Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 августа 2021 г. N Ф01-4251/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А29-15264/2020 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Минаевой Е.В.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу Раюшкина Игоря Анатольевича
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2021, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми
к арбитражному управляющему Лоскутову Сергею Михайловичу
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Раюшкина Игоря Анатольевича
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением (л.д. 12-14) о привлечении арбитражного управляющего Лоскутова Сергея Михайловича (далее - ответчик, Лоскутов С.М., арбитражный управляющий) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 18.12.2020 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Раюшкин Игорь Анатольевич (далее - третье лицо, Раюшкин И.А.).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 20.02.2021 в виде резолютивной части (статья 229 АПК РФ), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку совершенное ответчиком правонарушение квалифицировано судом как малозначительное.
04.03.2021 по ходатайству Раюшкина И.А. судом изготовлено мотивированное решение по делу (л.д. 90-92).
Не согласившись с принятым судебным актом, Раюшкин И.А. обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. Раюшкин И.А. настаивает на необоснованном применении судом первой инстанции положений статьи 2.9 КоАП РФ. Третье лицо указывает, что Лоскутов С.М. допустил существенные нарушения требований законодательства о банкротстве. Более подробно доводы и аргументы Раюшкина И.А. приведены в апелляционной жалобе.
Управление и ответчик письменные отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.03.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.03.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы. Кроме этого указанное определение направлено арбитражному управляющему и третьему лицу заказными почтовыми отправлениями, и вручено им.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.06.2019 по делу N А29-1825/2019 акционерное общество "Интауголь" (далее - АО "Интауголь") признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определением суда от 25.11.2019 по указанному делу конкурсным управляющим утвержден Лоскутов С.М.
Уполномоченным должностным лицом Управления при ознакомлении с жалобой Раюшкина И.А. на действия (бездействие) конкурсного управляющего Лоскутова С.М. при проведении процедуры банкротства АО "Интауголь" (л.д. 18) в ходе административного расследования установлено нарушение ответчиком требований пункта 4 статьи 20.3, пункта 4 статьи 110, пункта 3 статьи 111, пункта 1.1 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ). Указанные нарушения выразились в недобросовестном исполнении Лоскутовым С.М. обязанностей: выставлении на продажу конвейера посредством заключения прямых договоров купли-продажи, а не путем проведения торгов в электронной форме, при этом установлено, что рыночная стоимость конвейера превышает пятьсот тысяч рублей, кроме этого, конкурсным управляющим ненадлежащим образом исполнена обязанность по представлению предложения о порядке продажи указанного имущества должника.
08.12.2020 по факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Управления в отношении ответчика составлен протокол N 00411120 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ (л.д. 15-17). Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие Лоскутова С.М., извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола.
На основании статей 202 - 204 АПК РФ и статьи 23.1 КоАП РФ Управление направило в Арбитражный суд Республики Коми заявление о привлечении конкурсного управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, установив в деянии арбитражного управляющего событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, отказал в привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве, в рассматриваемом случае порядок действий при банкротстве АО "Интауголь".
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 127-ФЗ названный Закон регламентирует среди прочего порядок и условия проведения процедур банкротства.
В силу статьи 20 Закона о банкротстве арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности, что предполагает его осведомленность о требованиях Закона о банкротстве и участие в процедурах банкротства должника с соблюдением таких требований.
В пункте 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве закреплены обязанности арбитражного управляющего, перечень которых не является исчерпывающим и, по сути, охватывает все функции арбитражного управляющего, установленные Законом о банкротстве.
Следовательно, арбитражный управляющий, осведомленный как профессионал о своих функциях, установленных Законом о банкротстве, и допустивший их неисполнение, может быть привлечен к административной ответственности по рассматриваемой статье.
В рамках настоящего спора арбитражному управляющему в вину вменяется выставление на продажу конвейера посредством заключения прямых договоров купли-продажи, а не путем проведения торгов в электронной форме; указание конвейера в Приложении N 2 к порядку продажи имущества АО "Интауголь" балансовой стоимостью менее 100 тысяч рублей, утвержденному собранием кредиторов должника 24.01.2020.
Названные действия (бездействие) ответчика нарушают требования пункта 4 статьи 20.3, пункта 4 статьи 110, пункта 3 статьи 111, пункта 1.1 статьи 139 Закона N 127-ФЗ.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются третьим лицом по существу. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает доказанным в деянии Лоскутова С.М. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Из содержания текста апелляционной жалобы Раюшкина И.А. следует, что заявитель не согласен с решением суда первой инстанции в части квалификации совершенного ответчиком правонарушения в качестве малозначительного.
Принимая во внимание изложенное, положения части 5 статьи 268 АПК РФ, пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции только в обозначенной выше обжалуемой части.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2003 N 116-О, суд, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу статьи 71 АПК РФ суд оценивает имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств (часть 1).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Руководствуясь принципом индивидуализации наказания и соразмерности его степени общественной опасности деяния, оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства совершения правонарушения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности квалифицировать совершенное ответчиком административное правонарушение как малозначительное.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, исследовав фактические обстоятельства дела, пришел к выводу о том, что совершенное арбитражным управляющим правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, не повлекло существенного нарушения интересов кредиторов, общества и государства. В этой связи имеются основания для признания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ совершенного правонарушения также малозначительным.
По мнению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемой ситуации действиями Управления по составлению протокола об административном правонарушении достигнута предупредительная цель административного производства.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд не привлекает к административной ответственности, ограничиваясь объявлением устного замечания, соответственно оснований для изменения (отмены) решения суда в обжалуемой части не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не учтено неоднократное привлечение арбитражного управляющего Лоскутова С.М. к административной ответственности за нарушение законодательства о банкротстве, отклоняется апелляционным судом, поскольку ни в протоколе об административном правонарушении, ни в тексте заявления в суд Управлением на это обстоятельство не указывалось.
При этом, признаки повторного неисполнения Лоскутовым С.М. обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, как и сведения, подтверждающие обстоятельства отягчающие (смягчающие) административную ответственность, были исследованы судом первой инстанции, определением от 18.12.2020 у административного органа запрашивались указанные сведения.
По смыслу частей 4, 6 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При проверке законности такого решения суд не может подменять собой административный орган, но должен проверить, насколько полно и правильно непосредственно административный орган установил все обстоятельства, имеющие значение для дела и положенные в основу принятого постановления.
Управление в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции указало на отсутствие признаков повторного неисполнения Лоскутовым С.М. обязанностей, установленных законодательством о банкротстве (л.д. 70).
Кроме этого, суд апелляционной инстанции отмечает, что повторность привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений не влияет на возможность квалификации конкретного рассматриваемого правонарушения в качестве малозначительного. Статья 2.9 КоАП РФ не содержит запрет на ее применение в случае повторного совершения однородного административного правонарушения.
Раюшкиным И.А. не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что в результате неправомерных действий конкурсного управляющего наступили негативные последствия или же возникла существенная угроза охраняемым общественным отношениям, ущемлены права кредиторов и должника.
Оснований для иной оценки обстоятельств дела и изменения выводов суда первой инстанции, основанных на конкретных обстоятельствах дела, суд апелляционной инстанции не находит.
Учитывая то, что вывод суда первой инстанции о малозначительности совершенного правонарушения основан на надлежащем исследовании и оценке обстоятельств конкретного дела, применение положений о малозначительности судом мотивировано, у апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта по делу.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2021 по делу N А29-15264/2020 в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Раюшкина Игоря Анатольевича - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 202, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2021 по делу N А29-15264/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Раюшкина Игоря Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Коми по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-15264/2020
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Республике Коми
Ответчик: АО к/у "Интауголь" Лоскутов С.М., Арбитражный управляющий Лоскутов Сергей Михайлович, Лоскутов Сергей Михайлович
Третье лицо: Раюшкин Игорь Анатольевич, Управление по вопросам миграции МВД по РК