город Воронеж |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А35-1045/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Воскобойникова М.С. |
судей |
Поротикова А.И. |
|
Щербатых Е.Ю. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединым М.В.,
при участии:
от ООО "Градо Строй": Тюниной Н.В., представителя по доверенности N 21/04/2021 от 21.04.2021, паспорт,
от ООО "КурскБизнесСтрой": Тюниной Н.В., представителя по доверенности N 21/04/2021 от 21.04.2021, паспорт,
от МО "Курский район" Курской области в лице Администрации Курского района Курской области: Жиляева Р.Г., представителя по доверенности N 01 от 11.01.2021, паспорт,
от Министерства обороны Российской Федерации: Золотаревой Е.И., представителя по доверенности N 207/10/ою/д/131 от 18.03.2021, паспорт,
от "56 Военная Прокуратура (гарнизона) МВО": Лаптейкова Д.О., представителя по доверенности от 21.04.2021, служебное удостоверение,
от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии: Кулевой О.Е., представителя по доверенности N 10-СК от 11.01.2021, паспорт,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Администрация Клюквинского сельсовета Курского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Градо Строй", общества с ограниченной ответственностью "КурскБизнесСтрой" на решение Арбитражного суда Курской области от 02.02.2021 по делу N А35-1045/2020 по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "КурскБизнесСтрой" (305023 г. Курск переулок Даньшинский 5-й дом 16, ОГРН 1154632000500, ИНН 4632199028), общества с ограниченной ответственностью "Градо Строй" (305003, город Курск, улица Новая луговая, 29, ОГРН 1114632002000, ИНН 4632130160) к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Муниципальному образованию "Курский район" Курской области в лице Администрации Курского района Курской области о взыскании убытков в размере 45 911 135 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КурскБизнесСтрой" (далее - истец, ООО "КурскБизнесСтрой"), общество с ограниченной ответственностью "Градо Строй" (далее - ответчик, ООО "Градо Строй") обратились в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее -ФГБУ "ФКП Росреестра"), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление Росреестра по Курской области), Управлению по бюджету и налогам администрации Курского района Курской области, Администрации Курского района Курской области, Администрации Клюквинского сельсовета Курского района Курской области о взыскании 45 911 135 руб. 00 коп.
Определением Арбитражного суда Курской области от 02.07.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены "56 Военная Прокуратура (гарнизона) МВО" (далее - третье лицо 1), Администрация Клюквинского сельсовета Курского района Курской области (далее - третье лицо 2).
В процессе рассмотрения дела Арбитражным судом Курской области истец ходатайствовал об уточнении заявленных требований, просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в солидарном порядке убытки в размере 30 607 423 руб. 33 коп., с Администрации Курского района Курской области убытки в размере 7 651 855 руб. 84 коп.
Указанное уточнение принято Арбитражным судом Курской области в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Кроме того, истцы ходатайствовали об исключении из числа ответчиков по делу Минфин России, Муниципальное образование "Курский район" Курской области в лице Управления по бюджету и налогам Администрации Курского района Курской области, Управление Росреестра по Курской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области и привлечении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением Арбитражного суда Курской области указанные лица исключены из числа ответчиков по делу и привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Курской области от 02.02.2021 в удовлетворении исковых требований ООО "КурскБизнесСтрой", ООО "Градо Строй" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Градо Строй", ООО "КурскБизнесСтрой" обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просили отменить решение Арбитражного суда Курской области и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, Администрация Клюквинского сельсовета Курского района Курской области явку уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что Решение Арбитражного суда Курской области от 02.02.2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, на основании договоров купли-продажи от 28.12.2013 и от 11.01.2014 за Тупиковым А.И. 27.01.2014 зарегистрировано право собственности на земельный участок категория земель: земли сельскохозяйственн6ого назначения для сельскохозяйственного производства, площадью 444 800 кв.м, расположенный Курская область, Курский район Клюквинский сельсовет с. Клюква, кадастровый (условный) N 46:11:000000:1243, который образован в результате последовательных преобразований земельных участков с кадастровыми номерами N 46:11:071301:0001/003 и N 46:11:071301:0001/004.
В указанной части спор между сторонами отсутствует.
Право собственности Тупикова А.И. подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.01.2014 46 АП N 070241, выданным Управлением Росреестра по Курской области и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.03.2014.
11.02.2014 Тупиков А.И. обратился в ООО "ТИСИЗ-К" с заявлением о проведении комплекса землеустроительных работ по разделу земельного участка с кадастровым номером N 46:11:000000:1243 на 5 земельных участков, площадью 34,1660га, 3,4120га, 1,4 га, 1,4242га, 4,0778га.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО "ТИСИЗ-К" путем раздела земельного участка с кадастровым номером N 46:11:000000:1243 были образованы семь земельных участков N 46:11:071007:25; N 46:11:071301:2188; N 46:11:071301:2189; N 46:11:070203:153; N 46:11:071301:2190; N 46:11:071301:2187; N 46:11:071301:2186, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 29.10.2016 N 99/2916/8736075.
12.03.2014 решением инженера филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N 46:11:000000:1243 вышеуказанные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, как следует из сообщения руководителя Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) от 16.11.2015 N 10-32-9088 согласно материалам Государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (землеустроительное дело N 4/15 "Для проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на который у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю на территории Курской области (Курское военное лесничество 2006 года), выполненное ООО "Землемер", землеустроительное дело N 3/2 "Для проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на который у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю на территории Курской области" (Курская область, Курский район. Пос. Подлесный, КЭЧ ПХ "Подлесное" 2007 год), выполненное ООО "Земля и право", земельные участки с кадастровыми номерами N46:11:071301:2188; N46:11:071301:2189; N46:11:071301:2190; N46:11:071301:2187; N46:11:071301:2186 образованы на землях Курской КЭЧ.
Доказательства того, что органами Российской Федерации, уполномоченными на распоряжение земельными участками, принималось решение о передаче спорного земельного участка какому-либо субъекту, отсутствуют.
Вместе с тем, в дальнейшем земельный участок с кадастровым номером N 46:11:071301:2190 без согласования собственника - Российская Федерации, в лице уполномоченного органа, был разделен на 9 самостоятельных земельных участков, имеющих кадастровые номера: N 46:11:071301:2452, N 46:11:071301:2453, N 46:11:071301:2454, N 46:11:071301:2455, N 46:11:071301:2456, N 46:11:071301:2457, N 46:11:071301:2458, N 46:11:071301:2459, N 46:11:071301:2460.
Постановлением Главы администрации Клюквинского сельского Совета Курского района Курской области от 04.04.2014 N 58; от 04.04.2014 N 59; от 04.04.2014 N 60; от 04.04.2014 N61; от 04.04.2014 N62 по заявлению Тупикова А.И. земельные участки с кадастровыми номерами N46:11:070203:153; N46:11:071301:2187; 46:11:071301:2188; N46:11:071301:2189; N46:11:071301:2190 из категорией земель "земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства" были переведены в категорию земель "земли населенных пунктов - для производственно-хозяйственной деятельности по выпуску сельскохозяйственной продукции" в пос. Подлесный Клюквинского сельсовета Курского района Курской области.
Однако постановлением администрации Клюквинского сельсовета Курского района Курской области от 25.02.2015 N 38 "Об отмене постановлений Администрации Клюквинского сельсовета Курского района Курской области" вышеуказанные постановления N 58 - N 62 от 04.04.2014 были отменены.
20.08.2014 был осуществлен переход права собственности на земельный участок с кадастровым номером N 46:11:071301:2186 от Тупикова А.И. к Якиревич Г.В., а 22.07.2015 осуществлен переход права собственности на земельный участок с кадастровым номером N 46:11:071301:2189 от Тупикова А.И. к Русановой Т.А. и Осиповой Г.Н.
При этом, как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 08.07.2014 - на основании договора купли-продажи от 19.06.2014 за Осиповой Г.Н. было зарегистрировано право собственности на земельный участок, площадью 65068 кв.м, местоположением: Курская область, Курский район Клюквинский сельсовет с. Клюква, с кадастровым номером N 46:11:071301:2189, с указанием категории земель - земли населенных пунктов - для объектов жилой застройки (т.д. 1, л.д. 35).
10.07.2015 между Осиповой Г.Н. и Русановой Т.А. заключено соглашение, согласно которому в связи с образованием земельных участков из земельного участка площадью 65068 кв.м, принадлежащего сторонам на праве общей долевой собственности, в отношении вновь образованных земельных участков в результате проведения работ по межеванию определили 13 самостоятельных участков с кадастровыми номерами 46:11:071301:2634, 46:11:071301:2635, 46:11:071301:2636, 46:11:071301:2637, 46:11:071301:2638, 46:11:071301:2639, 46:11:071301:2640, 46:11:071301:2641, 46:11:071301:2642, 46:11:071301:2643, 46:11:071301:2644, 46:11:071301:2645, 46:11:071301:2646, принадлежащих им на праве общей долевой собственности по 1/2 доле за каждой (т.д. 1, л.д. 38-41).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 22.07.2015 на основании указанного соглашения на земельный участок с кадастровым номером 46:11:071301:2635 зарегистрировано право долевой собственности Осиповой Г.Н. и Русановой Т.А. (1/2).
Приобретенные земельные участки истцы предполагали использовать в Предпринимательских целях - для строительства 4-этажных многоквартирных жилых домов (МКД), в связи с чем, один из участков с кадастровым номером 46:11:071301:2635 по договору аренды земельного участка от 01.12.2015 N 01-0715 был передан в аренду ООО "КурскБизнесСтрой" (учредителями которого являлись Русанова Т.А. и Осипова Г.Н.) для осуществления на нем строительства МКЖД.
Для целей реализации проекта по строительству жилых домов со встроенными помещениями общественного назначения, расположенными по адресу: Курская обл., Курский район, Клюквинский сельсовет, с. Клюква, 01.01.2015 между ООО "КурскБизнесСтрой" и ООО "Градо Строй" был заключен договор о совместном сотрудничестве.
10.12.2015 между истцами также был заключен договор инвестирования N 05-2015, согласно которому ООО "Градо Строй" (инвестор) предоставило ООО "КурскБизнесСтрой" инвестиции в размере 30 000 000 рублей для целей реализации проекта по созданию результата инвестиционной деятельности объекта - жилые дома со встроенными помещениями общественного назначения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 46:11:071301:2635.
Согласно договору на выполнение строительно-монтажных работ от 29.07.2015 N 037, заключенному между истцами, ООО "Градо Строй" (исполнитель) по заказу ООО "КурскБизнесСтрой" выполняло строительно-монтажные работы 4-х этажного жилого дома N 4 со встроенными помещениями общественного назначения согласно проектной документации по объекту: "Жилые дома со встроенными помещениями общественного назначения, расположенные по адресу: Курская обл., Курский район, Клюквинский сельсовет, с. Клюква".
До момента начала освоения территории упомянутого земельного участка в соответствии с Постановлением администрации Курского района Курской области от 06.11.2015 N 3890 ООО "КурскБизнесСтрой" был разработан и подготовлен проект планировки территории и проект.
В дальнейшем постановлением администрации Курского района Курской области от 19.02.2016 N 151 был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 46:11:071301:2635 под строительство 4-х многоквартирных жилых домов со встроенными помещениями общественного назначения.
ООО "Инженерные системы" по заказу ООО "КурскБизнесСтрой" подготовлена проектная документация в отношении объекта капитального строительства "жилой комплекс "Подлесный", получены и оплачены технические условия на подключение домов к инженерным коммуникациям, изготовлена проектная документация на инженерные сети (газ, электричество, водоснабжение и водоотведение), и т.д.
Заместитель военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона, в интересах Российской Федерации и Минобороны России, обратился в Курский районный суд Курской области с исковым заявлением к Тупикову Александру Ивановичу, Якиревичу Григорию Владимировичу, Русановой Татьяне Александровне, Осиповой Галине Николаевне, ООО "КурскБизнесСтрой", Администрации Курского района Курской области об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения; о признании выданного Администрацией Курского района Курской области разрешения на строительство от 28.03.2016 недействительным и возложения обязанности его отменить, о признании построек, возведенных на земельном участке с кадастровым номером 46:11:071301:2635 самовольными; о возложении обязанности на ООО "КурскБизнесСтрой" снести возведенные постройки, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 46:11:071301:2635.
28.03.2016 администрацией Курского района Курской области, на основании заявления ООО "КурскБизнесСтрой", выдано разрешение на строительство N 46-гц46511000-012-2016.
При этом, судом установлено, что за выдачей разрешения на строительство истец обратился после обращения прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона в Курский районный суд Курской области, о котором ООО "Курскбизнесстрой" был извещен надлежащий образом в порядке ст. ст. 113 -114 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым ООО "КурскБизнесСтрой" разрешено строительство жилого комплекса "Подлесный", расположенного по адресу: Курская область. Курский район, Клюквинский сельсовет, с. Клюква.
После получения указанного разрешения, на данном земельном участке ООО "КурскБизнесСтрой" возведен объект недвижимого имущества - многоквартирный жилой дом, в том числе за счет средств участников долевого строительства на основании договоров участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от 30.04.2016 N 1/1, от 04.05.2016 N 1/2, от 12.05.2016 N 1/3, от 15.05.2016 N 1/4.
Вступившим в законную силу решением Курского районного суда Курской области от 01.12.2016 по делу N 2-133/086-2016 частично удовлетворены исковые требования заместителя военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона; истребованы из чужого незаконного владения Осиповой Г.Н. и Русановой Т.А. земельные участки с кадастровыми номерами 46:11:071301:2634, 46:11:071301:2635, 46:11:071301:2636, 46:11:071301:2637, 46:11:071301:2638, 46:11:071301:2639, 46:11:071301:2640, 46:11:071301:2641, 46:11:071301:2642. 46:11:071301:2643, 46:11:071301:2644, 46:11:071301:2645, 46:11:071301:2646; прекращено зарегистрированное право общей долевой собственности за Осиповой Г.Н. и Русановой Т.А. на указанные земельные участки; признано незаконным разрешение на строительство от 28.03.2016 N 46-ги46511000-012-2016, выданное администрацией Курского района Курской области; признаны самовольными постройки, возведенные на земельном участке с кадастровым номером 46:11:071301:2635 и возложена обязанность на ООО "КурскБизнесСтрой" снести постройки на указанном земельном участке.
Согласно позиции истцов, вследствие противоправных действий/бездействий ответчиков ими были понесены убытки в общей сумме 45 911 135 руб. 00 коп.
По мнению истцов выделение в натуре в территориальных границах земельного участка с кадастровым номером 46:11:071301:143 земельных участков в счет принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности произошло в следствие отсутствия контроля за регистрацией и фактическим использованием земель, а также бездействия со стороны должностных лиц ФГКУ "ЦТУИО".
При этом границы вновь сформированного участка с кадастровым номером 46:11:000000:1243 образованы путем полного наложения на земли Минобороны РФ и совпадают с границами ранее снятого с государственного кадастрового учета участка. В дальнейшем произошло размежевание земельного участка с кадастровым номером 46:11:000000:1243 на 17 отдельных самостоятельных участков, поставленных на учет, и оформление на них права собственности.
Истцы полагают, что виновные действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии заключались в осуществлении регистрации права собственности на земельный участок без проведения правовой экспертизы. Как указывают истцы, включение спорного земельного участка с кадастровым номером 46:11:071301:2635 в границы населенного пункта не свидетельствует об изменении целевого использования данного земельного участка и переводе данного участка из одной категории земель в другую, поскольку порядок перевода земель не соблюден.
Администрация Курского района Курской области, несмотря на наличие установленной с 15.02.2016 запретной зоны, сведений об обременениях, в частности земельного участка с кадастровым номером 46:11:071301:2635, выдала 28.03.2016 ООО "КурскБизнесСтрой" разрешение на строительство МКД жилого комплекса "Подлесный". В результате данных действий истцами возведены спорные объекты на территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в процессе межевания были допущены нарушения пп.3, 4 п.6, п.11, п.14.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой Земельного кадастра России 17.02.2003 года, статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Вместе с тем, решением ведущего инженера отдела кадастрового учета N 1 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области N Ф46/13-94907 была осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного путем выдела в счет долей в праве обшей долевой собственности на земельном участке с кадастровым номером 46:11:071000:14 с присвоением кадастрового номера 46:11:000000:1243.
В результате данных действий, по мнению истцов, были нарушены права лиц при проведении межевания и согласование границ участка со смежными землепользователями, в том числе с Министерством обороны России и ФГКУ "Центральное ТУИО" МО России и с органом местного самоуправления, что привело к ничтожности всех дальнейших действий по разделу, изменению категории земель и сделок в отношении спорных земельных участков. Спорные земельные участки были отчуждены у законного владельца неуправомоченными лицами.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истцы обратились в Арбитражный суд Курской области с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, исходил из того, что истцами совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчиков ответственности в виде возмещения убытков, не доказана, а именно, не прослеживается причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ответчиков и понесенными истцами расходами, а также наличие виновных действий причинителей вреда.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом Арбитражного суда Курской области в силу следующего.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Из разъяснений, содержащихся в п. п. 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. При этом следует иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
При отсутствии хотя бы одного из указанных условий правовые основания для взыскания убытков отсутствуют.
В обоснование заявленных требований о взыскании убытков истцы ссылаются на противоправность действий ответчиков, выразившихся в незаконных действиях (постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 46:11:000000:1243 путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:11:071000:14 категории земель сельскохозяйственного назначения, образованного на землях обороны под видом отсутствия обязанности органа кадастрового учета осуществлять проверку межевания па предмет его соответствия требованиям Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", незаконной регистрации прав на выделенный земельный участок с кадастровым номером 46:11:000000:1243 под видом отсутствия обязанности государственного регистратора проверять законность постановки земельного участка на кадастровый учет, выдаче разрешения на строительство N 46-ru 46511000-015-2016 от 28.03.2016 несмотря на наличие обременения в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:11:071301:2635 (образованного из вышеуказанных в результате последовательных преобразований) в виде запретной зоны военного объекта "Брянское лесничество Министерства обороны РФ", сведения о которой внесены в Государственный кадастр недвижимости 15.02.2016), в результате чего ООО "КурскБизнесСтрой" и ООО "Градо Строй" были причинены убытки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 2 статьи 61 ЗК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Кроме того, согласно статье 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что согласно статье 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Ссылаясь на незаконные действия ФГБУ "ФКП Росреестра", истцы указывают на нарушение пп. 3, 4 п. 6 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства и ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". По мнению заявителей апелляционной жалобы, кадастровым инженером в нарушение указанных норм не было проведено изучение адресов лиц, права которых были затронуты при проведении межевания и согласование границ участка со смежными землепользователями, в том числе с Минобороной России, ФГКУ "Центральное ТУИО" МО России, органом местного самоуправления.
Кроме того, ООО "Градо Строй", ООО "КурскБизнесСтрой" считают, что ФГБУ "ФКП Росреестра", имея специалистов, обладающих специальными познаниями в области кадастрового учета, имея прямой доступ к государственному фонду данных о земле, а также сведения о ранее поставленных на кадастровый учет МО РФ земельных участков, несмотря на недостатки межевого дела, поставил спорные земельные участки на кадастровый учет, как земли коллективной долевой собственности колхоза им. К. Маркса.
Судом первой инстанции при исследовании вопроса о законности постановки и снятия с государственного кадастрового учета спорных земельных участков, с учетом положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", нарушений при постановки земельных участков на кадастровый учет не выявлено. При этом Арбитражный суд Курской области обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции до 01.01.2017) органом кадастрового учета, уполномоченным на включение и исключение из ГКН сведений об уникальных характеристиках объектов недвижимости, являлось ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра". В силу статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органом кадастрового учета выступает Росреестр.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 названного Закона, кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" на всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
К землеустроительной документации, включенной в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве).
Статья 19 Закона о землеустройстве устанавливала перечень видов землеустроительной документации, который включал, в том числе материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства.
В силу статьи 17 Закона о землеустройстве, межевание границ земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (статья 20 Закона о землеустройстве).
Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны (статья 18 Закона о землеустройстве).
В силу статей 22 - 24 Закона о землеустройстве землеустроительная документация, согласованная и утвержденная в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подлежала включению в землеустроительное дело и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства были обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Состав документов государственного земельного кадастра был определен статьей 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (признан утратившим силу Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ) и включал, в том числе Единый государственный реестр земель, кадастровые дела, дежурные кадастровые карты (планы).
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" допускалось внесение в государственный земельный кадастр сведений о площади и местоположении земельных участков как на основании данных о межевании, так и на основании сведений, представленных правообладателями земельных участков.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", для проведения кадастрового учета земельных участков правообладатели земельных участков подают заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Из статьи 1 данного Закона следует, что межевание земельного участка - это мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Сведения о местоположении земельного участка вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельного участка (статья 17 Закона N 28-ФЗ).
В целях реализации положений Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", и в связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002 N П/327, утверждены Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет (далее - Требования, приказ утратил силу с 01.01.2009 в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412).
В соответствии с пунктами 3-6 Требований и приложений N 1-5 к ним, документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках, оформляются в виде описания земельных участков (далее - описание), которое представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" при необходимости уточнить сведения о площади и (или) месторасположении границ земельного участка, уже прошедшего кадастровый учет, уточнение этих сведений осуществлялось по заявке правообладателя в порядке, установленном названным Законом для проведения кадастрового учета.
При этом допускалось проведение государственного кадастрового учета земельного участка исходя из его площади, уточненной по результатам межевания, если для проведения учета был представлен правоустанавливающий документ, содержащий не соответствующие межеванию сведения о площади участка (пункт 6.1 статьи 19 Закона N 28-ФЗ, введенный Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ).
Таким образом, Закон о землеустройстве и Закон N 28-ФЗ предусматривали составление документов по определению границ земельных участков с описанием их координат. Закон N 28-ФЗ предусматривал требования к основаниям и порядку уточнения площади и границ земельных участков, ранее прошедших кадастровый учет.
Следовательно, в случае, если в государственный земельный кадастр были внесены сведения о земельных участках без описания границ, правообладатели были вправе уточнить сведения о земельных участках путем составления описания с определением границ.
Документы по описанию границ земельных участков входили в состав землеустроительной документации, экземпляр которой подлежал передаче для включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Документы по определению границ земельных участков также входили в состав документов государственного земельного кадастра.
Согласно пункту 2.1.1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", утвержденного Приказом Минэкономразвития от 14.11.2006 N 376 информация, содержащаяся в государственном фонде данных, является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа, и предоставляется по запросу заинтересованных лиц.
Таким образом, землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, находится у правообладателей земельных участков и в государственном фонде данных в случае, если правообладатель передал экземпляр документации в фонд. При отсутствии такой документации у правообладателя и наличии ее в государственном фонде данных правообладатель вправе запросить необходимые документы из государственного фонда данных.
Как установлено решением ВАС РФ от 05.07.2013 N ВАС-1294/13, в случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Закона N 28-ФЗ, Закона о землеустройстве и Требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Закона N 28-ФЗ, координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в ГКН. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
В названном решении ВАС РФ указано также, что в случаях внесения в ГКН сведений о земельных участках, право на которые возникло у правообладателей до вступления в силу Закона N 122-ФЗ на основании свидетельств и государственных актов 1992-1993, и у таких правообладателей отсутствовали документы об установлении границ, они вправе были составить документы по описанию границ и уточнить сведения о границах в государственном земельном кадастре по правилам Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Кадастровые работы в отношении спорных участков производились в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140, Методических указаний Росземкадастра от 02.07.2002 по проведению землеустройства и подготовке документов по проведению государственного кадастрового учета земельного участка при разграничении государственной собственности на землю, Методических указаний Росземкадастра от 17.02.2003 по проведению межевания объектов землеустройства.
Из части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в данной части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 9 статьи 38 Закона о кадастре).
Согласно статье 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 4).
В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости (пункт 5).
Аналогичные нормы действовали в Федеральном законе от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения об указанных земельных участках внесены в кадастр недвижимости ЕГРН на основании заявления о постановке на кадастровый учет от 24.06.2015 и приложенного к данному заявлению Межевого плана от 24.06.2015.
При проверке представленных для постановки на учет документов не было выявлено предусмотренных ст. 26, ст. 27 Закона о кадастре оснований приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета указанных выше земельных участков.
Принимая во внимание отсутствие оснований для приостановления и отказа в государственном кадастром учете, филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" Курской области произведен учет образованного участка.
Ссылаясь на незаконные действия Минобороны России, заявитель указывает на выделение в натуре в территориальных границах земельного участка с кадастровым номером 46:11:071301:143 бывшими работниками комбината "Клюква" по письменному согласованию с главой Клюквинского с/с земельного участка в счет принадлежащих им долей в праве обшей долевой собственности. Вместе с тем границы вновь сформированного участка с кадастровым номером 46:11:000000:1243 образованы путем полного наложения на земли Минобороны РФ и совпадают с границами ранее снятого с государственного кадастрового учета участка 46:11:071301:143.
Вступившим в законную силу решением Курского районного суда Курской области по делу N 2-133/086-2016 исковые требования заместителя военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона удовлетворены частично. - из чужого незаконного владения истребованы земельные участки с кадастровыми номерами 46:11:071301:2187, 46:11:071301:2188, 46:11:071301:2190, 46:11:071301:2357, 46:11:071301:2358, 46:11:071301:2359, 46:11:071301:2360, 46:11:071301:2361, 46:11:071301:2362, 46:11:071301:2363, 46:11:071301:2364, 46:11:071301:2365, 46:11:071301:2366. Выданное администрацией Курского района Курской области разрешение на строительство признано недействительным.
Кроме того, постройки, возведенные на земельном участке признаны самовольными, на ООО "КурскБизнесСтрой" возложена обязанность снести возведенные постройки, расположенные на земельном участке.
При этом решением Курского районного суда Курской области, апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда установлено, что за разрешением на строительство спорного объекта ООО "КурскБизнесСтрой" обратилось в Администрацию Курского района Курской области после обращения 21.12.2015 в суд прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона в интересах РФ и Минобороны России об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения и что строительство на земельном участке с кадастровым номером 46:11:071301:2635 началось после полученного 28.03.2016 разрешения на строительство.
Истцы и собственники спорного земельного участка были привлечены к участию в деле в качестве ответчиков и были извещены надлежащим образом о начавшемся процессе в суде общей юрисдикции. Кроме того, Осиповой Г.Н. представлено заявление о рассмотрения дела в отсутствие представителя и письменная позиция относительно предъявленных к ней требований; ООО "КурскБизнесСтрой" представлен отзыв на исковое заявления. Указанные обстоятельства также свидетельствуют об осведомленности истцов и собственников земельного участка о начавшемся процессе и предъявленных к ним требований прокуратура 56 военной прокуратуры гарнизона.
Из материалов указанного дела следует, что факт издания органом местного самоуправления не соответствующего закону разрешения на строительство был установлен вступившим в законную силу решением Курского районного суда Курской области от 01.12.2016 N 2-133/086-2016. Вместе с тем, суд в своем решении пришел к выводу, что само по себе разрешение на строительство не является основанием для признания постройки самовольной и подлежащей сносу.
Судом общей юрисдикции установлено, что ООО "КурскБизнесСтрой" было осведомлено о предъявлении к нему и другим ответчикам иска об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения и должно было допускать возможность изъятия земельных участков, которые находились в собственности и на которых предполагалось возводить объекты строительства. Однако, не проявил должную осмотрительность для того, чтобы не допустить возникновение убытков и не принял для этого разумных мер.
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Вышеуказанным судебным актом установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для рассматриваемого спора, следовательно, в силу части 3 статьи 69 АПК РФ эти обстоятельства не подлежат доказыванию вновь.
Таким образом, ООО "КурскБизнесСтрои" было осведомлено о предъявленном к нему исковом заявлении об истребовании земельного участка с кадастровым номером 46:11:071301:2635 из чужого незаконного владения, следовательно, мог допускать возможность изъятия земельного участка, на котором предполагалось возводить объекты недвижимости.
Вместе с тем, ООО "КурскБиэнесСтрой" обратилось за разрешением на строительство после предъявления к нему требований 56 военной прокуратуры гарнизона, тем самым, являясь субъектом предпринимательской деятельности, приняло на себя риск наступления неблагоприятных последствий.
Ссылка истцов на незаконные действия Администрации Курского района Курской области, выраженные в выдаче разрешения на строительство отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
01.12.2015 между Русановой Татьяной Александровной, Осиповой Галиной Николаевной (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "КурскБизнесСтрой" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 01-0715, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки из категории земли населенных пунктов с кадастровым номером 46:11:071301:2635, расположенный по адресу: Курская область, Курский район, Клюквенский сельсовет, с. Клюква для использования целей для объектов жилой застройки, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 65 068 кв.м, принадлежащем на момент совершения договора на основании долевой собственности на праве ? арендодателям, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права.
Как было указано и сторонами не оспаривается, 28.03.2016 Администрация Курского района выдала ООО "КурскБизнесСтрой" разрешение на строительство N 46-ги 46511000-015-2016 жилого дома N 4 (4 этап строительства на указанном земельном участке), признанное недействительным Решением Курского районного суда Курской области от 01.12.2016.
При рассмотрении указанного дела, судом Курского района Курской области было исследовано указанное разрешение на строительство, при этом установлено, что выдано указанное разрешение на строительство объекта капитального строительства: жилой комплекс "Подлесный", жилые дома со встроенными помещениями общественного назначения, расположенные по адресу: Курская область, Курский района, Клюквинский сельсовет, с. Клюква, жилой дом N 1 (1 этап строительства) кадастровый номер земельного участка в пределах которого расположен или планируется расположение объекта капитального строительства: 46:11:071301:2635.
Кроме того, судом Курского района Курской области исследовано заключение ведущего специалиста-эксперта, государственного ин и охране земель Курской области Завалишина В.И. из которого следует, что земельном участке с кадастровым номером 46:11:071301:2635 расположены 2 фундамента и 2 многоквартирных дома, высотой 5 этажей. Количество 5 этажей не соответствует правилам землепользования и застройки Администрации Клюквинского сельсовета и виду разрешенного использования этого земельного участка.
Начиная строительство объекта с нарушением норм градостроительного и земельного законодательства, ООО "КурскБизнесСтрой" должно было осознавать риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с данными нарушениями.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учитывается тот факт, что разрешение выдавалось ООО "КурскБизнесСтрой" на строительство четырехэтажного дома.
О том, что земельный участок с кадастровым номером 46:11:071301:2635 не предназначен для строительства объекта капитального строительства высотой 5 этажей истец был осведомлен, что подтверждается вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции.
Таким образом, материалами дела установлено, что истец, осознавая возможность изъятия земельного участка, в нарушение правил землепользования и застройки Администрации Клюквинского сельсовета принял на себя соответствующие риски и возвел на спорном земельном участке пятиэтажные многоквартирные дома.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что действия Администрация Курского района по выдаче недействительного разрешения на строительство не привели к возникновению убытков на стороне истца, поскольку причиной таких убытков явились неосмотрительные действия самого истца.
Кроме того, после получения земельного участка в аренду арендатор о выявленных недостатках, в частности невозможности использования земельного участка для строительства многоквартирных домов арендодателю не заявлял.
Пунктом 1 статьи 612 ГК РФ предусмотрено, что при обнаружении недостатков сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующих пользованию им, арендатор вправе по своему выбору: потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества; непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя; потребовать досрочного расторжения договора. Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду (пункт 2 статьи 612 ГК РФ).
Статья 612 ГК РФ, предоставляя арендатору ряд прав при обнаружении недостатков, препятствующих пользованию имуществом, не устанавливает его обязанности уведомлять арендодателя о таких недостатках. Однако этой же статьей предусмотрено право арендодателя устранить обнаруженные недостатки или заменить имущество, что, естественно, он может сделать, только получив соответствующее уведомление.
Согласно пункту 4 статьи 614 ГК РФ арендатор вправе потребовать уменьшения арендной платы, если условия пользования или состояние имущества существенно ухудшились по сравнению с условиями, предусмотренными договором, или состоянием на момент передачи имущества. Причем такое ухудшение должно произойти в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает.
Права, предоставленные арендатору законом (предусмотренные статьи 612 Кодекса), истцы не реализовали. Доказательств того, что истцы уведомляли арендодателя о невозможности использования земельного участка, являющегося предметом договора аренды от 01.12.2015 N 01-0715, истцы в материалы дела не представили.
Таким образом, арендатор имел возможность защитить свои права, обратившись с соответствующими требованиями к арендодателю.
Ссылаясь на незаконные действия Росреестра, выраженные в осуществлении государственной регистрации прав на земельные участки без проведения надлежащей правовой экспертизы, заявитель апелляционной жалобы указывает на нарушение регистрирующим органом положений ст.ст. 13, 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Государственная регистрация прав проводится в порядке, установленном пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшего в период регистрации права общей долевой собственности Осиповой Г.Н., Русановой Т.Л.
Согласно пункта 1 указанной статьи после приема документов, представленных для государственной регистрации прав, производится регистрация таких документов. Затем проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом. После чего производит внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав и совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков установлены в статье 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Поскольку заявителем представлены все необходимые документы для государственной регистрации прав государственным регистратором, действующим в пределах предоставленных полномочий, принято решение о государственной регистрации права собственности, что исключает противоправность действий государственного органа.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что с самостоятельным заявлением об оспаривании действий регистрирующего органа в порядке главы 24 АПК РФ истцы в суд не обращались.
На основании изложенного, истцом в материалы дела не представлено доказательств, что убытки причинены действиями регистрирующего органа, который не может нести ответственность за незаконные действия иных участников гражданского процесса.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ совокупность представленных в дело доказательств, согласующихся между собой и позволяющих установить фактические обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу, что истцами не доказан факт противоправного поведения ответчиков по возникновению у истцов убытков и причинно-следственной связи между действиями ответчиков и возникнованием убытков. То обстоятельство, что возведенные истцами сооружения признаны самовольными постройками, возведенными на земле Минобороны России, и подлежащими сносу на основании Решения Курского районного суда Курской области, обусловлены поведением самих истцов и является их предпринимательским риском.
Иных доводов, подкрепленных соответствующими доказательствами и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Курской области от 02.02.2021 по делу N А35-1045/2020 не имеется.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 02.02.2021 по делу N А35-1045/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
председательствующий судья |
М.С. Воскобойников |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-1045/2020
Истец: ООО "Градо Строй", ООО "КурскБизнесСтрой"
Ответчик: Администрация Клюквинского сельсовета Курского района Курской области, Министерство обороны РФ, Министерство финансов РФ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: 56 Военная прокуратура гарнизона, Администрация Курского района Курской области, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, Управление по бюджету и налогам администрации Курского района Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии Курской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области, Министерство финансов РФ