г. Ессентуки |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А61-3653/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2021.
Постановление в полном объёме изготовлено 20.05.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В., судей: Егорченко И.Н., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Левкиным А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - муниципального унитарного предприятия "Алагиркомфорт" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 04.03.2021 по делу N А61-3653/2020, принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (ОГРН 1161513054890, ИНН 1513061265) к муниципальному унитарному предприятию "Алагиркомфорт" (ОГРН 1191513003912, ИНН 1514016931), с привлечением в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация местного самоуправления Алагирского городского поселения Алагирского района РСО-Алания (ОГРН 1021500822826, ИНН 1505006729) - Региональная служба по тарифам РСО-Алания (ОГРН 1061515005166,
ИНН 1515909328) о взыскании задолженности,
в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьих лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (далее - общество, истец, ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ") обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Алагиркомфорт" (далее - предприятие, ответчик, МУП "Алагиркомфорт") о взыскании задолженности в размере 14 583 478 рублей 17 копеек основного долга за период с 01.01.2020 по 30.06.2020, 382 613 рублей 22 копейки пени за период с 19.02.2020 по 08.10.2020 (уточнённые требования).
Определением от 16.12.2020 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлёк к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию местного самоуправления Алагирского городского поселения, Республиканскую службу по тарифам РСО-Алания (том 4, л.д. 50-52).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 04.03.2021 по делу N А61-3653/2020 исковые требования удовлетворены. Взыскано с унитарного предприятия в пользу общества 14 583 478 рублей 17 копеек основного долга за период с 01.01.2020 по 30.06.2020, 382 613 рублей 22 копейки пени за период с 19.02.2020 по 08.10.2020 и 97 830 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины. Обществу возвращено из бюджета Российской Федерации 6 рублей госпошлины, уплаченной по платёжному поручению от 15.10.2020 N 10249.
Не согласившись с принятым решением арбитражного суда от 04.03.2021 по делу N А61-3653/2020, ответчик - общество, обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Определением суда апелляционной инстанции от 19.04.2021 апелляционная жалоба ответчика принята к производству арбитражного суда апелляционной инстанции и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 13.05.2021.
В судебное заседание 13.05.2021 представители сторон, третьих лиц, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились, о причинах неявки суду не сообщили, общество направило в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей сторон и третьих лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, проверив законность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 04.03.2021 по делу N А61-3653/2020 в апелляционном порядке в соответствии с нормами главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" зарегистрировано 03.08.2026 в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1161513054890, основным видом деятельности является торговля оптовая природным (естественным) газом (код 46.71.4).
Муниципальное унитарное предприятие "Алагиркомфорт" зарегистрировано 17.07.2019 в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 11915130003912, основным видом деятельности является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (код 35.30.14).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.01.2020 общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (поставщик) и Муниципальное унитарное предприятие "Алагиркомфорт" (покупатель) заключили договор поставки газа N 39-3-15557/20 (далее - договор), по условиям которого поставщик обязуется с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно поставлять газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, а покупатель - получать (выбирать) и оплачивать газ.
Договорные объёмы поставки газа и точки подключения согласованы сторонами в пунктах 2.1., 2.2. договора.
Порядок учета газа согласован сторонами в разделе 4 договора.
Согласно пункту 4.1. договора количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа поставщика, установленного у покупателя.
Определение количества газа (объема), за исключением случаев, указанных в абзаце третьем пункта 4.2 настоящего договора, производится по узлу учета газа, указанному в Техническом соглашении к настоящему договору, в соответствии с требованиями ГОСТ 8.899-2015, ГОСТ 8.586.1-5 2005, ГОСТ 8.741-2011, ГОСТ 8.740-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.1-3-2015, с учётом ГОСТ 31369-2008 (ИСО 6976:1995) и ГОСТ 31370-2008 (ИСО 10715:1997) и иными нормативными документами, вступившими в силу в течение действия договора (пункт 4.2.договора).
В пункте 4.12 договора стороны установили, что объёмы газа, выбранные/поставленные за месяц, отражаются в актах поданного - принятого газа, по каждой точке подключения, которые подписываются сторонами на территориальных участках (абонентских пунктах) поставщика, в которых также отражаются ежесуточные сведения (Приложение N 1).
При несогласии покупателя с определением объема поданного - принятого газа он подписывает акт и приложение к нему, изложив особое мнение. По требованию покупателя к месячному акту поданного - принятого газа за отчётный период поставщик представляет месячный паспорт качества газа.
Месячный акт поданного - принятого газа является основанием для формирования товарной накладной на отпуск газа, конденсата ТОРГ-12 (газ), выставления счетов-фактур и дальнейшего проведения окончательных расчетов с поставщиком за поставленный газ, оказанные снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа в расчётном периоде.
В пункте 4.14 договора стороны указали, что месячные акты поданного-принятого газа и сводный акт поданного-принятого газа оформляется не позднее пятого числа месяца, следующего за отчётным.
В случае не подписания и/или не представления оригиналов актов поданного-принятого газа покупателем до 24-00 (время московское) пятого числа месяца, следующего за месяцем поставки, акты поданного-принятого газа считаются принятыми покупателем на условиях, указанных в них.
Во исполнение условий договора общество в период с января по июнь 2020 года осуществило поставку предприятию газа на сумму 14 583 478 рублей 17 копеек, что подтверждается сводными актами поданного-принятого газа, товарными накладными и счетами-фактурами.
Ответчик оплату стоимости потребления газа в полном объёме не произвёл, в связи с чем, истец направил ответчику претензию, которая оставлена без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Правоотношения сторон по договору поставки газа N 39-3-15557/20 от 01.01.2020 регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" с учётом изменений в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ (далее - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть газом, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки N 162), Правилами учета газа, утвержденными Минэнерго России 13.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа N 961), обязательными для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что за период с 01.01.2020 по 30.06.2020 ответчику был поставлен газ в количестве 1 884,293 тыс. куб. м на общую сумму 14 583 478 руб. 17 коп., что подтверждается сводными актами поданного - принятого газа за январь и июнь 2020 года, подписанными сторонами без замечаний и возражений.
При этом согласно условиям пунктов 4.11 договоров покупатель самостоятельно осуществляет снятие показаний приборов учета и представляет данные о количестве потреблённого газа поставщику.
Судом первой инстанции установлено, что между сторонами возник спор по тарифам, которые применяются истцом при оплате поставки газа.
Проверив доводы ответчика, судом первой инстанции установлено следующее.
Постановлением Администрации местного самоуправления Алагирского городского поселения N 743 от 21.11.2019 "Об утверждении перечня котельных на территории Алагирского городского поселения", согласно которому котельные на территории Алагирского городского поселения осуществляют производство и передачу тепловой энергии на нужды населения в соответствующие присоединённые к данным котельным многоквартирные дома, расположенные в границах города Алагир.
Как следует из справки N 1234 от 17.06.2020 Администрации местного самоуправления Алагирского городского поселения, услуги, оказываемые МУП "Алагиркомфорт" предназначены исключительно для населения г. Алагир, в связи с чем, при расчете стоимости газа следует применять тариф, установленный для категории потребителей группы "население".
В пункте 1.1 договора стороны установили о применении Основные положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения N 1021).
Основным положением N 1021 установлено, что к категории "население" отнесены физические лица (граждане) - собственники (наниматели) жилого помещения; лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах; иные лица, приобретающие газ, потребляемый физическими лицами (гражданами), а именно: исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы); наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, - служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан.
Пунктами 1, 3, 41 Правил поставки газа в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" (Правила N 162), регулируются правоотношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, при этом абонентом в данных правоотношениях может являться управляющая организация, приобретающая газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению. Размер платы за газ в указанном случае определяется для данной организации по розничным ценам, установленным для населения.
Пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также понятия "население", приведённого в пункте 2 Основных положений N 1021, следует, что розничная цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, может применяться в случае приобретения газа исполнителем коммунальных услуг для самостоятельного производства тепловой энергии с помощью котельных и иного оборудования (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, в таком случае расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению, горячему водоснабжению определяется исполнителем для потребителей исходя из объема газа, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению, и тарифа на газ.
В письме Минрегиона России от 28.05.2012 N 12793-АП/14 указано, что для оплаты доставляемого газа по ценам для населения, необходимым условием является использование котельных, являющихся общим имуществом многоквартирных домов.
Доказательств того, что котельные, находящиеся в пользовании предприятия, принадлежат собственникам многоквартирных домов, подключённых к данным котельным, в материалах дела не имеется и таких доказательств суду первой инстанции не представлено.
Не представлено суду доказательств и о том, что предприятие приобретает у общества газа в потребительских бытовых целях, а не для производственных нужд предприятия.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалам дела, что предприятие, осуществляя деятельность по производству тепловой энергии, с этой целью приобретает газ для создания тепловой энергии, то есть в иной вид энергоресурса (тепловая энергия и горячая воду), тем самым используя приобретённый газ в своей хозяйственной и коммерческой деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что правоотношения по приобретению предприятием у общества газа для изготовления тепловой энергии, предприятие не является исполнителем коммунальной услуги, а является предприятием, осуществляющим регулируемую деятельность по производству и продаже тепловой энергии.
Следовательно, в данном случае предприятие при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) должен оплачивать приобретение газа по тарифам, утверждённым для юридических лиц, а не для населения.
Доказательств того, что общество обязательства по поставке тепловой энергии не исполняло надлежащим образом или ненадлежащего качества, в ином объёме, в материалы дела не представлено.
Доказательств оплаты поставки газа по тарифам, установленным для предприятия, в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции, проверив расчет суммы основного долга, пришёл к выводу, что расчет произведён арифметически правильно.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что заявленные исковые требования о взыскании с ответчика суммы основного долга за январь - июнь 2020 года являются обоснованными и подлежат удовлетворению размере 14 583 478 рублей 17 копеек.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пени за просрочку платежей за период с 19.02.2020 по 08.10.2020 в размере 382 613 рублей 22 копеек с учётом уменьшения иска (том 4, л.д. 67,71).
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии со статьями 329 и 330 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. При этом соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (статья 331 Кодекса).
В силу статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определённой законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность её уплаты соглашением сторон.
Согласно статье 25 Федерального закона Российской Федерации от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ, вступившей в силу с 01 января 2016 года) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа и услуг по его транспортировке потребитель газа обязан уплатить поставщику пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Предъявляя требования о взыскании пени, истец исходил из положений статьи 25 (абз.2) Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Пунктом 5.4.2 договора стороны установили ответственность покупателя в случае несвоевременной или неполной оплаты газа покупатель уплачивает поставщику пени в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днём наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведённой в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днём наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведённой в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяносто календарных дней после наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днём наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Таким образом, как гражданским законодательством, так и условиями договора предусмотрена неустойка в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В пункте 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утверждённому постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, разъяснено о том, что статьёй 25 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена законная неустойка за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующих энергетических ресурсов. Согласно указанным нормам размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ставка), действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму. При взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 11.12.2015 N 3894-У с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определённому на соответствующую дату. Ключевая ставка Банка России на день рассмотрения дела составляет 4.25 % годовых.
Проверив расчет неустойки, суд первой инстанции установил, что расчет произведён на основании пункта 5.4.2 договора, с учётом просрочки по каждому платежу и размера ключевой ставки Банка России 4,25 % годовых, действующей на день вынесения решения суда, что составляет в сумме 382 613 рублей 22 копеек.
Суд первой инстанции, установив факт нарушения сроков оплаты поставки тепловой энергии, пришёл к выводу о том, что требования о взыскании неустойки подлежат удовлетворению в заявленной сумме.
При этом судом первой инстанции указано о том, в нарушение требований статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ ответчиком не представлено доказательств, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы или по вине истца (статьи 401, 404 Гражданского кодекса РФ).
На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы истца по оплате государственной пошлины правомерно возложены на ответчика и взысканы в пользу истца.
С учётом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все материалы дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка, в том числе и тем, которые указаны в апелляционной жалобе, поэтому суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к тому, что истцом неправомерно применены тарифы на поставку газа ответчику, однако указанные доводы являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, и указанным доводам дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Суд апелляционной инстанции также учитывает следующее.
Согласно пунктам 5 и 8 Правил N 162 поставка и транспортировка газа производятся на основании соответствующих договоров между поставщиками, газораспределительными организациями и потребителями.
В порядке пункта 29 Правил N 162 цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В договоре поставки газа N 39-3-15557/20 от 01.01.2020, что стороны согласовали цену на газ и порядок расчёта в разделе 5, при этом договор подписан без разногласий.
В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ под потребителем газа понимается лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
По смыслу Правил N 162 в понятие коммунально-бытовых нужд (нужд коммунально-бытовых потребителей) не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами.
Этот вывод также подтверждается пунктом 2 Основных положений, согласно которому к категории население отнесены лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Ресурсоснабжающие организации, использующие своё оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса (отопления) как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
Доказательства того, что ответчик признан исполнителем коммунальных услуг с использованием газа в котельных для производства тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ответчик должен оплачивать услуги по тарифам, утверждённым для юридических лиц, является правомерным.
Доказательств обратного ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены судом первой инстанции и могли бы повлиять на принятие иного судебного акта, а выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В нарушение требований статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ ответчиком не представлены ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции доказательства в обоснование возражений против заявленных требований и доводов апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы ответчика основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 04.03.2021 по делу N А61-3653/2020 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 04.03.2021 по делу N А61-3653/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3653/2020
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ"
Ответчик: МУП "Алагиркомфорт"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АЛАГИРСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ АЛАГИРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ, РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ, РСТ РСО-Алания