г. Челябинск |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А34-12627/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 16.02.2021 по делу N А34-12627/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана - Яковлева Е.С. (паспорт, доверенность от 28.02.2019, диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области - Вохменцев А.С. (служебное удостоверение, доверенность от 31.12.2021).
Департамент финансов и имущества Администрации города Кургана (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным решения от 07.07.2020 N 045/01/18.1- 08/2020 и предписания 07.07.2020 N 045/01/18.1-08/2020, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Курганское УФАС России).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Шорина Наталья Анатольевна.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 16.02.2021 заявленные требования удовлетворены.
С указанным решением не согласилось Курганское УФАС России, направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Курганское УФАС России указывает, что согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды муниципального недвижимого имущества, комиссия по рассмотрению заявок не допустила к участию в аукционе Шорину Н.А. в виду отсутствия в заявке заявления об ознакомлении с имуществом.
Между тем, по мнению подателя жалобы, из анализа пункта 23 аукционной документации не предусмотрена обязанность прилагать к заявке заявление об ознакомлении с имуществом.
Также указывает, что банковский идентификационный код (БИК) является банковским реквизитом, и по смыслу подпункта 12 пункта 114 Приказа ФАС России N 67 является обязательной составной частью документации об аукционе.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия не явившихся представителей лиц участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной Курганским УФАС России проверки по жалобе Шориной Натальи Анатольевны, указывающей на нарушение со стороны Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана требований антимонопольного законодательства при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии (извещение о проведении торгов N 200520/18983781/01), антимонопольным органом возбуждено дело N 045/01/18.1-08/2020, по результатам рассмотрения которого Комиссией УФАС по Курганской области вынесено решение от 10.07.2020 (резолютивная часть от 07.07.2020) о признании в действиях организатора торгов - Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана при проведении открытого аукциона нарушение пункта 25 Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 (ред. от 11.07.2018) "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса".
На основании данного решения организатору торгов - Департаменту финансов и имущества Администрации города Кургана было выдано предписание от 10.07.2020, в соответствии с которым в течение пяти рабочих дней с момента получения предписания возложена обязанность отменить протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 100-ОАМК на право заключения договора аренды муниципального недвижимого имущества от 18.06.2020 (торги N 200520/18983781/01 на сайте http://www/torgi.gov.ru); разместить информацию об отмене вышеуказанного протокола на сайте http://www/torgi.gov.ru; внести изменения в документацию об аукционе N 100-ОАМК в части изменения реквизитов, указав БИК Банка; назначения новой даты проведения аукциона; продлить срок подачи заявок на участие в аукционе; пересмотреть заявки, поданные для участия в аукционе.
07.08.2020 Курганским УФАС России принято определение об исправлении описки в решении по делу N 045/01/18.1-08/2020 о нарушении процедуры торгов от 07.07.2020. В пункте 2 резолютивной части данного определения указано, что субъектом правонарушения является Комиссия по вопросам распоряжения муниципальным имуществом города Кургана, а не Департамент.
Не согласившись с решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлениями о признании ненормативных актов антимонопольного органа недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия организатора торгов не могут быть расценены как действия направленные на ограничение конкуренции.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходи к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно пункту 14 документации об аукционе Заявитель не допускается к участию в аукционе в случае:
- непредставления соответствующих документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений о заявителе;
- несоответствия заявителя требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к таким участникам;
- проведения ликвидации заявителя - юридического лица и наличие решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
- приостановления деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в аукционе;
- несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе;
- невнесения задатка за участие в аукционе в сроки, указанные в п.4 настоящей аукционной документации;
- наличия задолженности по внесению арендной платы в отношении другого объекта культурного наследия, в том числе объекта, не находящегося в неудовлетворительном состоянии, арендатором которого является заявитель, за 2 и более периода оплаты аренды, которые предусмотрены договором аренды;
- наличие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- наличие документов, выданных органом, уполномоченным в сфере государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области, о выявленных нарушениях охранного обязательства в отношении другого объекта культурного наследия, в том числе не находящегося в неудовлетворительном состоянии, арендатором или собственником которого является заявитель.
В пункте 23 документации об аукционе содержится перечень документов, которые должна содержать заявка на участие в аукционе:
- фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона (форма N 2 прилагается);
- полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru (20.05.2020) извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц);
- полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru (20.05.2020) извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей);
- копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица);
- надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru (20.05.2020) извещения о проведении открытого аукциона;
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности (далее - руководитель). В случае, если от имени заявителя действует иное лицо, заявка на участие в аукционе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя (для юридических лиц) и подписанную руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, заявка на участие в аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
- копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц);
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для заявителя выполнение работ, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве задатка на участие в аукционе, является крупной сделкой;
- документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве задатка на участие в аукционе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве задатка на участие в аукционе, или копию такого поручения).
Также в пункте 23 документации об аукционе указано, что все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка подается в запечатанном конверте. Заявки на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись (форма N 1 прилагается) входящих в их состав документов, быть скреплены печатью заявителя (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и подписаны заявителем или лицом, уполномоченным таким заявителем. Соблюдение заявителем указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе, поданы от имени заявителя, а также подтверждает подлинность и достоверность документов и сведений, представленных в составе заявки на участие в аукционе. Во время ознакомления с объектом, выставленным на аукцион, заявитель заполняет заявление об ознакомлении с имуществом и документами объекта выставленного на аукцион (форма N 3 прилагается).
В пункте 9 документации об аукционе говориться, что проведение осмотра муниципального имущества, выставленного на аукцион, осуществляется по вторникам с 13.00 до 15.00 по предварительной договоренности с организатором. Проведение такого осмотра осуществляется не реже, чем через каждые пять рабочих дней с даты размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте торгов, но не позднее чем за два рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Из буквального толкования положений аукционной документации (пункт 23) следует, что заявитель заполняет заявление об ознакомлении с имуществом и документами объекта выставленного на аукцион (форма N 3) во время ознакомления с объектом, выставленным на аукцион.
В пункте 23 документации об аукционе содержится перечень документов, которые должна содержать заявка на участие в аукционе. Между тем, в указанном перечне отсутствует заявление об ознакомлении с имуществом и документами объекта выставленного на аукцион.
Также судебная коллегия отмечает, что из аукционной документации не следует, что участник аукциона обязан ознакомиться с имуществом и документами объекта выставленного на аукцион. Ознакомление с имуществом и документами объекта выставленного на аукцион является правом, а не обязанностью участника аукциона, которым он может и не воспользоваться.
Относительно довода заявителя об информации о БИК банка, в который перечисляется задаток, суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно подпункту 12 пункта 114 Приказа ФАС России N 67 документация об аукционе должна содержать в том числе: требование о внесении задатка, размер задатка, срок и порядок внесения задатка, реквизиты счета для перечисления задатка в случае установления организатором аукциона требования о необходимости внесения задатка.
В соответствии с пунктом 1 Указания Центрального банка Российской Федерации от 24.12.2012 N 2946-У "О работе с распоряжениями о переводе денежных средств при изменении реквизитов банков, их клиентов", банковские реквизиты - это наименование, место нахождения, банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета (субсчета), счета межфилиальных расчетов), их клиентов (номер банковского счета).
Банковский идентификационный код (БИК) является банковским реквизитом, и по смыслу подпункта 12 пункта 114 Приказа ФАС России N 67 является обязательной составной частью документации об аукционе.
Таким образом, жалоба подана в антимонопольный орган при наличии законных оснований.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований, а решение суда подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 16.02.2021 по делу N А34-12627/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-12627/2020
Истец: Департамент финансов и имущества Администрации города Кургана
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по курганской области
Третье лицо: Шорина Наталья Анатольевна, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд