г. Хабаровск |
|
31 мая 2021 г. |
А73-21008/2020 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.Г. Харьковской, рассмотрев в судебном заседании без вызова участвующих в деле лиц апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 26.02.2021 по делу N А73-21008/2020 Арбитражного суда Хабаровского края в порядке упрощенного производства по заявлению АО "Дальневосточная генерирующая компания" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 162 041 руб. 04 коп.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, далее - АО "ДГК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - ОАО "РЖД") пени за нарушение срока доставки груза 162 041 руб. 04 коп.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.02.2021(резолютивная часть) по делу N А73-21008/2020 заявленные АО "ДГК" требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в применении статьи 333 ГК РФ ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу N А73-21008/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ апелляционный суд проверяет законность решения суда только в обжалуемой части отказа в применении статьи 333 ГК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со статьей 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В силу статьи 793 ГК РФ в случае ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную, в том числе, транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 6 процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего устава обстоятельств.
Статьей 75 УЖТ РФ предусмотрено, что общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.
Сроки доставки грузов, правила исчисления таких сроков, порядок оформления утверждены в Правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей (статья 33 УЖТ РФ).
С 11.06.2020 по 02.07.2020 со станции Чегдомын ДВост ж. д. в адрес грузополучателя АО "ДГК" на станцию назначения Мылки ДВост ж. д. направлены вагоны с грузом (уголь каменный Г-Газовый марка ГОМСШ). Вагоны доставлены по накладным N N ЭЗ081143 (основная ЭЖ648862), ЭЗ080302 (основная ЭЖ648862), ЭЗ082422 (основная ЭЖ648862), ЭЗ0784862 (основная ЭЖ648862), ЭЗ079377 (основная ЭЖ648862), ЭЗ079106 (основная ЭЖ648862), ЭЗ080701 (основная ЭЖ648862), ЭЗ079738 (основная ЭЖ648862), ЭЗ081598 (основная ЭЖ648862), ЭЗ082228 (основная ЭЖ648862), ЭЗ078786 (основная ЭЖ648862), ЭЗ083058 (основная ЭЖ648862), ЭЗ082643 (основная ЭЖ648862), ЭЗ082808 (основная ЭЖ648862) с просрочкой 2 суток. По накладным NN ЭД983453 (основная ЭД961310), ЭД983555 (основная ЭД961310), ЭД983292 (основная ЭД961310), ЭД983404 (основная ЭД961310), ЭД961449, ЭЕ421714 (основная ЭЕ161902), ЭЕ168996 просрочка 3 суток.
В связи с несоблюдением сроков доставки грузов АО "ДГК" предъявило ОАО "РЖД" об уплате пени претензии, оставленные без удовлетворения. О взыскании пени АО "ДГК" обратилось в арбитражный суд, который обоснованно удовлетворил заявленное требование.
Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245, установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых срок доставки грузов увеличивается, порядок его оформления. В материалах дела отсутствуют акты о задержке доставки груза.
Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства является правом суда, принимающего решение. В каждом конкретном случае суд оценивает возможность снижения санкций с учетом обстоятельств дела и взаимоотношений сторон. Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела, как того требуют положения статьи 71 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрено уменьшение пени, неустойки до размера процентов, рассчитанных по ставке рефинансирования Центрального банка России, т.к. ограничение размера пени, неустойки за просрочку доставки указано в статье 97 устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Осуществляя профессиональную экономическую деятельность в области перевозки грузов железнодорожным транспортом, перевозчик при должной степени заботливости и осмотрительности при исполнении принятых на себя обязательств мог избежать для себя негативных последствий в виде взыскания неустойки в заявленном в иске размере.
Исходя из допущенного срока просрочки доставки вагонов, не представления доказательств принятия всех возможных мер по исполнению обязательств, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанцией, о том, что требование о взыскании неустойки заявлено обществом обоснованно. Оснований снижения пени в порядке статьи 333 ГК РФ не усматривает.
Ссылки в жалобе на судебную практику апелляционный суд не принимает как доказательство доводов ОАО "РЖД".
Доказательств наличия у ОАО "РЖД" каких-либо негативных последствий, по рассматриваемой перевозке в материалы дела не представлено.
Отклоняются доводы жалобы ОАО "РЖД" о том, что спорное обязательство вытекает из договора перевозки, не является денежным обязательством, отсутствуют убытки общества, поскольку не могут являться критериями для определения соразмерности пени в соответствии с УЖТ РФ последствиям нарушения ответчиком обязательства.
Довод жалобы ОАО "РЖД" о том, что взыскиваемые суммы пени являются внереализационными доходами истца, дополнительно получаемыми к доходам из предпринимательской деятельности, отклоняется, поскольку толкование статьи 97 устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в качестве базы начисления законной неустойки предусматривает провозную плату без учета налогового законодательства, которое не применяется в расчете пени за просрочку доставки.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.03.2021 (резолютивная часть 26.02.2021) по делу N А73-21008/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-21008/2020
Истец: АО "ДГК"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога"