Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 августа 2021 г. N Ф08-7715/21 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
27 мая 2021 г. |
дело N А32-31871/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от Министерства природных ресурсов Краснодарского края: посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Волков Р.В. по доверенности от 29.12.2020, диплом, паспорт;
от ООО "УК "Коммуникации": посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Гуцу О.О. по доверенности от 11.02.2021, диплом, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.01.2021 по делу N А32-31871/2020
по заявлению Министерства природных ресурсов Краснодарского края к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Коммуникации"; администрации муниципального образования город Краснодар
о запрете на осуществление деятельности по сбросу отходов нецентрализованной системы канализации;
о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем исполнении полномочий;
об обязании устранить нарушения законодательства в области окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Коммуникации" (далее - общество, ООО "УК "Коммуникации") и администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) со следующими требованиями:
- запретить обществу осуществлять деятельность по сбросу на рельеф местности (почву) отходов (отходы (осадки) из выгребных ям) нецентрализованной системы канализации в п. Индустриальном г. Краснодара;
- признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочий, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- возложить на общество и администрацию обязанность в п. Индустриальном г. Краснодара устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды путем подключения (технологического присоединения) к комплексу инженерных сооружений к существующей централизованной системе водоотведения (требования, уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство природных ресурсов Краснодарского края обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что механическая очистка сточных вод не является полноценной очисткой сточных вод от взвешенных примесей в твердом состоянии; сведения о применении иных методов очистки сточных вод не представлены; сброс сточных вод без надлежащей очистки также подтверждается проведенными лабораторными испытаниями ГКУ КК "КИАЦЭМ"; выводы общества о естественной эффективной очистке сточных вод, созданной благоприятными условиями для массового развития водных организмов в биологическом пруде, опровергаются результатами лабораторных испытаний сточной воды. Используемое ООО "УК "Коммуникации" сооружение (биологический пруд), предназначенное для накопления сточных вод, не подключенное (технологически не присоединенное) к централизованной системе водоотведения для дальнейшей очистки является сооружением нецентрализованной системы водоотведения. Срок исполнения предписания от 18.02.2020 N 1.20/8-2 перенесен на 15.02.2021, в настоящее время Министерством осуществляется подготовка материалов для организации и проведения внеплановой проверки исполнения обществом предписания, содержащего требование о прекращении сброса отходов на рельеф местности. Администрация фактически самоустраняется от реализации предусмотренных законодательством полномочий по содержанию объектов муниципального имущества и организации водоотведения в границах п. Индустриальный г. Краснодара, создает условия для причинения вреда окружающей среде путем сброса отходов на почву.
В отзывах на апелляционную жалобу администрация и общество просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ООО "УК "Коммуникации" указал на законность и обоснованность оспариваемого акта.
Представитель администрации муниципального образования город Краснодар в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 20.01.2020 N 1.20/8 Министерство в период с 22.01.2020 по 18.02.2020 провело внеплановую проверку соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования в отношении ООО "УК "Коммуникации".
В ходе проверки установлено, что департамент муниципальной собственности и городских земель администрации (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договоры аренды муниципального имущества от 20.06.2016 N 20 и от 03.12.2019 N 21, по условиям которых обществу переданы во временное владение и пользование следующие объекты: нежилое сооружение - канализационная насосная станция площадью 122,90 кв. м (свидетельство от 06.09.2011 серия 23-АК N 215075), нежилое сооружение - иловая яма бетонная площадью 28,90 кв. м (свидетельство от 06.09.2011 серия 23-АК N 215074), нежилое сооружение - иловая яма бетонная площадью 31,20 кв. м (свидетельство от 06.09.2011 серия 23-АК N 146523), расположенные по адресу: Краснодарский край, Калининский сельский округ, п. Индустриальный, ул. Липовая, 49; нежилое сооружение - биологический пруд объемом 141 180 куб. м (свидетельство от 14.01.2013 серия 23-АЛ N 428493), расположенное по адресу: Краснодарский край, Прикубанский внутригородской округ, п. Индустриальный.
Постановлениями администрации от 19.08.2009 N 2919 "Об утверждении проектов границ земельных участков в районе поселка Индустриального", от 30.11.2009 N 4444 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 19.08.2009 N 2919 "Об утверждении проектов границ земельных участков в районе поселка Индустриального" утверждены проекты границ земельного участка N 1 площадью 60 940 кв. м для эксплуатации биологического пруда и земельного участка N 3 площадью 3 677 кв. м для эксплуатации канализационной насосной станции и иловых ям в районе п. Индустриального.
При изучении данных общедоступного портала услуг (интернет-сервиса) публичная кадастровая карта, размещенного на сайте https://pkk5.rosreestr.ru/, Министерством установлено, что данные земельные участки на кадастровый учет не поставлены.
Общество оказывает услуги по водоотведению абонентам, расположенным на территории муниципального образования город Краснодар в п. Краснодарском и п. Индустриальном.
В состав системы водоотведения общества входят следующие объекты: канализационная насосная станция (далее - КНС) в п. Краснодарском; КНС в п. Индустриальном, площадью 122,90 кв. м, в том числе 2 иловые бетонные ямы объемом 60 куб. м (площадью 31,2 кв. м и 28,9 кв. м); сети водоотведения протяженностью 14,119 км; биологический пруд объемом 141 180 куб. м (далее - биологический пруд). Данные объекты введены в эксплуатацию в 1989 году.
КНС предназначены для сбора и транспортировки сточных вод до биологического пруда. Сточные воды транспортируются до биологического пруда посредством 2-х линий напорно-самотечной сети протяженностью 2950 м. При помощи сеток, установленных в технических смотровых колодцах, при чистке труб и КНС, извлекаются крупные элементы отходов (мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный) из сети водоотведения (пояснения общества от 17.02.2020 N 8/20).
Очистные сооружения сточных вод отсутствуют (информация общества от 08.11.2019 N 84 и администрации от 12.02.2020 N 347/04).
Мероприятия по очистке сточных вод, включая применение биопрепаратов для биологической очистки, обществом не осуществляются, не применяются (письмо общества от 13.02.2020 N 5/20).
В соответствии с заданием на проведение планового (рейдового) осмотра (обследования) территорий, акваторий (далее - осмотр), Министерство провело обследование (осмотр), прилегающей к биологическому пруду, расположенному вблизи ул. Евдокимовской п. Индустриального г. Краснодара, общедоступной территории на предмет соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
По результатам проведенного осмотра земельного участка по указанным ориентирам выявлен биологический пруд, заполненный неочищенными сточными водами, обладающими резким неприятным запахом, характерным для жидких коммунальных отходов (отходов из выгребных ям).
В ходе осмотра его участники наблюдали факт переполнения биологического пруда жидкими фракциями и подтопления ими прилегающей к пруду территории. Ориентировочная площадь земельного участка, покрытого отходами, составляет 36 тыс. кв. м.
Специалистами испытательной лаборатории ГКУ КК "КИАЦЭМ" произведен отбор проб жидкой фракции для определения качественного и количественного состава сбросов хозяйственно-бытовой системы канализации в биологический пруд в точке с географическими координатами N45.11354,Е39.10690.
В соответствии с протоколом биотестирования отходов от 19.12.2019 N 36-т, по результатам проведенного токсикологического анализа (биотестирование), в соответствии с критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2014 N 536, исследуемая жидкая фракция отнесена к отходу IV класса опасности для окружающей среды "отходы (осадки) из выгребных ям" (код по ФККО 73210001304).
В ходе проверки Министерство сделало вывод, что общество не значится в перечне гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденном постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 13 сентября 2013 г. N 6972. Кроме того, согласно позиции Министерства, в п. Индустриальном в г. Краснодаре отсутствует централизованная система водоотведения, в связи с чем при эксплуатации канализационных сетей осуществляется накопление жидких коммунальных отходов в биологическом пруде, подлежащих удалению (передаче). Сведения о передаче сточных вод в централизованную систему водоотведения г. Краснодара для последующей очистки на очистных сооружениях сточных вод отсутствуют. Объем отведенных обществом и не подвергшихся очистке жидких фракций в биологический пруд в 2018 году составил 390,49 тыс. куб. м., в 2019 году - 365,88 тыс. куб. м.
По мнению Министерства, переполнение биологического пруда отходами и подтопление ими прилегающей к данному пруду территории нарушают требования законодательства в области обращения с отходами и создают условия для загрязнения почвы.
По результатам проведенной внеплановой проверки в отношении общества составлены протокол от 05.03.2020 N 1.20/8-1 об административном правонарушении по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол от 05.03.2020 N 1.20/8-2 о временном запрете деятельности. Материалы направлены в Прикубанский районный суд г. Краснодара для рассмотрения дела по существу.
Постановлением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 03.06.2020 общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа.
Кроме того, обществу Министерством выдано предписание от 18.02.2020 N 1.20/8-2 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, содержащее требования к прекращению сброса на рельеф местности (почву) отходов нецентрализованной системы водоотведения при эксплуатации системы канализации в п. Индустриальном в г. Краснодаре сроком исполнения до 30.03.2020.
В ответ общество сообщило, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0125001:352 проводятся работы по строительству очистных сооружений ЛОС на прием сточных вод объемом 10 000 куб.м в сутки на основании договора соинвестирования от 03.12.2019 N 1 с ООО "Специализированный Застройщик "ЮФОМЕГАЛИТ". Укреплена дамба биологического пруда, утечки устранены, запах отсутствует. Коэффициент готовности проведенных работ по строительству песколовок составил 90 %, на 50 % готова 1 секция гидроботанического пруда. Ориентировочно 12 мая 2020 г. ООО "УК "Коммуникации" приступит к строительству 1 секции крытой иловой площадки. К концу мая 2020 г. приступит к пуско-наладочным работам, очистные сооружения будут работать по временной схеме. Окончание работ намечено на конец июня 2020 года.
Однако, по мнению Министерства, указанные мероприятия не свидетельствуют об исполнении предписания N 1.20/8-2, поскольку любая степень очистки сточных вод от химического загрязнения, за исключением стопроцентной, недостаточна для предотвращения вреда, причиненного почвам при сбросе сточных вод на рельеф местности.
Перечисленные обстоятельства также стали основанием для вывода Министерства о ненадлежащем исполнении администрацией пункта 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, относящего к вопросам местного значения городского округа вопросы организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Полагая, что перечисленными действиями общества и бездействием администрации нарушаются права граждан, установленные статьей 42 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, в том числе их судебную защиту, Министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение по делу, установил все фактические обстоятельства, полно и всесторонне их исследовал, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статья 56 Закона N 7-ФЗ устанавливает, что при нарушении предусмотренных главой VII "Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности" Закона природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 34 Закона N 7-ФЗ установлено, в частности, что эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации указанных объектов. Прекращение в полном объеме эксплуатации этих объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
Право на обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, предоставлено органу государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, к которым относится Министерство.
Так, в силу Положения о Министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250, Министерство: осуществляет региональный государственный экологический надзор; обращается в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции рассмотрел доводы Министерства в части требования запретить обществу осуществлять деятельность по сбросу на рельеф местности (почву) отходов (пункт 1 заявленных требований), и правомерно отклонил их, руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ определено, что гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу пункта 28 статьи 2 указанного Закона централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что в соответствии с Постановлением администрации МО город Краснодар от 13.09.2013 N 6972 (ред. от 11.01.2019) "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования город Краснодар" ООО "УК "Коммуникации" определено гарантирующей организацией для централизованных систем водоотведения и установлены зоны деятельности, а именно: территория муниципального образования город Краснодар, в границах комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, находящихся в пределах балансовой принадлежности канализационных сетей такой организации и предназначенных для водоотведения, а именно для приема, транспортировки и очистки сточных вод, включая сети иных организаций технологически присоединенных к таким сетям (за исключением сетей и объектов, относящихся к зоне деятельности других гарантирующих организаций, указанных в настоящем постановлении).
Суд первой инстанции, рассмотрев доводы Министерства о том, что используемое ООО "УК "Коммуникации" сооружение (биологический пруд) является сооружением нецентрализованной системы водоотведения, признал их несостоятельными и документально неподтвержденными. Заявляя об отсутствии в пос. Индустриальном г. Краснодара централизованной системы водоотведения, Министерство в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документально не опровергло доводы общества о том, что эксплуатируемая им система водоотведения является централизованной, в том числе с учетом содержания постановления администрации МО город Краснодар от 13.09.2013 N 6972.
Доводы министерства о том, что обществом осуществляется сброс отходов на рельеф (почву), поскольку биологический пруд - это земляной резервуар, который формируется за счет сбросов жидких коммунальных отходов и атмосферных осадков (дождевых и талых вод), в силу чего не подпадает под определение водного объекта, установленного Водным кодексом Российской Федерации, были рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. На основании пункта 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации пруды относятся к поверхностным водным объектам.
В силу требований статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации и пункта 5.5.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282, все сведения о водных объектах учитываются в государственном водном реестре, который находится в ведении Федерального агентства водных ресурсов.
Судом установлено, что доказательства включения либо отсутствия сведений о биологическом пруде в государственном водном реестре, наличие гидрологической связи пруда с иными водными объектами, отсутствие устойчивого функционирования естественных экологических систем, Министерством в материалы дела не представлены.
Согласно пояснениям общества сточные воды проходят предварительную механическую очистку, путем извлечения мусора и разных посторонних предметов из сеток, установленных в технических смотровых колодцах, расположенных до насосов. В рамках договоров, заключенных обществом со специализированными организациями, осуществляются работы на очистку, промывку, ремонт, техническое обслуживание КНС, а также сетей водоотведения с периодичностью, установленной указанными договорами.
Кроме того, общество указало, что, целью создания и эксплуатации биологического пруда является биологическая очистка сточных вод, основанная на процессах, которые происходят при самоочищении водоемов. В процессе биологической очистки производится самостоятельная нейтрализация негативного воздействия путем естественной очистки сточных вод биологическими микроорганизмами. В биологическом пруде создаются благоприятные условия для массового развития водных организмов, которые ассимилируют биогенные элементы и в результате процесса синтеза обогащают воду кислородом, необходимым при окислении органических веществ. В подтверждение своих доводов обществом представлен технический отчет по инвентаризации источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подготовленный ООО "Экоград". Указанные обстоятельства подтверждаются, в частности "МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации" (утв. Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168), в силу раздела 3, в том числе пункта 3.5 и подпункта 3.5.27 которых биологические пруды относятся к системам канализации и предназначены для биологической очистки сточных вод.
Вместе с тем, ООО "УК "Коммуникации" со своей стороны в сентябре и октябре 2020 года проведены испытания и составлены Протоколы испытаний проб сточных вод на основании договора, заключенного с ООО "Краснодар Водоканал". По результатам проведенных испытаний исследуемые сточные воды в местах их отбора находятся в пределах установленных нормативов, либо имеется существенное их превышение.
Кроме того, согласно пояснениям общества, ООО "УК "Коммуникации" посредством аналитической лаборатории ООО "ДиЛаб" в марте месяце 2020 года проведено биотестирование отхода мусора с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации. В соответствии с Протоколом биотестирования от 23.03.2020 N 64214-Б тестируемая проба не оказывает токсического действия. Согласно Протоколу биотестирования временное хранение (накопление) отхода осуществляется на территории ООО "УК "Коммуникации" в закрытой емкости сбора отходов, расположенной на площадке с водонепроницаемым покрытием с соблюдением требований санитарных норм и правил, с последующей передачей организациям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности.
Также, между обществом, с одной стороны, и специализированной организацией ООО "Чистый город", с другой стороны, заключен договор от 10.03.2020 N 10032020/1 на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке отходов 4-5 класса опасности. Услуги по указанному договору оказываются своевременно и надлежащим образом. С региональным оператором АО "Мусороуборочная компания", осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности, заключен договор от 24.03.2021 N 11014/СП-И на оказание услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности.
Таким образом, ООО "УК "Коммуникации" при эксплуатации инженерных сооружений системы канализации выполняет требования природоохранного законодательства Российской Федерации путем накопления отходов в закрытой емкости сбора отходов и дальнейшей их передачи специализированной организации ООО "Чистый город", и региональному оператору АО "Мусороуборочная компания".
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отметил, что факты подтопления прилегающей к пруду территории установлены министерством в ходе проверки, по итогам которой выдано предписание N 1.20/8-2 об устранении нарушений. В ответ на предписание общество указало на устранение нарушений, в том числе сообщило об укреплении дамбы биологического пруда, устранение утечек, отсутствие запаха и строительство очистных сооружений.
В апелляционной жалобе Министерство указало, что срок исполнения предписания от 18.02.2020 N 1.20/8-2 перенесен на 15.02.2021, в настоящее время Министерством осуществляется подготовка материалов для организации и проведения внеплановой проверки исполнения обществом предписания, содержащего требование о прекращении сброса отходов на рельеф местности.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела Министерство не опровергло заявленный обществом факт устранения нарушений. Сведения о выдаче обществу повторного предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства в материалах дела отсутствуют, доказательства привлечения общества к административной ответственности за невыполнение предписания N 1.20/8-2 Министерством не представлены.
Доказательства продолжения противоправного поведения на момент обращения Министерства в суд и в ходе рассмотрения дела судом в материалы дела не представлены.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованное заключение о том, что Министерством не представлены достаточные доказательства факта сброса обществом на рельеф местности (почву) отходов (отходы (осадки) из выгребных ям) нецентрализованной системы канализации, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в формулировке, изложенной в пункте 1 просительной части заявления.
Обращаясь с заявлением к администрации, Министерство сослалось на ненадлежащее исполнение администрацией полномочий, установленных пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается на то, что администрация фактически самоустраняется от реализации предусмотренных законодательством полномочий по содержанию объектов муниципального имущества и организации водоотведения в границах п. Индустриальный г. Краснодара, создает условия для причинения вреда окружающей среде путем сброса отходов на почву. Указанный довод не находит своего подтверждения.
Рассматривая требования министерства о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочий, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ и о возложении на общество и администрацию обязанности в п. Индустриальном г. Краснодара устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды путем подключения (технологического присоединения) к комплексу инженерных сооружений к существующей централизованной системе водоотведения, суд руководствовался следующим.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся вопросы организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что действующее законодательство закрепляет не обязанность органов местного самоуправления по организации централизованного водоотведения, а полномочия, которые могут быть реализованы ими в данной сфере.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях разрешения указанных вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
- организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
- определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
- согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
- утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
- утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
- согласование инвестиционных программ;
- принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- установление нормативов состава сточных вод;
- иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Из совокупного толкования пунктов 2 и 3 просительной части заявления министерства следует, что способом устранения бездействия администрации (то есть действием, которое администрация обязана совершить) является "подключение к комплексу инженерных сооружений к существующей централизованной системе водоотведения".
Вместе с тем, администрация в соответствии со статьями 6 и 12 Закона N 416-ФЗ в целях обеспечения эффективного функционирования и развития централизованных систем водоотведения на территории муниципального образования город Краснодар определило общество в качестве гарантирующей организации для централизованных систем водоотведения в границах муниципального образования город Краснодар.
Между департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар и ООО "УК "Коммуникации" заключен договор аренды муниципального имущества (совокупность движимого и недвижимого имущества) от 03.12.2019 N 21 на срок с 03.12.2019 по 02.12.2029, предметом договора являются объекты водоотведения пос. Индустриальный, в том числе, иловые ямы, КНС по ул. Липовой, 49, и биологический пруд. Ранее данное имущество эксплуатировалось ООО "УК "Коммуникации" на основании договора аренды муниципального имущества (совокупность движимого и недвижимого имущества) от 20.06.2016 N 20.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции отметил, что Министерство при обращении в суд с требованием о признании незаконным бездействия администрации не указало, неисполнение каких иных полномочий, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ и перечисленных, корреспондирующих ему, норм Закона N 131-ФЗ и Закона N 416-ФЗ, допущено администрацией. Кроме того, министерством не указано, чем именно действия (бездействие) администрации нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законодательством условий для удовлетворения требований министерства, изложенных в формулировке пункта 2 просительной части заявления, по основаниям, указанным в заявлении.
Рассмотрев требования, указанные в пункте 3 просительной части заявления, уточненной в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не установил оснований для их удовлетворения.
Инициируя иск, Министерство просило обязать общество и администрацию устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды путем установления аккумулирующих емкостей для сбора сточных вод с последующей передачей накопленных сточных вод организациям водопроводно-канализационного хозяйства либо подключения (технологического присоединения) к существующей централизованной системе водоотведения либо проведения иных мероприятий с соблюдением обязательных требовании, установленных в области охраны окружающей среды. В ходе судебного разбирательства Министерство уточнило указанные требования, просило возложить на общество и администрацию обязанности в п. Индустриальном г. Краснодара устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды путем подключения (технологического присоединения) к комплексу инженерных сооружений к существующей централизованной системе водоотведения.
При этом ни в первоначальных, ни в уточненных требованиях, а также в ходе судебных разбирательств Министерство документально не обосновало вывод об отсутствии на территории п. Индустриального централизованной системы водоотведения. Заявитель не указал, по каким основаниям эксплуатируемый обществом комплекс инженерных сооружений относится к нецентрализованной системе канализации, с учетом несоответствия указанного вывода постановлению администрации МО город Краснодар от 13.09.2013 N 6972. Сведения о централизованной системе водоотведения, к которой, по мнению министерства, должно быть произведено технологическое присоединение, заявителем также не представлены, исполнимость такого требования министерством не обоснована.
Таким образом, суд первой инстанции принял обоснованное и законное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2021 по делу N А32-31871/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31871/2020
Истец: МИнистерство природных ресурсов КК, Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Ответчик: Администрация МО г .Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар, ООО "УК "Коммуникации"
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7581/2022
14.06.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9289/2022
30.03.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31871/20
24.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7715/2021
27.05.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3833/2021
27.01.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31871/20