Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 августа 2021 г. N Ф06-6638/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А49-8953/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Дегтярева Д.А.,
судей Ануфриевой А.Э., Митиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Герасимовой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2021 года в зале N 7 помещения суда апелляционную жалобу апелляционной жалобы Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 24 февраля 2021 года по делу N А49-8953/2020 (судья Павлова З.Н.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Интеллектуальные системы безопасности" (ОГРН 1095835003186, ИНН 5835083133)
к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (ОГРН 1125834000071, ИНН 5834054235)
об обязании заключить дополнительное соглашение,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Интеллектуальные системы безопасности" (далее - "истец") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 3 площадью 8,4 га, расположенного по адресу: Пензенская область, Бессновский район, ГБУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" Светлополянское - Лопуховское участковое лесничество (Светлополянский участок) кв. 82, выд. 15 ч, 17 ч, 18, 19 от 12 января 2010 года об уменьшении арендной платы на сумму 136 211 руб. 81 коп. за период с 17.04.2020 года по 12.07.2020 года на основании п. 4 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
В судебном заседании истец уточнил исковых требований, согласно которому просил обязать ответчика заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 3 от 12 января 2010 года об освобождении от уплаты арендных платежей на сумму 117 423 руб. 97 коп. за период с 17.04.2020 года по 01.07.2020 года.
В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации арбитражный суд принял данное уточнение.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 24 февраля 2021 года, принятым по настоящему делу, исковые требования удовлетворены, суд обязал Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Интеллектуальные системы безопасности" дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 3 от 12 января 2010 года об освобождении от уплаты арендных платежей на сумму 117 423 руб. 97 коп. за период с 17.04.2020 года по 01.07.2020 года.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой и просил решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2021 г. апелляционная жалоба ответчика принята к производству, судебное заседание по рассмотрению жалобы назначено на 04 мая 2021 г.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2021 г. дата судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы ответчика изменена, судебное заседание назначено на 25 мая 2021 г.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В материалы дела поступил отзыв истца на апелляционную жалобу ответчика, в которой он просил решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не явка лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены/изменения судебного акта арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, между ГБУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" и обществом с ограниченной ответственностью "Интеллектуальные системы безопасности" заключен договор аренды лесного участка N 3 от 12 января 2010 г. Договор заключен по итогам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для использования в рекреационных целях.
По условиям указанного договора истцу передан лесной участок площадью 8,4 га, расположенный по адресу: Пензенская область, Бессновский район, ГБУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" Светлополянское - Лопуховское участковое лесничество (Светлополянский участок) кв. 82, выд. 15 ч, 17 ч, 18, 19, сроком на 48 лет с 12.01.2010 г. по 12.01.2058 г. Данный договор зарегистрирован в установленном порядке.
Согласно приложению N 3 к договору лесной участок относится к защитным лесам и передается для осуществления рекреационной деятельности.
Затем, 13.02.2015 г. между ГБУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество", Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области и истцом подписано дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 3 от 12.01.2010 г., согласно которому на основании ст. 83, 74 Лесного кодекса Российской Федерации арендодателем по договору N 3 от 12.01.2010 г. выступает Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области. Данное дополнительное соглашение также зарегистрировано в установленном порядке.
Письмами от 03.06.2020 г. и от 22.07.2020 г. истец обращался к ответчику с предложением заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 3 в части уменьшения арендных платежей на сумму 136 211 руб. 81 коп. за период с 17.04.2020 г. по 112.07.2020 г. в связи с введением на территории Пензенской области режима повышенной готовности на основании постановления Губернатора Пензенской области от 16.03.2020 N 27, а также в связи с принятием Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", поскольку истец осуществляет деятельность в отраслях российской экономике, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434.
Предложение о заключении дополнительного соглашения оставлено Министерством без удовлетворения, позиция обусловлена тем, что основной вид деятельности организации истца по ОКВЭД - производство электромонтажных работ, не входит в перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, который утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434.
Отказ Министерства от заключения дополнительного соглашения послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с требованием о понуждении ответчика заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 3 от 12 января 2010 года об освобождении от уплаты арендных платежей на сумму 117 423 руб. 97 коп. за период с 17.04.2020 года по 01.07.2020 года.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Лесной участок площадью 8,4 га, расположенный по адресу: Пензенская область, Бессновский район, ГБУ ПО "Ахунско-Ленинское лесничество" Светлополянское - Лопуховское участковое лесничество (Светлополянский участок) кв. 82, выд. 15 ч, 17 ч, 18, 19, переданный в аренду истцу, является собственностью Российской Федерации, участок передан для использования в рекреационных целях.
Согласно ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении организации истца, основным видом его деятельности является производство электромонтажных работ (код по ОКВЭД 43.21), дополнительными видами деятельности является деятельность зрелищно-развлекательная, деятельность физкультурно-оздоровительная, деятельность по предоставлению мест для временного проживания (код по ОКВЭД 55.90, 93.29.9, 96.04).
Из материалов дела арбитражный суд установил, что фактически истец не занимается производством электромонтажных работ, он осуществляет зрелищно- развлекательную деятельность, а именно: на арендованном лесном участке расположена база отдыха "Светлый берег", которая предназначена для организации отдыха, временного проживания, физкультуры и развлечений.
Впоследствии в Единый государственный реестр юридических лиц истцом внесены изменения (том 3, л. д. 26-38) и основным видом деятельности является деятельность зрелищно-развлекательная прочая (код по ОКВЭД 93.29).
Статьей 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, установлено, что арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества. Кроме того Арендатор, являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства и осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, вправе потребовать уменьшения арендной платы на срок до одного года по договору аренды, заключенному до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в отношении зданий, сооружений, нежилых помещений или их частей, используемых в целях осуществления этим арендатором указанной деятельности.
Распоряжением Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" предусмотрены меры, принимаемые Росимуществом в рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для преодоления последствий новой коронавирусной инфекции. Указанным Распоряжением на Росимущество по договорам аренды федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации (в том числе земельных участков), которые заключены до 1 апреля 2020 г. и арендаторами по которым являются субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, возложена обязанность обеспечить:
а) предоставление отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году, на следующих условиях: отсрочка предоставляется с 1 апреля 2020 г. по 1 октября 2020 г., а для арендаторов, освобожденных от уплаты арендных платежей в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, - с 1 июля 2020 г. по 1 октября 2020 г.; задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 1 января 2021 г. в срок, предложенный арендаторами, но не позднее 1 января 2023 г., поэтапно, не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды;
в связи с отсрочкой не применяются штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендатором порядка и сроков внесения арендной платы (в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором аренды); не допускается установление дополнительных платежей, подлежащих уплате арендатором в связи с предоставлением отсрочки; дополнительные соглашения к договорам аренды, предусматривающие отсрочку, подлежат заключению в течение 7 рабочих дней со дня поступления соответствующего обращения арендаторов;
б) освобождение арендаторов, осуществляющих деятельность в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", от уплаты арендных платежей с 1 апреля 2020 г. по 1 июля 2020 г. Дополнительные соглашения к договорам аренды, предусматривающие такое освобождение, подлежат заключению в течение 7 рабочих дней со дня поступления соответствующего обращения арендаторов.
Арендатор определяется по основному или дополнительным видам экономической деятельности, информация о которых содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2020 г.;
в) уведомление арендаторов в течение 7 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего распоряжения о возможности заключения дополнительных соглашений в соответствии с подпунктами "а" и "б" настоящего пункта (пункт 1 Постановления).
Постановлением Губернатора Пензенской области от 16.03.2020 N 27 на территории Пензенской области с 16.03.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Пензенской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Общество с ограниченной ответственностью "Интеллектуальные системы безопасности" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016 г., что подтверждается сведениями из указанного реестра.
Арбитражный суд установил, что виды деятельности Общества согласно сведениям реестра юридических лиц по кодам деятельности: 55.90, 93.29.9, 96.04, подпадают под перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434.
Таким образом, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец, являясь арендатором федерального имущества -лесного участка по договору аренды N 3 от 12.01.2020 г., составляющего государственную казну Российской Федерации, который заключен до 1 апреля 2020 г. в силу распоряжения Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" имеет право на освобождение от уплаты арендных платежей с 1 апреля 2020 г. по 1 июля 2020 г.
Поэтому с ним должно быть заключено дополнительное соглашение, предусматривающие такое освобождение, в течение 7 рабочих дней со дня поступления соответствующего обращения арендатора. Причем арендатор определяется по основному или дополнительным видам экономической деятельности, информация о которых содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2020 г.
Обращение истца о заключении дополнительного соглашения имело место 03.06.2020 г. и 22.07.2020 г., которое оставлено ответчиком без удовлетворения. Ответчик необоснованно уклонился от заключения дополнительного соглашения.
При таких обстоятельствах на основании распоряжения Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" исковые требования об обязании ответчика заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка были обоснованно удовлетворены арбитражным судом.
При этом арбитражный суд первой инстанции рассмотрел и отклонил возражения ответчика о том, что указанным распоряжением меры поддержки должны быть обеспечены Росимуществом, но не Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, поскольку в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
В силу ч. 5, 6 статьи 73.1 ЛК РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Поэтому в соответствии с нормативными актами, регулирующими деятельность Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, именно оно является обязанным лицом по заключению дополнительного соглашения с истцом.
Довод апеллянта о том, что лесная отрасль не относится к наиболее пострадавшим сферам деятельности экономики, не принимается, поскольку прямо противоречит видам деятельности, осуществляемым ответчиком и внесенным в ЕГРЮЛ в 2009 году, противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Довод апеллянта о том, что из содержания распоряжения Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р следует, что заключение дополнительного соглашения возможно только по договорам аренды, заключенным с Росимуществом, не принимается апелляционной коллегией, поскольку таких указаний в Распоряжении не имеется.
В отсутствие установленного законом ограничения распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р не может толковаться в ущерб арендатору, т.к. меры предпринимаемые государством направлены на поддержку лиц, осуществляющих деятельность в пострадавших отраслях экономики.
Также апеллянт не учел, что договор аренды лесного участка N 3 от 12.01.10г. (п.п.1,2 договора) заключен в соответствии со ст.ст.72,74 Лесного кодекса РФ, т.е. в отношении участка лесного фонда, находящегося в государственной собственности, следовательно, Росимущество и Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области по существу представляют не сами себя, а действуют в интересах одно и того же публично-правового образования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По сути, доводы апелляционной жалобы Министерства повторяют позицию, приведенную в арбитражном суде первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой доказательств судом первой инстанции, с которой соглашается суд апелляционной инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им была дана надлежащая оценка.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора приходит к выводу, что апелляционная жалоба содержит доводы, не опровергающие выводы суда первой инстанции, доводы жалобы опровергаются материалами дела.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 24 февраля 2021 года по делу N А49-8953/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Д.А. Дегтярев |
Судьи |
А.Э. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-8953/2020
Истец: ООО "Интеллектуальные системы безопасности", ООО "Интеллуктуальные системы безопасности"
Ответчик: Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области