Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 августа 2021 г. N Ф08-8475/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А77-828/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасовым К.Б., при участии в судебьном заседании от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелковском муниципальном районе Чеченской Республики (ИНН 2011884789, ОГРН 1032001001262) - Хасанова А.С., Эдилова Э.И., в отсутствие индивидуального предпринимателя Цивеновой Людмилы Алексеевны (ОГРНИП 304253936600502, ИНН 253906393385), надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелковском муниципальном районе Чеченской Республики на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 04.03.2021 по делу N А77-828/2020,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Цивенова Людмила Алексеевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелковском муниципальном районе Чеченской Республики (далее - ответчик, пенсионный фонд) о признании недействительным решения N 020S19200002289 от 21.09.2020 в части размера финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, превышающем 365 руб.
Пенсионный фонд обратился с встречным иском к предпринимателю о взыскании финансовых санкций в размере 36 500 руб.
Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 04.03.2021 суд признал недействительным решение учреждения от 21 сентября 2020 N 020S19200002289 в части назначения индивидуальному предпринимателю Цивеновой Л. А. штрафа по статье 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ в размере 29 200 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. Обязал учреждение устранить нарушение прав Цивеновой Л. А. путём уменьшения размера штрафа на 29 200 руб. Взыскал с предпринимателя в доход соответствующего бюджета финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01 апреля 1996 N 27-ФЗ в размере 7300 рублей. Распределил судебные расходы.
Судебный акт мотивирован нарушением порядка привлечения предпринимателя к ответственности. Суд первой инстанции исходил из того, что пенсионный фонд не подтвердил факт рассмотрения акта проверки в назначенное время. При этом с учетом того что, заявитель не отрицает факт нарушения им срока представления установленных сведений, а также учитывая тот факт, что при вынесении оспариваемого решения пенсионным фондом не рассмотрен вопрос о возможности снижения штрафа, учитывая отсутствие негативных последствий совершения правонарушения впервые, признание вины в совершенном правонарушении, суд посчитал возможным в данном конкретном случае уменьшить размер назначенного пенсионным фондом штрафа в пять раз до 7 300 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, пенсионный фонд обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований предпринимателя, требования пенсионного фонда удовлетворить в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель не согласен с доводами пенсионного фонда, считает жалобу необоснованной, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 08.04.2021 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 04.03.2021 по делу N А77-828/2020 подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением пенсионного фонда от 21.09.2020 N 020S19200002289 предприниматель был привлечен к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за недостоверное представление ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М после 15 числа месяца следующего за отчетным или нарушения порядка представления в виде применения финансовой санкции в виде штрафа в размере 36 500 руб.
Основанием для применения к индивидуальному предпринимателю финансовых санкций стало представление формы СЗВ-М за май 2020 года с нарушением установленного законом срока.
Считая вынесенное пенсионным фондом решение от 21.09.2020 N 020S19200002289 недействительным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ".
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд, а также представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 5 Федерального закона 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) предусмотрено, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определённых названным Федеральным законом, в том числе по их учётным данным.
Статьей 1 Закона N 27-ФЗ также дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с пунктом 7 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" при представлении абонентами-страхователями индивидуальных сведений о застрахованных лицах абонент соблюдает следующий порядок: формирует файлы со сведениями о застрахованных лицах и иными необходимыми сведениями для отправки в орган ПФР; проверяет правильность подготовки отчета проверочной программой Пенсионного фонда РФ; обеспечивает достоверность передаваемых документов; после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде отправляет в орган ПФР, при этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, состоит в нарушении срока представления "Сведений о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, установленного законом.
Несоблюдение заявителем вышеизложенных норм Закона N 27-ФЗ по своевременному предоставлению сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, подтверждается материалами дела и фактически не опровергается заявителем, в связи с чем у пенсионного органа имелись правовые основания для привлечения заявителя к ответственности по части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно абзацу 10 статьи 17 Закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Из смысла абзаца 10 статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Рассмотрение материалов проверки и принятие пенсионным фондом решения по результатам проверки осуществляется в том месте и в то время, о которых извещен страхователь или его представитель, в присутствии страхователя или его представителя, или, при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления страхователя о месте и времени рассмотрения материалов проверки, в его отсутствие.
Как видно из материалов дела, пенсионным фондом предприниматель извещен о дате, времени и месте рассмотрения актом проверки согласно которого его рассмотрение назначено на 21.09.2020 на 00.00 час/мин.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что назначение рассмотрения материалов проверки на нерабочее время привело к нарушению прав заявителя на защиту.
Как правильно указал суд первой инстанции, внутреннее программное обеспечение пенсионного фонда не может изменять требования Закона N 27-ФЗ и при наличии такого факта, пенсионный фонд не был лишен возможности направления в адрес предпринимателя дополнительного извещения о дате, времени и месте рассмотрения акта проверки в общеустановленное рабочее время.
Доводы представителя пенсионного фонда о непредставлении к дате рассмотрения акта проверки письменных возражений судом отклоняются, поскольку отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
Согласно пунктам 40 и 41 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в силу пункта 14 статьи 101 и пункта 12 статьи 101.4 Кодекса неизвещение либо ненадлежащее извещение лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа соответствующих материалов является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения и, следовательно, основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения, вынесенного в отсутствие этого лица по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля, если только в ходе судебного разбирательства не будет установлено, что указанное лицо фактически приняло участие в рассмотрении соответствующих материалов.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о грубом нарушении пенсионным фондом порядка привлечения предпринимателя к ответственности, что является самостоятельным основанием для признания недействительным указанного ненормативного акта.
Между тем, суд первой инстанции, установив факт нарушения фондом порядка привлечения предпринимателя к ответственности, признал его недействительным в части наложения штрафа, апелляционная коллегия полагает неверным при наличии вывода о нарушении пенсионным фондом порядка привлечения предпринимателя к ответственности, признание решения пенсионного фонда недействительным только в части.
Поскольку допущенное фондом нарушение порядка привлечения к ответственности является существенным (предприниматель не имел возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, а также иными процессуальными правами, предусмотренными Законом N 27-ФЗ) и самостоятельным основанием для признания недействительным решения фонда от 21.09.2020N 020S19200002289, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований предпринимателя и об отказе в удовлетворении требования фонда во взыскании с предпринимателя, заявленного к взысканию (на основании указанного решения) штрафа.
В связи с этим решение суда первой инстанции подлежит отмене, как основанное на неверном применении норм материального права.
Поскольку решение суда первой инстанции отменено апелляционным судом, вопрос о распределении судебных расходов подлежит разрешению заново.
При обращении в суд первой инстанции предприниматель оплатило 3000 рублей государственной пошлины по платежному поручению N 481 от 21.10.2020 (т. 1, л.д. 35).
В абзаце 2 пункта 3 части 1 статьи 333.21 НК РФ указано, что по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче физическими лицами заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей.
Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины согласно статье 104 АПК РФ устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ, уплаченная государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено законом, подлежит возврату.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При таких обстоятельствах, расходы предпринимателя по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей относятся на пенсионный фонд, в сумме 2 700 рублей подлежат возврату из федерального бюджета.
Пенсионный фонд освобожден от оплаты государственной пошлины, в силу чего распределение государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской республики от 04.03.2021 по делу N А77-828/2020 отменить, принять новый судебный акт.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелковском муниципальном районе Чеченской Республики от 21.09.2020 N 020S19200002289, как не соответствующий Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В удовлетворении заявления Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелковском муниципальном районе Чеченской Республики отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелковском муниципальном районе Чеченской Республики (ИНН 2011884789, ОГРН 1032001001262) в пользу индивидуального предпринимателя Цивеновой Людмилы Алексеевны (ОГРНИП 304253936600502, ИНН 253906393385) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Цивеновой Людмиле Алексеевне (ОГРНИП 304253936600502, ИНН 253906393385) из федерального бюджета 2700 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У.Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-828/2020
Истец: ИП Цивенова Людмила Алексеевна
Ответчик: ГУ УПФ РФ в Шелковском муниципальном районе, ИП Цивенова Л.А.