город Томск |
|
28 мая 2021 г. |
Дело N А45-25610/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Марченко Н.В.,
судей: Молокшонова Д.В.,
Сухотиной В.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубенюк А.В. (до перерыва), помощником судьи Охотниковой Е.В. (после перерыва) с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном онлайн-заседании в режиме веб-конференции (после перерыва) апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (07АП-3495/2021) на решение от 24.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-25610/2020 (судья Остроумов Б.Б.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (ОГРН 1125476156211), г. Новосибирск, к Муниципальному образованию г. Новосибирска в лице Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (ОГРН 1025402451470), г. Новосибирск, о взыскании задолженности за оказанные услуги в размере 158 412 руб. 06 коп., пени в размере 10 120 руб. 57 коп.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска "Центр муниципального имущества" (ОГРН 1025402480245), г. Новосибирск, 2) местная общественная организация инвалидов г. Новосибирска "Диалог" (ОГРН: 1035400000206, г. Новосибирск, 3) общественная организация "Кировская местная организация Всероссийского общества инвалидов" (ОГРН: 1025400009161), г. Новосибирск, 4) общество с ограниченной ответственностью "Кирона" (ОГРН: 1145476150808), г. Новосибирск, 5) Новосибирская городская общественная независимая организация инвалидов "Центр творчества и экологического воспитания" (ОГРН: 1035400011756), г. Новосибирск, 6) общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационная служба N 1 ЭУ-18" (ОГРН: 1095404024847), г. Новосибирск, 7) общество с ограниченной ответственностью "Службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (ОГРН: 1065404021990), г. Новосибирск, 8) общество с ограниченной ответственностью "Гномик" (ОГРН: 1025401913635), г. Новосибирск.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Бозылева И.В., доверенность от 16.12.2020,
от ответчика: Кирпун Д.Д., доверенность от 30.12.2020.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экология-Новосибирск" (далее - ООО "Экология-Новосибирск") обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (далее - ДЗиИО мэрии) задолженности за оказанные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов в размере 158 412 руб. 06 коп., пени в размере 10 120 руб. 57 коп. по нежилым помещениям, собственником которых является ответчик.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать сумму задолженности в размере 185 707 рублей 90 копеек, сумму неустойки в размере 10 102 рублей 25 копеек за период с 12.02.2019 по 05.04.2020, в размере 3274 рублей 42 копеек за период с 01.01.2021 по 24.02.21 года, а начиная с 25.02.2021 по день фактической уплаты основного долга в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы основного долга за каждый день просрочки.
Решением от 24.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ДЗиИО мэрии в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование жалобы указано, что вывод суда о возможности заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО исключительно с собственником помещения основан на неправильном толковании норм права; судом сделан неправильный вывод о том, что заключение договора с региональным оператором является правом; не дана правовая оценка факту заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с арендаторами.
ООО "Экология - Новосибирск" в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ДЗиИО мэрии поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней доводам; представитель ООО "Экология - Новосибирск" возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив довод апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в собственности муниципального образования города Новосибирска находятся следующие нежилые помещения: помещение площадью 56.7 кв.м в доме N 23/1 по улице Вертковская (кадастровый номер 54:35:051760:507), помещение площадью 269,5 кв.м в доме N 18 по улице Громова (кадастровый номер 54:35:051915:2705), помещение площадью 37,9 кв.м в доме N 2 по улице Дуси Ковальчук (кадастровый номер 54:35:032825:820), помещение площадью 216,3 кв.м в доме N 32/1 по улице Выставочная (кадастровый номер 54:35:064255:130). помещение площадью 467,5 кв.м в доме N 99 по улице Декабристов (кадастровый номер 54:35:074490:219), помещение площадью 243,3 кв.м в доме N 2 по улице Дуси Ковальчук (кадастровый номер 54:35:032825:808) в городе Новосибирске. Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска является структурным подразделением мэрии города Новосибирска (п.4.1.4. Приложения к Решению городского Совета Новосибирска от 07.07.2004 N 425 "О структуре мэрии города Новосибирска").
В соответствии с пунктом 2.2. Положения о ДЗиИО мэрии - (Приложение к решению Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 N 708) основной задачей ДЗиИО мэрии является владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Новосибирска (за исключением жилищного фонда, водных объектов, лесных участков, резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, расположенными на территории города Новосибирска, государственная собственность на которые не разграничена.
Пункт 1.3. Положения устанавливает, что ДЗиИО мэрии выступает истцом и ответчиком в суде, а также главным распорядителем бюджетных средств, выступающим надлежащим представителем ответчика от имени публично-правового образования.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89) осуществление деятельности по сбору, транспортированию. обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) отнесено к компетенции регионального оператора по обращению с ТКО.
В соответствии с протоколом подведения итогов на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области от 12.07.2018 ООО "Экология-Новосибирск" присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области с даты заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Новосибирской области.
25.07.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и ООО "Экология-Новосибирск" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО.
Предельный единый тариф ООО "Экология-Новосибирск" на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области на 2019 год установлен на основании приказа департамента по тарифам Новосибирской области N 769-ЖКХ от 18.12.2018 (в ред. приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 18.06.2019 N179-ЖКХ).
Региональный оператор разместил указанное выше предложение и текст типового договора 20.12.2018 на своем официальном сайте: www.ecologynsk.nu опубликовал в газете "Советская Сибирь" N 52 от 26.12.2018 и приступил к исполнению своих обязательств на территории Новосибирской области с 01.01.2019.
ООО "Экология-Новосибирск" исполняет принятые в соответствии с типовым договором обязательства с 01.01.2019, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении вышеуказанных объектов оказана в полном объеме, однако, до настоящего времени оплат задолженности от Ответчика за период с 01.01.2019 по 30.06.2020 не поступало.
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате услуг регионального оператора по обращению с ТКО явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта оказания истцом услуг, отсутствия доказательств надлежащего исполнения обязанности по оплате оказанных услуг.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции по существу иска в связи со следующим.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
В силу пункта 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Кодексе.
По общему принципу, изложенному в пункте 1 статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (часть 1 статьи 421 ГК РФ).
В соответствие с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89 все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которой, образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016, N 1156 (далее - Правил N 1156), предусмотрено, что потребитель - это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 8 (17) Правил N 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Таким образом, в соответствии с Законом N 89-ФЗ и Правил N 1156О отсутствие в письменном виде договора, заключенного сторонами, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, а у ответчика возникает обязанность по оплате оказанных услуг на указанных в типовом договоре условиях в отношении принадлежащих ему объектов
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, при этом потребитель в силу закона лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он обязан утилизировать их не иначе, как посредством услуг регионального оператора.
В силу части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (часть 1 статьи 781 ГК РФ).
Согласно пункту 15 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО стороны соглашаются производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, (далее - Правила N 505) одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО или исходя из массы ТКО (указывается нужное). Пунктами 1 и 2 статьи 24.10 Закона об отходах предусмотрено, что определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: - нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пунктом 5 Правил N 505, то есть расчетным путем.
В свою очередь, пунктом 8 Правил N 505 предусмотрено, что учет ТКО в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении ТКО.
Согласно расчету истца сумма задолженности за услуги по обращению с ТКО в период с 01.01.2019 по 31.01.2021 составляет 185 707 рублей 90 копеек.
Размер платы определен истцом на основании согласованного способа учета объемов накопления ТКО с применением нормативов и тарифов, установленных Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области N 342 от 20 октября 2017 года использована категория объекта - предприятия иных отраслей промышленности - объем отходов с нормативом накопления твердых коммунальных отходов 0,202 мЗ/год.
Довод ответчика о том, что сумму задолженности обязаны оплачивать арендаторы, ссудополучатели вышеуказанных помещений судом первой инстанции обоснованно отклонен в связи со следующим.
В силу 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Наличие у арендаторов права на заключение договоров, в том числе по вывозу ТКО, не исключают обязанности собственника помещения по несению бремени таких расходов, поскольку в силу статьи 210 ГК РФ, именно собственник, а не арендатор несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 3 статьи 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
В отсутствие заключенного договора на вывоз ТКО между законным владельцем (в рассматриваемом случае арендатором, ссудополучателем) и истом, ГК РФ и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией).
В части 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчик доказательств надлежащего исполнения обязанности по оплате оказанных услуг либо отсутствия оснований для её оплаты в материалы дела не предоставил.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности заявленного требования о взыскании суммы основного долга.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ договором либо законом может быть предусмотрена денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения
Согласно пункту 22 Типового договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В связи с неисполнением ответчиком обязательства по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами истцом начислена неустойка в сумме 10 102 рублей 25 копеек за период с 12.02.2019 по 05.04.2020 и 3274 рублей 42 копеек за период с 01.01.2021 по 24.02.2021.
Расчет неустойки ответчиком не оспорен, судом проверен, признан правильным.
В связи с доказанностью ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств суд первой инстанции правомерно взыскал неустойку в размере 10 102 рублей 25 копеек.
Оценивая иные изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
Руководствуясь статьей, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.02.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-25610/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
Д.В. Молокшонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-25610/2020
Истец: ООО "Экология-Новосибирск"
Ответчик: Департамент Земельных и Имущественных Отношений Мэрии Города Новосибирска
Третье лицо: "Кировская местная организация Всероссийского общества инвалидов", Местная инвалидов г.Новосибирска Диалог ", МУП г.Новосибирска Центр Муниципального имущества, Новосибирская городская общственная независимая организация инвалидов "Центр творчества и экологического воспитания", ООО " Служба заказчика по ЖКХ Ленинского района, ООО "Гномик", ООО "Кирона", ООО "Ремонтно-эксплуатационная служба N1 ЭУ-18", Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, Седьмой арбитражный апелляционный суд