г. Челябинск |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А47-15442/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Баканова В.В., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кисловым А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения республики Башкортостан Центр организации дорожного движения на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.03.2021 по делу N А47-15442/2020
Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения (далее - истец, ГКУ РБ ЦОДД податель жалобы, апеллянт) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Глобалснаб" (далее - ответчик, ООО "Глобалснаб") с иском о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, согласно акта N 386 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 18.08.2020 в размере 20 542 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.03 2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ГКУ РБ ЦОДД обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что представленный в материалы дела договор аренды транспортного средства от 01.08.2020 не освобождает ответчика от обязанности возместить причиненный вред.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.08.2020 при осуществлении весового контроля на стационарном пункте весового контроля N 1 на 67 км. с. Архангельское автодороги "Уфа-Инзер-Белорецк" сотрудниками ГИБДД МВД по Республике Башкортостан совместно с сотрудниками ГКУ РБ ЦОДД произведено взвешивание тяжеловесных транспортных средств (автопоезда): грузовой тягач седельный КАМАЗ 6460, регистрационный номер У 853 ВХ56, полуприцеп ЧМЗАП 99064, регистрационный номер АР 9867 56, принадлежащих ответчику, под управлением водителя Соловьева В.А.
Факт принадлежности тяжеловесных транспортных средств ответчику подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства 5654 N 973899,5654 N 973895 (л.д.30).
Взвешивания производились на весовом оборудовании "Весы автомобильные для взвешивания в движении ВА-40Д N 314.000.00.00 ПС" Научно-производственной фирмы "МЕТЛ", заводской номер N 101.
Данные весы признаны пригодными к применению и проверены, что удостоверено оттиском поверительного клейма на весовое оборудование в паспорте на весовое оборудование, а также подтверждается свидетельством о поверке N 7/9003, что подтверждает достоверность результатов взвешивания.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортных средств, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного ч.1 ст. 31 Федерального Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ.
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от N 386 от 18.08.2020 (л.д.29).
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 20 542 руб. 00 коп.
Указанная сумма в добровольном порядке ответчиками не уплачена.
Истец направил в адрес ответчика претензионное письмо N 9368 от25.09.2020 (л.д. 34) о необходимости уплаты суммы ущерба, однако ответ не получен, денежные средства в возмещение ущерба также не уплачены.
Отсутствие добровольного исполнения обязательств послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит следующим выводам.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности и имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.) (пункт 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 29 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
Согласно статье 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля и порядок установления постоянного маршрута транспортных средств, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации. Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее также - Порядок).
Согласно пункту 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом по пункту 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 установлено, что реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим постановлением, осуществляется Федеральным дорожным агентством.
Согласно пункту 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении, соответственно, участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства (пункт 3 Правил).
Размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств (пункт 4 Правил).
Материалами дела подтверждается факт осуществления перевозки груза 18.08.2020 с использованием транспортного средства, принадлежащего ответчику, с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства, отсутствия разрешения на перевозку тяжеловесного груза, полученного в порядке, установленном нормативным актом.
Размер вреда был определен на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения", с учетом Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N 934.
Акт взвешивания был вручен водителю на месте взвешивания, однако, указанная в акте сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам Республики Башкортостан, в добровольном порядке уплачена не была.
Реализация такого способа защиты как возмещение убытков предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение противоправного действия (бездействие), возникновение у потерпевшего убытков, причинно-следственная связь между действиями и его последствиями и вина правонарушителя.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление следующих обстоятельств: противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие и размер понесенного ущерба; причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими убытками.
В силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе, использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Отказывая в иске, суд первой инстанции принял во внимание, что грузовой тягач седельный КАМАЗ 6460, регистрационный номер У 853 ВХ56, полуприцеп ЧМЗАП 99064, регистрационный номер АР 9867 56 по договору аренды от 01.08.2020 (л.д. 69-70) передан ООО "Глобалснаб" (арендодатель) в аренду гражданину Соловьеву Вячеславу Анатольевичу (арендатор), что подтверждается договором аренды транспортных средств без экипажа от 01.08.2020 (л.д. 69-70), актом приема-передачи от 01.08.2020. Согласно п. 6.8 договора от 01.08.2020 ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендуемым транспортным средством, несет арендатор.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что требование к ООО "Глобалснаб" о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, согласно акту N 386 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 18.08.2020 в размере 20 542 руб. 00 коп. удовлетворению не подлежит, так как заявлено к ненадлежащему ответчику.
С выводами суда первой инстанции нельзя согласиться в силу следующего.
Целью введения платы с владельцев (пользователей) автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным автомобильным дорогам общего пользования, является защита сверхнормативного износа дорожного покрытия и соразмерное возмещение наносимого дорожному полотну ущерба, возникающего в результате осуществления систематических перевозок.
Лицо, на которое законом возложена обязанность по возмещению ущерба, причиненного федеральной автодороге, должно обладать транспортным средством на каком-либо законном праве в момент причинения вреда.
В материалы дела представлен договор аренды транспортных средств без экипажа от 01.08.2020, согласно которому грузовой тягач седельный КАМАЗ 6460, регистрационный номер У 853 ВХ56, полуприцеп ЧМЗАП 99064, регистрационный номер АР 9867 56 по договору аренды от 01.08.2020 передан ООО "Глобалснаб" (арендодатель) в аренду гражданину Соловьеву Вячеславу Анатольевичу (арендатор).
Согласно статье 648 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами главы 59 настоящего Кодекса.
Оценивая данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
Как сказано выше, 18.08.2020 при осуществлении весового контроля на стационарном пункте весового контроля N 1 на 67 км. с. Архангельское автодороги "Уфа-Инзер-Белорецк" сотрудниками ГИБДД МВД по Республике Башкортостан совместно с сотрудниками ГКУ РБ ЦОДД произведено взвешивание тяжеловесных транспортных средств (автопоезда): грузовой тягач седельный КАМАЗ 6460, регистрационный номер У 853 ВХ56, полуприцеп ЧМЗАП 99064, регистрационный номер АР 9867 56, принадлежащих ответчику, под управлением водителя Соловьева В.А.
При этом в качестве владельца транспортных средств указано ООО "Глобалснаб".
Как установлено в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 18.08.2020 N 011339 (л.д.87), гражданин Соловьев В.В., работающий в ООО "Глобалснаб", управлял служебным автомобилем и перевозил тяжеловесный груз на указанном выше транспортном средстве.
Таким образом, актом от 18.08.2020 и определением от 18.08.2020 N 011339 подтверждается, что владельцем спорного транспортного средства на момент составления акта от 18.08.2020 являлось ООО "Глобалснаб".
При этом ни акт от 18.08.2020, ни определение от 18.08.2020 N 011339 не содержат указания на договор аренды транспортного средства от 01.08.2020.
Следует отметить, что Соловьев Вячеслав Анатольевич, указанный в качестве арендатора в договоре от 01.08.2020, управлял транспортным средством на момент взвешивания, присутствовал при составлении акта от 18.08.2020, был ознакомлен с определением от 18.08.2020 N 011339, при этом не поставил административные органы в известность о заключении договора аренды транспортного средства от 01.08.2020.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для освобождения ответчика от ответственности за причиненный автомобильным дорогам вред не имеется.
Указание на то, что ответчик передал принадлежащие ему транспортные средства в пользование третьему лицу, на правомерность требований истца не влияет, поскольку Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Одновременно судебная коллегия отмечает, что ООО "Глобалснаб". не лишено возможности защиты своих прав и интересов в рамках правоотношений, имеющихся у него с Соловьевым В.А.
При указанных обстоятельствах оснований для отказа в иске у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе распределяются судом по правилам, установленным статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку исковое заявление и апелляционная жалоба удовлетворены, с ответчика в доход федерального бюджет подлежит взысканию государственная пошлина по иску в размере 2 000 руб. и по апелляционной жалобе в размере 3 00 руб., всего 5 000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.03.2021 по делу N А47-15442/2020 отменить, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения республики Башкортостан Центр организации дорожного движения удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Глобалснаб" в пользу Государственного казенного учреждения республики Башкортостан Центр организации дорожного движения основной долг в размере 20 542 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Глобалснаб" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Лукьянова |
Судьи |
В.В.Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-15442/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Центр организации дорожного движения
Ответчик: ООО "Глобалснаб"
Третье лицо: Соловьев Вячеслав Анатольевич, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, Отдел адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Оренбургской области