г. Москва |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А40-155023/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В.Захаровой,
судей О.Г.Головкиной, А.И.Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Байкал Логистика" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 февраля 2021 года по делу N А40-155023/20, принятое по исковому заявлению ООО "Байкал Логистика" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 3 710 791 руб. 00 коп..
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Смирнов М.Г. по доверенности 16.07.2020,
от ответчика: Лузин Е.Б. по доверенности 15.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Байкал Логистика" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 3 710 791 руб. 00 коп. пени.
Решением от 17 февраля 2021 года Арбитражный суд города Москвы исковые требования удовлетворил частично.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда изменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
От ответчика поступил отзыв, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда изменить, иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика возражал по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2021 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ответчик допустил просрочку доставки вагонов по железнодорожным накладным, указанным истцом в исковом заявлении.
Факт просрочки доставки вагонов подтверждается соответствующими отметками, учиненными железной дорогой в железнодорожных транспортных накладных.
При передаче вагонов ответчику (перевозчику) на станции отправления каких-либо претензий к техническому и/или коммерческому состоянию вагонов со стороны ответчика не предъявлялось.
В силу пункта 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяется соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок.
В силу статьи 793 ГК РФ за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устав железнодорожного транспорта случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.08.2019 N 266-ФЗ "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" внесены в часть первую статьи 97 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" изменения.
В силу части 1 ст. 97 Устава, в редакции, вступившей в силу 02.08.2019, пени за просрочку доставки уплачиваются в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров).
Нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные. Расчетное время - Московское.
Согласно расчету истца размер пени за просрочку доставки вагонов составил 3 710 791 руб.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия, с требованием об оплате пени за нарушение срока доставки грузов в соответствии со статьей 120 Устава железнодорожного транспорта, которая ответчиком оставлена удовлетворения.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положением статей 309, 310, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что факт нарушения ответчиком сроков доставки по части вагонов подтвержден материалами дела, при этом частично удовлетворив доводы отзыва ответчика на исковое заявление, суд удовлетворил заявленные требования частично.
Довод истца о том, что заключенный между ОАО "РЖД" и ООО "Загорский трубный завод" договор на увеличение сроков доставки грузов N 16/01-УСД-17 от 18.04.17 заключен в отношении только перевозки собственных (арендованных) грузовых вагонов, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно п.1.1 договора на увеличение сроков доставки грузов N 16/01-УСД-17 от 18.04.17 следует, что стороны согласовали увеличение установленного Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245, срока доставки грузов и/или порожних собственных (арендованных) вагонов (далее - грузы), отправляемых со станций Московской железной дороги на 5 суток.
Все спорные накладные содержат отметку о договорном сроке доставки груза с указание реквизитов договора и количества дополнительных суток.
Согласно ст. 792 ГК РФ, ст. 33 УЖТ РФ, сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются Минтрансом. Грузоотправители и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245) N 245 утвержден порядок исчисления сроков доставки: договорной (п. 15 Правил N 245) или расчетный исходя из расстояния и условий перевозки (п. п. 2 - 13 Правил N 245).
Пунктом 15 Правил N 245 конкретно указано, что Перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной отметка "Договорной срок доставки. Договор от дата".
Руководствуясь указанными нормами, ОАО "РЖД" и грузоотправитель АО "Загорский трубный завод" заключили договор N 16/01-УСД-17 от 18.04.2017, в котором согласовали, что срок доставки, рассчитанный на основании Правил исчисления сроков доставки увеличивается на 5 суток.
Договором N 16/01-УСД-17 предусмотрено увеличение срока доставки как грузов, так и порожних вагонов (буквально в п. 1.1 договора указано "грузов и/или собственных (арендованных) порожних вагонов").
По спорным накладным соблюдены оба условия: станцией отправления является станция Бужаниново Московской железной дороги; по накладным отправлялся груз "Трубы стальные сварные большого диаметра".
То есть объектом перевозки по спорным накладным является груз, а не порожние вагоны.
В Договоре четко указано, что он распространяет свое действие на объект перевозки - груз. Следовательно, он применяется к сложившимся отношениям.
Так как по накладным не перевозились порожние вагоны, следовательно, согласно условиям договора принадлежность вагонов не имеет правового значения. Договором предусмотрено определение принадлежности вагонов только при перевозке порожних вагонов.
Согласно статье 33 УЖТ РФ грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки прибыли на станцию назначения.
Следовательно, по транспортным железнодорожным накладным N ЭР032892, ЭР038556, ЭР038624, ЭР038631, ЭР039588, ЭР039592, ЭР039597, ЭР052835, ЭР058100, ЭР061951, ЭР061966, ЭР063549, ЭР065344, ЭР065348, ЭР071852, ЭР071855, ЭР071863, ЭР073503, ЭР073633, ЭР073645, ЭР075782, ЭР097535, ЭР097541 суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что срок доставки грузов увеличен на 5 суток в соответствии с договором N 16/01-УСД-17 от 18.04.17.
Довод истца в части отказа в удовлетворении исковых требований по накладным N N ЭР032892, ЭР038556, ЭР038631, ЭР039588, ЭР039592, ЭР052835, ЭР058100, ЭР061951, ЭР061966, ЭР063549, ЭР065344, ЭР065348, ЭР071852, ЭР071855, ЭР071863, ЭР073503, ЭР073633, ЭР073645, ЭР075782, ЭР097535, ЭР097541, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Задержка доставки по данным накладным произошла по вине грузополучателя из-за сверхнормативного подхода вагонов и отказом грузополучателя принимать вагоны на свои пути, что подтверждается актами общей формы на начало и окончание задержки вагонов, а также итоговым актом станции назначения.
Согласно ст. 33 УЖТ РФ перевозчик обязан доставить груз в установленный сроки.
Сроки доставки грузов, порожних вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В железнодорожной накладной указывается расчетная дата истечения срока доставки, определенная исходя из Правил исчисления сроков доставки грузов (далее - Правила исчисления сроков N 245) - абз.4. ст.33 УЖТ РФ.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока (с учетом корректировки в соответствии с Правилами исчисления сроков N 245) перевозчик доставил вагоны на станцию назначения - абз.5 ст. 33 УЖТ РФ.
Согласно п.2.1. Правил исчисления сроков N 245 нормативный срок исчисляется на станции отправления и изменяется в случаях предусмотренных указанными правилами.
Таким образом, Уставом железнодорожного транспорта и Правилами исчисления сроков N 245 установлено, что в накладной указывается расчетный (предварительный) срок доставки, который может корректироваться перевозчиком в пути следования при возникновении определенных обстоятельств.
Корректировка нормативного срока, согласно п.7 Правил исчисления сроков N 245, производится перевозчиком путем составления акта общей формы и проставления отметки в железнодорожной накладной. Оформление иных документов для продления сроков доставки действующим законодательством не предусмотрено.
Так п. 6.7. Правил исчисления сроков N 245 предусмотрено, что срок доставки грузов увеличивается на все время задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях в случае невозможности их приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, получателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования.
Согласно п.3.1. Правил составления актов при перевозках железнодорожным транспортом, акт общей формы составляется на станциях для удостоверения обстоятельств: задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Спорные вагоны по накладным задержаны на промежуточных станциях из-за того, что станция назначения не могла принять спорные вагоны по причине сверхнормативного нахождения на путях станций других ранее прибывших вагонов, поступивших в адрес грузополучателя, нарушения владельцем путей технологического срока оборота вагонов т.к. эти (другие) вагоны не могли быть переданы на подъездные пути по причинам, зависящим от данного грузополучателя и владельца пути, о чем составлены акты общей формы.
За период простоя вагонов на промежуточной станции оформлены накопительные ведомости на взыскание платы за нахождения вагонов на путях общего пользования. Данная плата оплачена владельцем путей. Тем самым владелец пути подтвердил, что задержка вагонов произошла в пути следования по причинам зависящим от него.
Данные документы подтверждают, что на момент задержки на промежуточной станции вагонов по спорным накладным пути станции назначения были переполнены иными вагонами, по независящим от перевозчика причинам, что не позволяло доставить спорные вагоны на станцию назначения в первоначально установленные сроки.
В случае, если грузополучатель и/или владелец пути не забирает/возвращает вагоны на свой подъездной путь в установленные сроки, что делает невозможным подать новые вагоны, то на станции образуется "пробка" из вагонов ожидающих подачи на подъездной путь. А для прибывающих вагонов не остается места на станции назначения. Перевозчик вынужден размещать такие вагоны на соседних станциях, т.к. дальнейший подвод вагонов привел бы к полной парализации движения на железной дороге и работы станции.
Следовательно, своими действиями, владелец пути нарушает технологический процесс работы станции, предусмотренный Единым технологическим процессом, Уставом железнодорожного транспорта, Правилами перевозок грузов и иными нормативными документами.
При своевременном заборе вагонов грузополучателями на свои подъездные пути, на станции не происходит скопления вагонов сверх нормативного количества, что позволяет подвести на станцию следующие вагоны.
Таким образом, по причинам, зависящим от владельца пути, у перевозчика отсутствовала техническая возможность накапливать спорные вагоны на станции назначения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2021 года по делу N А40-155023/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Байкал Логистика" в доход федерального бюджета 3 000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.В.Захарова |
Судьи |
О.Г.Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-155023/2020
Истец: ООО "БАЙКАЛ ЛОГИСТИКА"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"