г. Чита |
|
28 мая 2021 г. |
Дело N А10-2017/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 ноября 2020 года по делу N А10-2017/2018 по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН 1203800000689, ИНН 7536179850) к обществу с ограниченной ответственностью "Жемчуг" (ОГРН 1073827000719, ИНН 3827024204) о признании недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества от 10.08.2007; о признании самовольными постройками объекты недвижимого имущества и обязании за счет собственных денежных средств произвести снос объектов недвижимого имущества; об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка,
при участии в судебном заседании:
От ООО "Жемчуг": Локис Д.П., представитель по доверенности от 16.04.2021, диплом о наличии высшего юридического образования,
От Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае (далее - истец, управление, Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жемчуг" (далее - ответчик, общество, ООО "Жемчуг") о признании недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества от 10.08.2007, заключенного между ООО "Предприятие "Иркут-Инвест" и ООО "Жемчуг", признании самовольными постройками объектов недвижимого имущества: здания хозяйственного блока (нежилое здание) - 1 этажное литера Б. инв. N 3-3275. общая площадь 47,70 кв.м.; здания малого корпуса (нежилое здание) 1 этажное литера В. инв. N 3-3275, общая площадь 45,30 кв.м.; здания спального корпуса (нежилое здание) - 2 этажное литера А. инв. N 3-3275. общая площадь 203,60 кв.м.; здания малого корпуса (Литера Д) площадью 33,9 кв.м.; здания малого корпуса (Литера Е) площадью 33.9 кв.м.; здания малого корпуса (Литера Ж) площадью 33.9 кв.м.; здания малого корпуса (Литера 3) площадью 48.1 кв.м., расположенных по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, местность "Вышка", строение 29; обязании ответчика ООО "Жемчуг" за счет собственных денежных средств произвести снос указанных объектов недвижимого имущества; истребовании из чужого незаконного владения ООО "Жемчуг" земельного участка с кадастровым номером 03:20:360101:3, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, местность "Вышка", категория земель: земли населенных пунктов, площадью 3080 кв.м., в пользу Российской Федерации в лице Территориального органа.
Определениями от 26.04.2018, 25.05.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечены: ФГБУ "Тункинский национальный парк", администрация муниципального образования "Тункинский район", Управление Росреестра по Республике Бурятия, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2019 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 февраля 2020 года решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 июня 2019 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2019 года по делу N А10-2017/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Определением от 10.03.2020 исковое заявление принято судом к производству на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 ноября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 ноября 2020 года по делу N А10-2017/2018 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, МТУ Росимущество не согласно с решением суда, поскольку с момента образования национального парка "Тункинский" муниципальный орган не имел право распоряжаться спорным земельным участком, значит у ООО "Предприятие Иркут-Инвест" не могло возникнуть право постоянного (бессрочного) пользования. Поскольку спорный земельный участок находится в пользовании у ООО "Жемчуг" незаконно, так как лицо, у которого ООО "Жемчуг" приобрело имущество не имело право его отчуждать, истребование земельного участка, заявленное истцом, является законным и обоснованным. Право собственности на объекты недвижимости, возведенные на спорном участке, зарегистрировано незаконно, так как все строения должны возводиться с согласия собственника, которым является Российская Федерация, не дававшего такого разрешения значит, все строения являются самовольными постройками. МТУ Росимущество не согласно выводом суда о пропуске срока исковой давности, полагает, что срок должен исчисляться с момента обращения ООО "Жемчуг" в территориальный орган Росимущества - с 06.06.2017. Истец не согласен с выводами суда относительно заключения эксперта от 30.11.2018 N 112/2018, также указывает на нарушение судом норм материального права.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором общество с ограниченной ответственностью "Жемчуг" с выводами суда первой инстанции согласно, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 17.12.2020.
Истец представителей в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного истца.
Представитель ответчика в судебном заседании дала пояснения согласно доводам отзыва на апелляционную жалобу, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на основании Положения о Территориальном органе, утверждённого приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 454 от 16.12.2016 осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером 03:20:360101:3, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, местность "Вышка", категория земель: земли населенных пунктов, площадью 3080 кв.м., на основании постановления Администрации Тункинского района Республики Бурятия (далее - Администрация) N 266 от 14.11.2000 "Об отводе земельного участка ООО "Предприятие Иркут-Инвест" предоставлен ООО "Предприятие Иркут-Инвест" под строительство пансионата.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости 14.06.2001 за ООО "Предприятие Иркут-Инвест" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 03:20:360101:3.
10.08.2007 между ООО "Предприятие Иркут-Инвест" и ООО "Жемчуг" заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, на основании которого за ООО "Жемчуг" зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном земельном участке:
- здание хозяйственного блока (нежилое здание) - 1 этажное литера Б, инв. N 3-3275,
общая площадь 47,70 кв.м.;
- здание малого корпуса (нежилое здание) - 1 этажное литера В, инв. N 3-3275,
общая площадь 45,30 кв.м.;
- здание спального корпуса (нежилое здание)- 2 этажное литера А, инв. N 3-3275,
общая площадь 203,60 кв.м.
Кроме того, ООО "Жемчуг" принадлежат 4 объекта, также расположенные на спорном земельном участке:
- здание малого корпуса (Литера Д) площадью 33,9 кв.м.;
- здание малого корпуса (Литера Е) площадью 33,9 кв.м.;
- здание малого корпуса (Литера Ж) площадью 33,9 кв.м.;
- здание малого корпуса (Литера 3) площадью 48,1 кв.м., совместно именуемые -
одноэтажный спальный корпус на 8 комнат в местности "Вышка", строение 29.
Права на указанные объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав в установленном законом порядке.
ООО "Предприятие Иркут-Инвест" согласно выписке из ЕГРЮЛ ликвидировано 14.12.2007.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 27.05.1991 N 282 "О создании национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР" в границах Тункинского административного района Бурятской ССР был образован национальный парк "Тункинский".
Общая площадь парка составила 1 183 662 га, из которых: 1 020 152 га земель лесного фонда и 4 769 га земель запаса предоставлено Национальному парку в пользование; 150 836 га земель совхозов, колхозов и других сельхозпредприятий, 3 628 га земель населенных пунктов и 4 277 га земель других землепользователей включено в состав Национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Согласно постановлению Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991 N 353 "О создании государственного природного национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР" Национальный парк был создан в пределах границ Тункинского административного района Бурятской ССР.
Из обращения ООО "Жемчуг" от 06.06.2017 вх. N 8175 МТУ Росимущество стало известно о нарушении имущественных интересов Российской Федерации при предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования ООО "Предприятие Иркут-Инвест".
Полагая, что администрация Тункинского района Республики Бурятия не вправе была распоряжаться земельным участком, в связи с чем, договор купли-продажи недвижимого имущества от 10.08.2007 является ничтожной сделкой, а управление вправе истребовать земельный участок из незаконного владения общества, истец обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату заключения сделки) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно материалам дела, ссылаясь на то, что право постоянного (бессрочного) пользования ООО "Предприятие Иркут-Инвест" возникло незаконно, Российская Федерация в лице МТУ Росимущества, являясь собственником земельного участка в границах Национального парка "Тункинский" каких-либо решений о его предоставлении во владение данному обществу не принимала, истец обратился с требованием о признания недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества от 10.08.2007, заключенного между ООО "Предприятие "Иркут-Инвест" и ООО "Жемчуг".
Истец не является стороной договора купли-продажи недвижимого имущества от 10.08.2007.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 27.05.1991 N 282 "О создании национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР" в границах Тункинского административного района Бурятской ССР образован национальный парк "Тункинский".
Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 27.05.1991 г. N 282 в национальный парк "Тункинский", созданный в границах Тункинского административного района Бурятской ССР, вошли земли государственного лесного фонда и земли государственного запаса, земли колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, земли населенных пунктов и земли других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Общая площадь парка составила 1 183 662 га, из которых: 1 020 152 га земель лесного фонда и 4 769 га земель запаса предоставлено Национальному парку в пользование; 150 836 га земель совхозов, колхозов и других сельхозпредприятий, 3 628 га земель населенных пунктов и 4 277 га земель других землепользователей включено в состав Национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Согласно п.1 ст.95 Земельного кодекса РФ национальные парки относятся к особо охраняемых природным территориям.
Земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.6 ст.95 ЗК РФ).
В соответствии с п.6 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
В соответствии с п.4 ст.12 Закона об особо охраняемых природных территориях в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.
Пункт 6 ст.95 Земельного кодекса РФ закрепляет аналогичное положение, согласно которому в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Поскольку п.4 ст. 12 Закона об особо охраняемых природных территориях, п.6 ст.95 ЗК РФ допускают возможность нахождения в границах национальных парков земельных участков иных собственников, в состав Национального парка "Тункинский" включены земли иных категорий и земли иных пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Земельный участок по адресу: р. Бурятия, Тункинский район, местность "Вышка", кадастровый номер 03:20:360101:3 расположен на землях населенных пунктов, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 10.02.2017 и находится в пределах границ Национального парка "Тункинский", на территории земель иных собственников и пользователей, что подтверждается Приложением N 2 к Положению о Национальном парке "Тункинский", утв. Приказом Минприроды N 229 от 12.05.2017, а также ответом из ФБГУ Национальный парк "Тункинский" и на него распространяется режим земель особо охраняемых природных территорий.
Кроме того, после возвращения дела на новое рассмотрение судом первой инстанции была назначена экспертиза и факт нахождения спорного земельного участка в границах земель иных собственников и пользователей был установлен в ходе проведения судебной землеустроительной экспертизы (вывод эксперта - т. 8 л.д.11-14, Приказ Минприроды РФ N 229 от 12.05.2017 - т.8 л.д.94).
Таким образом, общие границы национального парка "Тункинский", определенные при его создании Советом Министров РСФСР, не совпадают с границами земельного участка, находящегося в федеральной собственности и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования названному федеральному государственному бюджетному учреждению.
В связи с этим довод МТУ Росимущества о том, что земельный участок является федеральной собственностью, не подтвержден представленными в материалы дела доказательствам, а также положением Приказа Минприроды N 229 от 12.05.2017.
В соответствии с ч.2 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности. В границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников.
В силу ч. 4 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.
Согласно п. 5.2.69 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство природных ресурсов и экологии самостоятельно принимает положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках федерального значения, государственных природных биосферных заповедниках, дендрологических парках и ботанических садах федерального значения, памятниках природы федерального значения.
В силу п.11 Постановления Правительства РФ от 10.08.1993 N 769 "Об утверждении положения о национальных парках Российской Федерации" (в ред. от 01.11.2012) конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нем, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации 12.05.2017 принят приказ N 229 "Об утверждении положения о национальном парке "Тункинский" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2017 N 47485). Согласно п. 4 данного приказа границы национального парка определены в системе координат МСК-03 и представлены в приложении 1 к Положению.
В соответствии с п. 12 Положения состав и описание функциональных зон национального парка даны в приложении N 2 к Положению, карта-схема функционального зонирования территории национального парка - в приложении N 3 к настоящему Положению.
В силу п. 4 Приложения 2 "Состав и описание границ функциональных зон национального парка "Тункинский" к Положению спорный земельный участок относится к земельным участкам иных собственных и пользователей без изъятия из хозяйственной эксплуатации.
Таким образом, Положение о национальном парке "Тункинский" от 12.05.2017 конкретизировало Постановление Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991 г. N 353 в части установления функциональных зон и определения границ земель других собственников и землепользователей.
Согласно представленному в материалы дела письму Тункинского национального парка от 09.08.2017 N 635, спорный земельный участок находится на землях, включенных в национальный парк без изъятия из хозяйственной эксплуатации в функциональной зоне хозяйственного назначения.
Правовая конструкция "земли, включенные в национальный парк без изъятия из хозяйственной эксплуатации" неоднократно встречается в законодательстве, а именно в ст. 95 Земельного кодекса РФ; в ст. 12, 16 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; в различных Положениях о создании национальных парков. Однако федеральное законодательство не регламентирует правовой режим данных земель. Между тем в силу п.10 Постановления Правительства РФ от 10.08.1993 N 769 "Об утверждении положения о национальных парках Российской Федерации" (в ред. от 01.11.2012) режим использования земель, включенных в границы национальных природных парков без изъятия их из хозяйственного пользования, определяется органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований.
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования 18.07.2007 утвержден приказ N 211 "Об утверждении рекомендаций по разработке и согласованию положений о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации".
В силу п. 1.2. Приложения к данному приказу в границах национального парка могут находиться земли иных собственников и пользователей, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национального парка и не нарушает режима их использования, включенные в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Земельные участки в их пределах у собственников земельных участков и землепользователей не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
До настоящего времени орган исполнительной власти Республики Бурятия положение о режиме использования земель, включенных в границы национальных природных парков без изъятия их из хозяйственного пользования, не принял.
Однако из комплексного анализа положений действующего законодательства, можно прийти к выводу, что земли, включенные в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации являются землями иных собственников и пользователей, находящихся в границах национального парка, которые имеют специфичный правовой статус, отличающий их от иных земель, расположенных в границах национального парка.
На основании изложенного, учитывая, что спорный земельный участок с кадастровым номером 03:20:360101:3 расположен на землях населенных пунктов и находится в пределах границ Национального парка "Тункинский" на территории земель иных собственников и пользователей, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности отказа судом первой инстанции в удовлетворении требования истца об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения. Апелляционный суд, принимая во внимание, недоказанность истцом незаконности права ООО "Предприятие "Иркут-Инвест" на постоянное (бессрочное) пользование спорным земельным участком, приходит к выводу о необоснованности требований истца о признании недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества от 10.08.2007, заключенного между ООО "Предприятие "Иркут-Инвест" и ООО "Жемчуг".
Доводы апелляционной жалобы МТУ Росимущества о том, что Минприроды РФ не предоставляло ООО "Предприятие Иркут-Инвест" разрешение на строительство отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с п. 5.17 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 "Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" полномочия по выдаче Министерством природных ресурсов и экологии разрешения на строительство в границах национального парка были закреплены в 2015 году. При этом объекты, находящиеся на спорном земельном участке, возведены в 2001 и 2007 годах.
Кроме того, из представленного в материалы дела листа согласования на строительство пансионата на спорном земельном участке, согласование, в частности, производилось и с Министерством природы в лице Государственного инспектора по ООС и ПР Тункинскому и Окинскому районам МПР РБ В.И. Толмачева, с директором "Национального парка Тункинский" в лице Н.Н. Крахмаль и с представителем Роснедвижимости, в лице Т.Г. Хусаева.
Апелляционным судом отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что эксплуатация расположенных на спорном земельном участке зданий противоречит режиму охраны и использования национального парка, исходя из следующего.
Согласно заключению экспертов N 112/2018 от 30.11.2018, имеющегося в материалах дела, при исследовании спорных объектов нарушений градостроительных норм и правил не выявлено, указанные объекты недвижимости не создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и не наносят вреда окружающей среде. Таким образом, довод Минприроды России о том, что ООО "Жемчуг" не территории национального парка осуществляет деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам не соответствует фактическим обстоятельства дела и противоречат заключению проведенной судебной экспертизы.
Апелляционный суд отмечает, что, не соглашаясь в апелляционной жалобе с заключением экспертизы N 112/2018 от 30.11.2018, истец не изложил основания, позволяющие усомниться в правильности сделанных выводов.
Довод о том, что строительство и эксплуатация пансионата на спорном земельном участке противоречит режиму особой охраны национального парка "Тункинский", так как пансионат находится в функциональной зоне хозяйственного назначения, является не состоятельным, так как:
- Здания пансионата было построено в 2000 годах, в то время, как образование функциональных зон на территории национального парка "Тункинский" было произведено лишь в мае 2017 года, путём принятия Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации 12.05.2017 приказа N 229 "Об утверждении положения о национальном парке "Тункинский" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2017 N 47485).
- В п. 9 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.05.2017 N 229 "Об утверждении положения о национальном парке "Тункинский" исчерпывающим образом перечислен перечень действий, которые запрещается осуществлять на территории национального парка.
- Запрет на эксплуатацию зданий пансионата не установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.05.2017 N 229 "Об утверждении положения о национальном парке "Тункинский".
Кроме того, деятельность по эксплуатации пансионата на спорном земельном участке также отвечает задачам национального парка "Тункинский", так как в силу пп.4 п. 8 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.05.2017 N 229 "Об утверждении положения о национальном парке "Тункинский" одной из задач национального парка является создание условий для туризма и отдыха.
Довод МТУ Росимущества о том, что нахождение пансионата противоречит режиму функциональной зоне хозяйственного назначения является не состоятельным, так как в соответствии с абзц. 15 п. 10.4 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.05.2017 N 229 "Об утверждении положения о национальном парке "Тункинский" в зоне хозяйственного назначения национального парка "Тункинский" допускается строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает правильным вывод суда первой инстанции о необоснованности требований истца о признании находящихся на спорном земельном участке строений самовольными постройками и обязании их сноса.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы относительно необоснованности вывода суда первой инстанции о пропуске истцом срока исковой давности, исходя из следующего.
Из представленного в материалы дела листа согласования на строительство пансионата на спорном земельном участке и выписке из кадастрового дела N 58 от 08.12.1999 года следует согласование отвода спорного земельного участка и строительство на нём пансионата с Государственным комитетом РБ по земельным ресурсам и землеустройству в лице В.Б. Убошеева.
Государственный комитет Республики Бурятия по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем РБ) является территориальным органом Федеральной службы земельного кадастра Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами.
В соответствии с п. 1 положения о Государственном комитете Российской Федерации по земельной политике (утвержденного Постановлением Правительства от 22.09.1999 года N 1056) - (далее Постановление) Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике (Госкомзем России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию деятельности в области земельных отношений, а также функциональное регулирование в данной сфере, включая ведение государственного земельного кадастра, кадастровую оценку земель, землеустройство и государственный контроль за охраной и использованием земель.
В п. 29 Постановления к полномочиям Госкомзема России также отнесено участие в разработке и реализации процедур по определению и разграничению государственных земель на земли, относимые к федеральной собственности, к государственной собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований, осуществляет в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, управление федеральными землями, ведет их учет.
Подпункт 3 пункта 7 Постановления к его полномочиям также отнес приостановление действия принятых с нарушением земельного законодательства решений органов местного самоуправления по вопросам предоставления и изъятия земельных участков и направление материалов об этом в суд и правоохранительные органы. Указанные полномочия также закреплены в Постановлении Правительства Республики Бурятия от 11.01.1999 года N 5 "О государственном земельном комитете Республики Бурятия.
Кроме того, в соответствии с п. 7 Положения, Госкомзем являлся органом, который был наделен полномочиями по распоряжению земельными участками.
Таким образом, из представленных в материалы дела документов, следует, что Российская Федерация в лице его уполномоченного органа, который в том числе, как было указано выше обладал полномочиями по приостановлению решений органов местного самоуправления по вопросам предоставления и изъятия земельных участков и направления материалов об этом в суд, по состоянию на 1999 год знало об отводе спорного земельного участка ООО "Предприятие Иркут-Инвест", при этом Российская Федерация, в лице её уполномоченного органа - Госкомзема России данный отвод согласовало, действие Постановления Администрации "Тункинского района" от 14.11.2000 N 266 не приостановило.
Таким образом, уполномоченный федеральный органы исполнительной власти в сфере контроля за оборотом, использованием и охраной земель РФ в 1999 году знал об отводе спорного земельного участка ООО "Предприятие Иркут-Инвест" и мог обратиться в суд за защитой законных прав и интересов Российской Федерации, в связи с чем срок исковой давности следует исчислять именно с того момента, когда Российская Федерация, в лице её уполномоченного органа узнала (Госкомзема России) об отводе спорного земельного участка и строительстве на нём пансионата, а именно с 08.12.1999 года.
Иные доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как не влияющие на обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности отказа судом первой инстанции в удовлетворении исковых требованиях управления в полном объеме.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 ноября 2020 года по делу N А10-2017/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2017/2018
Истец: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентстсва по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае
Ответчик: ООО Жемчуг
Третье лицо: Администрация муниципального образования Тункинский район, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, ФГБУ Национальный парк Тункинский, 4А АС
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4641/19
29.10.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4520/2021
28.05.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4641/19
12.11.2020 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-2017/18
18.02.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6850/19
17.10.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4641/19
18.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-2017/18