г. Москва |
|
08 февраля 2024 г. |
Дело N А40-201430/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ахмедова А.Г.,
судей Бальжинимаевой Ж.Ц., Головачевой Ю.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кирилловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу должника Семеновой Светланы Сергеевны
на определение Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2023 по делу N А40-201430/22
в части отказа в удовлетворении ходатайства должника Семеновой С.С. об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина-должника
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Семеновой Светланы Сергеевны
стороны по делу в судебное заседание не явились.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2022 в отношении Семеновой Светланы Сергеевны (24.02.1987 г.р., ИНН 772170591735, СНИЛС 153-723-905 65, 109472, г. Москва, ул. Ташкентская, д. 33, к. 1, кв. 10) введена процедура реализации имущества. Финансовым управляющим утвержден Кунаш Денис Александрович (ИНН 470320404914, СНИЛС 155-813-199 78, 115597, г. Москва, а/я N 56), член ААУ ЦФОП АПК, о чем опубликованы сведения в газете "Коммерсантъ" N 235(7436) от 17.12.2022.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2022 по настоящему делу изменено, введена процедура реструктуризации долгов гражданина.
В Арбитражный суд города Москвы 17.07.2023 поступило ходатайство должника об утверждении плана реструктуризации долгов.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2023 отказано в утверждении плана реструктуризации долгов, судебное заседание отложено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, должник обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить, утвердить предложенный должником план реструктуризации, в обоснование ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
До судебного заседания в материалы дела поступил письменный отзыв финансового управляющего имуществом должника, в его приобщении в материалы дела отказано, поскольку он не раскрыт перед иными участниками дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства, извещены надлежаще.
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверена апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Апелляционная жалоба должника основана на том, что арбитражный суд первой инстанции не принял во внимание наличие у должника и его супруга достаточных доходов для исполнения плана реструктуризации
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 156, 268, 269 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, приходит к вводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого определения, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно п. 1 и п. 3 ст. 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами 1 - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы ГХ и параграфом 2 главы XI настоящего Закона.
В абз. 17 ст. 2 Закона о банкротстве определено, что процедура реструктуризации долгов гражданина является реабилитационной процедурой, применяемой в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.
Согласно п. 1 ст. 213.13 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям: наличие у гражданина источника дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов; гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство; гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов; план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.
На основании пункта 2 статьи 213.12 Закона о банкротстве проект плана реструктуризации долгов гражданина с приложением документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляется гражданином, конкурсным кредитором или уполномоченным органом финансовому управляющему, гражданину (в случае, если проект плана реструктуризации долгов гражданина представлен конкурсным кредитором или уполномоченным органом), конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается указанным лицам лично.
Финансовый управляющий обязан представить на рассмотрение первого собрания кредиторов отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, проект плана реструктуризации долгов гражданина (при его наличии), свои возражения относительно представленного проекта плана и (или) предложения по его доработке (при наличии таких возражений и (или) предложений) или в случае, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, предложение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
Согласно пункту 6 статьи 213.12 Закона о банкротстве проект плана реструктуризации долгов гражданина рассматривается собранием кредиторов в порядке, установленном настоящим Законом.
В соответствии с положениями статьи 213.16 Закона о банкротстве решение собрания кредиторов об одобрении проекта плана реструктуризации долгов гражданина принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
На основании пункта 1 статьи 213.17 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина, одобренный собранием кредиторов, подлежит утверждению арбитражным судом после удовлетворения гражданином требований по текущим обязательствам, подлежащих удовлетворению в соответствии с настоящим Законом, погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
В реестр требований кредиторов должника включена задолженность в общей сумме 698 018 руб. 67 коп. (ИФНС - 158 607 руб. 95 коп., ПАО "Сбербанк России" - 539 410 руб. 72 коп.).
Должник направил финансовому управляющему имуществом должника план реструктуризации, о чем финансовый управляющий уведомил в сообщении в ЕФРСБ от 26.05.2023.
На собрании кредиторов 07.07.2023 подлежал обсуждению вопрос об утверждении плана реструктуризации, представленного должником (вопрос N 2 повестки). Собрание кредиторов не состоялось ввиду отсутствия кворума (протокол собрания кредиторов имеется в "Картотеке арбитражных дел" по дате 07.07.2023 как приложение к сопроводительному письму финансового управляющего имуществом должника).
На собрании кредиторов 28.08.2023 также подлежал обсуждению вопрос об утверждении плана реструктуризации, представленного должником (вопрос N 1 повестки, протокол собрания кредиторов имеется в "Картотеке арбитражных дел" по дате 31.08.2023 как приложение к сопроводительному письму финансового управляющего имуществом должника). Кредитор ПАО "Сбербанк России" на собрании кредиторов 28.08.2023 выразил свои возражения против утверждения плана реструктуризации, представленного должником (имеются в "Картотеке арбитражных дел" по дате 31.08.2023 как приложение к сопроводительному письму финансового управляющего имуществом должника).
Пунктом 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве предусмотрено, что в случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.
В соответствии со статьей 213.18 Закона о банкротстве арбитражный суд выносит определение об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина в случае:
представления не соответствующего требованиям настоящего Федерального закона плана реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности;
неисполнения гражданином обязанности по уведомлению кредиторов об обстоятельствах, предусмотренных пунктом 2 статьи 213.13 настоящего Федерального закона, при наличии соответствующего ходатайства конкурсного кредитора или уполномоченного органа;
нарушения установленного статьей 213.16 настоящего Федерального закона порядка принятия собранием кредиторов решения об одобрении плана реструктуризации долгов гражданина;
наличия в плане реструктуризации долгов гражданина и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений;
противоречия условий плана реструктуризации долгов гражданина настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Статьей 213.14 Закона о банкротстве определены требования к содержанию плана реструктуризации долгов гражданина. План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган. Порядок уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченного органа о существенном изменении имущественного положения гражданина, критерии существенного изменения его имущественного положения устанавливаются в плане реструктуризации долгов гражданина (п. 1).
Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года. В случае, если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 4 статьи 213.17 настоящего Федерального закона, срок реализации этого плана должен составлять не более чем два года (п. 2).
Условия плана реструктуризации долгов гражданина для конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, голосовавших против его одобрения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, голосовавших за его одобрение. В отношении кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать преимущественное удовлетворение их требований за счет выручки от реализации предмета залога. Денежные средства, вырученные от реализации предмета залога, в полном объеме, но не более чем в размере основной суммы задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов (платы за пользование денежными средствами) направляются конкурсному кредитору, права которого обеспечены залогом имущества гражданина. Исключение в плане реструктуризации долгов такого преимущественного удовлетворения возможно только с согласия кредитора, требование которого обеспечено залогом соответствующего имущества гражданина. Условия плана реструктуризации долгов гражданина для голосовавших против его одобрения или не принимавших участия в голосовании кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, не могут быть хуже, чем для голосовавших за его одобрение кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина (п. 3).
План реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина. С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа план реструктуризации долгов гражданина может содержать положение о погашении не в полном размере требований давшего такое согласие лица (п. 5).
В силу положений части 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина при наличии у последнего источника дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов.
План реструктуризации (имеется в "Картотеке арбитражных дел" по дате 15.07.2023 как приложение к сопроводительному письму представителя должника) предполагает погашение задолженности в период с 17.07.2023 по 17.06.2026 равными суммами в пользу ИФНС - по 4 405 руб. 77 коп. и в пользу ПАО "Сбербанк" - по 14 983 руб. 63 коп. ежемесячно.
Из представленных должником документов о доходах (справок формы 2-НДФЛ, имеются в "Картотеке арбитражных дел" по дате 15.07.2023 как приложение к сопроводительному письму представителя должника) следует, что в 2023 году за первые пять месяцев доход должницы в общем размере составил 160 693 руб. 88 коп., в 2022 году за последние четыре месяца года доход должницы составил 125 666 руб. 44 коп. (после вычета НДФЛ). Всего из справок 2-НДФЛ следует доход должницы в сумме 286 360 руб. 32 коп. за 10 месяцев, то есть по 28 636 руб. 03 коп. в месяц (после вычета НДФЛ).
Постановлением Правительства Москвы от 20.12.2022 N 2909-ПП установлен прожиточный минимум для трудоспособного населения в сумме 24 801 руб. в месяц.
Остаток в сумме 3 835 руб. 03 коп. в месяц (28 636 руб. 03 коп. - 24 801 руб.) в понимании апелляционного суда не позволит исполнить план реструктуризации даже в пятидесятипроцентной части. Для погашения задолженности должницы в общей сумме 698 018 руб. 67 коп. по 3 835 руб. 03 коп. в месяц потребуется 182 месяца (более 15 лет).
Иные доказательства должница в арбитражный суд первой инстанции не представляла. В приобщении в материалы дела новых доказательств, приложенных к апелляционной жалобе, апелляционный суд отказал, поскольку не имеется оснований полагать, что они не могли быть представлены в арбитражный суд первой инстанции.
Апелляционный суд полагает, что из материалов дела в настоящий момент невозможно установить, имеется ли возможность реализации имущества должницы в процедуре реализации имущества. При обращении в арбитражный суд с заявлением о собственном банкротстве должница в описи имущества указывала, что у нее не имеется имущества, кроме доли права в единственном жилье (квартире). Однако это обстоятельство подлежит проверке, поскольку на праве общей собственности с супругом ей может принадлежать иное, прежде всего движимое, имущество.
Поэтому апелляционный суд соглашается с арбитражным судом первой инстанции, представленный должником план реструктуризации является экономически неисполнимым, и, напротив, не имеется в материалах дела однозначных доказательств, что процедура реализации имущества не позволит погасить требования кредиторов в большем размере.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку и в просительной части жалобы указано на необходимость частичного изменения судебного акта, и фактически доводы жалобы сводятся к оспариванию определения суда только в части отказа в утверждении плана реструктуризации, возражений относительно проверки судебного акта в обжалуемой части не поступило, суд апелляционной инстанции пересматривает судебный акт в пределах доводов апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения определения определение Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2023 по делу N А40-201430/22 по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены и принятого по делу судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 272 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2023 по делу N А40-201430/22 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Г. Ахмедов |
Судьи |
Ж.Ц. Бальжинимаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-201430/2022
Должник: Семенова Светлана Сергеевна
Кредитор: ИФНС России N 21 по г. Москве, ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"
Третье лицо: Кунаш Денис Александрович
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7179/2024
08.02.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-86537/2023
15.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-94094/2022
07.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-201430/2022