г. Вологда |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А52-1248/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 мая 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 17 марта 2021 года по делу N А52-1248/2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; адрес: 196247, город Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н; далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536; адрес: 180017, город Псков, улица Кузнецкая, дом 13; далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 13.03.2020 N 060/04/9.21-110/2019, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 600 000 руб., а также о признании незаконным и отмене представления от 13.03.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 17 марта 2021 года по делу N А52-1248/2020 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые постановление и представление признаны незаконными и отменены.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что вывод суда первой инстанции об отсутствии вины общества в совершении административного правонарушения не подтверждается представленными доказательствами и материалами дела. Считает, что общество, заключая договор и выдавая соответствующие технические условия, полагало возможным в установлены срок исполнить свои обязательства, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами. Указывает, что обстоятельства дела свидетельствуют о затягивании присоединения объекта к электрическим сетям со стороны сетевой организации, что лишает общество законного права на пользование электрической энергией.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между ПАО "МРСК Северо-Запада" и Симоненко С.В. заключен договор от 27.12.2017 N 76-04696/17 на технологическое присоединение нежилого здания, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Великие Луки, Октябрьский пр., д. 119, земельный участок с кадастровым номером 60:25:0060202:9, выданы технические условия (далее - ТУ) к нему.
Согласно техническим условиям, являющимися неотъемлемой частью договора, подключение объекта Симоненко С.В предполагалось от отпайки ЛЭП-10 кВт от ВЛ-10 кв Л.136-07 (КТП N 2949 л. 136-07 ВЛ 10 кВ). Обществу необходимо осуществить технологическое присоединение по объекту 002-75-2-01.32-0206 Строительство ТП -10/0,4 кВ (0,16МВА), строительство отпайки ВЛ-10кВ (1,2 км.) Л.136-07 до проектируемой ТП-10/0,4кВ, г. Великие Луки, Октябрьский проспект, д. 119.
Указанное технологическое присоединение предполагало строительство линий электропередач через сетевые объекты, расположенные на земельных участках, принадлежащих сельскохозяйственному производственному кооперативу (далее - СПК) "Ушица", администрации сельского поселения "Лычевская волость", Вершинину А.Н., обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Рельеф" и ООО "Зеленая Лига".
В целях технологического подключения объекта Симоненко С.В.
между ПАО "МРСК Северо-Запада" и ООО "Светосервис" 09.06.2018 заключен договор на выполнение проектных и изыскательских работ N 521 (том 1, листы 59-64).
ООО "Светосервис" 11.10.2018 обратилось к председателю СПК "Ушица" о согласовании размещения электросетевых объектов. Письмом от 30.01.2019 ООО "Светосервис" сообщило ПАО "МРСК Северо-Запада" об отсутствии необходимого согласования СПК "Ушица".
ООО "Велфуд" 14.02.2019 обратилось в ПАО "МРСК Северо-Запада" с заявкой N 76-00465/19 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств производственной базы, расположенной по адресу: 182113, Псковская обл., г. Великие Луки, Октябрьский пр-т, д. 117, земельный участок с кадастровым номером 60:25:0060202:59.
На основании данного заявления между ПАО "МРСК Северо-Запада" и ООО "Велфуд" 11.03.2019 заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств N 76-00465/19, датированный 21.02.2019.
По условиям указанного договора общество приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств общества максимальной мощностью энергопринимающего устройства 149,00 кВт, третей категории надежности, уровня напряжения 0,4 кВ. Срок выполнения мероприятий составляет 1 год со дня заключения договора (пункт 5), то есть до 11.03.2020.
Согласно пункту 11 договора размер платы за технологическое присоединение составляет 33 662 руб. 68 коп.
Неотъемлемой частью данного договора являются ТУ от 21.02.2019 N 76-00465/19-001, согласно которым для осуществления технологического присоединения объекта ООО "Велфуд" сетевой организации необходимо выполнить строительство воздушной линии электропередачи 10 кВ (1,2 км) от ВЛ 10 кВ л. 136-07, а также трансформаторной подстанции.
Выполнение технологического присоединения объекта ООО "Велфуд" являлось продолжением мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объектов Симоненко С.В. в рамках договора от 27.12.2017 N 76-04696/17.
При исполнении договора на выполнение проектных и изыскательских работ от 09.06.2018 N 521 (по объекту Симоненко С.В.) ООО "Светосервис" сделало запросы Вершинину А.Н. от 03.07.2019 N 68, ООО "Рельеф" от 08.07.2019 N 71, главе сельского поселения "Лычевская волость" от 08.07.2019 N 69, ООО "ГК Кабош" от 08.07.2019 N 70 с просьбой согласовать размещение воздушной линии электропередач напряжением 10кВ в границах принадлежащих им земельных участков.
В ответ на указанные запросы от администрации сельского поселения "Лычевская волость", Вершинина А.Н., ООО "Рельеф", ООО "Зеленая Лига" поступили отказы от 08.07.2019 N 253, от 12.07.2019, от 15.07.2019 N 42, от 10.07.2019 N 4 в согласовании размещения электросетевых объектов в границах соответствующих земельных участков.
ООО "Светосервис" 16.07.2019 в письме N 72, адресованном ПАО "МРСК Северо-Запада", указало, что им рассмотрено три единственно возможных варианта трассы строительства ЛЭП-10кВ для подключения объекта Симоненко С.В. "002-75-2-01.32-0206 Строительство ТП -10/0,4 кВ (0,16 МВА), строительство отпайки ВЛ-10кВ (1,2 км) Л.136-07 до проектируемой ТП-10/0,4кВ, г. Великие Луки, Октябрьский проспект, д. 119". Однако по всем запросам получены отказы в согласовании подключения объекта ЛЭП-10 кВ.
В связи с невозможностью исполнения договорных обязательств сетевой организацией в адрес ООО "Велфуд" 27.12.2019 направлено письмо с предложением расторгнуть договор по соглашению сторон. К указанному письму приложено соглашение от 25.12.2019 о расторжении договора от 21.02.2019.
Получив указанное письмо, ООО "Велфуд" 10.01.2020 обратилось в прокуратуру Псковской области с просьбой разобраться в правомерности действий ПАО "МРСК Северо-Запада".
Данное обращение 14.01.2020 перенаправлено прокуратурой в адрес управления для разрешения вопроса по существу.
Управлением 21.02.2020 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада".
Сетевой организацией 17.02.2020 и 19.02.2020 направлены запросы в адрес администрации сельского поселения "Лычевская волость", Вершинина А.Н., ООО "Рельеф", ООО "ГК КАБОШ" и СПК "Ущицы" на согласование прохождения трассы линии электропередачи, размещения трансформаторной подстанции в целях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям объекта ООО "Велфуд" по договору от 21.02.2019 N 76-00465/19.
Письмом от 05.03.2020 СПК "Ущицы" дало согласие на размещение трассы проектируемых электросетевых объектов.
Администрация сельского поселения "Лычевская волость", Вершинин А.Н., ООО "Рельеф", ООО "ГК КАБОШ" отказали сетевой организации в согласовании прохождения трассы линий электропередач, размещении трансформаторной подстанции.
По результатам административного расследования управление пришло к выводу о том, что сетевая организация не выполнила мероприятия по технологическому присоединению по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 21.02.2019 N 76-00465/19, заключенному 11.03.2019 с ООО "Велфуд", срок исполнения которого 11.03.2020 истек. В результате действий ПАО "МРСК Северо-Запада", выразившихся в направлении письмом от 27.12.2019 N МР2/75/04-09/3286 соглашения о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения, были ущемлены права и законные интересы ООО "Велфуд".
По мнению управления, действия ПАО "МРСК Северо-Запада" по невыполнению мероприятий, возложенных на сетевую организацию договором об осуществлении технологического присоединения от 21.02.2019 N 76-00465/19 и направлению письма от 27.12.2019 о расторжении договора по причине невозможности его исполнения со стороны сетевой организации совершены с нарушением условий договора и пунктов 3, 6, 16, 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правила N 861).
Должностным лицом управления в отношении общества 05.03.2020 с участием представителя общества составлен протокол N 060/04/9.21-110/2020 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Управлением 13.03.2020 вынесено постановление N 060/04/9.21-110/2020, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Одновременно 13.03.2020 обществу управлением внесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Общество не согласилось с вышеуказанными постановлением и представлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
На основании части 2 указанной статьи повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" сферой естественной монополии являются в том числе и услуги по передаче электрической энергии.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
На основании абзаца четвертого указанного пункта технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Абзацем пятым пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ установлено, что технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
В соответствии с абзацем пятнадцатым пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
ООО "Велфуд" относится к категории заявителей, указанных в пункте 12(1), как юридическое лицо в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).
На основании подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 договор должен содержать условия о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Согласно пункту 16.3 указанных Правил обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12 (1) - 14 и 34 данных Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Как следует из материалов дела, между ПАО "МРСК Северо-Запада" и ООО "Велфуд" 11.03.2019 заключен договор N 76-00465/19 об осуществлении технологического присоединения эиергопринимающих устройств, по условиям которого заявитель принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств общества максимальной мощностью энергопринимающего устройства 149,00 кВт, третей категории надежности, уровня напряжения 0,4 кВ. Срок выполнения мероприятий составляет 1 год со дня заключения договора (пункт 5 договора), то есть до 11.03.2020.
Неотъемлемой частью указанного договора являются ТУ от 21.02.2019 N 76-00465/19-001, согласно которым для осуществления технологического присоединения объекта ООО "Велфуд" сетевой организации необходимо выполнить строительство воздушной линии электропередачи 10 кВ (1,2 км) от ВЛ 10 кВ л. 136-07, а также трансформаторной подстанции. Данный объем работ по строительству электрических сетей ООО "Велфуд" полностью взаимосвязан с реализацией ПАО "МРСК Северо-Запада" договора об осуществлении технологического присоединения от 27.12.2017 N 76-04696/17, заключенного с Симоненко С.В., а именно: после реализации договора от 27.12.2017 N 76-04696/17 предусмотрено осуществление дальнейшее строительство воздушной линии электропередачи 10 кВ (1,2 км) от ВЛ 10 кВ л. 136-07, а также трансформаторной подстанции для подключения энергопринимающих устройств ООО "Велфуд".
Однако в процессе выполнения проектных работ в рамках реализации мероприятий по договору от 27.12.2017 N 76-04696/17 с Симоненко С.В. направлены запросы администрации сельского поселения "Лычевская волость", Вершинина А.Н., ООО "Рельеф" и ООО "Зеленая Лига", и в июле 2019 года стало известно о невозможности реализации мероприятий по строительству сетей в связи с отказом указанных лиц в прохождении трассы линии электропередач.
В письмах администрации сельского поселения "Лычевская волость" от 08.07.2019 N 253, Вершинина А.Н. от 12.07.2019, ООО "Рельеф" от 15.07.2019 N 42, ООО "Зеленая Лига" от 10.07.2019 N 4 выражен отказ в согласовании размещения электросетевых объектов в границах земельных участков, принадлежащих перечисленным лицам.
Указанные обстоятельства повлекли за собой невозможность реализации мероприятий по технологическому присоединению в отношении объектов Симоненко С.В. и, соответственно, ООО "Велфуд".
ПАО "МРСК Северо-Запада" 27.12.2019 в адрес ООО "Велфуд" направило соглашение о расторжении договора на технологическое подключение от 21.02.2019.
Антимонопольный орган при рассмотрении заявления ПАО "МРСК Северо-Запада" пришел к выводу, что сетевая организация не выполнила мероприятия по технологическому присоединению по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 11.03.2019 N 76-00465/19, заключенному с ООО "Велфуд", срок исполнения которого истек 11.03.2020, и, направив письмо от 27.12.2019 о расторжении договора, нарушило пункты 3, 6, 16, 16.3 Правил N 861.
Таким образом, управление усмотрело состав административного правонарушения, вменяемого в вину ПАО "МРСК Северо-Запада", в невыполнении мероприятий по технологическому подключения по договору N 76-00465/19 и в направлении письма от 27.12.2019, что прямо отражено в абзаце пятом на странице 8 оспариваемого постановления.
В обоснование своих выводов управление указало, что мероприятия по согласованию прохождения воздушной линии, ответы на запросы СПК "Ушица", администрации сельского поселения "Лычевская волость", Вершинина А.Н., ООО "Рельеф" и ООО "Зеленая Лига" получены обществом не в рамках договора с ООО "Велфуд", а в рамках ранее заключенного договора с Симоненко С.В., срок исполнения которого истек 19.01.2019. Следовательно, по мнению управления, законных оснований для неисполнения договора, заключенного с ООО "Велфуд", у общества не имелось.
При этом управление в оспариваемом постановлении указало на недопустимость расторжения договора по инициативе сетевой организации, являющейся монополистом.
Анализируя изложенное, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
Срок, установленный пунктом 16 Правил N 861, является существенным условием договора по технологическому присоединению.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что объем работ по строительству электрических сетей для подключения объекта ООО "Велфуд" напрямую зависел от реализации мероприятий по ранее заключенному договору об осуществлении технологического присоединения от 27.12.2017 N 76-04696/17 с Симоненко С.В., технические условия к которому предусматривали первоначальный объем работ по строительству линий электропередач.
Следовательно, как указал суд первой инстанции, полученные ответы в рамках заключенного договора с Симоненко С.В. могли быть использованы ПАО "МРСК Северо-Запада" при разрешении вопроса о возможности либо невозможности исполнения договора с ООО "Велфуд"; более того, сетевой организацией 19.02.2020 направлены запросы в СПК "Ушица", администрацию сельского поселения "Лычевская волость", Вершинину А.Н., ООО "Рельеф" и ООО "Зеленая Лига" на согласование прохождения трассы линии электропередачи в целях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям объекта самого ООО "Велфуд" по договору от 21.02.2019 N 76-00465/19.
Однако указанные лица, как и прежде, отказали сетевой организации в согласовании прохождения трассы линии электропередачи, размещении трансформаторной подстанции на их земельных участках, за исключением СПК "Ушица".
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, ПАО "МРСК Северо-Запада" подтвердило отказ третьих лиц в согласовании мероприятий по технологическому присоединению объектов ООО "Велфуд".
При этом суд первой инстанции справедливо отметил, что запросы собственникам земельных участков направлялись для проработки трех возможных вариантов строительства трассы ЛЭП-10кВ, что подтверждается письмом ООО "Светосервис" от 16.07.2019 N 72.
Управлением доказательств, опровергающих обстоятельство рассмотрения нескольких вариантов технологического подключения, не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному доводу о том, что общество не имело реальной возможности в установленный срок осуществить технологическое присоединение объекта ООО "Велфуд" и исполнить принятые на себя обязательства по договору от 21.02.2019 N 76-00465/19.
Это обстоятельство послужило основанием для направления обществом в адрес ООО "Велфуд" уведомления от 27.12.2019 с предложением заключить соглашение о расторжении договора на технологическое подключение от 21.02.2019.
В тексте письма ПАО "МРСК Северо-Запада" от 27.12.2019 "О направлении соглашения о расторжении" сетевой компанией разъясняются причины, по которым исполнение договора стало невозможным. Выражена просьба к ООО "Велфуд" подписать соглашение о расторжении договора и один экземпляр вернуть сетевой компании. Разъяснено, что в случае отказа от подписания соглашения в добровольном порядке расторжение договора будет осуществлено в судебном порядке.
Содержание письма от 27.12.2019 согласуется с пунктами 14 и 15 формы типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденной приложением 8 к Правилам N 861, и само по себе письмо без оценки иных обстоятельств не свидетельствует о проявлении сетевой компанией злоупотребления доминирующим положением.
Общество 04.03.2020 направило в Арбитражный суд Псковской области исковое заявление о расторжении договора с ООО "Велфуд" в связи с невозможностью его исполнения (то есть в пределах срока действия договора об осуществлении технологического присоединения от 21.02.2019 N 76-00465/19).
В ходе рассмотрения данного иска (дело N А52-852/2020) обществом дополнительно проработан еще один вариант технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Велфуд" к сетям. Общество предложило строительство участков линии передач путем врезки в КЛ 157-30, числящейся на балансе филиала, с установкой ТП-6/0,4 кВ на участке, принадлежащем ООО "Велфуд", то есть совершенно новый способ техприсоединения (том 3, листы 34-35).
Между ООО "Велфуд" и обществом 29.10.2020 в соответствии с частью 1 статьи 450 и частью 3 статьи 453 ГК РФ заключено соглашение о расторжении договора технологического присоединения от 21.02.2019 N 76-00465/19. Сторонами заключен новый договор с новыми техническим условиями от 30.10.2020 N 76-00822/20-001.
Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание представленную обществом в материалы дела копию решения Великолукского городского суда Псковской области от 05 августа 2020 года по делу N 2-4/2020, в которым суд, проанализировав позицию общества, письмо ООО "Светосервис" от 16.07.2019 N 72, письма собственников смежных участков, пришел к выводу, что ПАО "МРСК Северо-Запада" предприняло все возможные меры для исполнения обязательств по технологическому присоединению объекта Симомненко С.В. к электрическим сетям, исследовало для этого все существующие возможности, пыталось провести необходимые согласования, однако к положительному результату это не привело. Великолукский городской суд Псковской области пришел к выводу об отсутствии необходимых технических условий осуществления технологического присоединения, в связи с чем удовлетворил иск ПАО "МРСК Северо-Запада" о расторжении договора от 27.12.2017 N 76-04696/17, заключенного с Симоненко С.В.
Суд первой инстанции пришел к аналогичным выводам и посчитал, что в данном случае отсутствует вина ПАО "МРСК Северо-Запада" в неисполнении в установленный срок заключенного с ООО "Велфуд" договора от 21.02.2019 N 76-00465/19.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно установил отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, что влечет признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отменил оспариваемое постановление.
По настоящему делу общество обратилось с требованиями об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В соответствии с частью 2 статьи 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
По смыслу положений статьи 29.13 КоАП РФ представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, выносится исключительно в случае привлечения лица к административной ответственности, а, следовательно, представление следует судьбе постановления, и в случае признания незаконным и отмены постановления об административной ответственности, представление также подлежит признанию незаконным и отмене.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование о признании незаконным оспариваемого представления.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 17 марта 2021 года по делу N А52-1248/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1248/2020
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области