г. Саратов |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А06-9575/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2021 года.
|
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В, Пузиной,
судей Ю.А. Комнатной, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д 47, ИНН 3015011410, ОГРН 1023000863390)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 марта 2021 года по делу N А06-9575/2020
по заявлению акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка" (164509, Архангельская область, г. Северодвинск, Машиностроительный проезд, д. 12, ИНН 2902060361, ОГРН 1082902002677) в лице филиала "Астраханский судоремонтный завод" (414009, г. Астрахань, ул. Атарбекова, д. 37)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д 47, ИНН 3015011410, ОГРН 1023000863390)
о признании незаконным и отмене постановления от 23.07.2020 N 030/04/7.32.3-1434/2020,
без участия сторон
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Центр судоремонта "Звездочка" в лице филиала "Астраханский СРЗ" АО "ЦС "Звездочка" (далее - АО "ЦС "Звездочка", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее -Астраханское УФАС России, административный орган, антимонопольный орган) по делу об административном правонарушении N 030/04/7.32.3-1434/2020 от 23.07.2020.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 04 марта 2021 года постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области N 030/04/7.32.3-1434/2020 от 23.07.2020 признано незаконным и отменено.
Астраханское УФАС России не согласилось с принятым решением суда, и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что документов, достоверно свидетельствующих о том, что АО "ХК "Барнаултрансмаш" является единственным изготовителем дизелей на территории РФ, не представлено. Судом не установлены объективные причины необходимости закупки у единственного поставщика, не исследованы вопросы невозможности осуществления закупки в иной форме.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям статей 121-123,186 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой Ленинского района г. Астрахани (далее - Прокуратура) проведена проверка соблюдения законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в отношении АО "ЦС "Звездочка" в лице Астраханского филиала.
В ходе проведения проверки Прокуратурой выявлено, что 01.04.2019 между Министерством обороны РФ и АО "ЦС "Звездочка" в лице филиала Астраханский судоремонтный завод заключен государственный контракт N 1921187302161442209003151.
В целях исполнения данного контракта АО "ЦС "Звездочка" в лице филиала Астраханский судоремонтный завод проведена закупка у единственного поставщика АО "ХК "Барнаултрансмаш" судовых дизелей 7Д6 для кораблей Каспийской флотилии.
Решение о проведении закупки принято закупочной комиссией и оформлено протоколом заседания комиссии от 07.08.2019 (т.1 л.д. 20).
По результатам закупки АО "ЦС "Звездочка" с единственным поставщиком АО "ХК "Барнаултрансмаш" заключен договор поставки от 18.06.2019 судовых дизелей 7Д6 -150 АФ-31, 7Д6 -150 ММ-02 для кораблей Каспийской флотилии (т.1 л.д.23-26).
Административным органом установлено, что каких-либо данных, указывающих на то, что АО "ХК "Барнаултрансмаш" обладает исключительными правами на производство судовых дизелей 7Д6, не представлено.
Прокуратура пришла к выводу о том, что заказчиком неправомерно выбран способ закупки у единственного поставщика, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках)
По результатам проведенной проверки в отношении Общества Прокуратурой 22.11.2019 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ и направлено для рассмотрения по подведомственности в Астраханское УФАС России.
23.07.2020 Астраханским УФАС России вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 030/04/7.32.3-1434/2020 о привлечении АО "Центр судоремонта "Звездочка" в лице филиала "Астраханский СРЗ" к административной ответственности предусмотренной ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что событие и состав административного правонарушения по ч.1 ст. 7.32.3 КоАП РФ, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с положениями части 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. Норма об ответственности не подлежит расширительному толкованию.
Из буквального толкования объективной стороны правонарушения следует, что основанием для ее применения является несоблюдение формы сделки при закупках, выразившееся в том, что при обязанности применить электронную форму закупки она не применяется.
В связи с тем, что объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в том, что юридическое лицо провело конкретную закупку не в электронной форме (иной форме), в то время как указанная закупка должна проводиться исключительно в электронной форме, дело об административном правонарушении должно содержать доказательства несоблюдения Заказчиком формы сделки при закупках, когда вместо электронной формы использована иная форма.
АО "ЦС "Звездочка" при закупке товаров, работ, услуг руководствуется Федеральным законом N 223-ФЗ " О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 2 Федерального закона N 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность заявителя регламентируется Положением о закупке.
Частью 3 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ установлено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В Положении о закупке АО "ЦС "Звездочка", утв. протоколом от 26.12.2018 г. N 303 предусмотрен способ закупки у единственного поставщика.
Пунктом 7.1.16 Положения о закупках установлены случаи, когда заказчик вправе провести закупку у единственного поставщика.
Принятие Заказчиком решения о заключении договора с единственным поставщиком не может быть произвольным, а должно отвечать целям Федерального закона N 223-ФЗ, направленным на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Объективная сторона вмененного АО "ЦС "Звездочка" правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ, выражается в несоблюдении формы сделки при закупках, когда вместо электронной формы используется иная форма.
Как следует из ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", перечень закупок, осуществляемых исключительно в электронной форме, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" утвержден Перечень товаров, закупка которых осуществляется в электронной форме, в частности, определены наименования и соответствующие им коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции, услуг.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
Установленная приведенными нормативными правовыми актами обязанность применения электронной формы закупки подразумевает осуществление лицами, всех действий при помощи электронных средств и исключает возможность использования бумажного документооборота.
Как указано выше, для исполнения контракта АО "ЦС "Звездочка" в лице филиала Астраханский судоремонтный завод проведена закупка у единственного поставщика АО "ХК "Барнаултрансмаш" судовых дизелей 7Д6.
Решение о проведении закупки принято закупочной комиссией и оформлено протоколом заседания комиссии от 07.08.2019 (т.1 л.д. 20), с приложением справки-обоснования выбора единственного поставщика. На основании рассмотренных материалов принято решение признать АО "ХК "Барнаултрансмаш" единственным поставщиком двигателя 7Д6 для кораблей Каспийской флотилии.
Проведение закупки осуществлялось на основании утвержденного плана закупок товаров, услуг на 2019 год (т. 1 л.д.85-87), которым способ закупки определен как "Способ закупки у единственного поставщика". Указанный план размещен в Единой информационной системе в сфере закупок 26.12.2018 (т. 1 л.д. 88).
Управление вменило АО "ЦС "Звездочка" нарушение, которое выразилось не в том, что при обязательности электронной формы закупки таковая не соблюдалась, а в том, что закупку не следовало проводить у единственного поставщика, без достаточных на то оснований.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 21.09.2020 по делу N 12-350/2020 отменено постановление Астраханского УФАС России от 30.01.2020 N 030/04/7.32.3-1401/2019 о привлечении к административной ответственности по части 1статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Указанным решением суда установлено, что Положением о закупках товаров, работ и услуг Общества от 26.12.2018 N 303, заказчик наделен правом самостоятельного определения порядка и условий осуществления закупки и он вправе произвести закупку у единственного поставщика, в случае наличия у поставщика подтвержденного исключительного права на приобретаемые товары (пункт 7.1.16). Также установлен факт, что на всей территории Российской Федерации АО "Барнаултрансмаш" является единственным разработчиком, калькодержателем конструкторской документации и изготовителем дизелей типа 7Д6-150 ММ-02, 7Д6 -150 АФ-31 и запасных частей к ним. Дизеля указанного типа являются изделиями оборонного назначения, изготавливаются в рамках государственного оборонного заказа под контролем 238 ВП Министерства обороны РФ. АО "Барнаултрансмаш" не имеет официальных дилеров и представительств на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, обстоятельства, установленные указанным судебным актом, имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Материалами настоящего дела подтверждено, что закупаемые судовые дизели типа 7Д6-150 ММ-02, 7Д6 -150 АФ-31 могли быть поставлены только конкретным поставщиком, равноценная замена отсутствовала.
Закупка у единственного поставщика связана не только с уникальностью товара, но и с особенностями товарного рынка и конкретными характеристиками товара.
АО "Барнаултрансмаш" является не только единственной организацией - разработчиком конструкторской документации на указанные судовые дизели, но и единственным изготовителем данного товара под контролем Министерства обороны РФ.
Уникальность при выпуске указанного дизеля именно АО ХК "Барнаултрансмаш" подтверждается наличием Технических условий ТУ 2406.5613-75, разработчиком которых является АО ХК "Барнаултрансмаш", обладающее лицензией на производство дизельных двигателей и их составных частей для вооружения и военной техники.
Положение о закупках позволяет заказчику осуществить закупку уникального товара у единственного поставщика.
Доказательств обратного, административным органом не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении АО "ЦС "Звездочка" требований закона при выборе способа закупки.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что в рассматриваемом случае указанные действия АО "ЦС "Звездочка", вменяемые заявителю в качестве нарушения, не могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ, поскольку отсутствует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч.2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При указанных обстоятельствах, судом обоснованно признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее-Астраханское УФАС России, административный орган, антимонопольный орган) по делу об административном правонарушении N 030/04/7.32.3-1434/2020 от 23.07.2020.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 марта 2021 года по делу N А06-9575/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9575/2020
Истец: АО "Центр судоремонта "Звездочка"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области