г. Москва |
|
10 февраля 2024 г. |
Дело N А40-145105/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ на решение Арбитражного суда города Москвы
от 02.11.2023 по делу N А40-145105/23
по заявлению ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ,
третьи лица: 1. ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, 2. АО "ИНГЕОЦЕНТР",
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Аугулис Р.Р. по доверенности от 11.12.2023; |
от заинтересованного лица: |
Алиева Х.Н. по доверенности от 22.06.2023; |
от третьих лиц: |
1. Аугулис Р.Р. по доверенности от 29.11.2023, 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве, Управление) от 13.04.2023 N КУВД-001/2023-538354/9 об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 19.12.2022 к договору аренды от 05.03.2004 N М-01-510816 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001043:33, с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, вл. 9; о возложении на Управление Росреестра по Москве обязанности осуществить действия по государственной регистрации дополнительного соглашения от 19.12.2022 к договору аренды от 05.03.2004 N М-01-510816 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001043:33, с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, вл. 9.
Решением суда первой инстанции от 02.11.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Заинтересованное лицо с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал апелляционную жалобу, представитель заявителя и третьего лица (Правительство Москвы) - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Представитель третьего лица (АО "Ингеоцентр"), извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей заявителя, заинтересованного лица и третьего лица, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Департамент обратился в Управление с заявлением N КУВД-001/2023-538354 об осуществлении государственной регистрации заключенного между Департаментом (арендодатель) и АО "Ингеоцентр" (арендатор) дополнительного соглашения от 19.12.2022 (далее также - дополнительное соглашение) к договору аренды от 05.03.2004 N М-01-510816 (далее также -договор аренды) земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001043:33, с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, вл. 9 (далее также - земельный участок), предоставленный для целей осуществления строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию многофункционального комплекса сроком до 04.05.2025.
Уведомлением от 13.01.2023 N КУВД-001/2023-538354/3 Управление приостановило государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды.
Письмом от 24.03.2023 N ДГИ-И-17361/23 Департамент направил в Управление разъяснения об отсутствии причин, препятствующих проведению государственной регистрации.
Между тем, уведомлением от 13.04.2023 N КУВД-001/2023-538354/9 Управление отказало в государственной регистрации вышеназванного дополнительного соглашения к договору аренды ввиду того, что согласно сведениям ЕГРН и условиям договора аренды земельный участок предоставлен в пользование на условиях аренды для целей проектирования и строительства (реконструкции) на срок до 04.05.2025, при этом в соответствии с условиями дополнительного соглашения стороны пришли к соглашению об изменении условий по договору, а именно: осуществить строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию (второй этап реализации инвестиционного проекта) многофункциональных комплексов в срок до 04.09.2025, что превышает срок действия договора аренды.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента городского имущества города Москвы в Арбитражный суд города Москвы.
На основании положений ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Принимая решение об удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия совокупности перечисленных обязательных условий на основании следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании п. 1 ст. 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов, прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, установлен ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Частью 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно материалам дела на основании ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок договора аренды продлен дополнительным соглашением от 26.04.2022 на 3 года (до 04.05.2025).
Указанное дополнительное соглашение прошло государственную регистрацию 19.05.2022.
Между тем, дополнительным соглашением от 19.12.2022 внесены изменения в особые условия договора аренды в части обязательств арендатора по осуществлению строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию многофункциональных комплексов в срок до 04.09.2025.
При этом поскольку указанное дополнительное соглашение представлено на регистрацию позднее 19.05.2022, Управление обладало информацией о том, что договор аренды является действующим.
На основании постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент осуществляет свои полномочия, в том числе по внесению изменений в действующие договоры аренды земельных участков, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке, на основании решений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
В соответствии с решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 04.08.2022 N 25 (п. 18) и постановлением Правительства Москвы от 20.09.2022 N 2023-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 4 марта 2003 г. N 130-ПП" в договор аренды внесены изменения в части обязательств арендатора по осуществлению строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию (второй этап реализации инвестиционного проекта) многофункциональных комплексов в срок до 04.09.2025.
Таким образом, дополнительным соглашением к договору аренды внесены изменения в части срока строительства и ввода объекта в эксплуатацию без изменения срока аренды, поскольку срок аренды продлен дополнительным соглашением от 26.04.2022.
При этом срок аренды и срок строительства не противоречат друг другу, поскольку устанавливают и регулируют сроки в отношении различных друг от друга обязательств.
Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (ч. 1 ст. 450 ГК РФ).
Таким образом, дополнительное соглашение к договору аренды оформлено с учетом требований действующего законодательства и препятствующих обстоятельств для осуществления его государственной регистрации не имеет.
При таких данных Департаментом для осуществления государственной регистрации в Управление были представлены все необходимые документы, соответствующие требованиям, установленным действующим законодательством, и отражающие необходимую информацию.
Кроме того, принимая во внимание п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно отметил в своем решении, что действующим законодательством не предусмотрено право государственного регистратора проверять и оценивать условия подлежащего регистрации договора, не относящиеся к непосредственной его компетенции, в связи с чем регистратор не вправе подвергать проверке установленные дополнительным соглашением условия использования земельного участка, поскольку определение указанных условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
Учитывая данные обстоятельства, у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого отказа, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований, обязав Управление в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Департамента путем осуществления действий по государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды.
Доводы Управления, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2023 по делу N А40-145105/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145105/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "ИНГЕОЦЕНТР", ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ