Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 сентября 2021 г. N Ф08-8741/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
28 мая 2021 г. |
дело N А32-980/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Краснодаргоргаз"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.04.2021 по делу N А32-980/2020
по заявлению акционерного общества "Краснодаргоргаз"
(ИНН 2309029802, ОГРН 1022301172156)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Тимофеевой Светланы Геннадиевны; Тимофеева Максима Вадимовича
о признании недействительным представления; незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Краснодаргоргаз" (далее - АО "Краснодаргоргаз", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Краснодарскому краю (далее - Краснодарский УФАС, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 19.12.2019 по делу N 023/04/9.21-3071/2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в размере 600 000 руб., о признании недействительным представления от 19.12.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тимофеева С.Г., Тимофеев М.В.
Решением суда первой инстанции от 01.04.2021 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано на основании наличия подтвержденного в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Краснодаргоргаз" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на наличие процессуальных нарушений при составлении протокола об административной правонарушении от 05.12.2021, при вынесении постановления от 19.12.2019: потерпевшим является не Тимофеев Максим Вадимович, который обращался в адрес общества с запросом N 115240 от 23.09.2019, и который является собственником земельного участка, а другое лицо - Тимофеева Светлана Геннадиевна, которая не имеет отношение к числу лиц, признаваемых в качестве потерпевших. Доверенность от имени Тимофеева М.В. на имя Тимофеевой С.Г., представленная в судебное заседание 29.03.2021 датирована позже составления протокола и вынесения постановления, что подтверждает отсутствие факта представительства на момент рассмотрения дела об административном правонарушении. При принятии оспариваемого постановления антимонопольным органом допущены процессуальные нарушения, поскольку оно вынесено в отсутствие потерпевшего или его защитника, которые не были уведомлены о рассмотрении дела. Основанием для отказа в заключении договора на подключение объекта Тимофеева М.В. к сети газораспределения явилось отсутствие технической возможности, в связи с отсутствием построенных сетей газораспределения. В мотивированном отказе обществом разъяснен порядок подключения нескольких объектов капитального строительства, что не нарушает права и законные интересы подателя заявки. У общества на дату обращения Тимофеева М.В. отсутствовала техническая возможность подключения объекта, что является мотивированным отказом. Для обеспечения возможности подключения (технологического присоединения) заявленного Тимофеева М.В. объекта капитального строительства к сети газораспределения АО "Краснодаргоргаз" требуется строительство сети газораспределения, а не строительство газопровода-ввода. Тимофеев М.В. не может быть отнесен к первой категории заявителей, поскольку не соблюдены все три условия, необходимые для отнесения заявителя к первой категории.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
От Тимофеева М.В. поступило ходатайство о приобщении к материалам дела технических условий N 1501/1697 от 23.04.2021 на подключение объекта капительного строительства.
В отзыве на апелляционную жалобу Тимофеев М.В. просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
АО "Краснодаргоргаз" было заявлено ходатайство о проведении судебного заседания с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания). В назначенное время представитель АО "Краснодаргоргаз" не присоединился к онлайн-заседанию.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 20.09.2019 Тимофеев М.В. обратился в АО "Краснодаргоргаз" с запросом (23.03.2019 поступил в общество) о выдаче технических условий (далее - ТУ) на подключение объекта, расположенного по адресу: Краснодар, ул. Порт-Артуровская, 10, к сетям газораспределения.
Из обращения следует, что по результатам рассмотрения запроса о выдаче ТУ в адрес Тимофеева М.В. со стороны АО "Краснодаргоргаз" письмом от 25.09.2019 N 11.1/4410 предоставлен отказ от заключения договора об осуществлении технологического присоединения, в виду отсутствия построенного распределительного газопровода в районе земельного участка, для возможности подключения необходимо запроектировать и построить газопровод, предложено подать коллективную заявку от владельцев земельных участков на строительство указанного газопровода.
В свою очередь, Тимофеев М.В. в обращении указал на наличие газопровода низкого давления на ул. Им. Писателя Степанова.
Управление, полагая, что АО "Краснодаргоргаз" учитывая дату регистрации запроса о выдаче технических условий от 20.09.2019 должно было в срок до 04.10.2019, т.е. в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий, определить и предоставить заявителю технические условия, пришло к выводу о несоблюдении обществом порядка рассмотрения запроса на выдачу технических условий, в связи с чем 05.12.2019 составил протокол об административном правонарушении N 023/04/9.21-3071/2019 (т. 1 л.д. 77).
Постановлением от 19.12.2019 N 023/04/9.21-3071/2019 АО "Краснодаргоргаз" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 600 000 руб.
Представлением обществу предписано осуществить фактические действия по рассмотрению запроса от 20.09.2019 N 115240 в порядке, предусмотренном п. 13 Правил N 1314.
Полагая, что указанное постановление о привлечении к административной ответственности и представление являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наступление административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Порядок рассмотрения запроса на выдачу ТУ для подключения объектов капитального строительства к сети газораспределения регламентируется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
В соответствии с п. 6 Правил N 1314, заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме.
Отказ исполнителя принять к рассмотрению от заявителя запрос о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого допускается законодательством Российской Федерации, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не допускается.
В силу п. 13 Правил N 1314, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
На основании п. 74(1) Правил N 1314, основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее - мотивированный отказ от заключения договора о подключении). В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган в соответствии с пунктом 80 настоящих Правил.
Исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам", а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанный момент не утратившие силу, и которые на момент рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение.
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, отсутствия пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранения данных ограничений пропускной способности учтены в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
Согласно пункту 14 Правил N 1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
На основании пункта 15 Правил N 1314 в случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации.
Состав мероприятий, необходимых для обеспечения технической возможности осуществления подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя и связанных с реконструкцией существующих сетей газораспределения исполнителя в целях увеличения пропускной способности, а также строительством новых газораспределительных сетей, определяется в соответствии со схемами газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения.
В соответствии с требованием пункта 15 Правил N 1314 отказ в предоставлении технических условий должен быть мотивирован.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что основанием для отказа общества в заключении договора на подключение объекта Тимофеева М.В. к сети газораспределения, явилось отсутствие технической возможности, в связи с отсутствием построенных сетей газораспределения.
Региональной технической комиссией - департаментом цен и тарифов по Краснодарскому краю (далее - РЭК-ДЦиТ КК) при подготовке заключения в ФАС России об обоснованности предложений АО "Краснодаргоргаз", в отношении установления (изменения) цен (тарифов), были учтены доходы и расходы, связанные с эксплуатацией сетей газораспределения, указанных в "Ведомости амортизации основных средств" за период 1 полугодия (т. 1 л.д. 167).
На дату рассмотрения АО "Краснодаргоргаз" запроса Тимофеева М.В. существующий подземный полиэтиленовый газопровод низкого давления Де 315 мм по ул. Им. Писателя Степанова находился на балансе АО "Краснодаргоргаз".
Таким образом, в непосредственной близости от объекта Тимофеева М.В. находятся объекты, подключаемые АО "Краснодаргоргаз" к сети газораспределения (Тарасевич Ю.Н., ул. Им. Писателя Степанова/пр. 5-й Писателя Степанова, 32/2; Быков Д.В., ул. Им. Писателя Степанова, 12), а также объекты с уже заключенными договорами поставки газа (г. Краснодар, ул. Писателя Степанова, 2/1, 13, 21, 27).
При этом, с учетом вышеизложенных положений действующего законодательства требование общества о подаче коллективной заявки на подключение объектов к сети газораспределения не является основанием для отказа в предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения.
Таким образом, учитывая дату регистрации запроса о выдаче ТУ от 20.09.2019, общество должно было в срок до 04.10.2019, т.е. в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий определить и предоставить Тимофееву М.В. технические условия.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что отказ от 25.09.2019 N 11.1/4410 в предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения не соответствует требованиям Правил N 1314, не мотивирован, а также не содержит информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта.
Таким образом, обществом при рассмотрении запроса нарушено положение п. 13 Правил N 1314.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства, ответственность за нарушение которого установлена статьей 9.21 КоАП РФ, в материалы данного дела не представлено.
Поскольку заявитель неоднократно привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 года по делу N А32-14038/2019, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.08.2020 по делу N А32-883/2020, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по делу N А32-949/2020), антимонопольный орган правомерно квалифицировал правонарушение как повторное.
АО "Краснодаргоргаз" является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам.
В соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции посчитал, что в действиях АО "Краснодаргоргаз", усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности привлечения АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления не истек.
Заявителю назначено минимальное наказание в виде административного штрафа в сумме 600 000 рублей, предусмотренное санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нормы процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правоотношении, управлением не допущены.
Довод общества о ненадлежащем указании потерпевшего в актах управления и допущенных процессуальных нарушениях административного органа в виде не уведомления заявителя-потерпевшего при составлении протокола и при принятии оспариваемого постановления отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Согласно ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела, и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что заявление о предоставлении технических условий подано собственником земельного участка Тимофеевым М.В., при этом по адресу расположения объекта, подлежащего технологическому подключению, зарегистрирована Тимофеева С.Г., что следует из доверенности от 23.03.2020.
Административное производство было возбуждено на основании заявления гражданина Тимофеева М.В. Протоколом об административном правонарушении от 05.12.219 N 023/04/9.21-3071/2019 Тимофеева С.Г. была признана потерпевшей.
Тимофеева С.Г. указана в актах административного органа и зарегистрирована по адресу объекта: г. Краснодар, ул. Порт-Артуровская, 10, к подключению сети газораспределения которого отказало общество, она имеет право на обращение в административный орган за защитой своих нарушенных прав. Гражданин Тимофеев М.В., являющийся собственником данного участка на основании свидетельства от 22.10.2014 (т. 1 л.д. 92), принимал активное участие в разрешении спора, что подтверждается обращением в АО "Краснодаргоргаз", заявлением в Краснодарский УФАС, постановлением о наложении штрафа и другими материалами дела, из чего следует, что круг потерпевших лиц был надлежащим образом определен Краснодарским УФАС.
Поскольку статус Тимофеевой С.В. в качестве потерпевшей был определен только при составлении протокола об административном правонарушении от 05.12.219, письмом от 06.12.2019 Краснодарское УФАС уведомило Тимофееву С.В. о результатах рассмотрения обращения и о составленном протоколе в отношении общества (т. 1 л.д. 77).
Таким образом, потерпевший был уведомлен надлежащим образом о рассмотрении дела об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае определение в качестве потерпевшего лица, который зарегистрирован по адресу объекта, подлежащего подключению, учитывая, что собственник земельного участка участвовал при рассмотрении дела, не является безусловным основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности, так как не отменяет факт нарушения норм законодательства обществом.
С учетом доказанности совершения обществом правонарушения также является законным представление от 19.12.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Краснодарского УФАС от 19.12.2019 по делу N 023/04/9.21-3071/2019.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.04.2021 по делу N А32-980/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-980/2020
Истец: АО "Краснодаргоргаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому Краю
Третье лицо: Тимофеев М. В., Тимофеева С. Г.