г. Хабаровск |
|
27 мая 2021 г. |
А73-12725/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Воронцова А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Тихоокеанский контейнерный транзит": Грабко М.Б., представитель по доверенности от 10.02.2021;
от публичного акционерного общества "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер": Юн А.В, представитель по доверенности от 11.02.2021.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тихоокеанский контейнерный Транзит"
на решение от 08.02.2021
по делу N А73-12725/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску публичного акционерного общества "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" (ОРГН1067746341024, ИНН 7708591995)
к обществу с ограниченной ответственностью "Тихоокеанский контейнерный транзит" (ОГРН 1072508004029, ИНН 2508081155)
третьи лица - открытое акционерное общество "Российские железные дороги", акционерное общество "Лесосибирский порт"
о взыскании 189 145 руб. 20 коп.
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" (далее - ПАО "ТрансКонтейнер", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тихоокеанский контейнерный транзит" (далее - заявитель, ответчик, ООО "ТКТ") о взыскании 189 145 руб. 20 коп.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.08.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги" и акционерное общество "Лесосибирский порт".
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.02.2021 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с решением суда, ООО "ТКТ" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что перевозка рассчитывается до момента выгрузки вагона, и срок до момента выгрузки вагона не может включаться в срок оказания дополнительных услуг. По мнению ответчика, именно экспедитор, как собственник вагона, должен распоряжаться порожним вагоном, поэтому время после выгрузки и до момента отправки порожнего вагона не может относиться к дополнительному пользованию. Не согласен с правомерностью вывода суда о том, что согласованное время пользования вагоном по организованной экспедитором перевозке груза окончено прибытием вагона на станцию примыкания без выдачи груза грузополучателю, так и с правомерностью начисления НДС в размере 18% в спорном периоде с 03.06.2019 до выдачи груза. Считает, что пункт 1 Коммерческих условий не применяется к ответчику, поскольку применяется только ставка клода услуги 1.02.01, а ответчику рассчитана услуга по ставке 1.01.01.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "ТрансКонтейнер" против доводов заявителя возражает, просит оставить судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Тихоокеанская контейнерный транзит" поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивая на её удовлетворении.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая её доводы не обоснованными.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц, уведомленных надлежащим образом, в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ПАО "ТрансКонтейнер" (ТрансКонтейнер) и ООО "ТКТ" (клиент) заключен договор транспортной экспедиции N НКП ДВЖД-773606 от 26.12.2017 (далее - договор), по условиям которого ТрансКонтейнер обязуется на возмездной основе оказать услуги по заказу клиента в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 1 договора клиент, подписывая договор, подтверждает, что ознакомился, принимает и обязуется руководствоваться Общими, Специальными и Коммерческими условиями, разработанными ПАО "ТрансКонтейнер" и размещенными для ознакомления в свободном доступе в сети Интернет на Веб-сайте: https://trcont.com/ourseryfces/online/pro, а также на информационных стендах ПАО "ТрансКонтейнер". Термины и понятия, используемые в настоящем Договоре, определены в Общих условиях.
Разделом 1 Общих условий оказания услуг транспортной экспедиции ПАО "ТрансКонтейнер" (далее - Общие условия) предусмотрено, что под термином "Договор" понимаются в совокупности все документы, определяющие условия оказания Услуг: непосредственно договор транспортной экспедиции, подписываемый Сторонами на бумажном носителе, и являющиеся неотъемлемой частью Договора Общие, Специальные и Коммерческие условия, перечень услуг, дополнительные соглашения, приложения к договору, прайс-листы и иные документы, регулирующие отношения Сторон.
Подписанием договора на бумажном носителе клиент подтверждает свое согласие на применение к отношениям Сторон положений, изложенных в Общих, Специальных и Коммерческих условиях, размещенных в свободном доступе на Веб-сайте и информационных стендах ПАО "ТрансКонтейнер".
Согласно заказу N 142 от 15.05.2019 ПАО "ТрансКонтейнер" приняло на себя обязательства по оказанию ООО "ТКТ" следующих транспортно-экспедиторских услуг:
- предоставление принадлежащего ПАО "ТрансКонтейнер" вагона для железнодорожной перевозки контейнеров в интересах клиента со станции отправления Находка - Восточная Дальневосточной железной дороги до станции назначения Лесосибирск Красноярской железной дороги;
- составление и подача за грузоотправителя заявки на перевозку грузов по выданной им доверенности;
- проведение расчётных операций.
Из материалов дела следует, что во исполнение своих обязательств по договору ПАО "ТрансКонтейнер" предоставило ООО "ТКТ" вагон N 94835907.
В соответствии с коммерческими условиями, являющимися неотъемлемой частью договора, клиент оплачивает ТрансКонтейнеру все время предоставления вагона для осуществления перевозки груза на всем маршруте. При этом предоставление контейнеров/вагонов оплачивается в соответствии с условиями договора при оплате услуг (включается в согласованную в заказе стоимость услуг) или дополнительно, исходя из фактического времени предоставления контейнера и/или вагона для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов (дополнительное предоставление).
Согласно пункту 1 коммерческих условий по срокам предоставления контейнеров и/или вагонов ПАО "ТрансКонтейнер", согласовывается срок предоставления вагона - на время нахождения вагона в пути следования по железной дороге вне зависимости от фактических сроков перевозки.
Дополнительно подлежит оплате время дополнительного предоставления, возникшее в результате задержки контейнера и/или вагона на всем маршруте перевозки по обстоятельствам, зависящим от клиента, по инициативе контролирующих органов либо по иным основаниям, предусмотренным договором.
Дополнительное предоставление рассчитывается исходя из стоимости Услуги "Предоставление Вагона/Контейнера для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов/контейнеров" на один Контейнер или Вагон за одни сутки. Неполные сутки (свыше 1 часа) округляются до полных.
Пунктом 5.5.1 Коммерческих условий предусмотрено, что при прибытии вагона на железнодорожные пути необщего пользования согласованный срок предоставления вагона исчисляется с момента прибытия вагона на станцию примыкания пути необщего пользования до 24 часов дня, следующего за ним.
Дополнительно подлежит оплате время дополнительного предоставления, возникшее в результате задержки Вагона сверх согласованного срока до момента приема к перевозке Вагона в порожнем состоянии, или сдачи Вагона в соответствии с указаниями ПАО "ТрансКонтейнер".
В силу пунктов 2.2, 2.3 Специальных условий клиент самостоятельно обеспечивает оформление необходимых документов для отправления вагонов/контейнеров с мест необщего пользования причастными лицами (владельцем мест необщего пользования, грузоотправителем/грузополучателем и др.), своевременную подачу/уборку вагонов и осуществление приемо-сдаточных операций, необходимое взаимодействие с владельцем места необщего пользования и при необходимости с Перевозчиком. При этом клиент обязан уведомлять ТрансКонтейнер о завершении грузовых операций и/или готовности вагонов и/или контейнеров ПАО "ТрансКонтеЙнер" к уборке/сдаче с мест необщего пользования.
В пункте 3.2 Специальных условий определено, что период фактического пользования клиентом вагоном и/или контейнером ПАО "ТрансКонтеЙнер" в местах необщего пользования исчисляется в соответствии с настоящими Специальными условиями и фиксируется в ведомости учета, формируемой по форме, установленной ПАО "ТрансКонтеЙнер" (далее - ведомость).
Плата за пользование взимается в соответствии с установленными ПАО "ТрансКонтейнер" ставками. В случае нарушения сроков, указанных в пункте 3.1 специальных условий, клиент оплачивает услугу - "предоставление вагона/контейнера для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов/контейнеров" за весь период фактического пользования сверх согласованного.
Фактическое время нахождения груженых вагонов и/или контейнеров ПАО "ТрансКонтеЙнер" в местах необщего пользования исчисляется с даты прибытия груженых вагонов и/или контейнеров ПАО "ТрансКонтеЙнер" на станцию назначения, к которой примыкают пути необщего пользования, по дату приема порожних вагонов и/или контейнеров ТрансКонтейнер к перевозке (пункт 3.5.2 Специальных условий).
Представленными в материалы дела накладными N ЭЙ534960 и N ЭИ535070, данными информационной справочной системы "ВЦ Циттранс" подтверждается, что на станцию назначения Лесосибирск Красноярской железной дороги вагон N 94835907, груженый контейнерами NSSU005869 и PCIU2012422, прибыл 01.06.2019.
Вагон N 94835907 в порожнем состоянии (электронная железнодорожная накладная N ЭК349988) отправлен только 28.07.2019.
Учитывая истечение согласованного коммерческими условиями договора срок предоставления вагона истек 02.06.2019, истец начислил ответчику плату за дополнительное предоставление вагона за период с 03.06.2019 по 28.07.2019 (56 суток) в размере 189 145 руб. 20 коп. с НДС согласно расчету.
Истец направил ответчику 16.08.2019 счет от 16.08.2019 N 5216882 и ведомость учета времени предоставления (использования) вагона для дополнительных операций.
Претензиями от 20.09.2019, 23.06.2020 истец просил ответчика произвести оплату выставленного счета.
Отказ в удовлетворении претензионных требований послужил основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь положениями статей 803-805 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), общими нормами обязательственного права, при наличии доказательств, подтверждающих оказание истцом экспедиционных услуг, а также нахождение вагонов сверх согласованного срока, в отсутствие доказательств оплаты, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования о взыскании суммы основного долга в заявленном размере.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы, что указанные услуги с даты прибытия на станцию назначения и до момента разгрузки вагона оплате не подлежали, а также не подлежали оплате после разгрузки и до отправки порожнего вагона, так как распоряжение на отправку вагонов следовало давать именно истцу.
Вместе с тем, указанные доводы рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены.
Положениями общих условий предусмотрено, что клиент обязан при получении грузов в местах необщего пользования руководствоваться соответствующими специальными условиями (пункт 2.3.12), своевременно возвратить после выгрузки груза вагон ТрансКонтейнера (пункт 2.3.16).
Специальными условиями в пунктах 2.2., 2.3 на клиента возложена обязанность обеспечения взаимодействия с владельцем места необщего пользования, уведомления о завершении грузовых операций и т.д.
Таким образом, применительно к положениям статьи 421 ГК РФ стороны согласовали, что с учётом положений пунктов 2.3.12, 2.3.16 общих условий, 2.2, 2.3 специальных условий на ответчика возлагаются обязанности по уведомлению истца по обеспечению возврата порожнего вагона, также на него возложены обязанности по оплате (п. 3.2 Специальных условий) периода пользования, в который подлежит включению дополнительный период, возникший после прибытия вагонов (01.06.2019) и истечения срока предоставления вагонов (02.06.2019), то есть с 03.06.2019 до момента отправки порожнего вагона 28.07.2019.
Данные обстоятельства, для исчисления периода пользования, фактов прибытия, разгрузки и отправки подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, накладными, данными информационной справочной системы, ведомостью учёта времени предоставления (использования) вагона.
Таким образом, доводы заявителя о том, что у него не было обязанностей по оплате предоставления вагона сверх согласованного срока, и о том, что с момента разгрузки вагонов до момента их отправки ответчик не должен был предпринимать каких-либо действий - противоречат соглашению сторон и обстоятельствам дела.
Подлежит отклонению и доводы ответчика о том, что он возмещает истцу расходы экспедитора по организации перевозки груза с использованием собственного вагона экспедитора. Предъявленная к оплате истцом услуга по дополнительному предоставлению вагона, в соответствии с положениями Специальных условий, имеет место после передачи вагона на железнодорожный путь необщего пользования для выдачи грузополучателю.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 Специальных условий оказания услуг транспортной экспедиции по предоставлению вагонов и /или контейнеров в местах необщего пользования, Клиент обязан обеспечить необходимое взаимодействие с владельцем мест необщего пользования и при необходимости с перевозчиком, уведомить ТрансКонтейнер о завершении грузовых операций и/или готовности вагонов и/или контейнеров к уборке/сдаче, а также о случаях отказа от приема порожних вагонов и/или контейнеров ТансКонтейнера, прибывших под погрузку. Клиент обеспечивает своевременную подачу/уборку вагонов ТрансКонтейнера перевозчиком/владельцем мест н/п.
В данном случае от ответчика не поступало уведомлений о завершении грузополучателем грузовых операций, что им не отрицается, что привело к простаиванию вагона на путях необщего пользования в период с 03.06.2019 по 28.07.2019, правомерно в соответствии с вышеизложенными условиями, предъявленного к оплате как период дополнительного времени использования вагона.
Стоимость услуги дополнительного предоставления определена на основании прайс-листа истца и составляет 1 934 руб. в сутки без НДС за первые-пятые сутки, 2 901 руб. в сутки без НДС - за шестые и последующие сутки. Итого, стоимость дополнительного предоставления составила 189 145 руб. 20 коп. с учетом НДС 20%.
Доводы жалобы о том, что примененный судом пункт 1 Коммерческих условий не относим к согласованной услуге по организации перевозки на всем маршруте по коду 1.01.01, признаются необоснованными. Поскольку услуга по дополнительному предоставлению имела место после прибытия вагона на станцию назначения и окончания перевозки, оснований для применения ставки по коду 1.01.01 - без учета НДС, как для вагона, следующего в режиме экспорта/импорта/таможенного транзита, не имеется.
В доводах заявитель также ссылается на пропуск срока исковой давности.
В силу п. 1 ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", срок исковой давности составляет 1 год.
В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (п. 2 ст. 200 ГК РФ).
Кроме того, из разъяснений в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" следует, что согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Пунктом 5 договора, а также пункта 5.5 общих условий предполагает оплату в течение 5 рабочих дней с даты получения от ТрансКонтейнера соответствующего уведомления о возникновении дополнительных расходов и счёта на оплату.
Истцом ведомость учёта времени и счёт N 5216882 от 16.08.2019 направлены в адрес ответчика 16.08.2019.
Претензией N 238 от 20.08.2019 ООО "ТКТ" уведомило ответчика об отказе в оплате полученного счёта.
В связи с изложенным, не позднее 20.08.2019 истцу должно было быть достоверно известно относительно возникших разногласий при исполнении договора транспортной экспедиции и отказе ответчика от исполнения договора в отношении дополнительных услуг по предоставлению вагона.
В свою очередь, согласно входящему штампу Арбитражного суда Хабаровского края на исковом заявлении, ПАО "ТрансКонтейнер" обратилось с исковым заявлением 14.08.2020, то есть в пределах срока исковой давности.
На основании изложенного, апелляционная коллегия находит ошибочными доводы заявителя о пропуске срока исковой давности.
Учитывая установленные обстоятельства фактического нахождения вагона за пределами согласованного срока предоставления до момента его отправления в адрес истца порожним - суд первой инстанции обоснованно и правомерно взыскал задолженность на сумму 189 145 руб. 20 коп., сумма услуг рассчитана на основании раздела 5 общих условий, арифметически расчёт проверен и признан верным.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на её заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 08.02.2021 по делу N А73-12725/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12725/2020
Истец: ПАО "ЦЕНТР ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ "ТРАНСКОНТЕЙНЕР"
Ответчик: ООО "Тихоокеанский контейнерный Транзит"
Третье лицо: АО "Лесосибирский порт", ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"