г. Красноярск |
|
28 мая 2021 г. |
Дело N А33-37316/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Дамбарова С.Д., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от ответчика - Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска: Лебедко М.М., представителя по доверенности от 11.01.2021 N 5,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Глютен" (ИНН 2466279880, ОГРН 1192468023560)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 09 марта 2021 года по делу N А33-37316/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Глютен" (ИНН 2466279880, ОГРН 1192468023560, далее - заявитель, ООО "Глютен") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального заказа администрации города Красноярска (ИНН 2466203803, ОГРН 1072468020503), Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Весна плюс" (ИНН 2448002773, ОГРН 1022401297203, далее - ответчики), с учетом уточнения, о признании недействительным конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку хлебобулочных изделий для образовательных учреждений Ленинского района г. Красноярска в 2021 году (извещение N 0119300019820001968), организованного Департаментом муниципального заказа администрации г. Красноярска.
Определением от 01 февраля 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Гусенов Э.Ш., муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 41 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 63 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 77 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 84 комбинированного вида", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 91 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 104 комбинированного вида", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 187 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 249 компенсирующего вида", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 264", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 268 комбинированного вида", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 271 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 272 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 276 комбинированного вида", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 279 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому направлению развития детей", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 307 комбинированного вида", муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 314 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей", муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N13".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 марта 2021 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- при подаче первой части заявки истец руководствовался положениями Приложения 1 к Разделу 6 и не стал указывать конкретное значение "массы изделий", поскольку это было запрещено конкурсной документацией;
- действия конкурсной комиссии направлены на недопуск истца к участию в торгах;
- судом проигнорированы доводы истца о действиях ответчика при проведении конкурса по извещению N 0119300019820001946.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 24.05.2021.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей истца.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент муниципального заказа администрации города Красноярска (далее - департамент, уполномоченный орган) 19.10.2020 разместил в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке www.rtstender.ru информацию о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме (далее - Конкурс) на поставку хлебобулочных изделий для образовательных учреждений Ленинского района г. Красноярска в 2021 году, извещение о закупке N 0119300019820001968.
Объявленный Конкурс включает три лота, сформированных из начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, с начальной (максимальной) ценой контрактов в сумме 7 961 645,32 руб., а именно:
- код позиции 10.71.11.120-00000004, булочные изделия, на сумму 2 565 082,20 руб.;
- код позиции 10.71.11.110-00000002, хлеб недлительного хранения (ржанопшеничный), на сумму 2 733 962,01 руб.;
- код позиции 10.71.11.110-00000004, хлеб недлительного хранения (пшеничный), на сумму 2 662 601,11 руб.
В пунктах 10.71.11.120-00000004, 10.71.11.110-00000002, 10.71.11.110-00000004 таблицы Раздела 5 "Описание объекта закупки" документации о проведении Конкурса установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. В частности, столбцом "Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться)" установлены требования к массе изделия:
- по коду позиции 10.71.11.120-00000004, с единицей изменения показателя в кг: не менее 0,4 не более 0,5 (значение показателя не требует конкретизации);
- по коду позиции 10.71.11.110-00000002, с единицей изменения показателя в кг: не менее 0,6 не более 0,7 (значение показателя не требует конкретизации);
- по коду позиции 10.71.11.110-00000004, с единицей изменения показателя в кг: не менее 0,6 не более 0,7 (значение показателя не требует конкретизации).
Согласно пункту 3 части 1 Раздела 6 "Инструкция по заполнению заявки" документации о проведении Конкурса первая часть заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в таблице в Разделе 5 "Описание объекта закупки", и указание на товарный знак (при наличии).
Приложение 1 к Разделу 6 Инструкция по заполнению заявки
документации о проведении Конкурса содержит подробные указания к содержанию информации о конкретных показателях товара, включаемой в заявку участниками закупки при составлении первой части заявки. Указанным приложением установлено, что значения показателей, указанных в таблице Раздела 5
Описании объекта закупки
требуют конкретизации, если сопровождаются словами
не более
,
не менее
,
от
,
до
,
или
,
либо
,
должен быть
, знаками
,
, указаны в диапазоне и т.д., за исключением: если значение показателя сопровождается формулировкой
значение показателя не требует конкретизации
.
Формулировка "значение показателя не требует конкретизации" не позволяет участнику закупки указать конкретное значение. При этом участник закупки вправе оставить либо исключить из заявки формулировку "значение показателя не требует конкретизации". В случае, если в описании объекта закупки установлены единицы измерения, они должны быть отражены в заявке.
До окончания указанного в извещении и конкурсной документации срока подачи заявок ООО "Глютен" 07.11.2020 подана заявка N 108559240 на участие в Конкурсе. В первой части указанной заявки, в столбце таблицы "Функциональные, технические и качественные характеристики" отсутствует как название показателя "Масса изделия", так и его значение.
Конкурсная комиссия по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе протоколом от 12.11.2020 отказала в допуске заявки N 108559240 к участию в Конкурсе. В качестве причины отказа в участии указано несоответствие первой части заявки требованиям, установленным конкурсной документацией, в связи с непредоставлением предусмотренной пунктом 3 части 4 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и разделом 6 документации о проведении Конкурса информации о конкретных показателях товара, соответствующих значениям, установленным в таблице раздела 5 документации о проведении Конкурса, в части неуказания наименования показателя товара "Масса изделия" и конкретных значений массы изделия хлеба недлительного хранения (пшеничного, ржанопшеничного), булочных изделий (батона нарезного молочного).
Не согласившись с указанным решением, ООО "Глютен" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю с жалобой на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием с электронной форме, извещение N 0119300019820001968, полагая, что конкурсной комиссией нарушен порядок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе, предусмотренный Законом о контрактной системе.
Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20.11.2020 N 024/06/105-3211/2020 жалоба ООО "Глютен" признана необоснованной в связи с тем, что в действиях конкурсной комиссии отсутствовали нарушения требований Закона о контрактной системе, а рассмотрение первых частей заявок на участие в конкурсе проведено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и условиями конкурсной документации.
Не согласившись с недопуском к участию в конкурсе, ООО "Глютен" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 449 ГК РФ предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом 44 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Согласно статье 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Под существенным нарушением процедуры торгов следует понимать такое отклонение от установленных требований, которое повлекло или могло повлечь иные результаты торгов и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица.
Таким образом, судом первой инстанции верно указано на то, что заявитель должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными. При этом нарушения, с которыми заинтересованное лицо связывает недействительность торгов, должны быть существенными, то есть влияющими на результат торгов и выбор победителя.
Согласно части 2 статьи 25 Закона о контрактной системе организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.
Указанное соглашение должно содержать:
1) информацию о сторонах соглашения;
1.1) идентификационный код закупки;
2) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика;
3) начальные (максимальные) цены контрактов, начальные цены единиц товара, работы, услуги каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующим заказчиком;
4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
5) информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;
6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;
7) порядок и сроки разработки извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в совместных закрытом конкурсе или закрытом аукционе, документации о закупке, а также порядок и сроки утверждения документации о закупке;
8) примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;
9) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;
10) срок действия соглашения;
11) порядок рассмотрения споров;
12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.
Совместный конкурс с ограниченным участием в электронной форме проводится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088 "Об утверждении правил проведения совместных конкурсов, аукционов" (далее - Постановление N 1088).
Согласно пункту 5 Постановления N 1088 организация и проведение совместного конкурса или аукциона осуществляются организатором, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий по организации и проведению такого конкурса или аукциона. Совместный конкурс или аукцион проводится в порядке, установленном федеральным законом в отношении конкурсов или аукционов.
Согласно пункту 6 Постановления N 1088 в целях проведения совместного конкурса или аукциона организатор:
а) осуществляет утверждение состава комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением;
б) разрабатывает и размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает документацию, подготовленные в соответствии с Федеральным законом. Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов, начальных цен единиц товара, работы, услуги каждого заказчика;
в) предоставляет документацию заинтересованным лицам;
г) предоставляет разъяснения положений документации;
д) при необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию;
е) осуществляет размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Федеральным законом при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
ж) направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместного конкурса или аукциона, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных Федеральным законом случаях;
з) осуществляет иные полномочия, переданные ему соглашением.
Как следует из пунктов 7, 8, 9 Постановления N 1088 стороны соглашения несут расходы на проведение совместного конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводится совместный конкурс или аукцион. Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно. При признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся в случаях, установленных федеральным законом, принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляется заказчиками самостоятельно в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, особенностью проведения совместных конкурсов является объединение потребностей разных заказчиков в один лот (одни торги), по итогам проведения которых определяется один победитель, выполняющий одновременно условия контракта в отношении каждого из заказчика (по итогам проведения торгов заключается не один контракт, а множество контрактов по числу заказчиков). При этом в отношении совместных конкурсов применяются правила, предусмотренные Законом о контрактной системе, с учетом особенностей, предъявляемых к проведению совместных торгов.
По определению, данному в части 1 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.
По определению, данному в части 1 статьи 56.1 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при подаче первой части заявки, истец руководствовался положениями Приложения 1 к Разделу 6 и не стал указывать конкретное значение "массы изделий", поскольку это было запрещено конкурсной документацией, в связи с чем истец полагает, что действия ответчика направлены на недопуск истца к участию в конкурсе, судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные и документально не подтвержденные с учетом следующих положений.
Согласно части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных статьей 56.1 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 54.5 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе), или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия предложений участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации;
3) указания в первой части заявки участника открытого конкурса в электронной форме сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта.
Согласно части 6 статьи 54.5 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об идентификационных номерах заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
3) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме данного участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в таком конкурсе и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (при установлении этого критерия в конкурсной документации), и о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме и присвоении участнику баллов по указанному критерию, предусмотренному конкурсной документацией.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе от 12.11.2020 конкурсная комиссия приняла решение об отказе в допуске заявки N 108559240 (заявки ООО "Глютен") к участию в Конкурсе в связи с тем, что она не соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией, в связи с непредоставлением предусмотренной пунктом 3 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе и разделом 6 документации о проведении Конкурса информации о конкретных показателях товара, соответствующих значениям, установленным в таблице раздела 5 документации о проведении Конкурса, в части неуказания наименования показателя товара "Масса изделия" и конкретных значений массы изделия хлеба недлительного хранения (пшеничного, ржанопшеничного), булочных изделий (батона нарезного молочного).
При этом в Разделе 5 "Описание объекта закупки" документации о проведении Конкурса установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. В частности, в пунктах 10.71.11.120-00000004, 10.71.11.110-00000002, 10.71.11.110-00000004 таблицы, в столбце "Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться)" установлены требования к характеристике массы изделия:
- по коду позиции 10.71.11.120-00000004, с единицей изменения показателя в кг: не менее 0,4 не более 0,5 (значение показателя не требует конкретизации);
- по коду позиции 10.71.11.110-00000002, с единицей изменения показателя в кг: не менее 0,6 не более 0,7 (значение показателя не требует конкретизации);
- по коду позиции 10.71.11.110-00000004, с единицей изменения показателя в кг: не менее 0,6 не более 0,7 (значение показателя не требует конкретизации).
Согласно пункту 3 части 1 Раздела 6 "Инструкция по заполнению заявки" документации о проведении Конкурса первая часть заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в таблице в Разделе 5 "Описание объекта закупки", и указание на товарный знак (при наличии).
Приложение 1 к Разделу 6 Инструкция по заполнению заявки
документации о проведении Конкурса содержит подробные указания к содержанию информации о конкретных показателях товара, включаемой в заявку участниками закупки при составлении первой части заявки. Указанным приложением установлено, что значения показателей, указанных в таблице Раздела 5
Описании объекта закупки
требуют конкретизации, если сопровождаются словами
не более
,
не менее
,
от
,
до
,
или
,
либо
,
должен быть
, знаками
,
, указаны в диапазоне и т.д., за исключением: если значение показателя сопровождается формулировкой
значение показателя не требует конкретизации
.
Формулировка "значение показателя не требует конкретизации" не позволяет участнику закупки указать конкретное значение. При этом участник закупки вправе оставить либо исключить из заявки формулировку "значение показателя не требует конкретизации". В случае если в описании объекта закупки установлены единицы измерения, они должны быть отражены в заявке.
Оценив вышеизложенные положения Закона о контрактной системе, конкурсной документации и Инструкции по заполнению заявки, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу том, что фраза "значение показателя не требует конкретизации" указывает на право, а не на обязанность участника закупки указывать конкретное значение товара, однако, это не означает, что участнику закупки вообще не требуется указывать в своей заявке показатель и его значение, убирать, исключать показатель из описания товара.
С учетом того обстоятельства, что первая часть заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие установленным значениям, и единицы изменения, указанные в описании объекта закупки, а указание на то, что "значение показателя не требует конкретизации" не позволяет участнику закупки указать конкретное значение показателя, заявитель мог сформулировать требуемую характеристику следующим образом:
- по коду позиции 10.71.11.120-00000004: "Масса изделия (в кг): не менее 0,4 не более 0,5 (значение показателя не требует конкретизации)";
- по коду позиции 10.71.11.110-00000002: "Масса изделия (в кг): не менее 0,6 не более 0,7 (значение показателя не требует конкретизации)";
- по коду позиции 10.71.11.110-00000004: "Масса изделия (в кг): не менее 0,6 не более 0,7 (значение показателя не требует конкретизации)".
Такая формулировка обеспечивает возможность осуществлять поставку хлебобулочных изделий массой в пределах заданного диапазона значений, на что должно быть указано участником конкурса в соответствующем разделе заявки.
По условиям рассматриваемого Конкурса подлежала отклонению в связи с несоответствием требованиям, установленным конкурсной документацией, как заявка, не содержащая значение характеристики показателя "масса изделия" (как в рассматриваемом случае), так и содержащая его конкретное значение, вместо указанного диапазона значений.
Исходя из представленных доказательств судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ООО "Глютен" подана заявка на участие в Конкурсе, не содержащая конкретных показателей товара, соответствующих установленным значениям, в частности, не указан показатель "Масса изделия" и не приведена его допустимая характеристика.
При этом, апелляционный суд отмечает, что неверное толкование истцом как условия конкурсной документации, так и положений норм материального права, в частности положений Закона о контрактной системе, не является основанием для признания недействительным конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку хлебобулочных изделий для образовательных учреждений Ленинского района г. Красноярска в 2021 году (извещение N 0119300019820001968).
В случае возникновения двойственного толкования или неясности условий конкурсной документации, участвующие в конкурсе лица вправе обратиться к организатору за соответствующими разъяснениями, что прямо закреплено в пункте 3 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Однако, истцом указанное право на получение разъяснений конкурсной документации не реализовано. Таким образом, являясь участником предпринимательской деятельности, основанной на определенной доле риска, истец принял на себя связанные с указанным бездействием негативные последствия отсутствия разъяснений конкурсной документации в виде неверного заполнения заявки на участие в конкурсе.
Довод заявителя о том, что при подаче заявки им выражено согласие в электронном виде на поставку товара на условиях конкурсной документации правомерно отклонен судом первой инстанции в связи с тем, что требование указания конкретных показателей товара, соответствующих установленным значениям, указанным в описании объекта закупки, и соответствующих условиям Конкурса характеристик такого показателя, установлены как конкурсной документацией, так и пунктом 3 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, и не может быть заменено согласием на участие в конкурсе.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции проигнорированы доводы истца о действиях ответчика при проведении конкурса по извещению N 0119300019820001946, апелляционным судом отклонен, поскольку обстоятельства проведения конкурса по извещению N 0119300019820001946 не являются предметом исследования в рамках настоящего дела, соответствующие исковые требования ООО "Глютен" не заявлены.
Доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие с указанным выше выводом суда первой инстанции, дублируют доводы, изложенные истцом при рассмотрении настоящего дела по существу судом первой инстанции. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 марта 2021 года по делу N А33-37316/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-37316/2020
Истец: ООО "ГЛЮТЕН"
Ответчик: Департамент муниципального заказа администрации города Красноярска, Сельскохозяйственный "Весна плюс"
Третье лицо: ГУ МВД России по Красноярскому краю, Гусенов Э.Ш., МБДОУ N104, МБДОУ N187, МБДОУ N249, МБДОУ N264, МБДОУ N268, МБДОУ N271, МБДОУ N272, МБДОУ N276, МБДОУ N279, МБДОУ N307, МБДОУ N314, МБДОУ N41, МБДОУ N63, МБДОУ N77, МБДОУ N84, МБДОУ N91, МБОУ Средняя школа N13