г. Москва |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А40-316337/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Т.Б.Красновой, Ж.В.Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АЙ ФЛАЙ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.03.2021 по делу N А40-316337/19 (130-2350)
по заявлению ООО "АЙ ФЛАЙ" (ИНН 7728695093, ОГРН 1097746133132)
к ИФНС России N 29 по г.Москве
о признании незаконным постановления,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Гулуа Д.Г. по дов. от 16.11.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АЙ ФЛАЙ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления ИФНС России N 29 по г. Москве (далее - Инспекция, административный орган) N772920190275012 от 31.10.2019 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2021 в удовлетворении требований Обществу отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "АЙ ФЛАЙ" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Общество считает, что в его действиях отсутствует событие и состава административного правонарушения, так как указанные средства являются выручкой Общества от основного вида деятельности и направляются затем на операционные расходы в порядке исключений, предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Также Общество считает, что штраф рассчитан Инспекцией неверно.
Представитель заявителя, извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание 20.05.2021 не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя ООО "АЙ ФЛАЙ".
Представитель Инспекции поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представил суду отзыв на апелляционную жалобу без доказательств направления копии отзыва заявителю, ввиду чего суд апелляционной инстанции отказал в приобщении данного отзыва.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.10.2019 в отношении ООО "АЙ ФЛАЙ" (ИНН 7728695093, КПП 7722901001, ОГРН 1097746133132, дата регистрации - 12.03.2009) (далее - Заявитель) должностным лицом ИФНС России N 29 по городу Москве (далее -Административный орган) составлен протокол об административном правонарушении N 772920190275012 по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (далее - Протокол).
31.10.2019 на основании вышеуказанного Протокола Заместителем начальника ИФНС России N 29 по г. Москве вынесено постановление N 772920190275012 (далее -Постановление), в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 1 655 512,6944 руб. Постановление было получено ООО "АЙ ФЛАЙ" 19.11.2019.
При этом Обществу вменяется совершение незаконной валютной операции, выразившейся в умышленном осуществлении зачисления 20.11.2017 на счет N LV21AIZK0000010407501, открытый в ABLV Bank, AS (Рига, Латвия) (далее - Счет), минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, денежных средств в иностранной валюте за оказание услуги от нерезидента ARENA TOUR S.L. (Испания) в размере 46 000.00 долларов США (входящий платеж N 3650660234452374) по Договору о выполнении пассажирских перевозок от 20.10.2016 N 06-10/2016, что, по мнению Административного органа, противоречит статье 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - ФЗ-173).
Заявитель, посчитав постановление ИФНС России N 29 по г. Москве незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на доказанность события и состава административного правонарушения в действиях ООО "АЙ ФЛАЙ".
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с п.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии положениями статей 1 и 2 Федерального Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" N 173-ФЗ от 10.12.2003 (далее - Закон N173-ФЗ, Закон о валютном регулировании) следует, что данным нормативным актом определен порядок валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами за пределами территории РФ, а также валютными ценностями.
К валютным ценностям, среди прочего, относится иностранная валюта, в составе которой учитываются также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
Согласно ст. 14 Закона N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено данным законом, расчеты при осуществлении валютных операций, производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, а также переводами электронных денежных средств.
В статье 12 Закона N 173-ФЗ установлено право резидентов открывать счета в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ. Также установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации минуя счета в уполномоченных банках.
Из материалов дела следует, что операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента "ARENA TOUR S.L." в счет оплаты за оказанные услуги, не входят в перечень случаев, указанных в ст. 12 Закона N 173-ФЗ.
Денежные средства, зачисление которых на счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, должны быть зачислены на счета резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что в данном случае зачисление валюты подпадает под исключение, предусмотренное Законом N 173-ФЗ, заявлялись в суде первой инстанции и были рассмотрены судом и правомерно им отклонены.
Расчеты при осуществлении валютных операций могут производится юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона N 173-ФЗ в банках за пределами территории РФ, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Законом N 173-ФЗ.
Частью 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ.
В силу п. 6 ч. 2 ст. 19 Закона N 173 -ФЗ резиденты вправе зачислять валютную выручку на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
Таким образом, зачислив 20.11.2017 на свой счет N LV21AIZK0000010407501 в банке ABLV Bank AS (Латвия) денежные средства в иностранной валюте в сумме 46 000,00 долларов США, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, Общество осуществило валютную операцию, не предусмотренную Законом N 173-ФЗ, то есть, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КОАП РФ.
Расчеты при осуществлении валютных операций, производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, а также переводами электронных денежных средств производятся согласно ст. 14 Закона N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено данным законом.
Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами РФ через счета, открытые в соответствии со ст. 12 Закона N 173-ФЗ в банках за пределами территории РФ, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Законом N 173-ФЗ.
Перечень операций по зачислению на валютные счета, открытые за пределами территории РФ, определен в частях 4 и 5 ст. 12 Закона N 173-ФЗ и является закрытым, и не предусматривает зачисление валютной выручки от нерезидента за реализованные товары, оказанные услуги.
Доводы жалобы об использовании денежных средств в соответствии с требованием Закона ФЗ-173, отклоняются судом, так как они опровергаются материалами дела об административном правонарушении и выводами, изложенными в оспариваемом постановлении.
Согласно условиям договора N 06-10/2016 от 20.10.2016, заключенного между ООО "АЙ ФЛАЙ" (перевозчик) и Arena Tour S.L. (заказчик), перевозчик обязуется оказать услуги по авиаперевозке пассажиров и багажа согласованными сторонами рейсами, осуществляемыми перевозчиком в порядке и на условиях, установленных договором и приложениями к нему.
В АО "Альфа-Банк" Обществом оформлен паспорт сделки N 16100094/1326/0000/3/1 к договору от 20.10.2016 N 06-10/2016.
Следовательно, зачисление 20.11.2017 на счет Общества N LV21AIZK0000010407501 в банке ABLV Bank AS (Латвия) денежных средств в иностранной валюте от нерезидента "ARENA TOUR S.L." (Испания) в сумме 46 000,00 долларов США (входящий платёж N 3650660234452374) по договору от 20.10.2016 N06-10/2016, являются выручкой от чартерных пассажирских рейсов.
Назначение платежа от 20.11.2017 на сумму 46 000,00 долларов США не содержит условия либо какой-либо оговорки о поступлении указанных денежных средств в целях оплаты, возникших у общества за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, портовых сборов и с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных судов и их пассажиров.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в результате анализа представленных обществом платежных документов установлено, что обществом по данному счету в иные периоды времени производилась оплата нерезидентам аэронавигационных, портовых сборов, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных судов и их пассажиров, при этом взаимосвязи с конкретными договорами по конкретным платежам от 20.11.2017 из них не усматривается.
Вместе с тем, из документов общества не представляется возможным идентифицировать за счет каких денежных средств осуществлены указанные оплаты, а также в какой период времени данные расходы возникли.
Обществом не представлены доказательства взаимосвязи оплаченных расходов с зачисленной от нерезидента "ARENA TOUR S.L." (Испания) по договору от 20.10.2016 N 06-10/2016 иностранной валюты, а условия самого договора не имеют оговорки, что нерезидент возмещает расходы, связанные с оплатой аэронавигационных, портовых сборов и с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных судов и их пассажиров, а также формулу расчета возникающих у общества расходов в связи с оказанием услуг перевозки нерезидентам по конкретным договорам.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что факт совершения Заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в связи с чем Заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Доводы же заявителя об обратном не свидетельствуют и документально не подтверждены, в то время как факт совершения правонарушения в полном объеме подтверждается представленными ответчиком материалами административного дела.
Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с учетом положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.
Доказательств того, что Заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, Арбитражный суд города Москвы пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что положения статей 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено и заявителем не оспаривается.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
В рассматриваемом случае административным органом назначен штраф в виде минимальной санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Оснований для назначения административного наказания с учетом правил, определенных ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ, либо для признания совершенного правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) судом не установлено.
Доводы жалобы о неверном расчете штрафа опровергаются решением суда и доводами Инспекции.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 19 Федерального закона N 173- ФЗ юридические лица - резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в случае зачисления иностранной валюты или валюты РФ на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории РФ - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.
Принимая во внимание выше указанные положения валютного законодательства, в части возможности осуществления без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчетов с нерезидентами за аэронавигационные, аэропортовые, портовые сборы и иные обязательные сборы, действующих на территориях иностранных государств и связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц, в целях соблюдения прав и законных интересов Общества при расчете штрафа налоговый орган исходил из следующего.
Инспекцией из анализа банковской выписки за 4 квартал 2017 года по счету Общества N LV21AIZK0000010407501, открытого в банке ABLV Bank AS (Латвия), установлено:
за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 на счет Общества N LV21AIZK0000010407501, открытого в банке ABLV Bank AS (Латвия), зачислено 19 721 041,00 долларов США;
за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 списано денежных средств на аэронавигационные, портовые сборы и на расходы, связанные с обслуживанием находящихся за пределами территории РФ воздушных судов и их пассажиров -7 818 999,98 долларов США.
Таким образом, размер денежных средств, неправомерно не зачисленных на счет, открытый Обществом в уполномоченном банке РФ, в силу положений ст. 14 Закона N 173-ФЗ, составил 39,6480 % от общей суммы денежных средств, зачисленных на счет Общества.
На основании произведенного налоговым органом расчета сумма незаконной валютной операции, совершенной Обществом 20.11.2017 в размере 46 000,00 долларов США, подлежала перерасчету и составила 27 761,92 долларов США (46 000,00 *60,3520%).
Сумма незаконной валютной операции по курсу Банка России на дату совершения административного правонарушения (1 доллар США = 59,2480 руб.) составляет 1 655 512 руб. 69 коп. (27 761,92 долларов США* 59,2480 руб.).
Заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3/4 от суммы незаконной валютной операции, что составляет 1 241 634 руб. 52 коп.
Административное наказание назначено в пределах санкции вменяемой статьи и является минимальным.
Представленный заявителем контрасчет штрафа был рассмотрен и отклонен судом, поскольку заявителем в налоговый орган не были представлены первичные документы, которые позволяли бы ему при проведении проверки деятельности общества сделать вывод о назначении поступающих платежей, то налоговый орган, действуя в интересах заявителя, произвел самостоятельный расчет суммы, необходимой для оплаты указанных в Законе о валютном регулировании целей, приняв во внимание за расчетный период квартал.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления налогового органа.
Оснований для иных выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19 марта 2021 г по делу N А40-316337/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-316337/2019
Истец: ООО "АЙ ФЛАЙ"
Ответчик: ИФНС России N29 по г.Москве