г. Воронеж |
|
26 мая 2021 г. |
А36-3154/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.05.2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пороника А.А.
судей Аришонковой Е.А.
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полухиным Д.И.,
при участии:
от сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего снабженческо-сбытового кооператива "Смакеево": председатель Копалин А.С., паспорт гражданина РФ;
от Управления сельского хозяйства Липецкой области: не явились, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего снабженческо-сбытового кооператива "Смакеево"
на решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.08.2020 по делу N А36-3154/2020
по исковому заявлению Управления сельского хозяйства Липецкой области (ОГРН 1024840860340, ИНН 4825012212)
к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему снабженческо-сбытовому кооперативу "Смакеево" (ОГРН 1164827059462, ИНН 4804006144)
о взыскании 5 090 670 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства Липецкой области (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему снабженческо-сбытовому кооперативу "Смакеево" (далее - СППССК "Смакеево", кооператив, ответчик) о взыскании 5 090 670 руб. в качестве возврата ранее предоставленного гранта.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 11.08.2020 требования Управления удовлетворены. С СППССК "Смакеево" в доход бюджета Липецкой области взыскано 5 090 670 руб. - возврат гранта, предоставленного по соглашению от 14.07.2020 N 5.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, СППССК "Смакеево" обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы СППССК "Смакеево" ссылался на то, что он не извещался о судебном процессе. В уведомлении Управления о возврате гранта от 23.05.2019 не указано, какая именно часть документов, подтверждающих целевое использование средств гранта, не представлена к отчету. На строительство цеха было израсходовано 5 109 281 руб. 04 коп. с учетом вложения собственных средств. Участие личных денежных средств СППССК "Смакеево" на развитие материально-технической базы именно в срок до 15.02.2019 включительно не предусмотрено соглашением, ни законодательством. Сумма предоставленного гранта была израсходована в полном объеме в размере 5 090 670 руб. до 15.02.2019 включительно, что подтверждается платежными документами банка, а значит, полученные в качестве гранта денежные средства освоены кооперативом в полном объеме и возврату не подлежат.
29.09.2020 посредством почтовой связи от кооператива поступили документы в обоснование своей правовой позиции.
16.11.2020 посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу с приложениями, в котором истец просил обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В отзыве Управление ссылалось на то, что собственных средств ответчик не расходовал, в связи с чем, СППССК "Смакеево" нарушено условие использования гранта с участием финансовых средств кооператива в размере не менее 40 % от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемой за счет средств гранта.
14.12.2020 посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от Управления поступили пояснения с приложениями. По мнению истца, обеспечить выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности ответчика в период болезни председателя кооператива могли и иные органы управления СППССК "Смакеево" в соответствии с уставом.
22.01.2021 посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от Управления поступили пояснения с приложением документов в обоснование правовой позиции истца.
25.01.2021 с нарочным от СППССК "Смакеево" поступили пояснения (обоснование) по факту соблюдения условий предоставления спорного гранта (субсидии) с приложениями, в которых указывается, что согласно бизнес-плану "Организация цеха по производству полуфабрикатов в СППССК "Смакеево" от 2017 года ответчик планирует реализовать проект с учетом условия в части финансирования собственными средствами в срок по июль 2021 года. Законодательством и соглашением не предусмотрено, что бизнес-план является подтверждающим документом софинансирования собственными средствами. Соглашением не установлены обязанности получателя гранта производить софинансирование собственными средствами в соответствии с бизнес-планом, а значит, не является основанием для возврата спорного гранта. В плане расходов СППССК "Смакеево" от 01.06.2017 прописаны направление затрат и соотношение процентов (60 % - за счет средств гранта, не менее 40 % - за счет собственных средств), порядок и сроки софинансирования не прописаны, а значит, оснований для возврата спорного гранта нет. Длительные периоды болезни руководителя кооператива с 14.01.2018 по 07.05.2018, с 10.11.2018 по 16.11.2018 повлияли на финансовое положение самого кооператива и на сам бизнес-проект. Несмотря на болезнь, которая и по настоящее время прогрессирует, ответчик освоил предоставленный грант в полном объеме на предусмотренные пунктом 1 соглашения цели, что является обязательным условием предоставления гранта.
19.02.2021 с нарочным от СППССК "Смакеево" поступили доказательства предоставления Управлению требуемых отчетов об использовании средств гранта, доказательства исполнения условий софинансирования предоставления гранта.
19.02.2021 от Управления поступили дополнительные пояснения с приложениями, согласно которым показатели бизнес-плана не выполнены, что усматривается из копий отчетов.
28.04.2021 в судебном заседании приобщены к материалам дела пояснения ответчика и документы, подтверждающие софинансирование личными денежными средствами кооператива на развитие материально-технической базы кооператива в полном объеме.
18.05.2021 посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от Управления поступила правовая позиция, согласно которой на урегулирование спора путем примирительных процедур истец не согласен на основании доводов, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу и в письменных пояснениях.
В судебное заседание явился представитель кооператива, Управление явку представителя не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. При этом от истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Суд приобщил к материалам дела поступившие документы.
Представитель СППССК "Смакеево" поддержал доводы апелляционной жалобы, считал обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт. Указал на то, что все документы, подтверждающие исполнение СППССК "Смакеево" обязательств по софинансированию, предоставлены истцу в установленном порядке. Каких-либо замечаний и возражений по полученным документам Управление не заявило.
Выслушав представителя кооператива, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.08.2020 по делу N А36-3154/2020 - отмене, в удовлетворении заявления Управления к СППССК "Смакеево" о взыскании 5 090 670 руб. следует отказать.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - Правила), Законом Липецкой области от 08.12.2016 N 20-ОЗ "Об областном бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Закон о бюджете), Порядком предоставления грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2017 году, утвержденным постановлением главы Администрации Липецкой области от 18.04.2017 N 183 "Об учреждении грантов в отрасли сельского хозяйства и утверждении порядков их предоставления в 2017 году" (далее - Порядок), в рамках реализации Государственной программы Липецкой области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области", утвержденной постановлением Администрации Липецкой области от 28.10.2013 N 485, СППССК "Смакеево" был предоставлен грант на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в размере 5 090 670 руб.
14.07.2017 между Управлением и СППССК "Смакеево" заключено соглашение N 5 о предоставлении из областного бюджета грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам на финансовое обеспечение затрат на развитие материально-технической базы (далее - соглашение, т. 1 л.д. 73 - 82).
Во исполнение соглашения ответчику перечислена сумма гранта платежными поручениями N 1663 от 10.08.2017 на сумму 2 064 678 руб. 04 коп. и N 1736 от 11.08.2017 на сумму 3 025 991 руб. 96 коп., всего 5 090 670 руб. (т. 1 л.д. 84 - 85).
Пунктом 37 приложения 35 к Закону о бюджете установлены условия предоставления грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе:
- участие финансовых средств кооператива в размере не менее 40 процентов от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемой за счет средств субсидии (гранта);
- предоставление отчетности об использовании средств гранта, выполнении показателей в порядке и по формам, утвержденным в соглашении о предоставлении гранта.
Согласно п. 4.2 соглашения от 14.07.2017 N 5 в случае выявления нарушений и (или) условий и порядка предоставления грантов, грант подлежит возврату в бюджет в полном объеме.
Как следует из представленного отчета "Расход средств грантовой поддержки для развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива на 1 апреля 2019 года", ответчиком полностью израсходованы средства гранта в сумме 5 090 670 рублей, при этом собственные средства кооператив не расходовал.
23.05.2019 в связи с нарушением СППССК "Смакеево" условия о софинансировании, то есть использования гранта с участием финансовых средств кооператива в размере не менее 40 процентов от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемой за счет средств гранта, Управление направило кооперативу уведомление о возврате средств гранта в доход областного бюджета, которое было получено последним 29.05.2019.
Ввиду невозврата кооперативом средств гранта в добровольном порядке Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт и удовлетворяя исковое заявление Управления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что условия предоставления гранта, предусмотренные пунктом 37 приложения 35 к Закону о бюджете, а также соглашением N 5 от 14.07.2017, кооперативом не были выполнены. Суд указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства целевого использования полученной суммы гранта, равно как и доказательства надлежащего исполнения ответчиком обязательств по возврату предоставленной суммы субсидии.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Исходя из статьи 69 БК РФ, к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования, в том числе, на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Как следует из подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3.1 ст. 78 БК РФ).
Из анализа вышеуказанных норм БК РФ следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, однако это правило не действует в случае нарушения условий, установленных для их предоставления, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Как указывалось ранее, пунктом 37 приложения 35 к Закону о бюджете установлены условия предоставления грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе, участие финансовых средств кооператива в размере не менее 40 % от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемой за счет средств субсидии (гранта).
Также данным пунктом предусмотрено, что получатель гранта обязуется использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие кооператива или потребительского кооператива.
Согласно п. 3.2.11 соглашения от 14.07.2017 N 5 (в редакции дополнительного соглашения от 22.01.2019 N 91/5, т. 1 л.д. 82) получатель обязуется возвратить неиспользуемый остаток гранта в доход областного бюджета в течение 15 рабочих дней с даты истечения срока использования гранта, т.е. до 15.02.2019 включительно.
Исходя из материалов дела, сумма предоставленного гранта была израсходована в полном объеме в размере 5 090 670 руб. до 15.02.2019.
В частности, на 01.04.2019 на строительство цеха по производству полуфабрикатов кооперативом было затрачено 5 109 281 руб. 04 коп., из которых 18 611 руб. 04 коп. собственных средств ответчика.
Таким образом, факт использования гранта в полном объеме в установленные соглашением и законом сроки, подтверждается материалами дела и по существу не оспаривается участниками данных правоотношений.
В свою очередь, использование личных денежных средств СППССК "Смакеево" на развитие материально-технической базы именно в срок до 15.02.2019 включительно не предусмотрено ни соглашением, ни дополнительными соглашениями к нему, ни установлено действующим законодательством.
В соответствии со сведениями о направлениях расходования целевых средств на 2017 - 2019 годы от 14.07.2017 на строительство цеха по производству полуфабрикатов предусмотрены затраты в размере 7 886 040 руб., на комплект оборудования для переработки мяса - 598 420 руб., а всего - 8 484 460 руб. (т. 1 л.д. 83).
В связи с трудным материальным положением СППССК "Смакеево", прогрессирующей болезнью председателя кооператива (единоличного исполнительного органа) внести окончательную сумму на развитие материально-технической базы ответчика на момент обращения истца с таким требованием не представилось возможным.
Согласно отчету о расходах средств грантовой поддержки для развития материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива на 26.04.2021 проект СППССК "Смакеево" на сумму 8 484 460 руб. выполнен в полном объеме. 5 109 281 руб. 04 коп. было затрачено на строительство цеха по производству полуфабрикатов, на сумму 3 376 854 руб. было закуплено оборудование. При этом участие личных денежных средств кооператива составило 3 395 465 руб. 04 коп., что не менее 40 % от стоимости расходов, софинансируемых за счет средств гранта. Фактически общая сумма затрат на развитие материально-технической базы составила 8 486 135 руб. 04 коп.
Софинансирование проекта собственными денежными средствами кооператива подтверждается представленными в материалы дела договором купли-продажи оборудования (товара) от 04.03.2021 N 63 (цена 61 620 руб.), договором купли-продажи оборудования (товара) от 05.03.2021 N 69 (цена 94 500 руб.), договором поставки от 15.03.2021 N 489 (цена 190 000 руб.), договором от 16.03.2021 N 115 (цена 1 242 000 руб.), договором поставки от 16.03.2021 N 132 (цена 136 000 руб.), договором от 15.03.2021 N 65 (цена 966 000 руб.), договором поставки от 17.03.2021 N РТ-0096 (цена 177 000 руб.), договором купли-продажи товара от 22.03.2021 N КРМ-010 (цена 12 350 руб.), договором поставки от 17.02.2021 N 0683 (цена 1 464 руб.), договором подряда на монтаж оборудования от 15.03.2021 N 78 (цена 305 000 руб.), соответствующими платежными документами, товарными накладными.
Таким образом, согласно Закону о бюджете, соглашению от 14.07.2017 N 5, бизнес-плану кооператива на период июль 2017 года - июль 2021 года ответчик выполнил свои обязательства по софинансированию личными денежными средствами на развитие материально-технической базы кооператива в полном объеме.
Поскольку СППССК "Смакеево" цех по производству полуфабрикатов построен, закуплено необходимое оборудование, цели и задачи Государственной программы Липецкой области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области", утвержденной постановлением Администрации Липецкой области от 28.10.2013 N 485, соглашения от 14.07.2017 N 5 являются достигнутыми.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Факт реализации проекта Управлением не опровергнут, доказательств нецелевого использования гранта в материалы дела не представлено.
По мнению суда апелляционной инстанции, несвоевременное (по мнению Управления) осуществление обязанности по софинансированию, при подтвержденном факте реализации проекта, не являются безусловными основаниями для возврата субсидии. Иное нарушает принцип правовой определенности лица, добросовестно реализовавшего проект.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, в удовлетворении заявления Управления к СППССК "Смакеево" о взыскании 5 090 670 руб. следует отказать.
Принимая во внимание разъяснения, изложенные в абзаце 8 пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 года N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которым, суд апелляционной инстанции применительно к части 4 статьи 170 АПК РФ устанавливает, соответствуют ли выводы судов практике применения правовых норм, определенной постановлениями Пленума ВС РФ и сохранившими силу постановлениями Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, постановлениями Президиума ВС РФ и сохранившими силу постановлениями Президиума ВАС РФ, а также содержащейся в обзорах судебной практики, утвержденных Президиумом ВС РФ, суд апелляционной инстанции указывает на то, что аналогичный подход выражен в определении Верховного Суда РФ от 29.03.2021 N 303-ЭС20-23522.
При этом довод ответчика о том, что он не извещался о ходе судебного процесса, является несостоятельным и опровергается материалами дела (т. 1 л.д. 97, 143).
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку Управление сельского хозяйства Липецкой области освобождено от уплаты государственной пошлины - расходы по рассмотрению дела в суде первой инстанции не распределяются.
СППССК "Смакеево" при подаче апелляционной жалобы была уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб.
С учетом удовлетворения апелляционной жалобы с Управления в пользу кооператива подлежат взысканию 3 000 рублей фактически понесенных судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.08.2020 по делу N А36-3154/2020 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Управления сельского хозяйства Липецкой области (ОГРН 1024840860340, ИНН 4825012212) к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему снабженческо-сбытовому кооперативу "Смакеево" (ОГРН 1164827059462, ИНН 4804006144) о взыскании 5 090 670 руб. - отказать.
Взыскать с Управления сельского хозяйства Липецкой области (ОГРН 1024840860340, ИНН 4825012212) в пользу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего снабженческо-сбытового кооператива "Смакеево" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Пороник |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3154/2020
Истец: Управление сельского хозяйства Липецкой области
Ответчик: Сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий снабженческо-сбытовой кооператив "Смакеево"