25 мая 2021 г. |
А43-22595/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.02.2021 по делу N А43-22595/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (ИНН 5261098663, ОГРН 1155261002720) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 09.07.2020 N 515-13-01ТКО/2020.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" - Белова А.В. на основании доверенности от 11.01.2021 N 16 сроком действия до 31.12.2021.
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - Инспекция, административный орган) проведена проверка (обследование), систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований в период с 29.06.2020 с 09 час. 00 мин. по 10 час. 00 мин. и до 30.06.2020 с 13 час. 00 мин. по 14 час. 00 мин. по адресам: г. Нижний Новгород, ул. Рельсовая у домов N 14, N50, ул. Ореховская у домов N 63, N73, N75, ул. Гайдара у домов N 23, N48, N49, N52, N65.
Актом проверки (обследования), систематического наблюдения от 30.06.2020 N 515-13-01ТКО/20 зафиксировано, что более суток не произведен вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), а именно: не осуществлен пакетный сбор мусора из мест накопления в нарушение требований пункта 17 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Инспекция посчитала, что в отношении указанных домов общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - Общество, региональный оператор) является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО, в связи с чем на него возложена обязанность по предоставлению коммунальной услуги надлежащего качества.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция, административный орган) 03.07.2020 составило протокол об административном правонарушении N 515-13-01ТКО/2020.
По результатам рассмотрения материалов административного дела административным органом 09.07.2020 вынесено постановление N 515-13-01ТКО/2020 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 09.07.2020 N 515-13-01ТКО/2020.
Решением от 10.02.2021 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что реестры контейнерных площадок администрации Автозаводского района г. Нижнего Новгорода не могут являться приложением к договору с потребителями, равно, как и не могут являться дополнением к типовой форме договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, поскольку администрация не обладает соответствующими полномочиями.
Общество настаивает на том, что согласно сведениям, содержащимся в Территориальной схеме обращения с отходами, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 18.11.2019 N 846 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области" по адресам: г. Нижний Новгород, ул. Гайдара, д. 48, д. 49, д.52, д.65, ул. Ореховская, д.63, д.73, д.75, ул. Рельсовая, д..14, д.50, пакетированный сбор ТКО не предусмотрен.
Общество обращает внимание, что обязанность по ликвидации свалок на которую ссылается суд первой инстанции, в силу пункта 18 постановления Правительства Российской Федерации N 1156 возложена на собственника земельного участка, на котором такие отходы обнаружены, а не на регионального оператора. Порядок осуществления ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО не относится к коммунальной услуге, нарушение качества которой вменяется региональному оператору.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения, а также заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Инспекции.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, обязанные обеспечить нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения коммунальными услугами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила N 354.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 "коммунальные услуги" - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами N354, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно пункту 2, подпункту "д" пункта 4 Правил N 354 исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
К числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
На основании части 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО отходами региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
Обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями (пункт 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156)).
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления (пункт 5 Правил N 1156).
В силу пункта 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
При этом под потребителем Правил N 1156 понимают собственника ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Как следует из материалов дела, между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Обществом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области от 31.01.2018, в соответствии с которым Общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности N 1) и в соответствии с пунктом 2.1.4 названного соглашения от 31.01.2018 Общество осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, твердых коммунальных отходов с места их накопления.
Кроме того, Общество является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО.
На основании подпункта "а" пункта 11 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного Правилами N 1156, региональный оператор (в данном случае - Общество) обязан принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору.
В силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Сбор и удаление ТКО посредством бесконтейнерного вывоза является одним из предусмотренных законодательством способов их размещения в местах накопления ТКО.
Между тем, из Территориальной схемы обращения с отходами, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 18.11.2019 г. N 843 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области", не следует, что по адресам: г. Нижний Новгород ул. Гайдара, д.23, д.48, д.49, д.52, д.65, ул.Ореховская, д.63, д.73, д.75, ул.Рельсовая, д.14, д.50, предусмотрен пакетированный сбор ТКО (т.1 л.д.95-99).
В реестре контейнерных площадок, расположенных на территории Автозаводского района города Нижнего Новгорода, не содержится сведений о вышеперечисленных адресах (т.1 л.д.134-169). В названный реестр включены контейнерные площадки, расположенные на обозначенных улицах у других домов. Нарушений режима обеспечения населения коммунальной услугой по вывозу ТКО в отношении контейнерных площадок, внесенных в указанный реестр, административным органом не выявлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия уполномоченным органом в установленном законом порядке решения об использовании бесконтейнерного способа сбора и удаления ТКО по адресам: г. Нижний Новгород ул. Гайдара, д.23, д.48, д.49, д.52, д.65, ул.Ореховская, д.63, д.73, д.75, ул.Рельсовая, д.14, д.50.
Из имеющегося в материалах дела перечня мест накопления ТКО в Автозаводском районе не усматривается, что он является приложением к типовому договору на оказание услуг по обращению с ТКО (т.1 л.д.104-111).
Данный перечень не содержит ссылок на типовой договор, подписей ответственных лиц со стороны Общества, а также даты утверждения этого перечня администрацией Автозаводского района г.Нижнего Новгорода, что исключает возможность установить период действия документа и его распространение на время проведения Инспекцией обследований.
В этой связи вывод суда первой инстанции о том, что Обществом и администрацией Автозаводского района г. Нижнего Новгорода согласован перечень мест накопления ТКО в Автозаводском районе, в соответствии с которым в частном секторе Автозаводского района Общество ежедневно с 07 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин. осуществляет пакетный сбор мусора по вышеперечисленным адресам, не основан на материалах дела.
Доказательств того, что региональный оператор с установленных мест (площадок) накопления ТКО, включенных в схему размещения, не производил вывоз ТКО или производил вывоз с нарушением установленной законодательством периодичности, в материалы дела Инспекцией не представлено.
То обстоятельство, что пунктами 2.1.1-2.1.3 соглашения от 31.01.2018, а также Приложением N 4 к названному соглашению предусмотрена обязанность регионального оператора по проведению инвентаризации имеющихся в зоне его деятельности источников, мест сбора и накопления ТКО, несанкционированного размещения отходов и предоставлению данной информации в орган исполнительной власти субъекта РФ, утвердившего схему обращения с отходами в целях актуализации данных и включения в нее сведений о местах сбора и накопления ТКО, а пунктом 2.1.17 соглашения на регионального оператора возложена обязанность по ликвидации и несанкционированного размещения ТКО в случае обнаружения такового, не имеет правового значения для установления в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Неисполнение указанных обязанностей не образует объективную сторону вмененного Обществу правонарушения.
Повторно исследовав в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности административным органом в действиях Общества события вмененного правонарушения.
Отсутствие (недоказанность) события административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление от 09.07.2020 N 515-13-01ТКО/2020 является незаконным и подлежит отмене.
В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.02.2021 по делу N А43-22595/2020 отменить.
Постановление Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 09.07.2020 N 515-13-01ТКО/2020 признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-22595/2020
Истец: ООО "Нижэкология-НН"
Ответчик: Государственная жилищная инпекция Нижегородской области
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области