г. Москва |
|
28 мая 2021 г. |
Дело N А41-78328/20 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Пивоваровой Л.В. рассмотрел апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гапизова Набигуллы Лиматовича на решение Арбитражного суда Московской области от 29.03.2021 по делу N А41-78328/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Иностранная компания ANDREAS STIHL AG & Co. KG (далее - компания, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Гапизову Набигулле Лиматовичу (далее - ИП Гапизов, предприниматель, ответчик) о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на средство индивидуализации - товарный знак N 573715 в сумме 100 000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.03.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе предприниматель (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Считает, что истец не доказал факт продажи контрафактного товара ответчиком надлежащими доказательствами. Обращает внимание, что истцом был приобретен товар - масло "STIL", не имеющее отношение к товарному знаку истца "STIHL".
На основании положений части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично, без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без вызова их в судебное заседание, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
В силу части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Принимая во внимание отсутствие оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным названным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, представленное подателем жалобы дополнительное доказательство (фото) не может быть приобщено к материалам дела и не подлежит правовой оценке.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец является обладателем исключительного права на товарный знак "STIHL" по международной регистрации N 573715, который имеет правовую охрану в том числе в отношении товаров 4-го класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, включающего такие товары, как "масла и жиры для промышленного использования, смазочные материалы, жидкое топливо".
Принадлежность истцу исключительного права на указанный товарный знак установлена на основании представленных в материалы дела доказательств и ответчиком не оспаривается.
Как указывает истец в исковом заявлении, 22.08.2020 им выявлен факт продажи продукции, нарушающей исключительные права истца: в торговом павильоне, расположенном вблизи адреса: Московская обл., г. Волоколамск, ул. Парковая, стр. 13, предлагался к продаже и был реализован товар "Масло", на котором размещено изображение, сходное до степени смешения с товарным знаком истца.
В подтверждение факта купли-продажи названного товара истец представил товарный чек от 22.08.2020 на сумму 90 руб., содержащий указание на приобретенный товар и реквизиты ответчика, фотографии товара и видеозапись процесса закупки (СD-диск, фиксирующий процесс приобретения истцом вышеуказанного товара).
В связи с выявленным фактом нарушения исключительных прав истцом в порядке досудебного урегулирования спора ответчику была направлена претензия.
Однако ответ на претензию в адрес истца от ответчика не поступил, оплата компенсации не произведена, в связи с чем истцом предъявлен настоящий иск.
Обращаясь с иском в суд, компания отметила, что не давала своего разрешения ответчику на использование принадлежащего истцу товарного знака; товар, реализованный ответчиком, не вводился в гражданский оборот истцом и (или) третьими лицами с согласия истца; предложением к продаже и реализацией товара ответчик нарушил права истца.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 1484 названного Кодекса лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Согласно пункту 2 статьи 1484 названного Кодекса исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе, сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (пункт 3 статьи 1484 названного Кодекса).
Как указано ранее, истец является обладателем исключительного права на товарный знак "STIHL" по международной регистрации N 573715, который имеет правовую охрану в том числе в отношении товаров 4-го класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, включающего такие товары, как "масла и жиры для промышленного использования, смазочные материалы, жидкое топливо".
Из материалов дела следует, что 22.08.2020 им выявлен факт продажи продукции, нарушающей исключительные права истца: в торговом павильоне, расположенном вблизи адреса: Московская обл., г. Волоколамск, ул. Парковая, стр. 13, предлагался к продаже и был реализован товар, на котором размещены наименование товара "Моторное масло для двухтактных двигателей" и марка товара "STIL".
В подтверждение факта купли-продажи названного товара истец представил товарный чек от 22.08.2020 на сумму 90 руб., содержащий указание на приобретенный товар и реквизиты ответчика, фотографии товара и видеозапись процесса закупки (СD-диск, фиксирующий процесс приобретения истцом вышеуказанного товара).
Довод подателя жалобы о том, что представленные истцом доказательства являются недопустимыми, подлежит отклонению исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
При этом такой способ защиты нарушенного права как самозащита прямо предусмотрен гражданским законодательством (статья 12 ГК РФ), вопреки доводам ответчика, не противоречит законодательству, регламентирующему оперативно-розыскную деятельность и частную детективную деятельность.
Из содержания видеозаписи усматривается, что товар был приобретен именно в торговой точке ответчика, запечатлен факт продажи представленного в материалы дела товара в магазине, оформление именно чека, представленного истцом в материалы дела.
Таким образом, видеозапись является достаточным и бесспорным доказательством приобретения указанного товара у ответчика.
Представленный товарный чек содержит сведения о проданном товаре, наименование документа, наименование индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, дату осуществления расчёта, стоимость товара, наименование реализованного товара.
Данные о продавце, содержащиеся в чеке, совпадают с аналогичными данными об ответчике, указанными в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении ответчика.
Соответственно, товарный чек является надлежащим доказательством, подтверждающим факт правонарушения, позволяющим достоверно установить, какой конкретно товар был приобретен у ответчика.
Оснований для сомнений в относимости и достоверности представленных истцом доказательств суд апелляционной инстанции не находит.
О фальсификации документа предприниматель не заявил.
Согласно части 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Аудио и видеозапись отнесены к самостоятельным средствам доказывания и могут использоваться как одно из доказательств факта распространения контрафактной продукции конкретным субъектом.
В соответствии со статьей 493 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Таким образом, истец доказал факт нарушения его прав именно ответчиком.
Податель жалобы отмечает, что истцом был приобретен товар - масло "STIL", не имеющее отношение к товарному знаку истца "STIHL".
Обозначение считается сходным до степени смешения с конкретным товарным знаком, если обычные потребители соответствующего товара ассоциируют обозначение с товарным знаком в целом несмотря на отдельные отличия (пункт 37 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015).
Вопрос сходства до степени смешения между обозначением, использованным ответчиком, и товарным знаком, исключительное право на который принадлежит истцу, является вопросом факта.
Как разъяснено в пункте 13 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122, вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы.
Аналогичный подход закреплен в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 10), согласно которому вопрос об оценке товарного знака, исключительное право на который принадлежит правообладателю, и обозначения, выраженного на материальном носителе, на предмет их сходства до степени смешения не может быть поставлен перед экспертом, так как такая оценка дается судом с точки зрения обычного потребителя соответствующего товара, не обладающего специальными знаниями адресата товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, с учетом пункта 162 названного постановления.
Согласно упомянутому пункту 162 названного постановления установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается. Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что определяющим для установления сходства обозначений является вероятность наличия у рядовых потребителей ассоциативных связей между сравниваемыми обозначениями.
Суд апелляционной инстанции, проведя сравнительный анализ визуального товарного знака истца и товара, приобретенного у ответчика, пришел к выводу о том, что обозначение то проданном ответчиком товаре - "STIL" сходно до степени смешения с товарным знаком истца "STIHL".
Так, буквенное обозначение на товаре ответчика отличается от товарного знака истца только отсутствием одной буквы "H", выполненного заглавными буквами как и товарный знак истца, тем же шрифтом, с наклоном.
По мнению суда апелляционной инстанции, для рядового потребителя будет иметь место ассоциативная связь между сравниваемыми обозначениями.
Сравнение перечней товаров с целью определения их однородности показало, что товары (масла и жиры для промышленного использования, смазочные материалы, жидкое топливо), для которых зарегистрирован товарный знак истца, и товар (моторное масло для двухтактных двигателей), который предлагался к продаже ответчиком, однородны, поскольку относятся к одному роду и виду, имеют одно функциональное назначение, один круг потребителей, являются взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми, в связи с чем указанные товары могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения.
Таким образом, указанный выше довод подателя жалобы также является необоснованным.
Доказательства правомерности использования товарного знака, изображения истца ответчиком в материалы дела не представлены.
Таким образом, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции, вопреки указанию подателя жалобы, пришел к верному выводу о том, что ответчик своими действиями по предложению к продаже указанного товара нарушил исключительные права истца на товарный знак.
Пунктом 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
В рамках настоящего дела истец заявил требование о взыскании с ответчика компенсации в размере 100 000 руб.
В пункте 61 постановления Пленума N 10 отмечено, что заявляя требование о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, истец должен представить обоснование размера взыскиваемой суммы, подтверждающее, по его мнению, соразмерность требуемой им суммы компенсации допущенному нарушению, за исключением требования о взыскании компенсации в минимальном размере.
Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 62 названного постановления, рассматривая дела о взыскании компенсации, суд, по общему правилу, определяет ее размер в пределах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (абзац второй пункта 3 статьи 1252 Кодекса).
По требованиям о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей суд определяет сумму компенсации исходя из представленных сторонами доказательств не выше заявленного истцом требования.
При определении размера компенсации суд учитывает, в частности, обстоятельства, связанные с объектом нарушенных прав (например, его известность публике), характер допущенного нарушения (в частности, размещен ли товарный знак на товаре самим правообладателем или третьими лицами без его согласия, осуществлено ли воспроизведение экземпляра самим правообладателем или третьими лицами и т.п.), срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, наличие и степень вины нарушителя (в том числе носило ли нарушение грубый характер, допускалось ли оно неоднократно), вероятные имущественные потери правообладателя, являлось ли использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, права на которые принадлежат другим лицам, существенной частью хозяйственной деятельности нарушителя, и принимает решение исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
В обоснование заявленной суммы компенсации компания сослалась на то, что указанный бренд является широко известным на рынке профессиональной, полупрофессиональной и бытовой рабочей техники, садового и деревообрабатывающиего оборудования, ручного инструмента. Использование контрафактного смазочного материала способствует постепенному выведению техники из безопасного для работы состояния, повышает риски несчастных случаев, опасных для жизни и здоровья потребителей. Истец обладает широкой сетью оптовых и мелкооптовых дистрибьюторов в России, в которых возможно приобрести лицензионную продукцию. Допущенное ответчиком нарушение может привести к значительным имущественным потерям правообладателя.
С учетом обстоятельств дела и доводов сторон суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для взыскания заявленной истцом компенсации.
Ответчик суду первой инстанции мотивированное обоснование чрезмерности заявленной к взысканию компенсации не представлял.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты в качестве обоснованных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.03.2021 по делу N А41-78328/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гапизова Набигуллы Лиматовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Суд по интеллектуальным правам только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78328/2020
Истец: Андреас Штиль АГ & Ко. КГ (Ander Stihl AG & Co. KG), Андреас Штиль АГ & Ко.КГ, Андреас Штиль АГ &Ко.КГ (Andreas Stihl AG & Co. KG), ООО Андреас Штиль АГ & Ко. КГ Ander Stihl AG & Co. KG "Правоваягруппа"Интеллектуальная собственность"
Ответчик: ИП Гапизов Набигулла Лиматович
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2021 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-1205/2021
28.07.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1205/2021
29.06.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1205/2021
28.05.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7300/2021
29.03.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-78328/20