г. Москва |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А40-240763/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Савенкова О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.03.2021
по делу N А40-240763/20, принятое судьей Рыбиным Д.С.,
в порядке упрощенного производства
по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой
к ПАО "Газпром"
о взыскании денежных средств
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к публичному акционерному обществу "Газпром" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 76,74 руб. за период с 01.01.2018 г. по 30.09.2019 г. и неустойки в размере 6,80 руб. за период с 26.10.2018 г. по 30.09.2020 г.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.03.2021 по делу N А40-240763/20 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении иска. Указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 15.11.2005 между Администрацией и города Новый Уренгой (арендодателем) и ответчиком (арендатором) был заключен договор аренды земельного участка N НУ-3970 (далее - Договор), по которому ответчику в аренду передан Земельный участок с кадастровым номером 89:11:000000:0039, площадью 3.290кв.м., имеющий адресные ориентиры: ЯНАО, город Новый Уренгой, районы Коротчаево и Лимбяяха (далее - Земельный участок), сроком до 15.11.2008, для строительства метанолопровода".
Согласно п.2 ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст.610 ГК РФ).
С учетом отсутствия возражений со стороны арендодателя после истечения установленного в Договоре срока аренды ;Договор был возобновлен на неопределенный срок.
Истец указал, что ответчик ненадлежащим образом исполнял обязательства по внесению арендной платы, в результате чего за ним образовалась задолженность за период с 01.01.2018 по 30.09.2019 в размере 76,74 руб.
Истец также просил взыскать с ответчика неустойку за период с 26.10.2018 по 30.09.2020 в размере 06,80 руб. согласно представленному расчету.
В отзыве ответчик ссылался на п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции на дату заключения Договора), согласно которой арендная плата за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена - в соответствии с п. 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
На основании п. 5 ст. 27 ЗК РФ (в редакции на момент заключения Договора) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной собственности или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газотранспортной организацией является организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами) местного самоуправления (п. 1 ст. 424 ГК РФ).
Так как ставки арендной платы являются регулируемыми, то стороны Договора обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно указал, что независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Согласно п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных п. 2 ст. 48 ЗК РФ (объекты федерального транспорта, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий), не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Распоряжением ПАО "Газпром" от 29.11.2009 N 393 объект принят в эксплуатацию.
Суд первой инстанции согласился с позицией ответчика о том, что для расчета арендной платы по Договору за период с 1.01.2018 по 30.09.2019 подлежат применению положения постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и Приказа Минэкономразвития России от 14.01.2011 N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов" (далее - Приказ N 9).
Согласно п. 83 Приказа N 9 ставка по арендной плате по ЯНАО установлена равной 0,02.
То есть, арендная плата по Договору составляет 65,80 руб. в год.
При этом материалами дела подтверждается, что у ответчика имеется переплата по Договору по состоянию на декабрь 2020 г. в размере 98979,72 руб.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Отклоняя довод апелляционной жалобы истца о не извещении его о месте и времени судебного заседания, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что согласно п.1 ст. 122 АПК РФ копия судебного акта направляется арбитражным судом по месту нахождения адресата. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственно регистрации на территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 54 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165-1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
В соответствии с п. 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 25) статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (п. 1 ст. 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Как видно из материалов дела, определение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2020 г. о принятии иска и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства было направлено истцу по месту его нахождения по адресу: г.Новый Уренгой, пр. Ленинградский, д. 5Б (почтовый идентификатор 11573755376028).
Согласно сведениям с официального сайта ФГУП "Почта России" конверт с письмом Арбитражного суда города Москвы (почтовый 11573755376028) вручен истцу 18.12.2020 г.
Таким образом, судом первой инстанции соблюдены требования, предусмотренные ч. 1 ст. 121 АПК РФ о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о надлежащем извещении истца о времени и месте заседания суда первой инстанции.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на отсутствие на сайте http://kad.arbitr.ru информации об отзыве ответчика по настоящему делу противоречит материалам дела.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе ответчика доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2021 по делу N А40-240852/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-240763/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Ответчик: ПАО "ГАЗПРОМ"