г. Хабаровск |
|
28 мая 2021 г. |
А73-17353/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Брагиной Т.Г., Жолондзь Ж.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.,
при участии в заседании:
от ООО "МО "Управляющая компания": Панина Е.Г., представитель по доверенности от 11.01.2021;
от ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ: Воронкова Е.Н., представитель по доверенности от 08.07.2020;
от Минобороны России: Ламскова С.Ю., представитель по доверенности от 10.11.2020;
от ФКУ "ОСК ВВО": Ламскова С.Ю., представитель по доверенности от 17.12.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 25.03.2021
по делу N А73-17353/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное общество "Управляющая компания" (ОГРН 1072720002035, Хабаровский край, Хабаровский район, село Мирное)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, г. Хабаровск),
Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, г. Москва)
о взыскании 1 977 211,33 руб.,
третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальное общество "Управляющая компания" (ООО "МО "Управляющая компания") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ), в порядке субсидиарной ответственности - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) 1 977 211,33 руб. (с учетом принятого судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ уточнения).
Требование мотивировано наличием задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов N N 1, 2, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 19, расположенных в с. Анастасьевка (Хабаровск-43) по ул. Интернациональная, за период с 01.01.2020 по 31.08.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ФКУ "ОСК ВВО").
Решением от 25.03.2021 иск в уточненном размере удовлетворен.
На судебный акт ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ, Минобороны России поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе Минобороны России считает решение подлежащим отмене.
В обоснование указано на неверное толкование норм материального права, подлежащих применению; неверное производство расчета долга; не представление счетов на оплату.
Кроме того, указано на необоснованное привлечение Минобороны России к субсидиарной ответственности, при отсутствии проверки наличия или отсутствия денежных средств на счетах основного должника.
По мнению заявителя жалобы, ответственность собственника казенного учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, определенными статьей 123.22 ГК РФ.
ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ в своей апелляционной жалобе считает себя ненадлежащим ответчиком, ссылаясь на не выделение денежных средств по статье расходов "коммунальные услуги", отсутствие полномочий по приему-передачи оказанных коммунальных услуг, заключению контрактов (договоров) и финансированию услуг; в соответствии с приказами Министра обороны России финансовое обеспечение и исполнение финансовых обязательств воинских частей и учреждений возложено на федеральные казенные учреждения - управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны по субъектам Российской Федерации.
В отзыве на апелляционные жалобы ООО "МО "Управляющая компания" выразило несогласие с ее доводами, указав на наличие обязанности своевременно производить оплату за содержание и ремонт общего имущества МКД; субсидиарная ответственность за неисполнение обязательства ответчиком подлежит возложению на лицо, осуществляющее функции собственника имущества, - Министерство обороны России как главного распорядителя бюджетных средств.
В судебном заседании представители ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ и Минобороны России поддержали доводы своих жалоб, дав соответствующие пояснения.
Позиция Минобороны России поддержана представителем ФКУ "ОСК ВВО".
Возражая против доводов жалоб, представитель ООО "МО "Управляющая компания" указал на несостоятельность их доводов.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, пояснения представителей участников процесса, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, решениями Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 06.12.2019 N N 1382, 1383, 1386, 1388, 1390, 1392, 1394, 1396, 1397, 1399, 1400 многоквартирные дома, расположенные по адресу: Хабаровский край, с. Анастасьевка (Хабаровск-43), ул. Интернациональная, дома N N 1, 2, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 19 включены в реестр лицензий Хабаровского края и находятся в управлении ООО "Межмуниципальное общество "Управляющая компания".
09.01.2020 между Минобороны России и ООО "МО "Управляющая компания" заключены договоры управления многоквартирными домами N N 1/11, 2/12, 5/15, 7/17, 9/19, 11/21, 13/23, 15/25, 16/26, 19/29, 18/28, по условиям которых управляющая компания обязалась по поручению собственников управлять общим имуществом, оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлять коммунальные услуги.
На основании пункта 5.6 договоров собственники обязались вносить плату до 25-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Приложением N 1 к договорам определен состав общего имущества МКД.
Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, управлению МКД установлен в Приложениях N N 2.1, 2.2; перечень коммунальных услуг - в Приложении N 3.
Приложением N 6 определен размер платы за содержание и ремонт мест общего пользования - 39,90 руб. за 1 кв.м.
Согласно приказам директора Департамента имущественных отношений Минобороны России N 2055 от 17.07.2017, N 1258 от 20.04.2017, N 2695 от 26.10.2018, N 2280 от 16.08.2017, N 1172 от 14.04.2017, N 1869 от 06.07.2017, N 1524 от 29.05.2017, N 1320 от 27.04.2017, N 1230 от 18.04.2017, N 1114 от 06.06.2019, положению о Министерстве обороны России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053, приказу Министра обороны России от 25.02.2014 N 110 многоквартирные дома, расположенные по адресам: Хабаровский край, с. Анастасьевка (Хабаровск-43), ул. Интернациональная, дома N N 1, 2, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 19 закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ.
ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ в указанных домах владеет жилыми помещениями, не переданными в пользование иным лицам:
- с. Анастасьевка, ул. Интернациональная, 1 - квартиры N N 10, 13, 14, 17, 18, 20, 28, 29, 44, 54, 55, 57, 60, 62, 63;
- с. Анастасьевка, ул. Интернациональная,19 - квартиры N N 1, 7, 10, 16, 18, 20, 21, 26, 29, 31, 35, 36, 40, 42, 46, 50, 61;
- с. Анастасьевка, ул. Интернациональная,15 - квартиры N N 10, 12, 17, 29, 30, 35, 44, 60;
- с. Анастасьевка, ул. Интернациональная, 5 - квартиры N N 5, 16, 27, 32, 38, 39, 41, 52, 55, 64;
- с. Анастасьевка, ул. Интернациональная,18 - квартиры N N 1, 6, 7, 20, 31, 32, 33, 34, 43, 44, 45, 46, 51;
- с. Анастасьевка, ул. Интернациональная, 11 - квартиры N N 3, 9, 10, 12, 17, 19, 24, 30, 41, 42, 47, 49, 51, 57, 60, 63, 67, 68;
- с. Анастасьевка, ул. Интернациональная,16 - квартиры N N 1, 2, 3, 7, 10, 12, 13, 17, 18, 20, 22, 23, 25, 27, 30, 32, 33, 34, 39, 41, 42, 43, 44, 46, 47, 48, 49, 57, 58, 59, 67, 69;
- с. Анастасьевка, ул. Интернациональная, 13 - квартиры N N 1, 26, 27, 28, 30, 36, 42, 44, 48, 49, 62, 66, 68, 70;
- с. Анастасьевка, ул. Интернациональная, 9 - квартиры N N 2, 4, 33, 34, 37, 41, 43, 45, 46, 51;
- с. Анастасьевка, ул. Интернациональная, 7 - квартиры N N 2, 3, 10, 38, 52, 58, 61;
- с. Анастасьевка, ул. Интернациональная, 2 - квартиры N N 4, 10, 11, 14, 16, 20, 39, 40, 45.
В период с 01.01.2020 по 31.08.2020 ООО "МО "Управляющая компания" осуществляло управление и содержание общего имущества многоквартирных домов, предоставляя коммунальные услуги, оплата за которые не произведена.
В целях досудебного урегулирования спора 21.09.2020 в адрес ответчиков направлены претензии N 118, N 119 об оплате задолженности, оставленные без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд (с учетом принятых судом уточнений).
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенным в абзаце 2 пункта 1 постановления Пленума от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", регулирование отношений собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, возникающих по поводу общего имущества, предусмотрено статьями 289, 290 Гражданского кодекса РФ, статьей 36 Жилищного кодекса РФ.
На основании пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ и пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с которыми в состав общего имущества включаются, в том числе, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящиеся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома.
В состав общего имущества включаются также внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных приборов (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования и т.д.
В силу пункта 11 Правил под содержанием общего имущества понимается сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации и содержания общего имущества.
Согласно пункту 29 вышеуказанных Правил плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена также пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Таким образом, независимо от наличия соответствующих договорных отношений на собственнике помещения лежит обязанность по осуществлению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.
Как следует из материалов дела, ООО "МО "Управляющая компания", имеющее лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 06.04.2015 N 027-000024, на основании договоров управления от 09.01.2020 N 1/11, 2/12, 5/15, 7/17, 9/19, 11/21, 13/23, 15/25, 16/26, 19/29, 18/28 является управляющей организацией многоквартирных домов N N 1, 2, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18, 19, расположенных в с. Анастасьевка (Хабаровск-43) по ул. Интернациональная.
В указанных домах имеются незаселенные квартиры.
Факт оказания услуг в спорный период подтвержден материалами дела; доказательств оказания услуг ненадлежащего качества, либо какой-либо иной управляющей организацией в материалы дела не представлено.
С 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона N 258-ФЗ от 29.07.2017 вступили в действие изменения в статьи 154, 156 Жилищного кодекса РФ.
В силу пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе, включены коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 9.1. статьи 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами истцом в состав платы включена оплата за холодную и горячую воду, водоотведение, электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества.
По уточненном расчету истца задолженность по оплате услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества за период с 01.01.2020 по 31.08.2020 составила 1 977 211,33 руб.
Расчет задолженности произведен истцом, с учетом площади принадлежащих учреждению жилых помещений, общей площади жилых и нежилых помещений в доме, площади мест общего пользования, на основании тарифа, определенного договорами управления (39,90 руб. за 1 кв.м в каждом доме), тарифов на ХВС, электроэнергию, нормативов потребления коммунальных ресурсов, установленных постановлениями Правительства Хабаровского края от 09.06.2015 N 130-пр, от 19.05.2017 N 198-пр, от 19.06.2015 N 141-пр, в редакции постановления от 28.10.2016 N 384-пр, постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2019 N 42/4, от 10.07.2019 N 15/9, а также с учетом периода нахождения помещений в пользовании у нанимателей.
Апелляционным судом расчет проверен и признан верным.
Услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, коммунальным услугам, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, за спорный период не оплачены.
В соответствии со статьей 216 ГК РФ право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Соответственно, учреждение, владеющее имуществом, несет обязательства, аналогичные обязательствам собственников.
Установив, что спорными жилыми помещениями в заявленный период владело на праве оперативного управления ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания задолженности за услуги, оказанные истцом в спорный период, с учреждения, а при недостаточности денежных средств - с Минобороны России, удовлетворив иск в сумме 1 977 211,33 руб., с учетом вышеуказанных норм права.
Довод апелляционной жалобы Минобороны России о неверном производстве расчета долга подлежит отклонению, поскольку расчет произведен в соответствии с положениями части 2 статьи 39, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, пунктом 5.3 договоров управления от 09.01.2020, согласно которому ежемесячная плата собственника за содержание и ремонт общего имущества в доме определяется как произведение общей площади его помещений на размер платы за 1 кв.м такой площади в месяц.
При этом, размер платы может быть уменьшен для внесения собственником (нанимателем, арендатором) в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в порядке, установленном органами государственной власти.
Материалы дела не содержат доказательств оказания услуг ненадлежащего качества.
Ссылка в жалобе Минобороны России на отсутствие счетов об оплате оказанных услуг является несостоятельной, поскольку само по себе непредоставление истцом счетов не освобождает ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме, в котором у ответчика находится имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления.
Кроме того, действуя добросовестно и разумно, ответчики могли предпринять меры к надлежащему исполнению обязательства.
В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" от 16.08.2004 N 1082 Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.
Согласно пункту 71 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным силам.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций.
Спорное имущество относится к имуществу вооруженных сил.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи.
С учетом норм статей 123.22, 399 Гражданского кодекса РФ, статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, содержания Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", возложение субсидиарной ответственности за неисполнение обязательства основным должником на собственника имущества - Российскую Федерацию в лице Минобороны России как главного распорядителя бюджетных средств является обоснованным.
По указанным основаниям довод жалобы Минобороны России о неправомерном возложении на Министерство субсидиарной ответственности подлежит отклонению.
При этом, ответственность субсидиарного должника наступит лишь в случае установления при исполнении судебного акта о взыскании долга с основного должника факта недостаточности у него денежных средств, в то время как ни на суд, ни на истца не возложена обязанность проверки наличия или отсутствия денежных средств на счетах основного должника.
Неправильного применения (толкования) судом норм материального права не установлено.
Довод апелляционной жалобы ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ об отсутствии в бюджетной системе средств на оплату коммунальных услуг не может быть принят во внимание, учитывая обязанность собственника помещения в силу закона нести расходы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; по оплате коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу статьи 216 ГК РФ право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его
возникновения, обязаны нести бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания домов в целом.
Данная обязанность возникла у лица силу положений статей 36, 158 Жилищного кодекса РФ и норм статей 249, 296 Гражданского кодекса РФ.
Принимая во внимание указанные нормы права, довод апелляционной жалобы ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ о том, что в Уставе учреждения не предусмотрено обеспечение содержания, ремонта и эксплуатации зданий, строений, сооружений, находящихся в оперативном управлении, в связи с чем учреждение является ненадлежащим ответчиком, подлежит отклонению.
С учетом установленного, основания для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.03.2021 по делу N А73-17353/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17353/2020
Истец: ООО "МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Минестерство обороны Россиийской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ
Третье лицо: ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казённое учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства оброны РФ, Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"