31 мая 2021 г. |
Дело N А83-18854/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 мая 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Ольшанской Н.А., Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Месеняшиной Т.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Основа" - Османовой Мерием Эскендеровны, представителя по доверенности от 15.03.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Основа" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 февраля 2021 года по делу N А83-18854/2019 (судья Гризодубова А.Н.),
по иску муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1" города Армянска Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Основа" о взыскании,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Армянска Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1" города Армянска Республики Крым (далее - МБОУ СОШ N 1 г. Армянска, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Основа" (далее - ООО "Основа", общество) о взыскании неустойки в размере 156 458 руб. (уточненных на основании заявления от 02.03.2020 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01 февраля 2021 года исковые требования удовлетворены. Взысканы с ООО "Основа" в пользу МБОУ СОШ N 1 г. Армянска неустойка в размере 156 458,00 руб., а также расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 6 018,00 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "Основа" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции сделан неправомерный вывод о том, что ответчик не представил надлежащих доказательств в подтверждение объективной невозможности выполнения работ по контракту в полном объеме. Судом не принято во внимание, что заказчик к началу выполнения работ обязан был закрыть школу и перевести обучающихся, либо сместить период выполнения работ на летние каникулы. Кроме того, вывод суда о том, что общество обязано было уведомить заказчика об обстоятельствах, которые подрядчик обнаружил в ходе выполнения работ, заявитель жалобы считает необоснованным, поскольку заказчику было известно о встречных обязанностях.
От МБОУ СОШ N 1 г. Армянска поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.
Представитель ООО "Основа" в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
МБОУ СОШ N 1 г. Армянска и Администрация города Армянска Республики Крым о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Как следует из материалов дела, 25.09.2018 между МБОУ СОШ N 1 г. Армянска (заказчик) и ООО "Основа" (подрядчик) заключен контракт NФ.2018.448259 (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по объекту: "Капитальный ремонт (замена оконных блоков) в здании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1" города Армянска Республики Крым", в соответствии с проектно-сметной документацией, переданной заказчиком подрядчику в порядке, установленном в п.5.2.1 настоящего контракта, Техническим заданием на выполнение работ (Приложение N 2 к контракту) в срок, установленный п.4.1 контракта, по цене в соответствии со Сводной сметой стоимости строительства (Приложение N 1 к контракту) и по цене, указанной в п.2.1 контракта, являющимися неотъемлемыми частями контракта, а заказчик в свою очередь обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В силу пункта 2.1 контракта (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 05.07.2019) цена контракта устанавливается на основании результатов электронного аукциона в соответствии со Сводной сметой стоимости строительства (Приложение N1 к контракту) и составляет 3 510 650,75 руб., в том числе НДС 20% -585 108,46 руб.
В соответствии с подпунктом 2.1.2 пункта 2.1 контракта в цену контракта включены причитающееся подрядчику вознаграждение и стоимость всех затрат подрядчика, необходимых для выполнения работ, указанных в пункте 1.1 настоящего контракта, в том числе:
- стоимость всех работ согласно проектно-сметной документации;
- стоимость приобретения, поставки и монтажа необходимого для капитального ремонта и эксплуатации объекта конструкций и материалов, поставляемых подрядчиком с выполнением погрузочно-разгрузочных работ;
- транспортные расходы и получение разрешений на транспортировку грузов, доставляемых подрядчиком и привлекаемыми им субподрядчиками;
- накладные расходы, сметная прибыль, а также все налоги, действующие на момент заключения настоящего контракта;
- затраты на мероприятия, связанные с соблюдением экологических норм при строительстве объекта;
- затраты, связанные с действием других факторов, влияющих на выполнение сроков капитального ремонта;
- инфляцию, расходы на непредвиденные затраты; другие затраты, прямо не поименованные в настоящем контракте, но необходимость которых вызвана выполнением обязательств подрядчиком в соответствии с пунктом 1.1 настоящего контракта по согласованию с заказчиком.
Оплата принятых в соответствии с п.7.1 и 7.2 настоящего контракта выполненных работ осуществляется заказчиком в течение 15 рабочих дней с даты подписания сторонами акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат КС-3, выставления подрядчиком счета на оплату работ (п.3.1 контракта).
Сроки выполнения работ определены в пункте 4.1 контракта, и выполняются в соответствии с Графиком производства работ:
- начало работ - со дня заключения контракта;
- окончание работ - в течение 90 дней с даты заключения контракта.
Разделом 5 контракта определены права и обязанности сторон.
Согласно подпункту 5.1.2 пункта 5.1 контракта, заказчик вправе в порядке осуществления строительного контроля, рассматривать образцы строительных материалов, оборудования, изделий, конструкций и комплектующих (далее "товары"), приобретаемых (или планируемых к приобретению) подрядчиком для производства работ, включая сопровождающие их документы, подтверждающие их качество и соответствие Российским стандартам, (паспорта на поставленные товары, накладные от поставщиков, сертификаты соответствия, Технические свидетельства о разрешении применения их в строительстве на территории РФ, пожарные сертификаты и прочее) с оригинальной печатью производителя или лица, заявителя подтверждающего документа, в течение не более 10 рабочих дней со следующего дня после получения от подрядчика этих образцов.
Подпунктом 5.1.3 пункта 5.1 контракта предусмотрено право заказчика привлекать компетентных специалистов и консультантов для проверки хода выполнения работ, соблюдения установленных сроков и качества на весь период действия контракта.
В силу подпункта 5.2.1 пункта 5.2 контракта после подписания контракта в течение 10 рабочих дней заказчик обязан передать подрядчику по акту на период выполнения работ:
а) проектно-сметную документацию в полном объеме;
б) копию документа заказчика, оформленного в установленном порядке, о назначении своего представителя контроля за выполнением работ - в 1 экз.;
в) другие документы.
Согласно подпункту 5.4.1 пункта 5.4 контракта подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, в соответствии с проектно-сметной документацией и по цене контракта, указанной в п. 2.1 настоящего контракта, строительными нормами и правилами. Сдать заказчику результат работ в установленный п. 4.1 контракта срок по акту приемки выполненных работ.
Подрядчик обязан немедленно известить заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- непригодности предоставленной заказчиком проектно-сметной документации;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ;
- иных, не зависящих от подрядчика обстоятельств, угрожающих качеству результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика о вышеуказанных обстоятельствах, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения 5 рабочих дней для направления разъяснений заказчиком, не вправе при предъявлении к заказчику требований, ссылаться на указанные обстоятельства (подпункт 5.4.18 пункта 5.4 контракта).
Порядок сдачи и приемки выполненных работ определен разделом 7 контракта.
Согласно пункту 7.1 контракта подрядчик для проверки выполненных работ предоставляет заказчику следующую документацию:
- акты о приемке выполненных работ по унифицированной форме N КС-2, оформленные согласно постановлению Госкомстата России от 11.11.99 N100, в 2 экземплярах;
- справку о стоимости выполненных работ по унифицированной форме N КС-3, оформленную согласно постановлению Госкомстата России от 11.11.99 N100, в 3 экземплярах;
- исполнительные схемы;
- акты освидетельствования скрытых работ;
- сертификаты, технические паспорта, подтверждающие качество примененных материалов, изделий, конструкций.
Для проверки представленных подрядчиком результатов выполненных работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта по фактическому объему, комплектности и качеству, ответственный представитель по контролю за выполнением работ от заказчика или приемочная комиссия от заказчика проводит проверку выполненных работ в течение 10 рабочих дней со дня получения от подрядчика документов, определенных пунктом 7.1 контракта (пункт 7.2 контракта).
В силу пункта 8.1 контракта изменение условий контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ФЗ N 44-ФЗ.
Ответственность сторон предусмотрена разделом 10 контракта.
Настоящий контракт действует до 31.12.2018. Отношения по настоящему контракту прекращаются по завершении гарантийного срока с учетом его продления. Истечение сроков выполнения работ, предусмотренных контрактом, не освобождает стороны от исполнения принятых на себя обязательств (пункт 14.2 контракта).
Воспользовавшись правом привлекать специалистов для проверки хода выполнения работ, МБОУ СОШ N 1 г. Армянска 19.10.2018 заключило контракт N85 с индивидуальным предпринимателем Квятковской Кариной Александровной, согласно которому последняя приняла на себя обязательства по осуществлению строительного контроля за выполнением строительно-монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт (замена оконных блоков) в здании МБОУ "СОШ N1".
Поскольку на 11.10.2018 подрядчик к работам не приступил, МБОУ СОШ N 1 г. Армянска направило в адрес общества претензию от 11.10.2018 N 03-15/614.
Повторно 31.10.2018 МБОУ СОШ N 1 г. Армянска направило в адрес общества претензию N 03-15/674 с просьбой предоставить фактический график выполнения работ по замене оконных блоков.
ООО "Основа" направило в адрес заказчика на согласование вариант конфигурации окон.
От ИП Квятковской Карины Александровны в адрес учреждения поступило письмо N 33, в котором сообщалось о том, что по состоянию на 22.10.2018 работы по объекту начаты не были.
Письмом от 01.11.2018 N 03-15/681 заказчик отказал в согласовании со ссылкой на несоответствие предложенной конфигурации окон спецификации.
12.11.2018 письмом за исх. N 03-15/712 МБОУ СОШ N 1 г. Армянска отказано обществу в согласовании позиций 45-63 в связи с несоответствием сметной документации и предложено окна (позиции 45-63) изготовить в двустворчатом исполнении с поворотно-откидной створкой.
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым письмом от 08.11.2018 N 045/3131 потребовало от ООО "Основа" незамедлительно приступить к выполнению монтажных работ по замене оконных блоков в МБОУ СОШ N 1 г. Армянска.
В письме от 13.11.2018 ООО "Основа" указывает, что поскольку заказчиком проектно-сметная документация подрядчику передана не была, подрядчик руководствовался проектно-сметной документацией, и просило уточнить является ли спецификация (стр.17-18 сметной документации), содержащая противоречия, частью проектно-сметной документации к контракту.
Письмом от 14.11.2018 N 03-15/720 МБОУ СОШ N 1 г. Армянска согласовало подрядчику предложенную им конфигурацию окон и просило руководствоваться локально-сметным расчетом N 02-01-01.
20.11.2018 письмом исх. N 03-15/744 заказчик направил в адрес подрядчика претензию в связи с нарушением срока выполнения работ с требованием в кратчайшие сроки приступить к выполнению работ на объекте и предоставить фактический график выполнения работ по замене оконных блоков.
В ответ на данную претензию письмом исх.N 2 от 21.11.2018 подрядчик сообщил, что в связи с обнаружением противоречий в проектно-сметной документации и уточнением Технического задания, получением от заказчика согласования конфигурации, конструкции были запущены в производство 15.11.2018, которые на 21.11.2018 находятся на изготовлении. Кроме того, общество к данному письму приложило график выполнения работ.
30.11.2018 письмом исх.N 1 подрядчик уведомил заказчика о приостановлении работ. Приостановление работ вызвано необходимостью увеличения объемов работ и цены контракта по причине того, что при выполнении демонтажа подрядчиком выявлены углубления (ниши) 10х10 сантиметров в откосах.
Вместе с тем, письмом исх.N 47 от 12.12.2018 ИП Квятковская (Воротилова) Карина Александровна, осуществляющий строительный контроль, известил заказчика о том, что работы подрядной организации не были приостановлены и выполнялись с 10 по 12 декабря 2018 года, несмотря на представленное уведомление. Кроме того, информировал, о том, что заполнение выявленных углублений (ниш) размером 10х10 сантиметров в откосах можно выполнить за счет средств на непредвиденные расходы. В виду этого, обратился с просьбой в кратчайшие сроки предоставить локально-сметный расчет.
12.12.2018 письмом исх.N 03-15/830 заказчик обратился к подрядчику с требованием представить локально-сметный расчет, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в письме ИП Квятковской (Воротиловой) Карины Александровны от 12.12.2018.
Для обсуждения выполнения работ по контракту, заказчик предложил обществу встретиться на объекте 19.12.2018 в 11.00 часов (письмо от 18.12.2018 исх.N 03-15/839).
В письме от 25.12.2018 исх.N 03-15/861 заказчик уведомил подрядчика о том, что срок окончания выполнения работ - 23.12.2018, сообщив, что на 25.12.2018 работы выполнены не в полном объеме.
28.12.2018 письмом исх.N 3 (вх.N 04/03-14 от 09.01.2019) подрядчик просил заказчика согласовать отделку откосов влагостойким гиспсокартоном, а также заполнение ниш политирольными плитами.
ИП Квятковская (Воротилова) Карина Александровна письмом от 28.12.2018 исх.N 48 (вх.N06/03-14 от 09.01.2019) уведомила учреждение о том, что при выполнении работ по объекту "Капитальный ремонт (замена оконных блоков) в здании МБОУ "СОШ N1" выявлены ряд нарушений.
Письмом за вх.N 02/03-14 от 09.01.2019 ООО "Основа" гарантировало завершение выполнения работ по контракту в срок до 31.01.2019.
09.01.2019 письмом исх.N 03-15/06 заказчик уведомил подрядчика о ряде нарушений, установленных ИП Квятковской (Воротиловой) Кариной Александровной, а также указал, что на 09.01.2019 работы выполнены не в полном объеме.
04.02.2019 МБОУ СОШ N 1 г. Армянска уведомило подрядчика о нарушении сроков выполнения работ, указав, что не все оконные блоки установлены, отсутствуют отливы, подоконные доски, не в полном объеме выполнены отделочные работы откосов, не убран строительный мусор (письмо исх.N 03-15/78).
13.02.2019 письмом исх.N 49 ИП Квятковская (Воротилова) Карина Александровна уведомила учреждение о том, что работы с 07 по 13 февраля 2019 года приостановлены подрядной организацией по неопределенным причинам, а также указала, что подрядные работы выполнены на 30 %.
Письмом от 14.02.2019 исх.N 05-15/110 заказчик сообщил подрядчику о том, что отделочные работы по контракту выполнены в объеме 30 %.
Во исполнение требования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым МБОУ СОШ N 1 г. Армянска 12.03.2019 письмом исх.N03-15/168 уведомило подрядчика о необходимости предоставить гарантийное письмо об окончательном сроке выполнения ремонтных работ.
Поскольку ответ на вышеуказанное письмо получен не был, 26.03.2019 заказчик направил в адрес общества письмо исх.N 03-15/205 с требованием о предоставлении графика выполнения работ и гарантийного письма об окончательном сроке выполнения работ на объекте, а также просил встретиться на объекте для согласования возникших вопросов.
27.03.2019 письмом исх.N 03-15/211 заказчик обратился к подрядчику с просьбой дать разъяснения о причинах остановки ремонтных работ.
Письмом от 03.04.2019 исх.N 03-15/237 заказчик уведомил подрядчика о том, что работы по объекту не ведутся, настоятельно рекомендовал согласовать встречу для обсуждения вопросов, указав, что отделочные работы внутренних откосов и установка подоконной доски выполнены не в полном объеме.
30.04.2019 ООО "Основа" направил в адрес учреждения уведомление за исх. N 3 с просьбой о взаимодействии между представителями подрядчика и заказчика для подписания ранее направленных документов в срок до 12.05.2019.
Письмом исх.N 2 от 14.05.2019 ИП Квятковская (Воротилова) Карина Александровна уведомила МБОУ СОШ N 1 г. Армянска о том, что документация представлена подрядчиком в неполном объеме, кроме того на месте проведения строительно-монтажных работ был выявлен ряд дефектов и недостатков, о чем в последующем заказчик уведомил подрядчика письмом исх.N02-15/338 от 15.05.2019.
27.05.2019 письмом исх.N 4 подрядчик повторно направил в адрес заказчика требование о необходимости подписания актов или направления мотивированного отказа.
В ответ на данное письмо, письмом исх.N 03-15/396 от 30.05.2019 заказчик уведомил подрядчика о том, что после проведенного совместно осмотра были выявлены ряд дефектов.
Письмом исх. N 5 от 31.05.2019 ООО "Основа" уведомило заказчика о том, что в связи с проведением Единого государственного экзамена подрядчик ограничен в исправлении выявленных недостатков.
11.06.2019 МБОУ СОШ N 1 г. Армянска направило в адрес общества письмо исх. N 03-15/420 от технического надзора ИП Квятковской (Воротиловой) Кариной Александровной.
19.06.2019 учреждение просило подрядчика о встрече на объекте для предоставления документов согласно условиям контракта (письмо исх. N 03-15/428).
05.07.2019 МБОУ СОШ N 1 г. Армянска были подписаны акты о приемки выполненных работ по форме КС-2 N 1, N 2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 на сумму 3 510 650,75 руб.
ООО "Основа" выставлен счет на оплату N 1373 от 05.07.2019, который оплачен учреждением платежным поручением N 315151 от 11.07.2019.
Ссылаясь на нарушение сроков выполнения работ по контракту, МБОУ СОШ N 1 г. Армянска 11.07.2019 направило в адрес ООО "Основа" претензию N 03-15/382 о выплате пени в размере 1 510 018, 65 руб.
В ответ на указанную претензию, подрядчик письмом от 16.07.2019 исх.N 6 представил контррасчет начисленной неустойки, указав, что в целях досудебного урегулировании сора, заказчику необходимо представить пояснения в связи с чем не были предприняты меры по переводу учащихся в другое общеобразовательное учреждение на период производства строительных работ в здании школы.
03.09.2019 МБОУ СОШ N 1" г. Армянска направило в адрес ООО "Основа" претензию с требованием о выплате пени в связи нарушением сроков выполнения работ. Кроме того, в претензии учреждение указало, что распоряжениями N 18 от 29.11.2018 "О переводе обучающихся школы в учебные кабинеты", N 23 от 27.12.2018 "О продлении срока ремонтных работ во II полугодии" были предприняты меры по переводу обучающихся на период производства строительных работ.
В ответе на данную претензию, подрядчик не согласился с обстоятельствами указанными в претензии от 03.09.2019, указав, что просрочка исполнения обязательств была обусловлена бездействием заказчика.
17.10.2019 МБОУ СОШ N 1 г. Армянска направило в адрес общества уведомление N 03-15/579 о подаче искового заявления в Арбитражный суд Республики Крым.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, заслушав пояснения представителя ответчика, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор является основанием возникновения обязательства, при котором одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определённое действие, как то передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и др., либо воздержаться от определённого действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (статья 740 ГК РФ).
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки) (пункт 1 статьи 708 ГК РФ).
Исходя из части 4 статьи 753 ГК РФ, сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Пунктом 1 статьи 330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с п.10.5 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Условиями контракта предусмотрено начало работ с момента подписания контракта. Окончание работ - в течение 90 дней с даты заключения контракта (пункт 4.1 контракта).
Таким образом, срок выполнения работ - 25.12.2018.
В свою очередь, заказчиком работы приняты 05.07.2019, что подтверждается подписанными заказчиком и подрядчиком актами приемки выполненных работ (КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ (КС-3) на сумму 3 510 650,75 руб.
В соответствии с п. 4.2 контракта работы считаются завершенными от даты подписания акта приемки выполненных работ.
Таким образом, работы приняты 05.07.2019.
Обращаясь с данным иском, истец просил взыскать с ответчика пеню в размере 156 458,00 руб. за период с 26.12.2018 по 04.07.2019, исходя из ставки 7%.
Вместе с тем, в соответствие с информацией Банка России с 17.06.2019 размер ставки рефинансирования составляет 7,5%.
Согласно расчету суда апелляционной инстанции, сумма неустойка за период с 26.12.2018 по 05.07.2019 составляет 168 511,24 руб. руб., исходя из следующего расчета:
3 510 650,75 Ч 192 Ч 1/300 Ч 7.5% = 168 511,24 руб.
Взыскание пени в меньшем размере является правом истца и не нарушает законных прав и интересов ответчика.
По состоянию на день принятия решения по делу надлежащие и допустимые доказательства погашения суммы неустойки суду не представлены. Ходатайство о снижении размера неустойки обоснованно отклонено судом первой инстанции.
Доказательств ее несоразмерности последствиям неисполнения обязательств суду не представлено.
Судом первой инстанции установлен факт выполнения работ по контракту с просрочкой, ввиду чего обществу обоснованно начислена пеня в соответствии с п. 10.5 контракта.
Доказательств невозможности исполнения принятых на себя обязательств по причинам, установленным в законе в качестве оснований для исключения ответственности, ответчиком не представлено.
Таким образом, исковые требования МБОУ СОШ N 1 г. Армянска удовлетворены судом правомерно.
Доводы ООО "Основа" о том, что заказчик к началу выполнения работ был обязан закрыть школу и перевести обучающихся, либо сместить период выполнения работ на летние каникулы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка в решении суда.
Кроме того, в п.6 Технического задания содержатся данные об особых условиях строительства, согласно которым здание МБОУ СОШ N 1 г. Армянска является действующим объектом.
Ссылка в апелляционной жалобе, что судом оставлены без внимания доводы общества о том, что невозможность выполнения работ в срок, установленный контрактом, обусловлена встречным неисполнением своих обязательств заказчиком, которому было известно о встречных обязанностях, в связи с чем уведомление его об этом не требовалось, опровергается материалами дела.
Пунктом 1 статьи 719 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
В силу пункта 1 статьи 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 328 ГК РФ, если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей не предоставленному исполнению.
Так из представленного письма от 30.11.2018 исх.N 1 усматривается, что подрядчик уведомлял заказчика о приостановлении работ по причине того, что при выполнении демонтажа подрядчиком выявлены углубления (ниши) 10х10 сантиметров в откосах.
Вместе с тем, письмом исх.N 47 от 12.12.2018 ИП Квятковская (Воротилова) К.А., осуществляющий строительный контроль, известил заказчика о том, что работы подрядной организацией не были приостановлены и выполнялись с 10 по 12 декабря 2018 года, несмотря на представленное уведомление. Кроме того, информировал, о том, что заполнение выявленных углублений (ниш) 10х10 сантиметров в откосах можно выполнить за счет средств на непредвиденные расходы.
В свою очередь, письмом от 12.12.2018 N 03-15/830 МБОУ СОШ N 1 признало уведомление о приостановлении работ немотивированным, а приостановление работ необоснованным.
Кроме того, истцом представлены многочисленные письма с требованием приступить к выполнению работ. Каких-либо надлежащих доказательств наличия оснований для освобождения ответчика от ответственности за просрочку обязательств (ст. 401 ГК РФ) суду не представлено.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 01 февраля 2021 года по делу N А83-18854/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Основа" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-18854/2019
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N1" ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "ОСНОВА"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1059/2021
01.02.2021 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-18854/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-18854/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-18854/19