г. Владивосток |
|
28 мая 2021 г. |
Дело N А59-5071/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей К.П. Засорина, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное),
апелляционное производство N 05АП-2375/2021,
на решение от 04.03.2021
судьи Е.М. Александровской
по делу N А59-5071/2020 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное)
к государственному бюджетному учреждению "Южно-Сахалинский психоневрологический интернат" (ОГРН 1036500612026, ИНН 6501073963)
о взыскании финансовых санкций в размере 10 000 рублей за непредставление в установленный срок и представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования",
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) (далее - заявитель, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному бюджетному учреждению "Южно-Сахалинский психоневрологический интернат" (далее - учреждение, страхователь) о взыскании финансовых санкций в размере 10 000 рублей за непредставление в установленный срок и представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 04.03.2021 заявленные требования удовлетворены частично, с государственного бюджетного учреждения "Южно-Сахалинский психоневрологический интернат" в пользу Пенсионного фонда взыскана финансовая санкция в размере 1 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано. Также решением суда с учреждения в доход государства в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в размере 1 000 рублей.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 04.03.2021, заявитель просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт о взыскании с учреждения финансовой санкции в сумме 9 000 рублей.
Настаивая на наличии правовых оснований для взыскания с учреждения финансовых санкций, Управление отмечает, что уведомление N 902 об устранении ошибок, а также сверка по предоставленной отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год и по форме СЗВ-М за 12 месяцев, при которой установлено, что в форме СЗВ-СТАЖ отсутствуют сведения или представлены неполные сведения о стажевом периоде в отношении 54 застрахованных лиц, ранее направленных по форме СЗВ-М, было направлено в адрес страхователя по каналам электронной связи 11.11.2019.
Следовательно, учреждение должно было представить исправленные сведения в срок до 18.11.2019, однако указанные сведения были представлены страхователем 20 и 21 ноября 2019 года, что повлекло нарушение согласно статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Страхователь представил в материалы дела письменный отзыв на жалобу, в которой просил оставить решение арбитражного суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
В связи с тем, что решение суда первой инстанции обжалуется в части, возражений стороны не заявляли, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность оспариваемого судебного акта только в обжалуемой части.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в деятельности учреждения, выразившегося в непредставлении в установленный срок и представлении неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, что зафиксировано в актах о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 074S18200000710 от 06.02.2020 и N 074S18200000747 от 07.02.2020, по результатам рассмотрения которых управлением вынесены решения от 10.03.2020 N 074S19200001478 и от 11.03.2020 N074S19200001534 о применении к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в общем размере 10 000 рублей.
Для добровольной уплаты финансовой санкции учреждению направлены требования от 25.03.2020 N 074S01200001825 и от 26.03.2020 N074S01200001881 об уплате финансовой санкции в общем размере 10 000 рублей.
В связи с тем, что в установленный срок учреждение не исполнило требование Пенсионного фонда и не уплатило штраф, последний обратился в арбитражный суд в порядке главы 29.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением от 02.10.2020 по делу N А59-4683/2020 Арбитражный Сахалинской области отказал Управлению в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с учреждения задолженности по уплате финансовых санкций в размере 10 000 рублей.
Одновременно Пенсионному фонду разъяснено о возможности предъявления заявления в порядке искового производства либо производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Пенсионного фонда с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев заявление пенсионного фонда, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для его частичного удовлетворения в сумме 1 000 рублей. В указанной части решение суда не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании 9 000 рублей санкций, суд первой инстанции исходил из того, что страхователь в пределах установленного срока воспользовался правом на устранение допущенных нарушений, в связи с чем оснований для привлечения его к ответственности не имелось.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Управления - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
Статьей 8 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя представлять в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять сведения на 25 и более работающих у них застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
По правилам пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Для представления ежегодной отчетности Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п утверждена форма СЗВ-СТАЖ "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц", в поле "Тип сведений" которой предусмотрено проставление одного из кодов: "исх", "доп", "назначение пенсии", а также форма СЗВ-КОРР.
Положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом, а нормами статьи 16 Закона N 27-ФЗ - обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Так, в силу пункта 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) (действующей в спорный период), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 названной Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, в целом по смыслу указанных положений законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователем и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фондом исправить ошибки, о которой страхователь информируется путем направления соответствующего уведомления.
Исходя из нормативных требований, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2018 год страхователь был обязан представить в Управление не позднее 01.03.2019.
Из материалов дела следует, что первоначально отчетность по форме СЗВ-СТАЖ (тип исходная) за 2018 год в отношении 484 застрахованных лиц направлена учреждением 28.02.2019, то есть в установленный пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок.
Согласно протоколу проверки отчетности страхователя указанный документ принят Управлением частично.
Управлением по каналам электронной связи 11.11.2019 направлено в адрес страхователя уведомление N 902 об устранении ошибок и сверка по предоставленной отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год и по форме СЗВ-М за 12 месяцев, в которой установлено, что в форме СЗВ-СТАЖ отсутствуют сведения или представлены неполные сведения о стажевом периоде в отношении 54 застрахованных лиц, ранее направленных по форме СЗВ-М.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции уведомление об устранении ошибок со сверкой поступило на сервер учреждения 11.11.2019, но получено страхователем 14.11.2019, что подтверждается выпиской транспортных сообщений цикла обмена.
С учетом установленной даты получения учреждением уведомления об устранении ошибок (14.11.2019) установленный пятидневный срок для представления корректирующих сведений истекал 21.11.2019 (последний день представления корректирующих сведений).
20 и 21 ноября 2019 года учреждением направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены Управлением индивидуальные сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом "доп" в отношении 13 застрахованных лиц и по форме СЗВ-КОРР с типом "корр" за 2018 год в отношении 5 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период.
В рассматриваемом случае учреждение, получив уведомление Пенсионного фонда об устранении имеющихся в ранее представленных сведениях ошибок и/или несоответствий, реализовало предусмотренное статьей 15 Закона N 27-ФЗ право на уточнение (исправление) представленных сведений, откорректировав их путем представления в Управление до истечения пяти рабочих дней со дня получения уведомления дополняющих сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период, что, вопреки позиции апеллянта, исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы Управления о необходимости исчислять срок для устранения ошибок с даты доставки уведомления об устранении имеющихся ошибок и несоответствий на сервер учреждения (то есть с 11.11.2019) правомерно отклонены судом первой инстанции, так как в материалах дела имеется скриншот транспортного сообщения информационной системы, согласно которому уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий получено страхователем 14.11.2019.
При этом материалы дела не содержат сведений о том, что поступившее на сервер учреждения уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий было доступно для ознакомления страхователя ранее 14.11.2019.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации нарушения, допущенные страхователем, устранены в установленный срок.
С учетом изложенного довод заявителя жалобы о том, что указанные сведения были представлены страхователем с нарушением установленного пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока, признается апелляционным судом несостоятельным.
Из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафных санкций недопустим. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Соответственно, принимая во внимание, что правовых и фактических оснований для взыскания с учреждения финансовой санкции в размере 9 000 рублей по статье 17 Закона N 27-ФЗ не имелось, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Иное толкование Пенсионным фондом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части по существу спора сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о взыскании судебных расходов судом апелляционной инстанции не разрешается, поскольку Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 04.03.2021 по делу N А59-5071/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-5071/2020
Истец: ГУ УПФР в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области межрайонное
Ответчик: ГБУ "Южно-Сахалинский психоневрологический интернат"