г. Вологда |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А05-13940/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 мая 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Мирного на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2021 года по делу N А05-13940/2020,
УСТАНОВИЛ:
администрация Мирного (ОГРН 1022901468116, ИНН 2925001316; адрес: 164171, Архангельская область, город Мирный, улица Ленина, дом 33; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228; адрес: 163069, город Архангельск, улица Садовая, дом 5, корпус 1; далее - управление) о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права от 22.09.2020 N КУВД-001/2020-5963300/2, а также об обязании управления осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности городского округа Архангельской области "Мирный" на объект недвижимости (складское помещение), расположенный по адресу: Российская Федерация, 164173, Архангельская область, город Мирный, улица Лесная, дом 1, корпус 1.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2021 года по делу N А05-13940/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что строительство спорного объекта завершено в 1992 году, объект эксплуатировался акционерным обществом "Петростройтрест" (далее - АО "Петростройтрест") в течение длительного времени, администрации объект передан в феврале 2020 года на основании определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2020 по делу N А56-42510/2016. В результате проведения кадастровых работ изготовлен технический план здания, содержащий все необходимые для постановки на кадастровый учет объекта недвижимости и государственной регистрации прав на него. Данный кадастровый план представлен управлению вместе с заявлением и иными документами, в связи с этим требование управления о предоставлении иных документов является незаконным и необоснованным.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, администрация 03.06.2020 обратилась с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (складское помещение), расположенный по адресу: Российской Федерации, 164173, Архангельская область, г. Мирный, улица Лесная, дом 1, корпус 1.
Проверив представленные документы, управление приостановило осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав до 21.09.2020 на основании пунктов 2, 5, 7, 44 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), о чем уведомлением от 19.06.2020 N КУВД-001/2020-5963300/1 сообщило заявителя.
В уведомлении указано, что с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Уведомлением от 22.09.2020 N КУВД-001/2020-5963300/2 заявителю отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.
Полагая, что отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания незаконными действий (бездействия), ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулирует названный выше Закон N 218-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 упомянутого Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.
Пунктами 2, 5, 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В силу части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 21 названного Закона предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц..
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права производится проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Согласно части 1 статьи 71 Закона N 218-ФЗ в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013.
Основания для приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав перечислены в части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
В силу части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении спорного объекта отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) прав на него.
В качестве основания возникновения права на спорный объект заявителем представлено определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2020 по делу N А56-42510/2016.
Как следует из данного определения, в связи с тем, что имущество должника - АО "ПетроСтройТрест" не было реализовано на торгах и не было востребовано кредиторами должника, суд на основании статьи 148 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязал администрацию принять объекты движимого и недвижимого имущества, в том числе складское помещение общей площадью 400,0 кв. м, инвентарный номер 00001924, расположенное по адресу: Архангельская область, г. Мирный, улица Лесная, дом 1, корп. 1.
Постановлением администрации от 08.07.2020 N 595 переданное имущество включено в реестр муниципального имущества и учтено в составе муниципальной казны.
Кроме того, администрацией в управление представлен акт приема-передачи имущества от 20.02.2020, согласно которому АО "ПетроСтройТрест" в лице конкурсного управляющего передало, а городской округ Архангельской области "Мирный" в лице главы Мирного принял ряд объектов, в том числе обозначенное выше складское помещение.
Спорный объект, за государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав в отношении которого обратилась администрация, - здание склада, площадью 430,1 кв. м, расположенное по адресу: Архангельская область, г. Мирный, улица Лесная, дом 1, корпус 1.
Правоустанавливающих документов в отношении спорного объекта заявителем в управление не представлено. В определении суда от 06.02.2020 и акте от 20.02.2020 разрешался вопрос о передаче иного объекта - складского помещения с иными техническими характеристиками (площадью). Соотнести (отождествить) указанные объекты не представляется возможным.
Суд первой инстанции установил, что право собственности на спорный объект АО "ПетроСтройТрест" не зарегистрировано.
Согласно статье 209 ГК РФ только собственник вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом и, следовательно, отчуждать его иным лицам.
Как следует из пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Какие-либо документы, подтверждающие наличие у АО "ПетроСтройТрест" прав на здание склада, площадью 430,1 кв. м, расположенное по адресу: Архангельская область, г. Мирный, улица Лесная, дом 1, корпус 1, и, соответственно, возможность указанного юридического лица распоряжаться объектом, в том числе посредством его передачи администрации по соответствующему акту, отсутствуют, в управление таковые не представлены.
На основании части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Согласно части 3 статьи 69 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в ЕГРН обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено ГК РФ и настоящим Законом.
В рассматриваемом случае право собственности АО "ПетроСтройТрест" на спорный объект не зарегистрировано, соответствующая запись в ЕГРН отсутствует. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Согласно определению Арбитражного суда города Санкт-Петербург и Ленинградской области от 06.02.2020 при вынесении соответствующего акта судом в качестве документов, подтверждающих наличие у должника - АО "ПетроСтройТрест" прав на спорные объекты, исследованы выписки из ЕГРН, а также свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Кроме того, из определения суда следует, что в числе объектов, переданных городскому округу Архангельской области "Мирный", имелись объекты, по своей природе не являющиеся объектами недвижимости (например, узел учета тепловой энергии СПТ на Промбазе). Таким образом, суд посчитал, что муниципальному образованию на основании судебного акта переданы как объекты недвижимости, так и движимые объекты, при этом права на объекты недвижимого имущества подтверждались сведениями ЕГРН.
Поскольку объект, в отношении которого администрация обратилась за постановкой на государственный кадастровый учет и государственной регистрацией права, имеет характеристики, не позволяющие соотнести его с каким-либо из объектов, принадлежащих АО "ПетроСтройТрест", суд первой инстанции посчитал, что переданный в соответствии с определением суда объект либо не относится к недвижимости (а, следовательно, права на него не были зарегистрированы в ЕГРН и не подлежат государственной регистрации в настоящее время), либо является недвижимостью, но имеет (имел) иные характеристики.
Как обоснованно отразил суд первой инстанции, указанное свидетельствует о невозможности постановки спорного объекта на государственный кадастровый учет в качестве объекта недвижимости и государственной регистрации права собственности на него.
При оценке представленного технического плана суд первой инстанции учел следующее.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является технический план.
Согласно части 13 статьи 24 Закона N 218-ФЗ форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Соответствующим актом является приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования N 953),
Согласно пункту 20 Требований N 953 сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
В случае если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении (за исключением сведений о местоположении такого здания, сооружения на земельном участке и о его площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013 и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.
Если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости, за исключением единого недвижимого комплекса, не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных разрешений и проектной документации, а также в отношении объектов недвижимости, законченных строительством до 1917 года, в том числе объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости либо правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости.
В данном случае в качестве основания для постановки объекта на кадастровый учет представлен технический план здания от 29.05.2020, подготовленный в связи с созданием объекта на основании декларации об объекте. При этом каких-либо документов, свидетельствующих о возможности использования декларации (а именно, подтверждающих, что в отношении спорного здания не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешительных документов и проектной документации), в состав технического плана не включено, в управление такие документы не представлены.
Указанное свидетельствует о том, что представленный технический план не соответствует требованиям действующего законодательства, а, следовательно, не может являться основанием для проведения учетных действий.
Администрация, не соглашаясь с выводами суда, ссылается на то, право собственности на спорный объект возникло в связи с внесением сведений о нем в реестр муниципального имущества.
Вместе с тем коллегией судей такой довод не может быть принят, как основанный на неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" также разъяснено, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В материалах дела усматривается, что спорный объект на кадастровом учете не стоял, права на него за АО "ПетроСтройТрест" не зарегистрированы, документы, свидетельствующие о законности его возведения с получением необходимых разрешительных документов, администрацией управлению не предъявлены.
Доводы апеллянта о проведении кадастровых работ после возникновения права муниципальной собственности коллегией судей не принимаются, поскольку в определении суда указан объект с иной площадью, изменения в площадь не вносились, поэтому возможность установить тождественность объектов у управления отсутствовала.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 февраля 2021 года по делу N А05-13940/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Мирного - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13940/2020
Истец: Администрация Мирного
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу