г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2021 г. |
Дело N А56-16644/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Апхудовым А.А.,
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчиков: представителя Беляевой В.А. от 1) по доверенности от 11.01.2021; 2) по доверенности от 12.11.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10652/2021) ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России и Министерства обороны РФ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2021 по делу N А56-16644/2020, принятое
по иску Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области"
к 1) Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации;
2) Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - ответчик 1, Учреждение), а при недостаточности денежных средств к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик 2, Минобороны России, субсидиарный должник) о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.07.2018 по 30.09.2019 в сумме 13 244 597 рублей 42 копейки (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений иска).
Решением суда от 19.02.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением, подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и принять по настоящему делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что судом первой инстанции не учтено, что Учреждение не является правообладателем спорных жилым помещений, в связи с чем не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Ответчики считают, что только собственник спорных жилых помещений в лице Министерства обороны Российской Федерации имеет обязанность по внесению взносов на капительный ремонт.
Апеллянты указывают также на то, что ввиду финансирования работ для государственных учреждений за счет бюджетных ассигнований, наличие государственного контракта является обязательным условием возникновения обязательств.
В судебном заседании 13.05.2021 представитель ответчиком поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства истец явку своих представителей в судебном заседании не обеспечил, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в отсутствие истца.
Отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом к материалам дела не представлен.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Постановлением Правительства Мурманской области от 30.07.2013 N 423-ПП создана Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" - региональный оператор, одной из функций которой является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах для формирования фондов капитального ремонта
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости (прилагаются) и Перечням помещений N N помещений NN 2-4/2018, 2-5/2018. 2-6/2018, 2-7/2018, 2-8/2018. 2-9/2018, 2-10/2018, 2- 11/2018, 2-12/2018, 2-13/2018. 3-1/2019. 3-2/2019. 3-3/2019, 3-4/2019. 3-5/2019. 3-6/2019. 3-7/2019. 3-8/2019. 1-4/2019. 1-5/2019, 1-6/2019, 1-7/2019. 1-8/2019. 1-3/2019. 1-2/2019. 1- 1/2019 (прилагаются) в многоквартирных домах Мурманской области, состоящих на учете ФГ'КУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России управление и распоряжение которыми осуществляет Министерство обороны Российской Федерации (право оперативного управления, на которые не зарегистрировано) сведения о которых в Едином государственном реестре прав па недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует) за период с 01 июля 2018 года по 30 сентября 2019 года, а также подписанное и скрепленное печатью со стороны ФГКУ "Северо-Западное ТУПО" Минобороны России, они являются собственником (пользователем) помещений в многоквартирных домах расположенных по адресам:
1. Мурманская область, Печенгский район:
- пгт. Печенга ул.Стадионная д. N N 3, 4, 5, 7, 9, 10
- пгт. Печенга Печенгское шоссе д. N N 7. 10. 11. 12.
- нп.Нижнее Луостари. д. N N 2. 3. 4. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. в/г N 5,
- г. Спутник ул. Новая д. N N 8, 15. 16, 17, 18, 19. 20. 21,
- нп. Верхнее Луостари, д.N N 1, 2. 3, 5
- пгт. Печенга 19 км. д. N 4.
2. Мурманская область, г. Мурманск:
проезд Северный д. 16 кв.167
ул. Юрия Смирнова д. 16 кв.2
ул. Гвардейская д. N 9а кв.48
ул. Полярной дивизии д. З, кв.8
ул. Шевченко д. N 16а кв.22
3. Мурманская область, Ловозерский район, пгт. Ревда ул. Комсомольская д. N N 1, 3
4. Мурманская область, г. Североморск:
ул. Гвардейская д. N 8. 12, 20,22.49,51
ул. Авиаторов д. N 9
ул. Адмирала Сизова д. N 6, 21
ул. Гаджиева д. N N 12, 14
ул. Головко д. N 5
ул. Душенова д. N N 8, 14, 18, 26, 28
ул. Инженерная д. N N 3, 5, 7
ул. Кирова д. N N 4, 6, 7. 11, 12, 15
ул. Колышкина д.N N 1, 3, 9, 10, 12,
ул. Комсомольская д. N N 3, 9, 19, 21, 23, 29,
ул. Корабельная д. N N 2, 12
ул. Кортик д. N 19
ул. Ломоносова д. N N 8. 15,17
ул. Морская д. N N 10. 13,
ул. Пионерская д. N N 14, 24
ул. Полярная д. N N 2,4, 5, 6, 9
ул. С.Ковалева д. N 4, 5
ул. Сафонова д.N N 4, 22
ул. Сгибнева д. N N 2, 4, 10, 11, 14
ул. Северная застава д. N N 10, 26, 28, 34,
ул. Сивко д. N N 3, 5, 7, 9
ул. Советская д. N 10
ул. Флотских Строителей д. N N 2, 3, 5, 6, 7
ул. Фулика д. N 8
ул. Чабаненко д. N 3
5. Мурманская область, Кандалакшский район:
пос. Алакуртти ул. Содружества д.7,10
п. Лупче-Савино-1 д.N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
пгт. Зеленоборский ул. Шоссейная, д. N 34
6. Мурманская область, г. Мончегорск:
Подведомственная территория 27 км. железной дороги Мончегорск - Оленья ул. Сафонова д. N N 1а,
Подведомственная территория 27 км. железной дороги Мончегорск - Оленья ул. Набережная д. N N 1, 3
Подведомственная территория 27 км. железной дороги Мончегорск - Оленья ул. Октябрьская д. N N 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 34, 35
7. Мурманская область, Кольский район:
пгт. Кильдинстрой закрытый военный городок N 47, ДОС N 1, инв N 3, ул. Железнодорожный тупик д. N 16;
пгт. Кильдинстрой закрытый военный городок N 47, ДОС N 5, инв N 43, ул.Железнодорожный тупик д. N 20;
пгт. Кильдинстрой закрытый военный городок N 47, ДОС N 3, инв N 29, ул. Железнодорожный тупик д. N 18;
пгт. Кильдинстрой закрытый военный городок N 47, ДОС N 4, инв N 37, ул. Железнодорожный тупик д. N 19;
пгт. Кильдинстрой закрытый военный городок N 47, ДОС N 6, инв N 47, ул. Железнодорожный тупик д. N 21;
пгт. Кильдинстрой закрытый военный городок N 47. ДОС N 2, инв N 23, ул. Железнодорожный тупик д. N 17.
Поскольку собственниками помещений указанного дома не было принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта, фонд капитального ремонта дома формируется на счете регионального оператора.
В силу положений статей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.
Неисполнение ответчиками требований в претензионном порядке послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В пункте 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, наделено полномочиями собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя капитальный ремонт.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за работы по капитальному ремонту общего имущества дома входит в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме, подлежащей с его стороны обязательному ежемесячному внесению.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме (часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из пункта 4 Порядка закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3, эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников. Следовательно, обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязан уплачивать взносы на капитальный ремонт
Как законный владелец спорного имущества Учреждение в силу прямого указания закона обязано нести расходы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и наравне с другими собственниками (владельцами) помещений в многоквартирном жилом доме является потребителем комплекса услуг и работ, выполненных в процессе технического обслуживания дома, а потому обязано их оплатить.
В силу части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
Абзацем 4 Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 01.09.2017 N 31284-АЧ/06 "О применении части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" дано разъяснение: исходя из буквального толкования части 3 статьи 158 Жилищного кодекса указанные положения применяются только ко взносам на капитальный ремонт, взимаемым в соответствии с правилами раздела IX Жилищного кодекса (далее - взносы на капитальный ремонт), а задолженность по взносам на капитальный ремонт, накопленная в период, когда собственником помещения являлось публичное образование, подлежит оплате в фонд капитального ремонта за счет средств соответствующего бюджета (далее - задолженность прежнего собственника - публичного образования).
Право оперативного управления, согласно статье 216 ГК РФ, является вещным правом, поэтому содержание общего имущества многоквартирного дома, помещения в котором переданы в оперативное управление, обеспечивает владение и пользование таким помещением, как нормально функционирующим, и относится к бремени правообладателя по несению расходов на его содержание и сохранение.
Поскольку законом прямо определено лицо, обязанное нести расходы на содержание общего имущества, суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу, что к ответчику 1, как к лицу, владеющему жилыми помещениями на праве оперативного управления, может быть предъявлено требование об исполнении обязательства по оплате расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В силу пункта 1 части 2 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Ссылки ответчика на отсутствие между сторонами государственного контракта признаются несостоятельными, поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрено в качестве обязательного основания для возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт заключение договора.
На основании части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта.
Постановление Правительства Мурманской области от 31.03.2014 N 168-ПП "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 годы", утверждающее региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах опубликовано 12 апреля 2014 года в бюллетене областного Правительства на официальном интернет-портале http://npa.gov-murman.ru.
Из изложенного следует, что обязанность по уплате вносов на капитальный ремонт с декабря 2014 года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно положению о Министерстве, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства, и осуществляет реализацию возложенных на него полномочий, а также правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
При удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, взыскание задолженности производится с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств у учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
Министерство как главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, в том числе и Учреждения
Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, ответчик отвечает по спорным обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Учитывая, что Министерство обороны Российской Федерации является собственником имущества казенного учреждения, именно оно несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения при недостаточности его имущества.
Доводы жалобы относительно того, что Учреждение не является надлежащим лицом, управомоченным осуществлять содержание объектов Министерства обороны Российской Федерации, признаются апелляционным судом несостоятельными на основании вышеизложенного.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют обстоятельствам спорных правоотношений сторон, установленных судом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2021 по делу N А56-16644/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16644/2020
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ