жилой застройки, код 2.7.
- земельный участок общей площадью 11 576 кв.м., КН 90:18:020102:375, расположенного по адресу: пгт Заозерное, ул. Аллея Дружбы, вид разрешенного использования: среднеэтажная жилая застройка, код 2.5, обслуживание жилой застройки, код 2.7.
-земельный участок общей площадью 10 409 кв.м., КН 90:18:020102:376, вид разрешенного использования: среднеэтажная жилая застройка, код 2.5, обслуживание автотранспорта, код 4.9;
- земельный участок общей площадью 8 523 кв.м., КН 90:18:020102:377, вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта, код 4.9;
- земельный участок общей площадью 23 233 кв.м., КН 90:18:020102:378 вид разрешенного использования: отдых (рекреация), код 5.0, туристическое обслуживание, код санаторная деятельность, код 9.2.1;
- земельный участок общей площадью 13 010 кв.м., КН 90:18:020102:379, вид разрешенного использования: отдых (рекреация), код 5.0, туристическое обслуживание, код санаторная деятельность, код 9.2.1.
- земельный участок общей площадью 7 963 кв.м., КН 90:18:020102:380, вид разрешенного использования: отдых (рекреация), код 5.0, туристическое обслуживание, код санаторная деятельность, код 9.2.1;
- земельный участок общей площадью 11 949 кв.м., КН 90:18:020102:381, вид разрешенного использования: отдых (рекреация), код 5.0, туристическое обслуживание, код санаторная деятельность, код 9.2.1;
- земельный участок общей площадью 3 128 кв.м., КН 90:18:020102:382, вид разрешенного использования: отдых (рекреация), код 5.0, туристическое обслуживание, код санаторная деятельность, код 9.2.1;
- земельный участок общей площадью 69 616 кв.м., КН90:18:020102:383, вид разрешенного использования: отдых (рекреация), код 5.0, коммунальное обслуживание, код 3.1.
Далее, решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 22.04.2019 по делу N 2а-862/2019 были признаны незаконными результаты публичных слушаний по планировке территории, включающей вышеуказанные земельные участки ( л.д. 117-130, том, 1)
В рамках данного дела, определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 04.07.2018 принимались обеспечительные меры в виде запрета ДИЗО Администрации города Евпатории Республики Крым совершать любые действия, связанные с реализацией постановления администрации города Евпатории Республики Крым N 198-п от 12.02.2018 "Об утверждении документации по планировке территории в составе проект планировки и проект межевания, земельных участков КН 90:18:020102:293, 90:18:020102:294, 90:18:020102:295, расположенных по адресу: пгт Заозерное, ул. Аллея Дружбы, 3", в том числе заключать новые договоры аренды (л.д. 142, том 2).
Так же суд запретил Государственному комитету по регистрации и кадастру Республики Крым совершать любые регистрационные действия в отношении земельных участков, расположенных по адресу: пгт Заозерное, ул. Аллея Дружбы, 3, в том числе действия по постановке на кадастровый учет земельных участков, образованных на основании документации по планировке территории, и государственной регистрации договоров аренды на вновь сформированные земельные участки.
13.02.2019 постановлением Администрации города Евпатории N 176-п "Об отмене постановления Администрации города Евпатории от 12.02.2018 N 198-п "Об утверждении документации по планировке территории", от 10.04.2018 N 677-п "О разделе земельных участков 90:18:020102:293, 90:18:020102:294, 90:18:020102:295, 90:18:020102:3" отменено постановление о разделе земельных участков на 15 вновь образованных.
Указанные выше меры предварительной защиты были отменены на основании определения Евпаторийского городского суда Республики Крым от 02.07.2019 по делу N 13-192/2019 (л.д. 138, том 2).
07.10.2019 Администрация обратилась в Госкомрегистр Республики Крым с заявлением за исх. N 3054/02-29 о прекращении права муниципальной собственности на вновь образованные 15 земельных участков и о восстановлении записи о четырех земельных участках с кадастровыми номерами 90:18:020102:293, 90:18:020102:294, 90:18:020102:295, 90:18:020102:3 и, соответственно, записи о регистрации права муниципальной собственности на них, а также о восстановлении записей о регистрации договоров аренды в отношении этих четырех земельных участков (л.д.19-21, том 1).
11.06.2020 Администрация обратилась в Госкомрегистр Республики Крым с запросом за исх. N 1529/02-29 о результатах рассмотрения обращения от 07.10.2019.
18.06.2020 регистрирующий орган предоставил ответ от 28.10.2019 за исх. N 28/11338/01-35/1, которым Администрации сообщалось об отказе в снятии с кадастрового учета и прекращении права муниципальной собственности в отношении земельных участков, указанных в обращении от 07.10.2019.
Отказывая в совершении регистрационных действий, заинтересованное лицо сослалось на то, что исчерпывающий перечень оснований для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество содержится в статье 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Также обратил внимание на необходимость соблюдения формы и порядка подачи заявления о кадастровом учете недвижимого имущества и рекомендательный, не правовой характер письма (ответа регистрирующего органа), оспоренного в судебном порядке (л.д.73-74 том 1).
Посчитав, что указанные действия регистрирующего органа нарушают права и законные интересы Администрации, орган местного самоуправления обратился в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения участников настоящего судебного процесса, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решение суда первой инстанции 11.12.2020, в связи с неправильным применением норм материального права, исходя из следующего.
Предметом судебного контроля в рассматриваемом случае является оценка законности решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, выраженного в письме от 28 октября 2019 года, и как следствие, - отказа осуществить регистрационные действия, направленные на аннулирование (восстановление) записи в Едином государственном реестре недвижимости о государственном кадастровом учете земельных участков и фактическом прекращении права муниципальной собственности на земельные участки, с последующим восстановлением в реестре недвижимости записи о регистрации договоров аренды.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанной совокупности условий исключает удовлетворение заявленных требований, заявленных в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия обжалуемых действий (бездействия), ненормативных актов закону или иному нормативному правовому акту, возлагается на орган, который совершил действие.
Однако, установленные главой 24 АПК РФ особенности распределения бремени доказывания не отменяют общего правила доказывания, закрепленного в части 1 статьи 65 АПК РФ, согласно которому каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов и возражений.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 164 "Об утверждении Положения о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым" утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Положение).
В силу положений пункта 1.1. Положения Госкомрегистр - исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий переданные Республике Крым полномочия Российской Федерации по регистрации вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним и ведению государственного кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 2.1. Положения основными задачами государственного комитета является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета на территории Республики Крым, а также предоставление государственных услуг в данной сфере.
Согласно пунктам 3.1., 3.2. Положения Государственный комитет осуществляет следующие основные функции: выработка на территории Республики Крым единой государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета на территории Республики Крым; предоставление государственных услуг по регистрации вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственному кадастровому учету на территории Республики Крым.
Осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым, в соответствии с Соглашением от 16.11.2016 N 2432-р, переданы уполномоченному органу, - Госкомрегистру Республики Крым, созданному Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 164.
Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2018 N 2832-р утверждено дополнительное соглашение к Соглашению, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 2432-р о продлении срока полномочий Госкомрегистра Республики Крым.
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
Исходя из содержания главы 1 Закона N 218-ФЗ настоящий федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Участниками правоотношений при осуществлении государственного кадастрового учета являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, кадастровые инженеры.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в числе прочего, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (часть 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 и статьей 18 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. К заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Признавая обоснованным довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Госкомрегистром Республики Крым было рассмотрено не заявление, форма и порядок подачи которого предусмотрены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920, а письменное обращение органа муниципального образования, суд апелляционной инстанции отмечает, что фактически предметом спора в данном случае являлся не вопрос определения законности ответа органа государственной регистрации от 28.10.2019, в качестве отказа, а вопрос, касающиеся даже не кадастрового учета и регистрация прав, а именно аннулирования (отмены) результатов последующего учета и регистрации.
Осуществляя оценку указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции исходит из следующих мотивов.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Таким образом, разрешая дело, суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки тому обстоятельству, что действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка, (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, на что прямо указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016, далее - Обзор), а именно: если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Закон N 218-ФЗ аналогично указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Анализ положений Закона N 218-ФЗ свидетельствует о том, что снятию с кадастрового учета могут подлежать:
- земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26);
- земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41);
- ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70);
- земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Согласно пункту 33 части 1 статьи 26 и пункту 6 статьи 27 Закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается и в снятии с кадастрового учета отказывается в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Доказательства наличия, предусмотренных пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оснований для снятия с кадастрового учета объекта недвижимости, а именно доказательства признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета таких земельных участков суду также не предоставлены.
В ситуации, когда со стороны органа регистрации отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на заинтересованное лицо, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета. В данном случае такие, установленные в законе, основания для снятия спорных земельных участков с кадастрового учета отсутствовали.
Также судебная коллегия отмечает, что согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В данном случае доказательства нарушения прав заявителя именно органом регистрации не предоставлены.
Применительно к наличию у заявителя иных способов реализации своих прав, иначе чем посредством обращения в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений об указанных земельных участках из государственного кадастра недвижимости и восстановлении кадастрового учета и регистрационных записей о праве собственности и договорах аренды, судебная коллегия отмечает, что в связи с утратой силы постановлениями Администрации г. Евпатории от 12.02.2018 N 198-п "Об утверждении документации по планировке территории", от 10.04.2018 N 677-п "О разделе земельных участков 90:18:020102:293, 90:18:020102:294, 90:18:020102:295, 90:18:020102:3", основания для сохранения осуществленного ранее кадастрового учета земельных участков, измененных новой документацией по планировке территории, отпали. В то же время, доказательства наличия объективных препятствий к реализации заявителем прав собственника на преобразование земельных участков в установленном действующим законодательством порядке, в материалы дела не представлено.
Наличие волеизъявления органа местного самоуправления на исключение сведений об участках из ЕГРН само по себе не является основанием для снятия их с государственного кадастрового учета.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, что в данном случае имеется пробел, который подлежит устранению согласно статье 6 Гражданского кодекса РФ.
Вопреки выводам суда первой инстанции в данном случае отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков не препятствует участникам гражданского оборота в реализации их законных прав на принадлежащие им земельные участки.
Поскольку у органа регистрации отсутствуют законные основания для снятия с кадастрового учета спорных земельных участков, а их собственник не лишен возможности совершения предусмотренных законом действий по преобразованию земельных участков, судебная коллегия заключает, что возложение на орган регистрации соответствующей обязанности по исключению из ЕГРН сведений о земельных участках нельзя признать обоснованным, как противоречащее вышеприведенным положениям закона и правовой позиции, изложенной в пункте 21 Обзора.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание аналогичный правовой вывод, содержащийся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 304-ЭС21-104 по делу N А03-18228/2019.
Применительно к этому судебная коллегия находит также ошибочной ссылку на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 "Об оформлении кадастровых дел, аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках".
Что касается ссылки на судебные акты по делу N А83-18976/2018, то из их анализа усматривается, что они приняты исходя из иных конкретных обстоятельств, связанных с защитой прав в результате незаконного кадастрового учета, в связи с чем, ошибочно распространены на спорные правоотношения.
В отношении требований о регистрации прекращения права муниципальной собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым на земельные участки с кадастровыми номерами 90:18:020102:369, 90:18:020102:370, 90:18:020102:371, 90:18:020102:372, 90:18:020102:373, 90:18:020102:374, 90:18:020102:375, 90:18:020102:376, 90:18:020102:377, 90:18:020102:378, 90:18:020102:379, 90:18:020102:380, 90:18:020102:381, 90:18:020102:382, 90:18:020102:383 суд апелляционной инстанции исходит из того, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 235 ГК РФ).
В силу пункта 1 части 2 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Однако, постановлением Администрации от 13.02.2019 N 176-п "Об отмене постановления администрации города Евпатории от 12.02.2018 N 198-п "Об утверждении документации по планировке территории", от 10.04.2018 N 677-п "О разделе земельных участков 90:18:020102:293, 90:18:020102:294, 90:18:020102:295, 90:18:020102:3" право муниципальной собственности не прекращалось.
Как пояснил представитель заявителя в судебном заседании и следует из обоснования заявления, просьба о прекращении права собственности в данном случае связана не собственно с прекращением муниципального права, а вытекает из просьбы о прекращении кадастрового учета объектов (земельных участков), в отношении которых оно зарегистрировано, поскольку одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из исходных объектов недвижимости, осуществляется снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости (часть 3 статьи 41 Закона N 218-ФЗ).
В этом контексте судебная коллегия отмечает, что основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав регламентированы статьей 14 Закона N 218-ФЗ.
Так, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (пункт 1).
Частью 8 статьи 41 Закона N 218-ФЗ, которая устанавливает особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости, предусмотрено, что для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав необходимы, в частности, следующие документы: проект межевания территории в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 11), иной документ, на основании которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется образование земельных участков и иных объектов недвижимости (пункт 16).
Однако в данном случае такие документы заявителем в Госкомрегистр Республики Крым не предоставлялись.
Поскольку заявитель не лишен возможности осуществить преобразование земельных участков в установленном порядке, а также принимая во внимание, что предоставление земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключается без проведения торгов (подпункт 5 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ), судебная коллегия отклоняет ссылки заявителя на отсутствие порядка реализации (восстановления) прав, связанных с отменой постановлений администрации города Евпатории от 12.02.2018 N 198-п "Об утверждении документации по планировке территории" и от 10.04.2018 N 677-п "О разделе земельных участков 90:18:020102:293, 90:18:020102:294, 90:18:020102:295, 90:18:020102:3".
Исходя из принципа диспозитивности, истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. При этом избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца, должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации среди основных начал гражданского законодательства предусматривает обеспечение восстановления нарушенных прав (статья 1) с использованием для этого широкого круга различных способов защиты (статья 12), которые направлены, в том числе, на поддержание стабильности гражданско-правовых отношений; при этом выбор способа защиты, реализуемый субъектом права, предопределяется теми правовыми нормами, которые регулируют конкретные правоотношения (Определения от 23.09.2010 N 1179-О-О, от 20.02.2014 N 361-О, от 27.10.2015 N 2412-О, от 28.01.2016 N 140-О, от 07.07.2016 N 1421-О, от 21.09.2017 N 1791-О, N 1792-О и от 19.12.2017 N 2942-О).
В пункте 52 Постановления N 10/22 разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Данный вывод также соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.10.2013 N 8094/13.
С учетом пункта 3 Постановления N 10/22 в случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса суд обязан самостоятельно определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела с тем, чтобы обеспечить восстановление нарушенного права, за защитой которого обратился истец.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание доводы, положенные в основу заявления, судебная коллегия приходит к выводу, что материально-правовая цель настоящего заявления направлена на исключение из ЕГРП фактически недостоверной в настоящий момент записи о прежней государственной регистрации имущества.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Избрание ненадлежащего способа защиты права является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований (Определение Верховного Суда РФ от 22.10.2020 N 308-ЭС20-16542 по делу N А32-27793/2019).
Истец, в удовлетворении требований которого было отказано из-за выбора ненадлежащего способа защиты, может обратиться в суд повторно за защитой нарушенных или оспариваемых прав, изменив предмет иска. Поскольку изменение способа защиты устраняет тождественность иска с первоначальным, который уже был рассмотрен судом, это не является препятствием для рассмотрения дела или основанием для отказа в принятии искового заявления.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. В рассматриваемом случае основания для применения указанной части статьи 201 АПК РФ установлены судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, апелляционный суд пришел к выводу, что доводы апелляционной жалобы нашли свое подтверждение, в связи с чем она подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене по мотиву неправильного применения норм материального права, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы, который в силу закона освобожден от уплаты этого платежа.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 декабря 2020 года по делу N А83-12391/2020 - отменить.
Принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления Администрации г. Евпатории Республики Крым отказать полностью.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-12391/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ООО "РИВЬЕРА", ООО "УКРАИНСКАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ГРУППА"