г. Москва |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А40-158054/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихин Д.Е., Суминой О.С. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Базис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2021 г. по делу N А40-158054/20,
по заявлению ООО "Базис"
к Государственной жилищной инспекции города Москвы
третьи лица: 1. ООО УК "ДОМС", 2. Кириллов В.А.
о признании незаконным распоряжения,
в присутствии:
от заявителя: |
Исаченко Е.В. по доверенности от 22.09.2020; |
от заинтересованного лица: |
Рыжикова Т.А. по доверенности от 21.12.2020; |
от третьих лиц: |
1. Филоненко К.А. по доверенности от 05.02.2021; 2. Кириллов В.А. по паспорту; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БАЗИС" (далее - Заявитель, ООО "БАЗИС", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - Заинтересованное лицо, ГЖИ, Мосжилинспекция) о признании незаконным распоряжения Мосжилинспекции от 03.08.2020 г. N 7731-РЛ "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы и возврате заявления", об обязании в десятидневный срок с даты вступления судебного акта в законную силу внести в реестр лицензий города Москвы сведения об управлении ООО "БАЗИС" многоквартирными домами по адресам: г. Москва, Каширское шоссе, д. 65, корп. 1, г. Москва, Каширское шоссе, д. 65, корп. 2, г. Москва, Каширское шоссе, д. 65, корп. 3.
К участию в деле в качестве Третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечены ООО УК "ДОМС", Кириллов В.А.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.09.2020 г. в удовлетворении заявления ООО "БАЗИС" отказано.
ООО "БАЗИС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ООО "БАЗИС" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании Кириллов В.А. доводы апелляционной жалобы ООО "БАЗИС" поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители Мосжилинспекции, ООО УК "ДОМС" с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, Третьих лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что Решением общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) по адресам: г. Москва, Каширское шоссе, д. 65 корпус 1; Каширское шоссе, д. 65, корпус 2; Каширское шоссе, д. 65, корпус 3, оформленных протоколами общих собраний собственников, соответственно, N 1 от 29.02.2020 г.; N 1 от 29.02.2020 г. и N 1 от 27.02.2020 г. в качестве управляющей организации выбрано Общество с ограниченной ответственностью "БАЗИС".
Во исполнение требований части 1.1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации в адрес Мосжилинспекции направлены подлинники решений (бюллетеней) внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД для хранения в течение трех лет, что подтверждается штампами Мосжилинспекции по ЮАО города Москвы на исх. N 122 от 11.03.2020 г., исх. N 116 от 03.03.2020 г., исх. N 115 от 03.03.2020 г.
В целях реализации решений общих собраний собственников помещений в МКД, оформленных протоколами и договорами управления МКД, заключенных с собственниками помещений, управляющей организацией ООО "БАЗИС" в силу части 2 статьи 198 ЖК РФ направлены заявления в Государственную жилищную инспекцию города Москвы о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы, что подтверждается штампами вх. N МЖИ-05-8355/20 от 11.03.2020 г., вх. N МЖИ-05-8352/20 11.03.2020 г., вх. N МЖИ-05-83502/20 от 11.03.2020 г.
Письмом, исх. N МЖИ-05-8355/20, МЖИ-05-8352/20, МЖИ-05-8350/20 от 26.03.2020 г. Мосжилинспекция проинформировала ООО "БАЗИС" о приостановлении рассмотрения заявлений о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы на срок до 08.05.2020 г. в связи с несоответствием заявлений и документов условиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 г. N 938/пр, а именно: выявлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях и представленных документов (в части проведения общих собраний собственников помещений в МКД по вышеуказанным домам).
Отсутствуют сведения о выполнении части 1.1. статьи 46 ЖК РФ, о предоставлении подлинников указанных решений и протоколов общих собраний; по представленным документам не подтверждается заключение договоров управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, в соответствии требованиями части 1 статьи 162 ЖК РФ, выявлено противоречие сведений, представленных ООО "БАЗИС", сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявлений (МКД по вышеуказанным адресам находятся в реестре лицензий города в списке многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК "ДОМС" (ИНН 5047189752), заявления о расторжении договоров управления указанными МКД от ООО УК "ДОМС" в Мосжилинспекцию не поступали.
Письмом исх. N 167 от 27.04.2020 г., ООО "БАЗИС" приобщило запрашиваемые документы, просило ускорить процесс по включению многоквартирных домов в реестр лицензий г. Москвы в соответствии с действующим законодательством РФ.
Мосжилинспекция исх. N МЖИ-05-8355/20, МЖИ-05-8352/20, МЖИ-05-8350/20 от 12.05.2020 г. сообщила об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы по вышеуказанным МКД и возврате заявлений ООО "БАЗИС" от 11.03.2020 г., в связи с несоответствием заявлений и документов, а именно: по представленным документам не подтверждается заключение договоров управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в указанных МКД, в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 ЖК РФ.
ООО "БАЗИС" посчитало отказ Мосжилинспекции необоснованным, не согласилось с решением государственного органа и воспользовалось правом повторной подачи соответствующих заявлений с приложениями соответствующих документов, что подтверждается штампами Мосжилинспекции вх. N МЖИ-05-19397/20 от 09.06.2020 г., N МЖИ-05-19396/20 от 09.06.2020 г., N МЖИ-05-19395/20 от 09.06.2020 г.
Письмом от 23.06.2020 г. исх. N МЖИ-05-19396/20 Мосжилинспекция проинформировала о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы ООО "БАЗИС" от 09.06.2020 г. N ЖИ-05-19396/20 на срок до 05.08.2020 г., в связи с несоответствием заявления, а именно: выявлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах (в представленных приложениях NN 1,2 к договору управления МКД по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 65, корп. 2 от 02.03.2020 г. N2-227/03.20, а также размещенных в государственной системе ГИС ЖКХ неверно указан адрес (иной корпус) многоквартирного дома).
Выявлено наличие противоречий сведений, представленных ООО "БАЗИС", сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (МКД по вышеуказанному адресу находится в реестре лицензий города Москвы в списке домов, находящихся в управлении ООО УК "ДОМС", заявление о расторжении от ООО УК "ДОМС" в Мосжилинспекцию не поступало).
Письмом от 23.06.2020 г. N МЖИ-05-19396/20 Мосжилинспекция запросила предоставить в течение десяти рабочих дней следующие сведения:
- О соблюдении ООО УК "ДОМС" порядка передачи технической документации на МКД;
- Представить копии приложений N N 1,2 к договору управления МКД от 02.03.2020 N2-227/03.20 с указанием верного адреса МКД, а также разместить в ГИС ЖКХ;
- Сообщить иные сведения, влияющие на ход рассмотрения заявления ООО "БАЗИС" о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы по МКД.
Как указывает Заявитель, иных оснований приостановления не имелось.
Письмом от 23.06.2020 г. исх. N МЖИ-05-19395/20 МЖИ-05-19397 Мосжилинспекция проинформировала о приостановлении рассмотрения заявлений о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы ООО "БАЗИС" от 09.06.2020 г. N МЖИ-05-19395/20 МЖИ-05-19397 на срок до 05.08.2020 г., в связи с несоответствием заявления, а именно: выявлено противоречие сведений, представленных ООО "БАЗИС", сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления многоквартирные дома по адресам: г. Москва, Каширское шоссе, дом 65, корпус 1; г. Москва, Каширское шоссе, дом 65, корпус 3 находятся в реестре лицензий города Москвы в списке домов, находящихся в управлении ООО УК "ДОМС", заявлений о расторжении договоров управления указанными многоквартирными домами от ООО УК "ДОМС" в Мосжилинспекцию не поступало.
Письмом от 23.06.2020 г. N МЖИ-05-19395/20 МЖИ-05-19397 Мосжилинспекция запросила у Заявителя в течение десяти рабочих дней следующие сведения:
- О соблюдении ООО УК "ДОМС" порядка передачи технической документации на МКД;
- Сведения, влияющие на ход рассмотрения заявления ООО "БАЗИС" о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы по МКД.
Как указывает Заявитель, иных оснований приостановления не имелось.
Учитывая вышеуказанные требования запросов Мосжилинспекции, ООО "БАЗИС" исх. N 250 от 07.07.2020 г., исх. N 251 от 07.07.2020 г. предоставило в Мосжилинспекцию запрашиваемые сведения и документы, что подтверждается штампами государственного органа от 09.07.2020 г.
Однако, несмотря на досрочное представление ООО "БАЗИС" запрашиваемых сведений, необходимых для включения в реестр лицензий города Москвы указанных МКД, Распоряжением Мосжилинспекции от 03.08.2020 г. исх. N 7731-РЛ отказано во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы и возврате заявлений ООО "БАЗИС" от 09.06.2020 г. N N МЖИ-05-19395/20, МЖИ-05-19396/20, МЖИ-05-19397/20, в связи с несоответствием заявлений и документов требованиям, установленными пунктом "б" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 г. N938/пр (далее - Порядок), выявленным по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка.
Отказывая в признании ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 6.3 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 г. N 336-1111, в целях осуществления своих полномочий Мосжилинспекция ведет реестр многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиатов.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Решение о внесении изменений в реестр лицензий принимается по результатам рассмотрения заявления и документов, в соответствии с требованиями приказа Минстроя Российской Федерации от 25.12.2015 г. N 938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
Согласно пунктам 4-6 Порядка рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" Мосжилинспекция формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в который вносятся изменения в случае смены управляющей организации в многоквартирном доме.
Как следует из фактических материалов дела, в адрес Мосжилинспекции 09.06.2020 г. поступили заявления ООО "БАЗИС" о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы в связи с заключением договоров управления многоквартирными домами по адресам: г. Москва, Каширское шоссе, д. 65 корп. 1, г. Москва, Каширское шоссе, д. 65, корп.2, г. Москва, Каширское шоссе, д. 65, корп. 3.
К заявлениям ООО "БАЗИС" предоставлено:
МЖИ-05-19395/20 г. Москва, ул. Каширское шоссе, д. 65 корп. 3
- копия протокола N 1 от 27.02.2020 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме проведенного в форме очно-заочного голосования в период с 17.12.2019 по 24.02.2020 г. на 12 листах
- копия договора управления многоквартирным домом заключенного с собственниками помещения N 3-516/03.20 от 02.03.2020 г. на 33 листах.
- реестр собственников помещений подписавших в письменном виде договор N 1 на 2-х листах
- реестр собственников помещений подписавших с помощью простой электронной подписи договор N 2 на 12 листах;
- флэш-накопитель со сканами договора управления -1 шт.
МЖИ-05-19396/20 г. Москва, Каширское шоссе, д. 65, корп. 2
- копия протокола внеочередного общего собрания собственников помещений проведенного в форме очно-заочного голосования в период с 16.12.2019 г. по 24.02.2020 г. N 1 от 29.02.2020 г. на 9 листах
- копия договора управления многоквартирным домом заключенного с собственниками помещения N 2-227/03.20 от 02.03.2020 на 29 листах
- реестр собственников помещений подписавших в письменном виде договор N 1 на 2-х листах
- реестр собственников помещений подписавших с помощью простой электронной подписи договор N 2 на 12 листах;
- флэш-накопитель со сканами догорав управления -1 шт.
МЖИ-05-19397/20 г. Москва, Каширское шоссе, д. 65, корп. 1
- копия протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме проведенного в форме очно-заочного голосования в период с 18.12.2019 г. по 24.02.2020 г. N 1 от 29.02.2020 г. на 12 листах
- копия договора управления многоквартирным домом заключенного с собственниками помещения N 1-575/03.20 от 06.03.2020 г. на 31 листе.
- реестр собственников помещений подписавших в письменном виде договор N 1 на 2-х листах
- реестр собственников помещений подписавших с помощью простой электронной подписи договор N 2 на 12 листах;
- флэш-накопитель со сканами догорав управления -1 шт.
11.06.2020 г. ГЖИ проверены документы, представленные к заявлениям, на соответствие Порядка и выявлены несоответствия, которые послужили основанием для приостановки, а именно:
по заявлению МЖИ-05-19396/20
Достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка не подтверждена: в приложениях N N 1,2 представленных к договору управления от 02.03.2020 г. N2-227/03.20 неверно указан адрес (иной корпус) многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 65, корп. 2. а также размещённых в государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. По представленным документам подтверждается заключение договоров управления с собственниками помещений (51,05%), обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 ЖК РФ - не соответствуют подпункту "б" пункта 5 Порядка.
Имеются противоречия сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (управление многоквартирным домом по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 65, корп. 2 на момент рассмотрения заявления осуществляет ООО УК "ДОМС" лицензия N 077001068 от 15.12.2016 г., заявление об исключении многоквартирного дома по указанному адресу из перечня домов, управление которыми осуществляет ООО УК "ДОМС" не поступало) - не соответствуют подпункту "б" пункта 5 Порядка.
по заявлению МЖИ-05-19397/20
Имеются противоречия сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (управление многоквартирным домом по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 65, корп. 1 на момент рассмотрения заявления осуществляет ООО УК "ДОМС" лицензия N 077001068 от 15.12.2016 г., заявление об исключении многоквартирного дома по указанному адресу из перечня домов, управление которыми осуществляет ООО УК "ДОМС" не поступало) - не соответствуют подпункту "б" пункта 5 Порядка.
по заявлению МЖИ-05-19395/20
Имеются противоречия сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (управление многоквартирным домом по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 65, корп. 3 на момент рассмотрения заявления осуществляет ООО УК "ДОМС" лицензия N 077001068 от 15.12.2016, заявление об исключении многоквартирного дома по указанному адресу из перечня домов, управление которыми осуществляет ООО УК "ДОМС" не поступало) не соответствуют подпункту "б" пункта 5 Порядка.
Орган государственного жилищного надзора после получения указанных сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные приказом Минстроя России от 25.12.2015 г. N 38/пр.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.04.2017 г. N 13860-00/04 в целях осуществления проверки органу государственного жилищного надзора необходимо учитывать любую информацию, в том числе поступающую от иных лиц, о судебных спорах, в ходе которых затрагивается вопрос правомерности осуществления каким-либо лицом деятельности по управлению таким многоквартирным домом и решения по которым могут влиять на определения лица, правомочного управлять этим домом.
В соответствии с приказом Минстроя России N 938/пр от 25.12.2015 г., а также в соответствии с Положением Мосжилиспекции Постановление N 366-ПП от 26.07.2011 г., в адрес ООО "БАЗИС" направлен запрос о предоставлении сведений/документов:
1. О соблюдении ООО УК "ДОМС" порядка передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением МКД документов, технических средств и оборудования, в соответствии с пунктами 19-23 Правил утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 416.
2. Представить копии приложений N N 1,2 к договору управления МКД от 02.03.2020 г. N 2-227/03.20 с указанием верного адреса многоквартирного дома, а также разместить в государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
3. Иные сведения, влияющие на ход рассмотрения заявления ООО "БАЗИС" о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы, по МКД.
Также в адрес действующей управляющей организации ООО УК "ДОМС" Инспекцией направлен запрос о предоставлении:
1. Копия договора управления МКД.
2. Копия решения, на основании которого ООО УК "ДОМС" выбрано в качестве управляющей организации в доме и утверждены условия договора управления МКД.
3. О соблюдении ООО УК "ДОМС" порядка передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением МКД документов, технических средств и оборудования, в соответствии с пунктами 19-23 Правил утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013
4. Иные сведения влияющие на ход рассмотрения заявления ООО "БАЗИС" о внесении изменений в реестр лицензий города Москвы по МКД.
На основании выявленных обстоятельств, 23.06.2020 Инспекцией изготовлено Распоряжение N 7514-РЛ о приостановлении рассмотрения заявлений.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД) осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 г. N 938/пр.
Пунктами 2, 4, 5 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации,
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
В соответствии с пунктом 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);
в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств, и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата);
ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия;
з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации;
и) в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения;
- копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом;
к) в случае реорганизации в форме преобразования лицензиата:
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования;
- в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц, управляющих многоквартирным домом или домами (далее -реорганизованные юридические лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров) или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния;
- копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния;
- справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению лаю" квартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником;
м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
Во исполнения направленных ГЖИ запросов поступили ответы, в том числе, 74 жалобы от собственников помещений МКД.
09.07.2020 г. от ООО "БАЗИС" представлены копии договоров, скриншот внесения изменений в государственную информационную систему ЖКХ, ответ генерального директора ООО УК "ДОМС" И.С. Константинова, повторный запрос о передаче технической документации. Также ООО "БАЗИС" сообщил, о том, что техническая документация на дом не передана.
Как следует из официального ответа ООО УК "ДОМС", в случае принятия государственной жилищной инспекцией города Москвы решения о внесении сведений об управлении МКД, ООО УК "ДОМС" готово создать рабочую группу по передаче технической документации на указанные дома.
09.07.2020 г. от ООО УК "ДОМС" поступил ответ, в соответствии с которым ООО УК "ДОМС" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании решений общих собраний собственников, оформленных протоколами. В адрес ООО УК "ДОМС" протоколы общих собраний собственников многоквартирных домов не поступали. Инициаторы собрания скрывают результаты собрания, ознакомиться с которыми не представляется возможным. Представлены запрашиваемые документы.
21.07.2020 г. на основании представленных документов/доказательств, Мосжилинспекцией проведен повторный анализ документов и сделано заключение, в соответствии с которым:
по заявлению МЖИ-05-19397/20 не соответствуют условиям пункта 5 Порядка, а именно:
Достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка подтверждена: По представленным документам не подтверждается заключение договоров управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 ЖК РФ. Согласно требованиям, части 1 статьи 162 ЖК РФ, договор управления заключается в письменной форме или в электронной форме с использованием системы (Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ)) путем составления одного документа, подписанного сторонами. В соответствии с представленными ООО "БАЗИС" реестрами договоров управления указанным в заявлении домом, договоры управления в письменном виде заключены с собственниками помещений, обладающими 8,66% процентов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Договоры управления в электронном виде заключены с собственниками, обладающими 48,8% от общего числа голосов. Вместе с тем, представленные ООО "БАЗИС" электронные договоры управления заключены без использования системы ГИС ЖКХ, что является нарушением требований, установленных частью 1 статьи 162 ЖК РФ, предписывающей заключать договоры управления в электронном виде с использованием системы ГИС ЖКХ. Учитывая вышеизложенное, по представленным документам не подтверждается заключение договоров управления с собственниками, обладающими 50% и более голосов, в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 ЖК РФ, поскольку, согласно представленным документам, надлежащим образом (в письменном виде) договоры управления заключили собственники, обладающие 8,66 % от общего числа голосов. Ответы на запросы от 08.07.2020 г. N МЖИ-05-22428/20, 09.07.2020 г. N МЖИ-05-22741/20 ООО УК "ДОМС", от 09.07.2020 г. МЖИ-05-22746/20 ООО "БАЗИС" поступили. Ранее, распоряжением от 23.06.2020 г. N7513-РЛ рассмотрение заявления было приостановлено до 05.08.2020 г. Также в адрес Мосжилспекции поступили заявления собственников о непринятии участия в голосовании и не подписании договоров управления с ООО "БАЗИС".
по заявлению МЖИ-05-19396/20 не соответствуют условиям пункта 5 Порядка, а именно:
Достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка подтверждена: в приложениях N N 1,2 представленных к договору управления от 02.03.2020 г. N 2-227/03.20 неверно указан адрес (иной корпус) многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 65, корп. 2, а также размещённых в государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (сведения представлены в ответе на запрос - от 09.07.2020 МЖИ-05-22746/20). По представленным документам не подтверждается заключение договоров управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 ЖК РФ. Согласно требованиям, части 1 статьи 162 ЖК РФ, договор управления заключается в письменной форме или в электронной форме с использованием системы (Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ)) путем составления одного документа, подписанного сторонами. В соответствии с представленными ООО "БАЗИС" реестрами договоров управления указанным в заявлении домом, договоры управления в письменном виде заключены с собственниками помещений, обладающими 7,13% процентов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Договоры управления в электронном виде заключены с собственниками, обладающими 54,52% от общего числа голосов. Вместе с тем, представленные ООО "БАЗИС" электронные договоры управления, заключены без использования системы ГИС ЖКХ, что является нарушением требований, установленных частью 1 статьи 162 ЖК РФ, предписывающей заключать договоры управления в электронном виде с использованием системы ГИС ЖКХ. Учитывая вышеизложенное, по представленным документам не подтверждается заключение договоров управления с собственниками, обладающими 50% и более голосов, в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 ЖК РФ, поскольку, согласно представленным документам, надлежащим образом (в письменном виде) договоры управления заключили собственники, обладающие 7,13 % от общего числа голосов. Ответы на запросы от 08.07.2020 г. N МЖИ-05-22428/20, 09.07.2020 г. N МЖИ-05-22741/20 ООО УК "ДОМС", от 09.07.2020 г. МЖИ-05-22746/20 ООО "БАЗИС" поступили. Ранее, распоряжением от 23.06.2020 г. N 7514-РЛ рассмотрение заявления было приостановлено до 05.08.2020 г. Также в адрес Мосжилспекции поступили заявления собственников о непринятии участия в голосовании и не подписании договоров управления с ООО "БАЗИС".
по заявлению МЖИ-05-19395/20 не соответствуют условиям пункта 5 Порядка, а именно:
Достоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка подтверждена: По представленным документам не подтверждается заключение договоров управления с собственниками помещений обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 ЖК РФ. Согласно требованиям, части 1 статьи 162 ЖК РФ, договор управления заключается в письменной форме или в электронной форме с использованием системы (Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ)) путем составления одного документа, подписанного сторонами. В соответствии с представленными ООО "БАЗИС" реестрами договоров управления указанным в заявлении домом, договоры управления в письменном виде заключены с собственниками помещений, обладающими 4,89% процентов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Договоры управления в электронном виде заключены с собственниками, обладающими 51,98% от общего числа голосов. Вместе с тем, представленные ООО "БАЗИС" электронные договоры управления, заключены без использования системы ГИС ЖКХ, что является нарушением требований, установленных частью 1 статьи 162 ЖК РФ, предписывающей заключать договоры управления в электронном виде с использованием системы ГИС ЖКХ. Учитывая вышеизложенное, по представленным документам не подтверждается заключение договоров управления с собственниками, обладающими 50% и более голосов, в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 ЖК РФ, поскольку, согласно представленным документам, надлежащим образом (в письменном виде) договоры управления, заключили собственники, обладающие 4,89 % от общего числа голосов. Ответы на запросы от 08.07.2020 г. N МЖИ-05-22428/20, 09.07.2020 г. N МЖИ-05-22741/20 ООО УК "ДОМС", от 09.07.2020 г. МЖИ-05-22746/20 ООО "БАЗИС" поступили. Ранее, распоряжением от 23.06.2020 г. N7513-РЛ рассмотрение заявления было приостановлено до 05.08.2020 г. Также в адрес Мосжилспекции поступили заявления собственников о не принятии участия в голосовании и не подписании договоров управления с ООО "БАЗИС".
По результатам рассмотрения заявлений, распоряжением Мосжилинспекции от 03.08.2020 г. N 7731-РЛ принято решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы и возвращении заявления ОООО "БАЗИС", в связи с несоответствием заявлений и документов требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 5 Порядка, выявленной по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка: по представленным документам не подтверждается заключение договоров управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: г. Москва, Каширское шоссе, д. 65, корп. 1, г. Москва, Каширское шоссе, д. 65, корп.2, г. Москва, Каширское шоссе, д. 65, корп. 3, в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 ЖК РФ.
В обоснование заявленного требования ООО "БАЗИС" приводило довод о том, что не требуется предъявлять договоры управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений указанных в МКД.
Отклоняя данный довод, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
С учетом того, что согласно действующему законодательству стороной по договору управления МКД с управляющей организацией могут быть различные лица, документами, подтверждающими право заключить такой договор, будут являться:
для собственника помещения - документ, удостоверяющий личность (для физических лиц), устав (для юридических лиц), а также документы, подтверждающие наличие в собственности жилого (нежилого) помещения в МКД;
для лица, принявшего от застройщика помещение в МКД по акту приема-передачи или иному акту, - документ, удостоверяющий личность (для физических лиц), устав (для юридических лиц), а также копии разрешения на ввод МКД в эксплуатацию и передаточные акты или иные документы о передаче помещения в МКД;
для застройщика - устав, разрешение на ввод МКД в эксплуатацию, а также решение органа управления застройщика, уполномоченного в соответствии с уставом на принятие решений о заключении договора управления.
Председатель совета МКД на основании доверенности, выданной собственниками помещений (статья 185.1 ГК РФ), заключает договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания собственников (пункт 3 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ).
В этом случае все собственники помещений в МКД, предоставившие председателю совета доверенности, приобретают права и становятся обязанными по договору управления. Управляющая организация не имеет права заверять доверенности собственников в МКД.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Порядка, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ.
Указанная позиция подтверждается определениями Верховного суда Российской Федерации от 06.03.2020 г. N 302-ЭС20-285, от 10.04.2019 г. N 301-ЭС19-1576, от 18.05.2018 г. N 307-ЭС-5142.
Представленные Заявителем договора, заключенные в электронной форме не соответствуют установленному Федеральным законом от 21.07.2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" стандарту, на основании чего является нарушением требований, установленных частью 1 статьи 162 ЖК РФ, предписывающей заключать договоры управления в электронном виде с использованием системы.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое распоряжение Мосжилинспекции является законным и обоснованным.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления ООО "БАЗИС".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2021 по делу N А40-158054/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-158054/2020
Истец: ООО "БАЗИС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: Кириллов В.А, ООО УК "ДОМС"