г. Москва |
|
08 февраля 2024 г. |
Дело N А40-173202/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей С.М. Мухин, В.И. Попова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2023 по делу N А40-173202/23, по заявлению ИП Митичкина Анатолий Иванович (ОГРНИП: 304770000044391, ИНН: 771800404551, Дата присвоения ОГРНИП: 19.02.2004) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, изложенного в уведомлении от 02.05.2023 N КУВД001/2023-2719820/5, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав заявителя на два одноуровневых машиноместа, номера на техническом плане 96, 97 общей площадью 26.6 кв.м., выделенных из нежилого помещения, расположенного в здании по адресу г.Москва, Стремянный пер., д. 26, общей площадью 2 453, 4 кв.м., кадастровый номер 77:01:0006013:3318,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Земскова Л.В. по доверенности от 17.03.2022;
от заинтересованного лица: Соков И.А. по доверенности от 24.01.2023.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Митичкин Анатолий Иванович (далее - Заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по г. Москве) об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, изложенного в уведомлении от 02.05.2023 N КУВД-001/2023-2719820/5, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав заявителя на два одноуровневых машино-места, номера на техническом плане 96, 97 общей площадью 26.6 кв.м., выделенных из нежилого помещения, расположенного в здании по адресу г. Москва, Стремянный пер., д. 26, общей площадью 2 453, 4 кв.м., кадастровый номер 77:01:0006013:3318.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2023 требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управления Росреестра по г. Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Управления Росреестра по г. Москве указал на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счёл установленными; неприменение закона подлежащего применению; нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по г. Москве озвучил свою позицию, поддержал доводы жалобы.
Представитель ИП возражал по жалобе, озвучил свою позицию.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав позицию сторон, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2023 г.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, 26.01.2023 г. от имени Заявителя его представителем Хлопуновым Ю.В. в Росреестр было подано Заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 26.01.2023 г. N КУВД-001/2023-2719820, что подтверждается Уведомлением N КУВД-001/2023-2719820 от 26.01.2023 г. о приеме заявления и прилагаемых к нему документов.
Основанием для подачи Заявителем указанных выше заявлений являлось Решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-301140/18 от 06.11.2019 г., в соответствии с которым из нежилого помещения, расположенного в здании по адресу: г. Москва, Стремянный пер. д. 26, общей площадью 2453,4 м2, кадастровый номер 77:01:0006013:3318, произведен частичный выдел в натуре долей Заявителя, а именно двух одноуровневых машино-мест, номера на техническом плане: 96, 97, общей площадью 26,6 кв. м. а также изменены доли сособственников в общей долевой собственности на указанное выше помещение после частичного выдела доли. Указанное недвижимое имущество используется заявителем в целях предпринимательской деятельности.
Уведомлением от 02.05.2023 г. N КУВД-001/2023- КУВД-001 /2023-2719820/5 (далее по тексту - Уведомление) Отдела государственной регистрации недвижимости нежилого назначения Управления Росреестра по Москве заявителю было сообщено об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество по поданным им заявлениям от 26.01.2023 г.
Заявитель посчитал оспариваемый отказ нарушающим права и законные интересы Общества, в связи с чем обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции правомерного исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункты 2, 8, 9 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 5 статьи 18 закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункта 3).
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В уведомлении со ссылкой на часть 1 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указано, что в Управлении отсутствуют заявления всех правообладателей на образуемые объекты и сведения об изменении назначения, а также иных характеристик объекта с кадастровым номером 77:01:0006013:3318.
Между тем основанием для подачи Заявителем указанных выше заявлений являлось решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40- 301140/18 от 06.11.2019 г.,в котором содержатся все сведения об изменении назначения объекта недвижимости, а именно о выделении из нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006013:3318 долей собственников в натуре в виде машино-мест, а также технические характеристики выделенных машино-мест на основании Технического плана.
На указанный судебный акт ссылалось и само заинтересованное лицо в оспариваемом Уведомлении.
Согласно пп. 5, п. 2, ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", самостоятельным основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступивший в законную силу судебный акт. Данное положение действует и в отношении объектов недвижимости, образованных в результате раздела объекта недвижимости.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
В соответствии с пп. 4, пункта 8, статьи 41, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
В соответствии с пунктом 2, статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части размера долей в праве общей собственности осуществляется по заявлению всех участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности изменяются, на основании документа, содержащего сведения о размере долей.
Если изменение размера долей осуществлено вступившим в законную силу решением суда, с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части размера долей в праве общей долевой собственности может обратиться один из участников долевой собственности.
Изменение размера долей в нежилом помещении, расположенном в здании по адресу: г. Москва, Стремянный пер. д. 26, общей площадью 2453,4 м2, кадастровый номер 77:01:0006013:3318, происходит в соответствии с Решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-301140/18 от 06.11.2019 г.
Таким образом, требование Управления Росреестра по Москве о предоставлении заявлений всех правообладателей на все образуемые объекты необоснованно. Кроме того, в оспариваемом Уведомлении также указано, что в представленном Техническом плане, оформленном в электронной форме в виде файлов в формате XML-схем, не указан исходный объект, из которого образуются машино-места.
Технический план, предоставленный для кадастрового учета, составлен в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Исходя из текста оспариваемого Уведомления от 02.05.2023 г., предоставленный Технический план в электронной форме в виде файлов в формате XML-схем был считан программным обеспечением Росреестра, но в качестве основания отказа указано, что в представленном Техническом плане не указан исходный объект, из которого образуются машино-места.
Согласно абзацу первому пункта 71 Административного регламента Росреетра, уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Оспариваемое уведомление об отказе создает неопределенность на будущее в отношении того, какие именно действия надлежит осуществить Заявителю при повторном обращении за государственным кадастровым учетом изменений нежилого помещения и кадастровым учетом выделенных машино-мест.
Вместе с тем, согласно абзацу второму пункта 71 Административного регламента Росреестра, причины отказа должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, Заявителем были представлены все необходимые документы, отвечающие требованиям статьи 21 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также соответствующие по форме и содержанию требованиям действующего законодательства.
С учётом изложенного, апелляционный суд полагает, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
А заявленное требование о признании ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными является обоснованным и правомерно удовлетворено судом.
Доводы жалобы заявителя жалобы несостоятельны поскольку сам факт несогласия заявителя с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка без документального опровержения не может служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2023 по делу N А40-173202/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-173202/2023
Истец: Митичкин Анатолий Иванович
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ